Палаццо Питти — впечатляющий палаццо эпохи Возрождения, который был главной резиденцией семьи Медичи, великих герцогов Тосканы дома Габсбургов-Лотарингии и Савойского дома, а также короля Виктора Эммануила II.
1.
С 1919 г. здание является государственным музеем. К сожалению, до закрытия я успел осмотреть только пиано нобиле, включающий Палатинскую галерею, Королевские апартаменты и Апартаменты гобеленов. Пышное убранство помещений Палатинской галереи, оформленных в стиле барокко, создаёт несравненный, а для многих просто ошеломляющий фон для уникальных художественных произведений. Собирать эту единственную в своём роде коллекцию картин начали Медичи, а Лотарингские герцоги дополнили её; правда, картины размещали по собственному усмотрению и вкусу. Они должны были служить чисто декоративным целям, тем не менее их расположение с тех пор не менялось, внося дополнительный шарм в общую атмосферу этого уникального собрания произведений искусства. Ни в одном музее мира нет стольких картин Рафаэля, как здесь (их 11); кроме того, в галерее выставлены несколько известных картин Тициана, здесь представлены работы венецианцев Тинторетто и Джорджоне, шедевры Рубенса и Ван Дейка, Караваджо и Мурильо, а также произведения флорентийских маньеристов, таких, как Россо Фьорентино, Андреа дель Сарто, Фра Бартоломео, Бронзино и, наконец, самого Понтормо.
2.
В связи с большим количеством рядом расположенных картин приводить в посту описания каждой из них — значит сильно перегрузить текст. После длительных размышлений я счел возможным и достаточным в таких случаях выкладывать фотографии музейных описаний (как правило, на английском языке), которые будут открываться по клику. Эти фотографии будут помечены знаком «#» возле номера фото. Качество некоторых сфотографированных описаний не идеально, но читабельно.
В интернете имеется множество различных поэтажных палаццо различной степени подробности, но практически во всех имеются те или иные ошибки и неточности. Особенно много разночтений есть в вопросах отнесения некоторых помещений к той или иной коллекции. В итоге я использовал достаточно подробный план, выложенный на сайте https://www.palazzo-pitti.net, но и в нем пришлось исправлять некоторые досадные опечатки и вносить немного дополнений, сохранив оригинальную нумерацию комнат. Принадлежность помещений к коллекциям приведена в соответствие с планом, вывешенным в самом палаццо Питти.
3.
Зал Геркулеса [6]
Во времена Медичи это помещение называлось Комнатой немецкой гвардии. В наполеоновский период оно служило salotto d’onore императрицы. В начале XIX в. по указанию сначала Бурбонов, а затем Лотарингцев эта часть дворца была значительно изменена с новым оформлением группой современных художников-неоклассиков. Эта комната была преобразована в элегантную приемную архитектором Джузеппе Качалли. Живописное украшение было выполнено между 1817 и 1829 г. Пьетро Бенвенути, крупной фигурой итальянского неоклассицизма. В пяти больших панелях свода и десяти элементах на стенах он изобразил подвиги Геркулеса, элегантный и изысканный цикл живописи, который делает эту комнату одним из самых важных мест в истории флорентийской культуры XIX в. Мифография эпохи Возрождения широко опиралась на греческую традицию Геракла, но, как правило, под романизированным именем Геркулес.
4*.
Центральное панно на своде описывает Свадьбу Геркулеса и Гебы. Вокруг в монохромных панно изображены следующие истории: Геркулес взошёл на погребальный костёр (снизу), Геркулес борется с Цербером (слева), Геркулес сражается с амазонками (сверху) и Геркулес взят на вскармливание Меркурием и Юноной (справа).
5*.
Геракл сражается с кентаврами, которые похищают Деяниру. Монохромные панно на стене: Рождение Геркулеса (слева) и Геркулес отбивает Деяниру у кентавра Несса (справа).
6.
Геракл воскрешает Алкестиду из мертвых и возвращает ее мужу Адмету. Монохромные панно на стене: Геркулес и Какус (слева) и Геркулес борется с Критским быком (справа). Часы из чеканной и позолоченной бронзы, черного и белого мрамора (французская мастерская, XVIII в.). На циферблате надписью «Fille a Paris». Часы изготовлены в форме лиры, заканчивающейся головкой из позолоченной бронзы. На основании, в центре, рельефное изображение Аполлона, управляющего колесницей Солнца.
7.
