В музее произведений искусства Собора "Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре" выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации. Завершим обход выставочных помещений первого этажа.
2.
На лестнице [27] при выходе из Зала канторий можно рассмотреть подготовительный люнет к мозаике правого тимпана фасада Дуомо "Вера с представителями городских гильдий", написанный в 1885-1887 гг. Никколо Барабино. Над ним выставлен аналогичный люнет того же автора "Милосердие с представителями флорентийских учреждений социальной помощи" для левого тимпана.
3.
Восемь больших гипсовых прототипов мраморных рельефов под фронтоном, изображающих выдающихся людей Флоренции, выполнены в 1883 г. На фото (слева направо, сверху вниз): Андреа Орканья (Адольфо Галдуччи), Джованни Палестрина (Рафаэлло Романелли), св. Амвросий (Данте Содини), Андреа Пизано (Данте Содини), Филиппо Брунеллески (Джованни Джованетти), Джотто ди Бондоне (Антонио Бортоне), Леонардо да Винчи (Чезаре Фантачиотти) и Данте Алигьери (Чезаре Фантачиотти).
4.
Шесть гипсовых прототипов мраморных рельефов на южной стороне фасада изображают мятежных ангелов, созданных Эмилио Галлори и Чезаре Зоччи в 1880 г.
5.
Зал Хора Бандинелли [24]
В этой комнате представлены элементы новой мраморной ограды пресвитерия, или хора Дуомо, которая была заказана Баччо Бандинелли Великим герцогом Козимо I Медичи в 1547 г. и завершена в 1572 г. Это была первая из серии операций, направленных на модернизацию Санта-Мария-дель-Фьоре в соответствии с текущим вкусом маньеристов. В витринах над рельефами выставлены литургические облачения XVI-XVIII в. Это напоминает нам о том, что верующие, посещающие мессу в Дуомо, видели не только фигуры, вырезанные на парапете хора, но и священников в их великолепных облачениях.
6.
Восемьдесят шесть рельефов, которые Бандинелли и его помощники сделали для хора, двадцать четыре из которых представлены здесь, показывают мужские фигуры, обнаженные или одетые в старинные костюмы. Хотя их личность не совсем ясна, они, вероятно, представляют патриархов и пророков Израиля, греческих и римских героев, подобно фигурам, нарисованным Микеланджело сорок лет назад на потолке Сикстинской капеллы. Значение хоровых скульптур было дополнено огромной фреской Страшного суда, написанной внутри купола между 1572 и 1579 г. Джорджо Вазари и Федерико Цуккари. Некоторые детали этой фрески проецируются над моделью.
7*.
Модель Хора в масштабе 1:25, выполненного Баччио Бандинелли и Джулиано Баччио де Аньоло, изготовленная Франко Гиздулич в XXI в. Модель иллюстрирует изначальное богатство дизайна Баччо, который затем был упрощен в XIX в.
8.
Зал сокровищ [25]
Эта комната также известна как "Сокровищница", потому что в ней находится алтарь и монументальный Крест, сделанные из почти 250 кг серебра и отреставрированные в 2006-2012 гг. Созданные по заказу гильдии торговцев тканями несколькими поколениями художников, начиная с 1366 г., эти фантастические сборки из тысяч элементов были в центре самого важного религиозного праздника Флорентийской республики: праздника покровителя города св. Иоанна Крестителя, проходящего 24 июня. В этот день они были поставлены в Баптистерии, посвященном св. Иоанну.
9.
Урна Святого Причастия (флорентийская мануфактура, ок. 1625-1650).
Урна со Святыми Дарами (Хранилище) из резного и позолоченного дерева с бляшками из серебра и шелкового бархата содержит гостию, освященную в определенные богослужебные периоды, в частности с четверга по пятницу Страстной недели. Во время мессы в Великий четверг, называемой In Coena Domini, вспоминается Тайная вечеря Христа с апостолами, то есть момент, когда Христос учредил таинство Евхаристии. По этому случаю гостии освящаются и помещаются в хранилище. В Страстную пятницу празднуются Страсти и Распятие Христово, и Церковь приглашает верующих поклониться Евхаристии. По своей форме хранилище напоминает гробницу и имеет открывающуюся дверь, украшенную символами Страстей Христовых. В Страстную пятницу это хранилище помещалось на деревянный алтарь, установленный в соборе в часовне Сан-Заноби.
