Флоренция. Палаццо Питти. Королевские апартаменты. Часть 1

Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения.
1.
mappa_pitti

С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею и Королевские апартаменты.
2.
pitti0

В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
2_floor

Королевские апартаменты
Четырнадцать великолепных комнат, выходящих на южную сторону фасада Палаццо Питти, сегодня известны как Королевские апартаменты. С XVII в. эти величественные залы были резиденцией семей великих герцогов Медичи, затем представителей домов Лотарингии и, наконец, Савойи, когда Флоренция стала второй столицей объединенной Италии, а Виктор Эммануил II решил сделать палаццо Питти королевской резиденцией. Сохранившиеся до наших дней немногие следы древнейшего периода Медичи больше всего связаны с великим герцогом Фердинандо II, сыном Козимо III, который собрал в этих залах свою впечатляющую коллекцию шедевров эпохи Возрождения и барокко венецианской, флорентийской и эмилианской школ, которая до сих пор является ядром коллекций Палатинской галереи и Уффици.

Преобладающий вид королевских апартаментов, какими мы их видим сегодня, обусловлен неоклассическим вкусом дворов Лотарингии-Габсбургов в четвертом и пятом десятилетиях XIX в., внешний вид которому придает свой окончательный характер сильно эклектичный штамп Савойи в стиле ампир. В отличие от великолепных залов Палатинской галереи, эти помещения меньше по размеру и имеют более интимную и семейную атмосферу, сохраняя при этом роскошь и очарование. После общей реорганизации флорентийских галерей ряд важных картин был перенесен из апартаментов в Палатинскую галерею или в Уффици. По информации официального сайта, Королевские апартаменты в настоящее время закрыты на реставрацию.

Зал ниш [b]
Зал ниш фактически отделяет Палатинскую галерею от Королевских апартаментов и является частью старейшего ядра здания XV в. В этой же комнате после своей смерти в 1574 г. покоился великий герцог Козимо I. Украшение потолка и стен архитектурными и растительными мотивами и паноплиями оружия в монохроме с золотыми включениями, выполненное Джузеппе Мария Террени и Джузеппе Кастаньоли в конца XVIII в., отражает неоклассический вкус того времени. Обстановка комнаты также была чрезвычайно изысканной. В период Медичи Зал ниш использовался как вестибюль для приема гостей, а первые Лотаринги использовали его для приемов и представлений. В более поздний период Лотарингии в XIX в. эта комната стала использоваться для приема пищи, став столовой. Концепция комнаты, отведенной для обеда, возникла с растущим английским средним классом и распространилась по Европе в XIX в. Савойи также использовали комнату для этой цели. В 1938 г. здесь состоялся банкет в честь Адольфа Гитлера.
4*.
DSC_9319

Зал ниш был отремонтирован при Козимо I. Он хотел, чтобы ниши были антиквариумом, содержащим самые престижные из древних статуй в его коллекции. Первоначально планировалось задействовать десять ниш, но в итоге их осталось только шесть.
5. Схема расстановки ниш в зале.
DSC_9332

6*. Скульптуры в зале ниш
DSC_9331

Ваза с цветами (Ян ван Хейсум, ок. 1720-1740). Ян ван Хейсум, самый известный (и, на тот момент, самый дорогой) художник-натюрмортист, достиг доселе неизвестного уровня точности в своем натурализме — особенности, за которую нидерландской живописью восхищались с XV в. В этой картине автор продемонстрировал высочайшее мастерство в изображении деталей, начиная от крошечной ряби на полупрозрачных крыльях насекомых и заканчивая чрезвычайно нежными, почти вибрирующими лепестками, демонстрируя, как он использовал увеличительное стекло для изучения и рисования природы. В 1940 г., в начале Второй мировой войны, дворец Питти был эвакуирован, а произведения искусства, в том числе «Ваза с цветами», были помещены в деревянные ящики и спрятаны на загородных виллах вдали от опасностей войны. В июле 1944 г. немецкие войска наткнулись на эти тайники, погрузили сокровища в грузовики и увезли на север Италии. Картина «Ваза с цветами» была похищена немецким капралом, который тайно передал ее своей жене. Долгое время на месте картины висела табличка со словом «украдено» на трех языках. После долгих поисков и сложных переговоров полотно вернулось в Италию только в июле 2019 г.
7.
DSC_9339

Зеленый зал [I]
Зеленая комната — одна из трех комнат, составляющих «Тканевый квартал» (Quartiere delle Stoffe), получивший название в XIX в. из-за дамасских шелков разных цветов, покрывающих стены (флорентийская мастерская, 1854-1855). В первой комнате использован великолепный зеленый дамасский шелк с крупными кистями. Зеленая комната, также называемая «Караульной», была прихожей апартаментов принца Фердинандо. Великолепный барочный вид комнаты обусловлен не только изящной и изысканной мебелью, но и многочисленными росписями на стенах. Большой ковер Королевской мануфактуры Турне датируется 1856 г.
8*.
DSC_9345

