Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
1.
В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра.
2.
Коридор Новициата (Коридор ризницы) [60]. Новициат был местом, предназначенным для тех, кто готовился вступить в орден францисканцев. Он был построен в рамках большого проекта реконструкции и расширения монастыря, предпринятого после пожара 1423 г., уничтожившего старое общежитие монахов. Перестройку, вероятно, спроектированную Микелоццо, построили между 1435 и 1445 гг. за счет средств великого герцога Козимо Медичи, чей герб до сих пор виден в этих помещениях.
3. Доступ в коридор осуществляется через портал XV в. [59] на южной стороне трансепта.
Коридор Новициата, часовня Медичи и Зал колодца были перестроены в 2014 г. с целью размещения и защиты ряда картин от риска наводнения, которые из-за их размера и хрупкости считаются трудными для перемещения. Ранее эти панели были размещены в музее, где они пострадали от наводнения 1966 г. Фактически музей находится на одном уровне с площадью Санта-Кроче и поэтому потенциально подвержен затоплению, а крыло послушников находится на более высоком и, следовательно, более безопасном месте.
В люнете над входной дверью изнутри коридора находится фреска начала XVI в. с изображением Мадонны с младенцем и францисканскими святыми, приписываемая фра Бартоломео.
4.
Помещение вымощено белыми мраморными надгробиями и перекрыто цилиндрическим сводом; естественный свет поступает из трех многостворчатых окон, открытых на западной стене. В первой половине XIX в. на стенах этого прохода были установлены многочисленные памятники и надгробия людей. Они были сняты в прошлом веке и впоследствии перенесены в Галерею погребальных памятников, примыкающую к Первому клуатру [66]. На своем месте сохранился только памятник Лоренцо Бартолини и мраморные плиты на полу с вырезанными именами захороненных.
5.
С 2014 г. в коридоре выставлена коллекция картин на деревянных панелях разного происхождения, которые когда-то выставлялись в Музее, где они были сильно повреждены наводнением 4 ноября 1966 г. После многих лет тщательных реставрационных работ они были перенесены в эту часть комплекса, подальше от риска порчи вследствие возможного будущего наводнения.
Панель темперой по дереву «Мадонна с Младенцем на троне в окружении св. Петра (слева), часть панели отсутствует, Иакова Зеведеева и св. Франциска» (справа) (Паоло Скьяво, ок. 1450).
6.
Троица между св. Бенедиктом, св. Франциском Ассизским, св. Варфоломеем и св. Иоанном Крестителем (Нери ди Бичи, 1461).
7.
Мадонна с Младенцем на троне со св. Людовиком Тулузским и св. Иоанном Богословом в окружении св. Иоанна Крестителя, св. Андрея, св. Антония Великого и св. Лаврентия (слева) и св. Петра, св. Варфоломея, св. Кристофора и св. Франциска Ассизского (справа) (Лоренцо ди Никколо, начало XV в.).
8.
Кенотаф скульптора Лоренцо Бартолини (ученик Паскуале Романелли), 1858).
9.
Св. Иоанн Креститель (Франческо ди Микеле, 1375-1380).
10.
Коронация Девы Марии с ангелами в окружении св. Марии Магдалины, св. Иоанна Богослова, св. Петра и св. Стефана (Лоренцо ди Никколо, начало XV в.).
11.
Мадонна с Младенцем на троне (Лоренцо ди Никколо, 1409).
12.
Ризница [61] представляет собой большую прямоугольную комнату с расписным стропильным потолком. Традиционно покровительство приписывается семье Перуцци, чьи гербы присутствуют в четырех углах.
13.
Ризница представляет собой один из старейших примеров монументальной ризницы во Флоренции, ее большие размеры, вероятно, связаны с его первоначальной функцией капитула, то есть места, где религиозная община собиралась в течение дня и для самых важных собраний. В XV в. функция капитула была передана часовне Пацци [65].
14.
Окружающие стены расписаны панелями, имитирующими мрамор, создание которых критики приписывают Якопо дель Казентино. На протяжении веков видоизменялась форма окон, а крыша и мраморные зеркала были покрыты желтоватой краской. Между 1884 и 1885 гг. вся окружающая обстановка была отреставрирована группой мастеров и художников под руководством архитектора Луиджи дель Моро, чтобы «восстановить древний характер».
15.
Расписной стропильный потолок ризницы, украшенный фигурами францисканских святых.
16.
