Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
0.
В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра. Нумерация фотографий трансепта скувозная.
00.
От автора: доступ в часовни [42-46] (на схеме выделены светло-серым цветом) для обычных посетителей закрыт, поэтому для их описания в основном использованы фотографии, позаимствованные из Википедии и с сайта базилики. Некоторые фотографии для приведения в более-менее приличное состояние пришлось подвергнуть существенной обработке.
Капелла Барончелли [56]. Часовня Барончелли, посвященная Богородице Благовещения, расположена в торце правого трансепта и характеризуется помещением в форме двойного квадрата, перекрытым крестовыми сводами. Фрески в капелле, в том числе и на внешней стене, а также витражи созданы Таддео Гадди ок. 1328 г.
111.
Капелла была основана в 1328 г. богатыми флорентийскими купцами и банкирами Бартоломео Бивильяно и Сильвестро Манетти, а также Ванни и Пьеро Бандини Барончелли, которые хотели, чтобы она была «лекарством и здоровьем для наших душ и для всех наших умерших», как гласит надпись на семейном надгробном памятнике. Семья Барончелли связана с хорошо известным эпизодом в истории Флоренции и семьи Медичи: Бернардо Барончелли смертельно ранил ножом Джулиано Медичи в ходе заговора Пацци.
112*. На сайте базилики выложена «развертка» часовни, позволяющая увидеть в комплексе все элементы оформления капеллы.
На внешней стене капеллы слева от арки изображены Иеремия и Исайя, а ниже сцена «Диспут Христа в Храме с Учителями». Справа от арки нарисованы Иезекииль и Даниил, а ниже сцена пустого Гроба Господня.
113.
56-3
Двустороннее готическое захоронение семьи Барончелли (Джованни ди Бальдуччо, 1328-1330), пронзает внешнюю стену возле с входа.
114. Вид снаружи. Фреска Мадонны с младенцем (Таддео Гадди, 1328-1330).
115.
116. Вид изнутри
117.
Джованни ди Бальдуччо также создал и разместил друг напротив друга на столбах входной арки капеллы статуи архангела Гавриила и Девы Марии, совместно создающими сюжет Благовещения.
118.
Полиптих Барончелли представляет собой роспись по дереву темперой и золотом, выполненную Джотто и датируемую примерно 1328 г. Однако на основе стилистического анализа исследователи выявили в некоторых частях полиптиха работу учеников Джотто, в том числе Таддео Гадди. Некоторыми исследователями непосредственное участие самого Джотто вообще подвергается сомнению, а работа целиком приписывается Таддео Гадди.
Центральная панель представляет коронование Марии. Боковые панели представляют хоры ангелов и святых, славящих Марию. В руках ангелов можно видеть музыкальные инструменты — виелы, органы-портативы, гитерн, псалтерий и трубы. Над музицирующими ангелами располагаются святые: на первой панели (слева направо) — св. Клара и св. Франциск; на второй — св. Петр (с ключом) и Моисей (со скрижалями Завета), Адам и Ева (в красном мафории); на четвёртой — св. Павел, Авраам и св. Иоанн Креститель; на пятой — св. Стефан и св. Лаврентий. Внизу, в пределле — маленькие изображения (слева направо) святого епископа, св. Иоанна Крестителя, Христа, св. Франциска и св. Онуфрия.
119*.
Существующее резное обрамление полиптиха является более поздним (тосканская мануфактура, ок. 1490), так же как и изображения херувимов над панелями. Предположительно они являются работой Себастьяно Майнарди. По-видимому, в связи с изготовлением этого нового обрамления щипцовое навершие центральной панели было отрезано. На сегодняшний день подтверждено, что навершие полиптиха Барончелли с изображением Бога-отца и ангелов хранится в Художественном музее Сан-Диего.
Капелла украшена фресками с «Историями Богородицы» от предпосылок ее чудесного зачатия до рождения Христа и поклонения волхвов (Таддео Гадди, 1328-1338), где великий ученик Джотто руководил своими исследованиями света (с первым сохранившимся изображением ночной сцены в западном искусстве).
120.