Все, что осталось от того периода (1663-1713), — это полотно на потолке с изображением «Аллегории мира между Флоренцией и Фьезоле» (Лука Джордано, 1682) и монохромные серые, зеленые и золотые фрески (Джузеппе Кастаньоли).
9.
DSC_9365

Пиа де Толомеи и Нелло деи Панночиески (Пио Феди, 1849). Мрамор. Пиа де Толомеи — дворянка родом из Сиены, предположительно жившая в XIII в. и убитая своим мужем Нелло деи Панночиески, который заставил ее выпасть с балкона замка Пьетра. Упоминается в «Божественной комедии» Данте Алигьери, а также во многих произведениях эпохи романтизма. Трагический образ Пии де Толомеи был особо популярен в западноевропейском искусстве XIX в. Скульптура была приобретена королем Виктором Эмануилом II в 1861 г.
10.
DSC_9357

Расположение экспонатов на стене A. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
11#.
DSC_9358

Аллегория коронации Фердинанда II Медичи (Джованни Андреа Ансальдо, ок. 1629-1630). Масло по холсту. На картине изображена коронация великого герцога Фердинандо II в 1627 г. как аллегория, в которой он окружен изображениями добродетелей: справа — Благоразумие с зеркалом в руках; слева — Правосудие с парой весов; ниже — Милосердие, кормящее грудью ребенка. У ног Фердинандо Минерва представляет три вида искусства (архитектуру, скульптуру, живопись).
12.
DSC_9366

Алхимик (Жерар Томас). Масло по холсту. Художник представляет интерьер, в котором практикуется древнее магическое искусство алхимии. Картина поступила из коллекции великого герцога Фердинандо II Медичи. В этом посте в настоящую раму «вставлен» не оригинал, а авторская копия картины «Врач в своем кабинете» из Королевской коллекции в замке Хилсборо, отличающаяся только несколькими мелкими деталями.
13.
DSC_9358-04

Расположение экспонатов на правой части стены B. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
14#.
DSC_9367

Бюст Вакха (Джузеппе Пьямонтини, ок. 1690). Мрамор. Первоначально бюст украшал комнату на третьем этаже Палаццо Питти, где он составлял пару с бюстом Дианы. Бахуса, бога вина в классической мифологии, можно узнать по короне из плюща и ягод на его голове.
15.
DSC_9367-01

Портрет графини Медичи (?) (мастерская Алессандро Аллори, XVI в.). Масло по панели. Возможно, натурщицей является Контессина де Медичи, младшая дочь Лоренцо Великолепного, изображенная в изысканном платье, типичном для поздней моды XVI в. Картина задокументирована в Палаццо Питти в начале XIX в.
16.
DSC_9367-02

Портрет Аделаиды Французской в роли Дианы (Жан-Марк Наттье, 1745). Портрет Генриетты Французской в роли Флоры (Жан-Марк Наттье, 1742). Масло по холсту. Аделаида Французская, четвертая дочь короля Людовика XV, изображена в образе Дианы Охотницы на этой подписанной и датированной картине. На соседней картине изображена старшая сестра Аделаиды Генриетта в образе Флоры, богини цветов. Это высококачественные копии c оригиналов, которые сейчас находятся в Версале и написаны Наттье для старшей сестры Луизы-Елизаветы, жены инфанта Испании Фелипе Бурбонского, впоследствии герцога Пармского. Обе картины были привезены из Пармы во Флоренцию семьей Савойских в 1868 г
17.
DSC_9367-03-1

18.
DSC_9367-03-2

Каминные часы (французская мастерская, ок. 1810). Чеканная и позолоченная бронза. Часы были заказаны Элизой Бачокки для герцогского дворца в Лукке. Две статуэтки изображают Купидона и Психею.
19.
DSC_9367-08

Портрет Марии Лещинской (мастерская Карла Ванлоо, ок. 1740-1750). Масло по холсту. Этот портрет Марии Лещинской, жены короля Франции Людовика XV, является точной копией портрета, хранящегося в парижском Лувре. Вместе с портретами ее дочерей Генриетты и Аделаиды работы Жана-Марка Натье он был отправлен в Испанию старшей дочери Луизе-Елизавете, жене инфанта дона Филиппа. Когда Филипп стал герцогом Пармским, картины были перевезены в Парму, откуда между 1860 и 1870 гг. семья Савойских перевезла их в Палаццо Питти.
20.
DSC_9367-10