Геркулес на распутье. Монохромные панно на стене: Геркулес и Лернейская гидра (слева) и Геракл и Немейский лев (справа).
8.
Геркулес в младенчестве душит змею.
9.
Часы из позолоченной бронзы и мрамора (французская мастерская, XVIII в.). На циферблате часов выгравирована надпись «Thonissen a Paris». Вверху изображена Аврора, управляющая колесницей, запряженной двумя крылатыми лошадьми. Стеклянная крышка также украшена позолоченными бронзовыми креплениями. Часы принадлежали Фердинанду III Лотарингскому.
10.
В центре зала установлена Севрская ваза (Пьер-Филипп Томир, 1784). Эта фарфоровая ваза с оправой из позолоченной бронзы с фигурками и фестонами изготовлена Томиром, знаменитым художником, работавшим при дворе Наполеона. Это был подарок Наполеона Марии Луизе, герцогине Лукки. Похожая ваза, с которой она составляла пару, находится в Лувре.
11.
Зал Авроры (Зал Рассвета) [7]
Во времена Медичи это помещение, входившее в апартаменты кардинала Джован Карло, служила комнатой для слуг. Оно было основательно изменено в XIX в. по указанию как французов, так и лотарингцев. Новое оформление комнаты было выполнено группой современных художников-неоклассиков.
12*.
Потолок украсил Гасперо Мартеллини, который изобразил Рассвет в окружении Искусств и Времени, а также бюст Фердинандо III Лотарингского.
13*.
Портрет Ивана Чемоданова (Юстус Сусттерманс, ок. 1657). Масло по холсту. Портрет является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Иван Иванович Чемоданов, российский посол в Венецианской республике, был изображен Суттермансом во время его визита во Флоренцию в 1657 г.
14.
Иаков и Рахиль у колодца (Лоренцо Липпи, 1640-1645). Масло по холсту. Библейская сцена показывает встречу Рахили и Иакова у колодца. Они стали родителями Иосифа и Вениамина. Обстоятельства встречи и женитьбы на ней Иакова описаны в 29 главе Книги Бытия. Холст является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Обе картины были приобретены итальянским государством в 1910 г. у флорентийской семьи Галли-Тасси.
15.
Вирсавия (Купание Вирсавии) (Артемизия Джентилески, 1645-1650). Это одна из семи версий истории Вирсавии, написанных автором. На ней изображена хеттская женщина Вирсавия, которую омывают ее слуги. В левом верхнем углу картины царь Давид видит ее из своего дворца. Сюжет взят из Второй книги Царств, где рассказывается, что, пока Вирсавия мылась, ее с балкона своего дворца увидел царь Давид (крошечная фигурка в левом верхнем углу картины). Давид был мгновенно очарован Вирсавией — он пригласил ее в свои дворцовые покои и приступил к соблазнению и оплодотворению. Нижняя картина, как и верхняя, не входят в постоянную экспозицию музея. На ней, предположительно, изображены Иисус и св. Иоанн Богослов после кораблекрушения. Во время морского путешествия корабль, на котором был Иоанн, настигла буря. После кораблекрушения апостол пропал, и лишь через 40 дней был выброшен на берег.
16.
Св. Иво, покровитель вдов и сирот (Якопо да Эмполи, 1616). Масло по панно. Св. Иво Бретонский, священник и судья, изображен здесь восседающим на троне, вершащим правосудие как покровитель бедный, вдов и сирот. Картина, примечательная тщательным воспроизведением современной одежды, предназначалась для зала аудиенций в старой магистратуре деи Пупилли, внутри здания Уффици.
17.
Поклонение волхвов (Якопо Лигоцци, 1597). Масло по холсту. Алтарь был написан для флорентийской церкви Сант-Онофрио. На ней с большим вниманием к деталям изображена сцена из Нового Завета, когда три волхва приходят поклониться младенцу Иисусу. Лигоцци объединяет элементы как венецианской, так и флорентийской школ живописи.
18.
Сцена рождения (Доминико Пульяни, ок. 1615). Масло по панели. Считается, что эта картина изображает рождение сына в знатной семье, возможно, связанной со двором Медичи. Она была приобретена государством в 1920 г. и изначально приписана Якопо да Эмполи. Современные ученые считают автором Доминико Пульяни.
19.
Триумф Давида (Лоренцо Липпи, 1640-1645). Масло по холсту. Холст является парным к экспонируемой в этом зале напротив картине. Она иллюстрирует библейскую историю о юном Давиде, который только что убил Голиафа, триумфально вернувшись в Иерусалим и встреченный ликующим населением.
