Продолжение рассказа о базилике Санта-Кроче, построенной в 1295 г. на месте, где около 1210 г. у первых монахов-францисканцев, прибывших во Флоренцию, была небольшая молельня.
0.
В помощь читателю прикладываю план церкви, на котором отмечены основные места осмотра. Дальнейшая нумерация фотографий является продолжением предыдущего поста.
00.
Алтарь Аламаннески (Франческо да Сангалло, 1584-1591) [17] был построен последним. Первое упоминание о готовом алтаре найдено в документах 1591 г. Семейное захоронение, расположенное перед алтарем и отмеченное гербом семьи, также является частью комплекса, заказанного Аламаннески.
45.
Алтарная картина с изображением «Распятия Христа» (Санти ди Тито, 1588) [17]. Это был последний запрестольный образ, выполненный более чем через двадцать лет после начала работ по реконструкции под руководством Джорджо Вазари.
46.
Мемориальная доска и бюст антиквара, нумизмата и археолога Филиппо Буонарроти (тосканская мастерская, 1733) [18]. Филиппо Буонарроти был праправнуком Микеланджело Буонарроти. Над скульптурным портретом установлена мемориальная доска рыцаря-госпитальера Франческо Буонаротти (тосканская мастерская, 1632).
47.
Мемориальная доска и скульптурный портрет Даниэле Манина (тосканская мастерская, 1861) [18]. Даниэле Манин был главой Рисорджименто на территории Венеции и, по мнению многих итальянских историков, героем объединения Италии.
48.
Мемориальная доска и бюст ботаника Джованни Тарджони Тоццетти (Энрико Пацци, 1850-1899) [19]. Здесь же захоронен и его племянник, химик и ботаник, Антонио Тарджиони Тоццетти.
49.
Захоронение Джованни Баттисты Никколини (Пио Феди, 1877) [20]. Статуя Свободы (официальное название которой — Свобода, озаряющая мир) освещает своим фонарем Нью-Йорк, но у нее есть предшественник здесь, в базилике Санта-Кроче. Флорентийская статуя олицетворяет свободу поэзии, а значит, и свободу искусства и творческого гения в целом; в левой руке она держит лиру и лавровый венец, а в поднятой вверх правой руке — остатки разорванной цепи, символ поверженной тирании. Она отличается от своей суровой американской кузины более женственными формами, нежной грацией позы. Нельзя исключить возможность того, что эта статуя, изваянная Пио Феди, послужила одним из источников вдохновения для ее младшей сестры: гипсовый слепок статуи Санта-Кроче — идентичный окончательной статуе — уже был завершен в 1872 г., а создание более известной «родственницы» началось только в 1876 г. Мраморная статуя была заказана для гробницы драматурга Джованни Баттисты Никколини в десятую годовщину его смерти; она была завершена к 1877 г., установлена в базилике и торжественно открыта в 1883 г. в честь этого героя итальянского Рисорджименто. Правее находится памятная табличка о посещении собора папой Павлом VI в 1966 г.
50.
Внутренняя сторона главного портала церкви [21]. Размеры деревянных дверей портала составляют 408×780 см.
51.
Засов на дверях представляет собой весьма сложное инженерное решение.
52.
В витраже окна-розетки контрфасада [21] изображено «Снятие Христа с креста со св. Франциском Ассизским» (Лоренцо Гиберти, 1435-1445). Техника исполнения очень качественная и практически не отличается от той, что применялась в мастерских, занимавшихся созданием витражей барабана купола собора, поэтому считается, что розетку выполнил стеклодув Гвидо ди Никколо.
53.
Захоронение историка и политика Джино Каппони с аллегорией Славы (Антонио Бортоне, 1884) [22]. Надгробный памятник нумизмату Доменико Сестини (Мариано Поццетти, 1832).
54.
Алтарь Верраццано (Франческо да Сангалло, 1583) [23]. Алтарь был заказан Франческо ди Джованни Баттиста да Верраццано, который завещал построить часовню в том месте нефа, на которое у него был надел. Людовико да Верраццано, брат Франческо, позаботился о строительстве часовни: работы закончились в 1583 г., но только в 1587 г. часовня стала полностью пригодной для использования. Рядом с углом контрфасада находится серия фресок первой половины XV в., изображающих различных святых.