10.
Крест-реликварий высотой 2 м и шириной 90 см из сокровищницы Баптистерия св. Иоанна является примером ювелирного искусства эпохи Возрождения, созданного из серебра и покрытого эмалью (Бетто ди Франческо Бетти, Антонио дель Поллайоло и Милиано ди Доменико Деи, ок. 1457-1459). Крест был заказан для размещения внутри кусочка Истинного Креста, который, согласно легенде, был подарен городу королем франков Карлом Великим. За работу в 1459 г. мастерам заплатили 3036 флоринов. Вероятно, к концу XV в. Крест утратил свою функцию реликвария, став монстранцией, с добавлением Распятия вместо хрустального футляра и боковых статуэток.
11.
Крест состоит из трех отдельных основных частей: Распятия наверху, стержня с руками, которые держат две статуэтки Скорбящих, и основания с двумя руками, которые держат две статуэтки ангелов. Считается, что верхняя часть изготовлена Берто ди Франческо Бетти, а нижняя — Поллайоло с помощью Милиано ди Доменико Деи, хотя некоторые исследователи идентифицируют в последнем простого координатора работы. Лицевая сторона распятия имеет четыре эмалевых медальона на концах плеч (Вечного Отца вверху, Богородицы слева, Св. Иоанна справа и св. Марии Магдалины внизу). На пересечении плеч, за головой Христа, установлен медальон с пеликаном, который отдает свою плоть, чтобы накормить детей (символ жертвоприношения).
12.
У основания креста рельефная Голгофа, окруженная стенами миниатюрного замка (символ Иерусалима) и населенная змеями и украшенная черепом. Считается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в древнем Иерусалиме.
13.
Крест украшает небольшой храм с круглым основанием с фигурами св. Иоанна на троне и ангелов. Это украшение повторяет форму лантерны купола Санта-Мария-дель-Фьоре, строящегося в те годы, и, как и в других многочисленных ювелирных изделиях того времени, свидетельствует о взаимопроникновении между различными художественными дисциплинами.
14.
У основания креста две гарпии, которые держат на головах фигуры ангелов. Основание украшено резными рельефами, изображающими Крещение Христа, Учителей Церкви, Моисея, Богословские Добродетели, Умеренность, двух Ангелов и несколько гербов Гильдии торговцев тканями, состоящих из орла, держащего торселло (тюк тканей).
15.
Серебряный алтарь св. Иоанна представляет собой произведение торевтики из серебра, эмали, позолоты и дерева, выполненное во Флоренции между 1367 и 1483 г. разными художниками и предназначенное для баптистерия св. Иоанна. Флорентийский баптистерий, храм покровителя города св. Иоанна Крестителя, имел серебряный фасад главного алтаря по крайней мере с XIII в. Богатая Гильдия торговцев тканями, которая покровительствоваля зданию, решила в 1366 г. заказать более роскошную работу, отказавшись от старого, который был переплавлен, чтобы восстановить драгоценный металл.
Известны имена ювелиров, работавших на первом этапе создания алтаря (однако без указания того, какую именно часть алтаря они изготовили): Леонардо ди сер Джованни (возможно, создатель комплекса с рельефами историй св. Иоанна), Бетто ди Джери, Кристофано ди Паоло и Микеле ди Монте, которые завершили свою работу к концу века. В стиле чувствуется влияние Андреа Орканья и его братьев, со свободным и ясным повествованием, которое временами приносится в жертву ценности пластичности и реализма. На протяжении XIV в. серебряный фронтон украшал главный алтарь (установленный у стены скарселлы), а позже использовался для устройства передвижного алтаря, на котором два раза в год (13 января, праздник Крещения Христова и 24 июня, праздник св. Иоанна) выставляли богослужебные предметы и мощи баптистерия.
16.
В 1477 г. было решено дооформить фронтальную часть с двух сторон, что превратило бы ее в настоящий автономный алтарь, создав для этого четыре дополнительных панели. В итоге было решено разделить работу между мастерскими Бернардо Ченнини, Антонио дель Поллайоло, Антонио ди Сальви Сальвуччи и Андреа Верроккьо. Работа была завершена в 1483 г., когда мастерская Джулиано Майано изготовила два резных и позолоченных карниза, завершающих верхний и нижний профиль алтаря.