К середине XIV в. началось строительство капеллы Ринуччини [62], что повлекло за собой уничтожение части фресок, написанных несколькими годами ранее на восточной стене. Предполагается, что там было изображено Распятие. Вероятно, из-за этого вмешательства распятие снова было написано на южной стене, на этот раз художником Таддео Гадди. К концу XIV в. по бокам фрески были добавлены новые сцены: слева «Восхождение на Голгофу» (Спинелло Аретино), справа — «Воскресение» (Никколо ди Пьетро Герини) и вверху — «Вознесение» (Никколо ди Пьетро Герини).
17*.
Как и большая часть комплекса, ризница также видоизменялась на протяжении веков: в 1810 г. с передних панелей шкафов для облачений был демонтирован впечатляющий набор расписных панелей-квадрофолиев на тему «Историй Христа и св. Франциска» (Таддео Гадди, 1335-1358). Большая часть этих панелей сейчас выставлена в Зале Джотто Галереи Академии, однако 4 из 26 оригинальных панелей попали на антикварный рынок и стали частью музейных коллекций Старой Пинакотеки Мюнхена и Берлинской картинной галереи.
18*. Фото из Галереи Академии.
Не позднее 1288 г. у Санта-Кроче появилось первое символическое знамя — большой деревянный крест высотой около 450 см, написанный Ченни ди Пепо, известным как Чимабуэ. Это было произведение искусства, созданное как свидетельство путешествия, миссии и воинственной приверженности: Христос больше не изображался как отчужденный, царственный и торжествующий Cristhus triumphans, а как страдающий, умирающий человек, жертва судьбы, общей для других простых смертных — Христос страждущий со скорбящей Мадонной и св. Иоанном Богословом по бокам. Цвет фигуры Христа, который является реальным цветом смерти, кажется новым по отношению к восточной живописи. Также новаторским является изображение тела, уже не жесткое и без абстрактной схемы трехраздельного живота, формы которого моделируются замечательной светотенью. Благодаря францисканцам эта типология распятого Христа стала универсальным символом христианской духовности. Во время наводнения в 1966 г. распятие, висевшее в большом зале рефектория [68], где уровень воды достиг почти пяти метров, стало жертвой и драматическим символом этого трагического события. Для его реконструкции потребовались десятилетние кропотливые усилия мастеров из Opificio delle Pietre Dure, ныне одного из самых компетентных международных центров реставрации. И, несмотря на все усилия, было безвозвратно утеряно 60-70% окрашенной поверхности Распятия.
19.
Часть очарования ризницы исходит от старинной мебели, состоящей из центральной стойки и боковых шкафов, построенных в XIV-XV вв. (с последующими изменениями XVI в.). Шкаф в углу датируется XIX в. Сегодня, как и тогда, в этих предметах мебели хранятся облачения, которые носят здесь монахи перед литургией.
20.
Под полихромным терракотовым бюстом Христа-Искупителя (Джованни дела Роббиа, конец XV в.) находится небольшая мраморная раковина (Паньо ди Лапо Портиджани, середина XV в.),
21.
Капелла Ринуччини [62], выходящая на восточную сторону ризницы, имеет квадратный план, перекрытый крестовым сводом, и освещена двумя многостворчатыми окнами на задней стене, увенчанными гербом семьи Ринуччини. Фактически часовня была основана и оформлена благодаря завещанию, составленному в 1350 г. Лапо ди Лицио Гвидалотти. Выполнением работ руководил Людовико ди Джованни, настоятель монастыря Санта-Кроче, который, скорее всего, и выбрал посвящение часовни Рождеству Богородицы и св. Марии Магдалине, центральным фигурам францисканской проповеди. Однако работы начались только через 9 лет после смерти Гвидалотти и сопровождались постоянными финансовыми трудностями. Возможно, именно задержки выплат стали причиной отказа Джованни да Милано от завершения контракта. Прерывание работ произошло после 1366 г., а передача покровительства семье Ринуччини и завершение всех работ произошли только после ноября 1370 г.
22. Семейное захоронение Ринуччини перед алтарем капеллы
Фресковое оформление длилось с 1359 по 1371 г.: Джованни да Милано до 1366 г. расписал сегменты свода четырьмя фигурами пророков в многолепестковых рамах и закрыл крест, прикрепив деревянное тондо с фигурой Христа Пантократора на золотом фоне (около 1365 г.), что стало необычным решением в Тоскане.
23.