55.
Алтарная картина «Снятие с Креста» (Джованни Баттиста Нальдини, 1583) [23]. Слева на картине видна мужская голова, которая, очевидно, является портретом единственного персонажа, одетого в современную одежду. Можно предположить, что это портрет одного из покровителей, как это уже было в запрестольном образе собора.
56.
Захоронение Галилео Галилея (Джованни Баттиста Фоджини, 1737) [24]. Саркофаг расположен на основании, состоящем из высокого трехстороннего постамента, по бокам которого расположены две аллегорические статуи: слева Астрономия, держащая пергамент с солнечными пятнами (Винченцо Фоджини, 1737); справа «Геометрия», показывающая таблицу с наклонной плоскостью и падающими телами (Джироламо Тиччиати, 1737). Над гробницей в нише находится бюст Галилея (Джованни Баттиста Фоджини, 1737). Ученый изображен с обращенным к небу взглядом, в правой руке он держит телескоп, а в левой небесный глобус, опирающийся на несколько книг, и компас. В центре картуша изображена планета Юпитер с ее спутниками, открытыми Галилеем и названными им «звездами Медичи». Здесь же упокоились ученик Галилея Винченцо Вивиани и женщина, скорее всего, его дочь Мария Челесте. Окружающие фрески являются остатками украшения нефа XIV в., приписываемые Мариотто ди Нардо.
57.
Чаша для святой воды (XVI в.) [25]. Ранее чаша была увенчана мраморной статуей XVI в., изображающей св. Франциска. Однако оригинальное изображение было разрушено во время студенческих восстаний 1968 г. и заменено на бронзовую статую (Марчелло Томмази, 1986).
58.
Алтарь Медичи (Франческо да Сангалло, ок. 1574) [26]. Часовня была основана Франческо Медичи, каноником Санта-Мария-дель-Фьоре, а после его смерти покровительство продолжили викарий архиепископа Флорентийского Россо Медичи и рыцарь Ордена св. Стефана Бастиано Медичи. Позднее право собственности на алтарь перешло от Медичи к Бонаккорси.
59.
Алтарная картина «Воскресение Христа» (Санти ди Тито, 1573-1574) [26]. Датировка картины основана на стилистическом сходстве с запрестольным образом, изображающим «Ужин в Эммаусе» и датированным 1574 г.
60.
Захоронение Помпео Джузеппе Синьорини (Рикки Стефано, 1812) [27]. Над мемориальной доской изображена скульптура скорбящей аллегории Философии. Вокруг погребального памятника установлены мемориальные доски (не захоронения!) физика Энрико Ферми (Коррадо Кальи, 1968), художника Леонардо да Винчи (тосканская мануфактура, 1919) и изобретателя телефона Антонио Меуччи.
61.
Алтарь Берти (Франческо да Сангалло, 1574) [28].
62.
Алтарная картина «Ужин в Эммаусе» (Санти ди Тито, 1574) [28]. Ужин в Эммаусе — популярная тема в христианском искусстве и кульминационный эпизод известного сюжета о явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия. Апостолы приглашают незнакомца разделить с ними домашнюю трапезу. Они только с ним познакомились и, конечно, не знают, кто это на самом деле. Истинную личность тайного незнакомца апостолы понимают, когда тот благословляет и ломает хлеб. Наступает осознание: таинственный гость на самом деле — Воскресший Христос.
63.
Монументальное захоронение историка Джованни Лами (Инноченцо Спинацци, 1752-1755) [29].
64.
Мемориальные доски в честь живописца Рафаэля Санти (тосканская мануфактура, 1920) и инженера Гульельмо Маркони. С именем Маркони во многих странах связывают начало практического применения радиосвязи.
65.
Захоронение Эудженио Барсанти с бронзовым бюстом (Леоне Томмази), который совместно с Феличе Маттеуччи изобрел двигатель внутреннего сгорания.
66.
Алтарь Гвидаччи (Франческо да Сангалло, ок. 1572) [30]. Часовня Гвидаччи изначально принадлежала семье Барбиджа, и в ней находилось скульптурное распятие работы Донателло, которое сейчас находится в часовне Барди.