Левая (восточная) стена капеллы расписана фресками: 1. Изгнание Иоакима из храма и Сон Иоакима; 2. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот и Рождество Марии; 3. Введение Марии в храм и Бракосочетание Марии и Иосифа.
121*.
Таддео Гадди экспериментирует с некоторыми новаторскими решениями, которые станут объектом изучения для последующих поколений: архитектура в разных ракурсах, иллюзорное пространство ниш с литургическим убранством и, прежде всего, ночные сцены, одни из первых в итальянском искусстве. Здесь тьма, противопоставленная вспышкам, символизирует откровение Христа и отсылает к идее, что Бог есть свет, и полиптих с Коронацией Богородицы Джотто на алтаре прекрасно вписывается в этот контекст.
Фрески слева от витража: 1. Благовещение. 2. Объявление пастухам. 3. Явление звезды волхвам.
122.
Фрески справа от витража: 1. Посещение Марии Елизаветой. 2. Рождение Иисуса. 3. Поклонение волхвов. На столбе изображены: Иессей и Давид, сразивший Голиафа.
123.
В сводах и в раме окна с колоннами изображены олицетворения Добродетели, выбранные для иллюстрации качеств Мадонны, к которым должны стремиться и францисканцы. На арках, колоннах и окнах нарисованы персонажи из Библии и святые, отсылающие к почитанию Марии.
В медальонах первого свода изображены олицетворения четырех Кардинальных добродетелей: Справедливости, Мужества, Умеренности и Благоразумия.
124.
В медальонах второго свода написаны олицетворения трех Христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любви, а также Смирения.
125.
В конце XV в. Барончелли заказал реконструкцию часовни, в том числе большую фреску на западной стене «Мадонна с поясом» (Себастьяно Майнарди, ок. 1490), написанную по эскизам Доменико Гирландайо.
126.
В XIX в. семья Джуньи, получившая покровительство часовни, поместила у западной стены скульптуру Мадонны с младенцем (Винченцо Данти, 1567-1568).
127.
Надгробный памятник дворянина Винченцо Мария Джуньи (1758).
128.
Рекомендую посмотреть видео о реставрации фресок Таддео Гадди в часовне Барончелли в 2007 г.
Капелла Кастеллани [57]. Микеле ди Ванни Кастеллани в своем завещании 1383 г. заказал строительство и украшение часовни для своей семьи, предоставив огромную по тем временам сумму в 1000 флоринов. Посвященная св. Антонию Аббату, она состоит из двух квадратных отсеков, покрытых крестовыми сводами и разделенных остроконечной стрельчатой аркой.
129.
Фрески на стенах и сводах были написаны Аньоло Гадди и художниками его мастерской, в том числе Герардо Старнина. Живописный цикл часовни иллюстрирует четыре истории святых: Иоанна Богослова, Антония Аббата, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. На колоннах в фальшивых нишах фрески с фигурами святых, связанных с францисканским орденом, а в сегментах сводов изображены четыре евангелиста и четыре Учителя церкви.
130. На сайте базилики выложена «развертка» часовни, позволяющая увидеть в комплексе все элементы оформления капеллы.
В 1815 г. капелла Кастеллани была перестроена для проведения священных мероприятий в самые холодные месяцы года: для обеспечения теплоизоляции вход был закрыт фальшивой деревянной стеной. Часовню украшал алтарь из мрамора и полудрагоценных камней, киворий XVII в., приписываемый кругу Маттео Нигетти (сейчас находится в музее), и «Тайная вечеря» (Джорджо Вазари, 1564), ранее находившаяся в монастыре Мурате. Стены, покрытые известью уже в XVII в., подверглись дальнейшей побелке, и остались видны только своды. В 1870 г. фальшивая стена была удалена и начались первые поиски фресок, которые были восстановлены в 1921-1922 гг. художником, профессором Амедео Бенини по случаю юбилея Данте.
131*.
На левой стене первого пролета изображены Истории св. Иоанна Богослова (Аньоло Гадди, ок. 1385): 1. Апокалиптическое видение св. Иоанна Богослова на острове Патмос. 2. Св. Иоанн крестит философа Кратона. Чудо превращения палок и камней в золото и драгоценные камни. 3. Оценка золота ювелиром. Превращение золота и драгоценных камней в палки и камни.