Ломбардский художник также расписал фресками первые два верхних уровня сцен на каждой боковой стене. На левой стене находятся «Истории Богородицы», связанные стилистически и по выбору эпизодов с фресками в капелле Барончелли [56]. В люнете изображено «Изгнание св. Иоакима из храма». Ниже слева «Видение св. Иоакиму ангела, возвестившего о рождении ребенка» и «Встреча св. Анны и св. Иоакима у Золотых ворот». Справа — «Рождение девы Марии». В арке написан «Св. Франциск Ассизский».
24*.
Рассказы на правой стене представляют собой один из редких образцов фигуративного цикла, посвященного св. Марии Магдалине, проиллюстрированного по средневековому обычаю слияния эпизодов, изначально также относящихся к св. Марии Вифанской и св. Марии Египетской. В люнете изображен «Ужин в доме Симона Фарисея». Ниже слева «Христос в доме св. Марты и св. Марии Магдалены», справа — «Воскрешение св. Лазаря». В арке написан «Св. Людовик Тулузский».
25*.
Нижний уровень фресок на боковых стенах был завершен художником, известным под условным именем Маэстро делла Капелла Ринуччини, позднее идентифицированным как Маттео ди Пачино, уже активно писавшим миниатюры церковных хоров. Им написаны (слева направо): «Св. Антоний Падуанский». «Представление Девы Марии в храме». «Бракосочетание Девы Марии». «Благочестивые женщины у могилы и Noli me tangere». «Принц находит жену и сына благодаря заступничеству св. Марии Магдалины». «Бл. Андреа Конти да Сеньи»
26*.
Проект постройки капеллы XIV в. также включал алтарь с полиптихом (Джованни дель Биондо, 1379): в центральной части представлена Мадонна на троне с младенцем, в боковых частях — святые, в верхней части — апостолы и евангелисты, и в венчающей части — Распятие. В пределле написаны соответствующие эпизоды из жизни святых. Панели сочлененной композиции соединены богатой готической рамой. Алтарь завершается антепендиумом с Христом Милосердным, выполненным в то же время.
27*. По клику на фото откроется более качественное изображение полиптиха с сайта базилики.
Около 1371 г. покровительство над часовней получил Франческо Ринуччини, который и завершил ее украшение. На воротах из кованого железа, вероятно, сиенского производства, указана дата 1371 г., что может указывать на завершение всех фресок.
28.
Решетка была функциональной, отделяющей территорию под покровительством Ринуччини от ризницы. Несмотря на некоторые вмешательства XVIII и XIX в., часовня сохранила свой позднесредневековый облик.
29.
Зал колодца [63] был заказан вместе с капеллой новициата [64] великим герцогом Козимо Медичи. Изначально помещение предназначалось как вспомогательное при ризнице: в комнате стояли шкафы для богослужебных облачений. Мраморная доска увековечила проведение Общего собраниия, состоявшегося в Санта-Кроче в 1565 г., когда более тысячи монахов собрались после Тридентского собора для обсуждения вопросов, связанных с их религиозным орденом.
30.
Зал был оборудован хорошо сохранившейся нишей с фреской из зеленой земли (Паоло Скьяво, ок. 1445), изображающей Христа и самаритянку у колодца. В нише находится каменный герб семьи Медичи, приписываемый мастерской Микелоццо. В комнате ранее находился впечатляющих размеров мраморный бассейн с львиными головами, который занимал всю стену под окном. Сейчас в помещении экспонируются деревянные панно XIV и XV в., которые попали в Санта-Кроче по правительственному постановлению 1810 г., после того как французское правительство закрыло множество различных церквей и монастырей. До 2014 г. панно выставлялись в Музее Санта-Кроче и были перемещены сюда, чтобы обезопасить их в случае наводнения.
31.
Мадонна с Младенцем (Мастер Сан-Мартино-алла-Пальма, I половина XIV в.). Мадонна с Младенцем (Якопо ди Чоне, 1360-1365). В пределле: Пьета, св. Мария Магдалина, св. Доминик и св. Екатерина Александрийская (мастерская Джованни да Милано, XIV в.). Мадонна с Младенцем (Мастер алтаря капеллы Медичи, I половина XIV в.).
32.
«Св. Яков на троне» (Лоренцо Монако, 1408).
33.
«Св. Бонавентура между двух ангелов» (Доменико ди Микелино, конец XV в.).
34.
Особый интерес представляет «Мадонна с младенцем, св. Григорием и св. Иовом» (Нардо ди Чоне, 1365), написанная для зала капитула монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели. В пределе написаны истории из жизни св. Иова.