67.
Алтарная картина «Неверие св. Фомы» (Джорджо Вазари, ок. 1572) [30]. Образ был заказан покровителями часовни Томмазо и Франческо Гвидаччи. Слева от картины можно увидеть голову, явно портрет, идентифицированный некоторыми исследователями как Томмазо Гвидаччи. В центре картины изображены Христос и св. Фома, обрамленные арками, а подчиненные фигуры акцентируют внимание на повествовательном центре картины.
68.
Захоронение юриста и государственного деятеля Анджело Таванти (Инноченцо Спинацци, ок. 1783) [31].
69.
«Пьета» (Аньоло Бронзино, 1569) [31]. Эта картина является заметным продуктом поздней деятельности Бронзино, в котором художник показывает себя неравнодушным к духу Контрреформации, дорогому для флорентийской живописи того периода.
70.
Алтарь Асини (Франческо да Сангалло, 1569) [32]. Строительство часовни состоялось благодаря пожертвованию Марко Асини в размере 300 флоринов. Перед алтарем устроено семейное захоронение Асини. Также перед алтарем на полу находится захоронение Лоренцо Гиберти с его сыном Витторио. Позднее покровительство перешло к семье Каниджани.
71.
Алтарная картина «Вознесение Христа» (Ян ван дер Страт, 1569) [32]. В Италии художник больше известен как Джованни Страдано. Этот запрестольный образ является предпоследним этапом в иконографической программе Таинств Страстей Христовых.
72.
Кенотаф с портретом историка, поэта и политического деятеля Карло Ботта (тосканская мануфактура, 1903) [33]. Выше расположен кенотаф с бюстом скульптора Донателло (Урбано Луккези, 1895).
73.
Погребальный памятник государственному деятелю Витторио Фоссомброни (Лоренцо Бартолини, ок. 1844) [34].
74.
Над памятником находится фреска «Успение Богородицы с даром пояса» (Якопо ди Чоне, 1350-1399) [34]. Среди персонажей внизу можно опознать св. Петра и св. Фому. Левее сохранился фрагмент фрески, изображающей пейзаж с камнями и деревьями, который, возможно, был частью «Св. Франциска, получающего стигматы». Состояние фрески не позволяет ни выяснить автора, ни определить точно датировку, которая ограничивается XIV в. из-за типа пейзажа.
75.
Дверь, которая ведет на улицу Сан Джузеппе из левого прохода церкви, называется Порта деи Беллаччи по имени семьи, заказавшей деревянный портал по проекту Джорджо Вазари (флорентийская мастерская, 1566-1579) [35]. Конструкция портала, по сути, аналогична структуре алтарей у стен нефов, за исключением венчающего элемента, которым в портале является орган (Онофрио Дзеффирини да Кортона, 1579), помещенный в деревянный корпус, созданный по проекту Вазари в 1575-1579 гг. Первое музыкальное произведение на органе было исполнено 6 июня 1579 г. Соответствующий орган на противоположной стороне нефа был построен в XX в.
76.
Непосредственно над порталом фреска «Встреча св. Бонавентуры и св. Фомы Аквинского» (1575-1599) [35], написанная в конце внутренней перестройки церкви. Стилистически картину можно отнести к концу XVI в. Тема, намекающая на примирение двух нищенствующими орденов, францисканского и доминиканского, восходит к реформам Тридентского собора.
77.
Погребальный памятник гуманисту, канцлеру Флорентийской республики, учителю Пьеро де Медичи и Лоренцо Великолепного, Карло Марсуппини (Дезидерио да Сеттиньяно, 1454-1459) [36]. У основания колонн два путти держат геральдические щиты: в двух нежно вылепленных детях мы находим один из самых важных сюжетов в творчестве скульптора — детство. В люнете медальон с Мадонной с младенцем между двумя бюстами ангелов. На раме на высоте импостной линии арки находятся двое детей, вылепленных в круглой форме и держащих на плечах гирлянду, которая начинается от ампулы с огнем, расположенной на вершине памятника, а затем спускается прямо вдоль пилястр. Вся конструкция завершается фальшивым навесом с фресками на задней стене, обрамляющим погребение. Ангел, держащий гирлянду справа, приписывается руке Бенедетто да Майано, а тот, что cлева — Верроккьо. Авторство обожающих ангелов наверху признается за Маттео Чивитали (слева) и Доменико Росселли (справа).