Венера, сдерживающая Адониса (Лукас Франшуа младший, ок. 1650-1680). Масло по холсту. Картина поступила из коллекции великого герцога Фердинандо Медичи. Изображена богиня Венера, тщетно пытающаяся удержать Адониса, своего смертного возлюбленного, от охоты, на которой он будет насмерть забодан вепрем. Парная ей картина, изображающая смерть Адониса, находится в музее в Мехелене, родном городе художника.
21.
DSC_9367-11

Бюст улыбающейся девушки (Джузеппе Пьямонтини, 1689). Мрамор. Скульптура является частью группы из четырех женских бюстов, изготовленных Пьямонтини в 1689 г. по заказу великого герцога Фердинандо Медичи.
22.
DSC_9367-12

Описания картин на стене C можно прочитать по ссылке. Ниже подробнее описаны некоторые из них.

Портрет короля Людовика XV (школа Гиацинта Риго, XVII в.). Масло по холсту. Это точная копия знаменитого портрета Людовика XV кисти Гиацинта Риго, который сейчас выставляется в Версале.
23.
DSC_9344-01

Портрет короля Франции Людовика XV и Марианы Виктории Испанской (Жан Франсуа де Труа, 1723). Масло по холсту. Эта картина с подписью и датой является официальным портретом Людовика XV в возрасте тринадцати лет и его невесты Марианы Виктории, дочери Филиппа V, которой было пять лет. Золотые лилии намекают на королевский дом Франции, в то время как две короны символизируют договор между двумя монархиями.
24.
DSC_9344-04

Портрет Марии Зефирины Французской (Жан-Марк Наттье, 1751). Масло по холсту. Как и другие работы Наттье, выставленные в этом зале, и другие портреты французской королевской семьи, эта картина прибыла во Флоренцию в 1868 г. из герцогского дворца в Парме, куда его привезла в середине XVIII в. Луиза Елизавета, дочь французского короля Людовика XV и невеста испанского принца Филиппа I, герцога Пармского. На ней изображена Мария Зефирина Французская, дочь дофина Луи Фердинанда и внучка Людовика XV, которая умерла в 1755 г. в возрасте пяти лет.
25.
DSC_9344-05

Портрет Марии Луизы де Бурбон (последователь Лоренцо Тьеполо, 1763-1764). Масло по холсту. Мария Луиза де Бурбон была дочерью испанского короля Карла III, и в 1765 г. вышла замуж за Пьетро Леопольдо Габсбург-Лотарингского, великого герцога Тосканы. Полотно является точной копией пастели Лоренцо Тьеполо, одного из серии портретов детей испанского короля, хранящегося в музее Прадо. В каталоге галереи Уффици возможным автором копии портрета назван Лоран Пешо.
26.
DSC_9344-06

Небольшой деревянный столик, фанерованный и со столешницей, инкрустированной орнаментом из полудрагоценных камней, представляет собой произведение очень высокого качества, достигнутого флорентийской мануфактурой в XVII в.
27.
DSC_9370

Портрет короля Людовика XV (Гиацинт Риго, 1721). Масло по холсту. Это версия портрета того же автора 1715 г., который сейчас находится в Версале. На обороте имеются подпись и дата. Возможно, портрет был привезен из герцогских коллекций в Парме.
28.
DSC_9344-08

Расположение экспонатов на стене D. Ниже подробнее описаны некоторые из них.
29#.
DSC_9359

Кабинет Стипо (краснодеревщик Амман, резчик по дереву Почетти, 1677). Резное и частично позолоченное дерево, черное дерево, окрашенная в черный цвет груша, перламутр, инкрустация из твердых и мягких камней, позолоченная бронза. Шкаф опирается на основание, поддерживаемое кариатидами, и состоит из центральной части в виде ниши с бюстами императоров и статуями Венеры, Юноны и Минервы, а также восьми выдвижных ящиков с каждой стороны. На балюстраде вверху расположен ряд статуэток, в которых доминирует фигура Атласа, поддерживающего земной шар. Шедевр флорентийского краснодеревщика XVII в., он принадлежал великой герцогине Виктории делла Ровере и был доставлен во дворец Питти в 1852 г.
30.
DSC_9371

Пейзаж с руинами, пастухами и стадами (Иоганн Генрих Роос, 1684). Масло по холсту. Вместе с парной картиной, расположенной симметрично на стене, она была привезена из Вены в результате обмена между двумя дворами в 1793 г. Художник, подписавший и датировавший оба полотна, прославился своим мастерством в рисовании животных.
31.
DSC_9363

Пейзаж с пастухами и стадами (Иоганн Генрих Роос, 1683). Масло по холсту. Он образует пару с симметрично расположенным пейзажем того же автора. Полотно попало во Флоренцию из Вены, когда в 1793 г. два двора обменялись некоторыми своими картинами.
32.
DSC_9364

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.