20.
Портрет Франческо Панигаролы (Лавиния Фонтана, 1585). Масло по холсту. На портрете изображен миланский проповедник Франческо Панигарола, член ордена братьев младших обсервантов, который проповедовал в различных городах Северной Италии от имени Римской курии. Ближе к концу своей жизни он был назначен епископом Асти. Портрет был написан во время визита проповедника в Болонью в 1585 г.
21.
Смерть св. Марии Египетской (Пьетро да Кортона, ок. 1637). Масло по холсту. На картине изображен отшельник Зосима, нашедший тело св. Марии Египетской, умершей в пустыне. Слева изображен лев, который поможет отшельнику выкопать могилу для святой.
22.
Христос и самаритянка (Якопо Виньяли, ок. 1620). Масло по холсту. Сцена, взятая из Нового Завета, показывает, как Христос встречает самаритянку у колодца Иакова, которой Он открывает себя как Мессию. Происхождение картины неизвестно. Опьянение Ноя (Якопо да Эмполи, ок. 1615-1620). Масло по холсту. Картина показывает, как Ноя застает пьяным его сын Хам, который высмеивает его, в то время как другой его сын прячет глаза, чтобы не видеть унижения своего отца. Эмполи несколько раз повторил эту тему.
23.
Зал Береники [8]
В период Медичи эта комната была частью апартаментов кардинала Джован Карло и служила «Залом ожидания джентльменов» и спальней для его камердинера. Новое оформление было выполнено группой современных художников-неоклассиков. Эта комната была расписана в 1820 г. Джузеппе Беццуоли.
24*.
В центре потолка изображен император Тит, высылающий Беренику из Рима (отсюда и название комнаты). В люнетах изображены Кардинальные Добродетели: Умеренность, Справедливость, Мужество и Благоразумие.
25*.
Поклонение волхвов (Лука Джордано, 1683-1685). Масло по холсту. Полотно было задумано для украшения алтаря, построенного для наместника Неаполя, 7-го маркиза Карпио, внутри его семейной часовни. Позже великий герцог Козимо III купил его для собственной коллекции. В середине сцены мы можем любоваться Мадонной с Младенцем и св. Иосифом за ней. По преданию, он выглядит стариком с бородой, тогда как Мария выглядит очень молодой, почти подростком. Одетые в роскошные одежды, трое мудрецов собираются вокруг них и предлагают свои дары Христу. На переднем плане два слуги, одетые по современной моде, присутствуют на священной сцене и разговаривают друг с другом: справа — молодой мавр, слева — карлик, — типичные персонажи при европейских дворах того времени.
26.
Мадонна передает монашеское одеяние послушнице (Филиппо Тарчиани, 1608-1615). Масло по холсту. Мадонна вручает монашеское одеяние молодой девушке, личность которой неизвестна. Она богато одета, и, похоже, ее сопровождают родители. Картина, принадлежащая флорентийскому братству Святого причастия Санта-Мария-Маджоре, вероятно, была написана для того, чтобы запечатлеть вступление послушницы в монастырь. Приписывание полотна Тарчиани принадлежит современным экспертам. Анжелика и Руджеро (Джованни Биливерт, 1623-1624). Масло по холсту. Картина рассказывает знаменитый эпизод из поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд», когда Анджелика надевает волшебное кольцо (кладет волшебный перстень в рот) и исчезает из поля зрения Руджеро. Полотно было написано для резиденции кардинала Карло Медичи, Казино Сан-Марко.
27.
Адам и Ева, обличенные Богом (Франческо Фурини, 1634-1635). Масло по холсту. Библейская сцена, в которой Бог упрекает Адама и Еву, которые пытаются скрыть свой позор после первородного греха, была написана Фурини в нескольких вариантах. Эта картина была сделана для Бернардо Джунчи и приобретена в 1818 г. великим герцогом для Палаццо Питти. В мое посещение этой картины на месте не было. На ее месте демонстрировалась «Мадонна с кошкой».
28.