Конструкция соответствует стилю поздней готики, с восемью фасадными и четырьмя боковыми панелями на двух уровнях и разделена многоугольными колоннами в витиеватом готическом стиле. В небольших нишах установлены многочисленные статуэтки. В центре находится святыня со статуей святого, которая вдвое больше плитки. Вверху проходит полоса со всех сторон, заполненная пятью нишами над каждым отсеком, в каждой из которых находится статуэтка святого.
17*.
Центральная эдикула была создана художниками мастерской Лоренцо Гиберти (в частности Маттео ди Джованни и Томмазо Гиберти) в 1445-1452 гг., куда в 1452 г. была поставлена статуя св. Иоанна, созданная Микелоццо.
18.
Многократные на протяжении столетий разборки алтаря и перестановки панелей привели в конце концов к изменению порядка рельефов, о чем свидетельствуют древние описания, а также фотографии начала ХХ в. После длительной реставрации, завершенной в 2012 г., алтарь был помещен в герметичный стеклянный корпус, содержащий азот, для хранения шедевра при идеальных условиях влажности и температуры, чтобы предотвратить окисление металла и любую возможную деформацию деревянной конструкции, влияющую на панели.
Панели левой части алтаря (слева направо, сверху вниз).
1. Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи и Встреча Захарии и Елисаветы (Бернардо Ченнини). 2. Иисус посещает Крестителя в пустыне (ювелир XIV в.). 3. Крещение Христа (ювелир XIV в.). 4. Рождество Иоанна Предтечи (Антонио дель Поллайоло). 5. Св. Иоанн в пустыне (ювелир XIV в.). 6. Проповедь Иоанна фарисеям (ювелир XIV в.).
19*.
Панели правой части алтаря (слева направо, сверху вниз).
1. Св. Иоанн перед Иродом (ювелир XIV в.). 2. Христос принимает посланников Крестителя (ювелир XIV в.). 3. Пир Ирода (Антонио ди Сальви). 4. Крещение народа (ювелир XIV в.). 5. Визит учеников (ювелир XIV в.). 6. Усекновение главы Иоанна Крестителя (Андреа дель Вероккьо).
20*.
В этой комнате также хранятся уцелевшие вышивки из комплекта облачений, известного как Parato di San Giovanni. В музее сохранилось и выставлено 27 панелей, вышитых сценами из жизни св. Иоанна, сделанными по рисункам Антонио дель Поллайоло.
21*. Встреча Марии и Елисаветы (пианета). Захария изгнан из храма (пианета). Рождество св. Иоанна Рождение Крестителя (пианета)
Первоначально вышивки располагались на двух далматиках, казуле, пианете и плувиале, которые носили священники, исполняющие обязанности на празднике святого покровителя.
22*. Наложение имени на святого Иоанна Крестителя (пианета). Обрезание св. Иоанна (пианета). Встреча св. Иоанна с мытарями
Ценность этих вышивок прежде всего художественная, показывающая всеобъемлющий синтез флорентийской живописи XV в., охватывающий перспективу, анатомию, выразительность жестов и архитектурную обстановку. С иконографической точки зрения они представляют собой наиболее четко сформулированный цикл изображений на одну тему, созданный во Флоренции во второй половине XV в.
23*. Св. Иоанн проповедует толпе (далматика 2). Встреча св. Иоанна с первосвященником (даматика 1). Св. Иоанн перед священниками и левитами (далматика 1)
Создателями вышивки был ряд итальянских и прежде всего иностранных мастеров, в частности французских и фламандских, среди которых имена Паоло ди Бартоломео ди Манфреди да Верона, Пьеро ди Пьеро да Венеция, Антонио ди Джованни да Фиренце, Коппино ди Джованни да Малин (Фландрия), Паоло ди Анверса, Никколо ди Якопо ди Франсия, Джованни ди Морале, Джованни ди Якопо, Джованни ди Пелайо ди Приньяна.
24*. Св. Иоанн возвещает фарисеям о приходе мессии (далматика 2). Арест св. Иоанна (плувиал). Св. Иоанна заключен в тюрьму (плувиал). Визит учеников к св. Иоанну (плувиал)
Все панели имеют размер чуть более 20×30 см каждая. Общие расходы на создание вышивок составили более 3000 флоринов, что почти в 8 раз больше, чем заплатили Лука делль Роббиа за его канторию.