132.
На левой стене второго пролета и на левой половине задней стены часовни изображены Истории св. Антония Абата (Аньоло Гадди, ок. 1385): 1. Призыв св. Антония во время мессы. Св. Антоний раздает свое имущество бедным. 2. Св. Антоний поражен дьяволами, разрушающими его жилище. Явление Христа, который чудесным образом воскрешает его (Герардо Старнина). 3. Смерть св. Антония, душа которого взята на небеса ангелами. Захоронение св. Антония.
133.
За алтарем слева продолжение историй св. Антония: 1. Св. Антоний встречает святого отшельника Павла. 2. Св. Антоний встречает кентавра. 3. Объятия св. Антония и св. Павла перед скитом последнего.
134.
За алтарем справа начало Историй св. Иоанна Крестителя (Аньоло Гадди, ок. 1385): 1. Св. Иоанн отправляется в пустыню. 2. Проповедь св. Иоанна Крестителя. 3. Обезглавливание св. Иоанна Крестителя.
135.
На правой стене второго пролета продолжение Историй св. Иоанна Крестителя: 1. Объявление Захарии в храме. 2. Крещение Иисуса и крещение неофитов. 3. Ученики святого Иоанна Крестителя следуют за Иисусом.
136.
На правой стене первого пролета изображены Истории св. Николая Чудотворца (Аньоло Гадди, ок. 1385): 1. Св. Николай наделяет трех бедных девушек тремя золотыми шарами. 2. Наказание недобросовестного должника. 3. Чудо золотой чаши.
137.
Пространство справа у входа в часовню расписано двумя сценами из Истории св. Николая Барийского (Аньоло Гадди, ок. 1385): 1. Св. Николай предотвращает казнь невиновного солдата. 2. Св. Николай воскрешает трех юношей, запертых в трактире во время голода.
138.
У оснований колонн стрельчатой арки в середине капеллы размещены терракотовые фигуры св. Франциска и св. Доменика (мастерская Андреа делла Роббиа, 1490-1499).
139.
Последняя перепланировка капеллы 1970-х гг. снова изменила литургическое убранство.
На передней части алтаря были прикреплены три рельефа, изображающие Марию у гробницы и воспламененных ангелов, возможно, фрагменты захоронения (Джиролдо да Комо, 1260-1280).
140.
Скиния на алтаре часовни (Мино да Фьезоле, ок. 1483) происходит из монастыря Мурате.
141.
У задней стены висит расписное Распятие, написанное в 1380 г. Пьетро Нелли в сотрудничестве с Никколо ди Пьетро Герини для монастыря Сан-Сальви.
142.
Своды обоих пролетов часовни расписаны фресками с изображением Учителей Церкви (первый пролет) и Евангелистов (второй пролет).
143.
144.
В часовне установлено несколько погребальных памятников. Слева у алтаря в аркосолии захоронение Франческо Кастеллани и его жены Елены Аламанни (тосканская мануфактура, 1500-1530).
145.
Монументальная гробница в стиле неоренессанс главной героини литературных салонов Флоренции XIX в. и спутницы Витторио Альфьери Луизы де Штольберг-Гедерн, графини д’Олбани (Луиджи Джованноцци и Эмилио Сантарелли, 1824-1830), созданная по проекту Шарля Персье.
146.
Монументальная гробница польского аристократа и художника Михала Богории Скотницкого (Стефано Риччи, 1808).
147.
Захоронение польского дипломата и композитора Михаила Клеофаса Огинского (Франческо Поцци, 1836-1837). Наверняка любой, кто когда-то занимался музыкой, знает его полонез.
148.
Памятник ботанику Джузеппе Радди (Оттавио Джиованоцци, 1829).
149.
За углом капеллы Кастеллани, на краю правого трансепта, находится надгробный памятник принцу Нери Корсини (Одоардо Фантаккиотти, 1860) [58].
150.
Во главе правой руки трансепта, слева от часовни Барончелли, находится портал (Микелоццо, ок. 1440-1445) [59] с деревянными дверями, вырезанными Джованни ди Микеле. Для дальнейшего осмотра Санта-Кроче мы должны пройти через эти двери.
151.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.