Визит св. Елизаветы со св. Иоанном Крестителем и св. Захарием к Мадонне с Младенцем и св. Иосифу или Мадонна с кошкой (Федерико Бароччи, ок. 1598). Сцена обрамлена деревянной дверью, слева от которой изображен cв. Иосиф, отодвигающий занавеску, чтобы позволить войти св. Елизавете с маленьким Иоанном, за ним следует старик Захария, которого можно увидеть справа. Мария, намереваясь обнять Иисуса и прочитать молитвенник, довольная поворачивается к родственнику, пришедшему поклониться ей. Картина становится более нежной благодаря кошке, устроившейся в складках платья Мадонны и почти проснувшейся от прихода гостей. Картина, вероятно, была заказана Франческо Мария II делла Ровере и написана для капеллы папы Климента VIII. По некоторым данным, обычно картина выставляется в Зале Илиады [23]. Описание остальных картин на стене A можно прочесть здесь.
29.
Мученичество св. Цецилии (Орацио Риминальди). Масло по холсту. На картине изображено обезглавливание св. Цецилии, покровительницы церковных музыкантов, которую можно узнать по ее атрибутам — скрипке и музыкальной партитуре. Ангел спускается с небес с символами мученичества (пальмовой ветвью) и божественной славы (венцом из цветов). Этот шедевр Риминальди был написан для церкви Санта-Мария-делла-Ротонда в Риме (Пантеон), однако был помещен в церковь Санта-Катерина в Пизе, а в 1693 г. поступил в коллекцию великого герцога Фердинандо Медичи.
30.
Св. Зиновий возвращает зрение слепому (Ливио Мехус, ок. 1665-1670). Масло по холсту. Притча о нищем, чудесно спасшемся от слепоты, была одним из эпизодов жития св. Зиновия, наиболее часто изображаемых художниками XV-XVII вв. Сцена иллюстрирует момент, когда святой на пороге церкви, где он только что закончил служить мессу, кладет руку на глаза слепого, возвращая ему зрение и заслужив его обращение.
31.
Поклонение пастухов (Кристофано Аллори, ок. 1600). Масло по холсту. О происхождении этой работы ничего не известно. Считается, что она относится к раннему периоду творчества художника. Смерть св. Иосифа (Антон Доменико Габбиани, ок. 1726). Масло по холсту. Картина показывает смерть св. Иосифа в присутствии Пресвятой Девы и Иисуса. Она была написана для великого герцога Козимо III Медичи, который в 1719 г. провозгласил св. Иосифа покровителем Великого герцогства Тосканского.
32.
Иосиф и жена Потифара (Джованни Биливерт, 1619). Масло по холсту. Как написано в Библии, Иосиф сопротивляется соблазнам жены своего работодателя Потифара. Картина была написана по заказу кардинала Карло Медичи для его резиденции — Казино Сан-Марко.
33.
Живопись и Поэзия (Франческо Фурини, 1626). Масло по холсту. Полотно изображает аллегорический союз, отмеченный в латинской надписи, между Поэзией (слева) и Живописью, узнаваемый по их традиционным атрибутам: палитре и кистям; перу и маске — символу театра. Картина была написана для Академии изобразительного искусства. Описание остальных картин на стене C можно прочесть здесь.
34.
Святое семейство с младенцем св. Иоанном (Джованни Биливерт, 1635). Масло по панно. Картина написана по заказу кардинала Карло Медичи, вероятно, для алтаря часовни в его резиденции Казино Сан-Марко.
35.
Зубодер (Караваджо (?), 1607-1609). Масло по холсту. Сцена из повседневной жизни с эффектным реализмом показывает удаление зуба, за которым наблюдают несколько любопытных, но испуганных зрителей. Хотя она была записана в Палаццо Питти как работа Караваджо, ее атрибуция продолжает оставаться спорной. В мое посещение этой картины на месте не было. На ее месте демонстрировался «Поцелуй Иуды».
36.
Взятие Христа под стражу или Поцелуй Иуды (Караваджо, 1602). Масло по холсту. Здесь изображен арест Христа. Помимо Иисуса, другие присутствующие фигуры включают Иоанна, трёх солдат, Иуду, а также человека с фонарём в руке. Фигуры были помещены на тёмном фоне с единственным источником света, являющимся фонарём. Помимо светотеневой расстановки освещения, жизнеподобное представление фигур, драматическое представление и духовное измерение выводят его на совершенно иной уровень, делая картину невероятно проникновенной и реалистичной. Обычно картина выставляется в Национальной галерее Ирландии.
37.
Проход в остальных помещения крыла Вольтеррано был закрыт (судя по отзывам на различных сайтах, туристы туда допускаются очень редко), поэтому написать пост о них оказалось невозможным.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на мой канал в телеграм.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.