78.
Саркофаг стоит на постаменте с фризом из ваз с цветами и усиками, поддерживаемыми львиными лапами и раковиной между крыльями в центре. Скульптор проявил большое мастерство в отделке мрамора, что видно, прежде всего, в изображении усопшего, наделенном мягкостью и теплотой, которые делают его жизненным. Лежащая фигура, как и в аналогичных работах Донателло и Микелоццо, слегка повернута к зрителю, и подобно фигуре Леонардо Бруни [4], расположенной напротив, держит в руке одно из своих произведений и увенчана лавром.
79.
Кенотаф, посвященный двум великим флорентийцам, внесшим огромный вклад в развитие географии и мореплавания — Паоло Тосканелли и Америго Веспуччи (Дарио Гвидотти, 1898) [36]. Паоло Тосканелли наиболее известен благодаря переписке с Колумбом: как считается, Тосканелли в 1474 г. отправил ко двору португальского короля письмо о том, что, поскольку Земля — шар, до Индии можно добраться морским путём через Атлантический океан, с приложением карты Земли, для которой впервые была использована градусная сетка, — это письмо попало в руки Колумбу (или Колумб, узнав о нём, попросил Тосканелли прислать ему копию). Веспуччи, отправившись в 1501-1502 гг. в плавание к берегам Бразилии и Вест-Индии, доказал, что данные территории являются не восточной окраиной Азии (как первоначально предполагалось из путешествий Колумба), а отдельным континентом, описанным как «Новый Свет». В 1507 г. новый континент в честь латинской версии имени Веспуччи был назван Америкой. Гербы на фризе принадлежат разлиичным флорентийским и тосканским мореплавателям.
80.
Чаша для святой воды (тосканская мануфактура, 1500-1549) [37]. Чаша, украшенная гербом семьи Кавальканти, вероятно, состоит из двух не связанных друг с другом элементов. Если сама чаша в форме и типология герба соответствуют канонам XV в., то опора, несомненно, морфологически относится к XVI в.
81.
Алтарь Биффоли (Франческо да Сангалло, 1566-1569) [38]. Алтарь был установлен самым первым в 1566 г. Часовня была основана 22 августа 1567 г., когда Анджело Биффоли, друг и казначей герцога Козимо, в качестве обеспечения заплатил 300 флоринов. Алтарь, вероятно, был закончен в 1568 г., когда туда был помещен запрестольный образ.
82.
Алтарная картина Пятидесятница («Сошествие Святого Духа») (Джорджо Вазари, 1568) [38]. Иконографические указания для этого запрестольного образа были предоставлены Винченцо Боргини, который разработал очень сложный символический сюжет для верхней части, взятый из писаний Исайи. Картина была закончена в 1568 г. и помещена над алтарем в октябре того же года. Вероятно, что в написании картины, помимо Вазари, приняли участие и его помощники.
83.
Кенотаф с погребальным портретом гравера и резчика по меди Рафаэля Моргена (Одоардо Фантаккиотти, 1854) [39]. Памятник, включающий изображение Мадонны с младенцем в окружении обожающих ангелов, был заказан учениками Моргена. На самом деле Рафаэль Морген похоронен в флорентийской церкви Сан-Мартино-ин-Монтуги.
84.
Кенотаф ученого, гуманиста и писателя Леона Баттиста Альберти (Лоренцо Бартолини, 1838-1850) [40]. Памятник, начатый в 1838 г., был установлен в церкви только в 1851 г., через год после смерти скульптора. Композиционно он представляет собой сложную, явно христианскую аллегорическую картину, изображающую апофеоз Альберти, поклоняющегося божеству в акте благодарности. Альберти приветствует ангел, держащий зажженный факел, символ небесного блаженства, и сопровождает ангел-хранитель, у ног которого лежат книги, на которых основана земная слава писателя.
85.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.