25*. Усекновение главы св. Иоанна (плувиал). Саломея преподносит Иродиаде голову св. Иоанна (плувиал). Перенесение тела св. Иоанна (плувиал). Положение во гроб св. Иоанна (плувиал)
Работа выполнялась путем ткачества многочисленных цветных шелков с крошечными точками (зазубренными точками), с обильным использованием горизонтально натянутых золотых нитей, и заняла несколько лет. Судя по выплатам живописцу, она длилась добрых двадцать два года, до 1488 г.
26*. Благовещение о рождестве Крестителя (пианета). Проповедь св. Иоанна перед Иродом и Иродиадой (далматика 1). Крещение неофитов св. Иоанном (далматика 2). Св. Иоанн указывает толпе на Христа (далматика 1)
Несмотря на неизбежные различия в мастерстве коллективной работы, панно в целом хорошо передают стиль Антонио. Истории, вероятно, были распределены по различным облачениям не в строго хронологическом порядке.
27*. Св. Иоанн встречает Христа (далматика 2). Крещение Господне (далматика 2). Иродиада обвиняет Крестителя (далматика 1). Танец Саломеи (далматика 1)
Сцены характеризуются фигурами, расположенными в пространстве в соответствии с правилами перспективы, с важной ролью аккуратной классической архитектуры. Использование плотного стежка (или завуалированного, как его называл Вазари) создает настолько плотную ткань с очень мелкими точками, что делает текстуру ткани невидимой, допуская тончайшие модуляции, характерные для живописи.
28*. Пир Ирода (далматика 1). Сошествие Христа в ад (плувиал)
Музыкальная капелла [28]
Опера дель Дуомо собирает важный музыкальный архив, состоящий из выдающихся сборников гимнов на пергаменте с красивыми иллюстрациями. В этом зале выставлены три наиболее важных музыкальных кодекса, открытые на страницах с иллюстрациями, выбранные среди градуалов и антифонариев в большом формате, в основном заказанные Оперой дель Дуомо между 1508 и 1526 гг., чтобы охватить весь литургический год, но в некоторых случаях восходит к более ранним или более поздним временам.
29.
Начиная с XV в. Флорентийский собор славился своей духовной музыкой, сочиненной для литургий, и красотой нотных книг, многие из которых были написаны известными мастерами. Архив Опера-дель-Дуомо отмечает работы итальянских, французских, фламандских и немецких композиторов, среди которых Гийом Дюфай, Антонио Скварчалупи, Генрих Исаак, Франческо Кортекча, Марко да Гальяно, Джероламо Фрескобальди и Луиджи Керубини, и, несмотря на то, что лучшие кодексы, представляющие наибольший художественный интерес, в 1778 г. были переданы в библиотеку Лауренциана, в Опере остался важный музыкальный архив, в котором почетное место принадлежит пергаментным хоровым книгам, богато украшенным миниатюрами.
30. Ad te levavi. Молитва Давида (Антонио ди Джироламо).
Наиболее примечательным аспектом этих сборников является их иконографическая программа, насыщенная не только религиозными мотивами, но и политическими и гражданскими, кульминацией которой является возвышение семьи Медичи посредством портретной живописи и символизма, с особым упором на фигуры Лоренцо Великолепного и его сына Джованни, который стал папой под именем Лев X.
31. Градуал (фра Евстахий).
Ведущую художественную роль в оформлении музыкальных кодексов сыграли братья Джерардо и Монте ди Джованни дель Фора и их мастерская. Наибольшее количество фигур и сюжетов, избораженных в буквицах, принадлежит Монте ди Джованни дель Фора. Среди других художников, участвовавших в создании цикла, были Аттаванте дельи Аттаванти, фра Евстахий и Джованфранческо ди Мариотто.
32. Антифонарий "Моисей показывает Скрижали Завета" (фра Евстахий, 1523).
Четыре ангела-музыканта и орел, герб гильдии торговцев тканями (Джованни ди Доменико да Гайоле (атр.), 1484) ранее были созданы по заказу Лоренцо Великолепного и установлены на деревянной витрине органа баптистерия.
33.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.