35.
«Св. Иоанн Гуальберт на троне и четыре истории из его жизни» (Джованни дель Биондо, ок. 1370), переданный из монастыря Сан-Сальви.
36.
«Св. Бернардин Сиенский с ангелами и донатором» (Росселло ди Якопо Франки, ок. 1450).
37.
Капелла Медичи [64], вероятно, спроектированная Микелоццо, представляет собой прямоугольное помещение, перекрытое двумя крестовыми сводами и закрытое квадратным карнизом. Предназначенная для новициев, она была построена между 1435 и 1445 гг. благодаря великому герцогу Козимо Медичи, который приобрел ее покровительство.
38*.
Связь с семьей прослеживается прямо из посвящения покровителям Медичи св. Косме и Дамиану, изображенным на витраже над алтарем (Алессио Бальдовинетти, ок. 1450). Святые также были изображены в алтарном образе «Мадонна на троне» (Филиппо Липпи), сегодня выставленном в галерее Уффици.
39.
«Сошествие Христа в Лимбо» (Бронзино, 1552). Рама из резного, окрашенного и позолоченного дерева (Баттиста ди Марко дель Тассо, 1552). На ступене алтаря: «Ужин в Эммаусе»; «Неверие св. Фомы»; «Пятидесятница» и Кардинальные добродетели. Джованни Дзанчини заказал алтарь с «Сошествием Христа в Лимбо» для своей часовни слева от центрального портала Санта-Кроче. Панно получило высокую оценку, когда было открыто в июле 1552 г., но подверглось критике уже в 1584 г., потому что из-за обнаженных женщин в позах, которые считались похотливыми, ему не хватало приличия, навязанного Контрреформацией. В 1821 г. она была передана в галерею Уффици, затем возвращена в Санта-Кроче в 1912 г. и выставлена в музее со своей ступенью, позже разделенной и переданной монастырю. Работа сильно пострадала в 1966 г., восстановлена и в 2006 г. помещена в Рефекторий [68]. В 2014 г. картина перенесена в капеллу Медичи, что отвечает требованиям безопасности от рисков наводнений.
40.
«Снятие с креста» (Франческо Сальвиати, 1547-1548). Рама из резного, окрашенного и позолоченного дерева (Баттиста ди Марко дель Тассо, 1547-1548). Панно было создано богатым и влиятельным доверенным лицом Козимо I Медичи Агостино Дини для алтаря, расположенного справа от главного портала Санта-Кроче, снесенного в 1883 г., чтобы освободить место для монументальной гробницы Джованни Баттиста Никколини [22]. Затем, аналогично «Сошествию Христа в Лимбо», картина была передана в музей Санта-Кроче, где ей был нанесен значительный ущерб во время наводнения 1966 г. После сложного восстановления в 2006 г. она была возвращена в базилику по случаю сороковой годовщины наводнения и помещена в центре Рефектория. В 2014 г. картина перенесена в капеллу Медичи, что отвечает требованиям безопасности от рисков наводнений.
41.
Глазурованная терракота «Мадонна с младенцем, ангелами и святыми» (Андреа и Джованни делла Роббиа, ок. 1495) заменила в 1810 г. панель «Мадонна на троне».
42.
«Святая троица» (Людовико Чиголи, 1592) была перенесена из алтаря Ризалити, демонтированного в 1869 г.
43.
«Диспут о Непорочном зачатии» (Карло Портелли, 1555). Картина была перенесена из женского монастыря в Монтичелли в алтарь Морелли базилики Санта-Кроче в 1811-1818 г.
44.
Кенотаф увековечивает память ювелира и антиквара Франческо Ломбарди, профиль которого изображен в медальоне (Эмилио Сантарелли, 1864-1870) и является характерным произведением эклектичного вкуса XIX в. Памятник содержит рельеф с изображением Мадонны с младенцем и ангелами (Донателло), который Франческо Ломбарди пожертвовал базилике Санта-Кроче. Руке Донателло также принадлежит фрагмент внизу с двумя путти и гирляндами.
45.
Картина «Снятие Христа с Креста» (Алессандро Аллори, 1560) ранее находилась в Братстве Иисуса в Санта-Кроче, потом была перенесена в алтарь Занчини, демонтированный в 1883 г.
46.
В небольшом отсеке слева от алтаря был захоронен Галилео Галилей после его смерти в 1642 г.; останки ученого в 1737 г. были перенесены в монументальную гробницу [26] в нефе церкви.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.