В музее произведений искусства Собора «Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре» выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации. Завершим обход выставочных помещений первого этажа.
2.
Зал Нефа [22]
В этом помещении выставлено несколько картин, которые ранее находились в проходах собора, а также остатки первого памятника выдающегося генерал-капитана флорентийской армии, который славился Санта-Мария-дель-Фьоре: гробница кондотьера Пьеро Фарнезе. Гробница была переделана из древнеримского саркофага и первоначально была увенчана конной статуей, как напоминают изображения XVIII и XIX вв. Здесь же, среди других предметов почитания Девы Марии, выставлена знаменитая скульптурная группа Благовещения, изготовленная в начале XV в. для внешней стороны одной из боковых дверей Дуомо, но установленная внутри собора, где в течение многих лет она украшала алтарь рядом с главным порталом.
3.
Сразу у входа в зал висит большой план собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Выяснилось, что это увеличенная копия гравюры Бернардо Сансоне Сгриллинаара, сделанная по рисунку Джованни Баттиста Нелли в 1733-1755 гг. Оригинал гравюры находится в Рейксмусеуме в Амстердаме.
4. Кликнув на изображение, можно увидеть воспроизведение оригинала.
Благовещение (Якопо ди Пьеро Гвиди (атр.), Джованни ди Бальдуччо (атр.), ок. 1390-1410). Мраморная группа XIV в. с изображением Благовещения с архангелом Гавриилом и Богородицей была вырезана для украшения верхней части дверей собора возле Кампанилы. Статуя Богородицы была изготовлена во второй четверти XIV в., но провела несколько лет в хранилище, прежде чем был завершен архангел Гавриил, и группа, наконец, смогла украсить дверь собора. Благовещение — это первый шаг на пути человека к искуплению, осуществленный через готовность Марии родить Сына Божия. Мария показана читающей священный текст и кажется обеспокоенной внезапным появлением архангела Гавриила, который, напротив, спокоен, потому что приносит радостные новости. Через действие Святого Духа и Любви Бога она должна была стать матерью Христа. Мария, в покорном послушании божественной воле, ответила: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему».
5.
Изображения Христа и святых в квадрифолиях (Мариотто ди Нардо, 1402-1404). В центральном квадрифолии благословляющий Христос. Считается, что слева изображен святой епископ или Учитель церкви св. Амвросий, а справа — святой епископ или Учитель церкви св. Августин.
6.
Ангел, поддерживающий занавес (Тино ди Камаино, 1321)
7.
Изображения трех евангелистов в квадрифолиях (Лоренцо ди Биччи, ок. 1390-1410). Слева направо мы видим: св. Иоанна, св. Марка и св. Матфея.
8.
Резная мраморная чаша со святой водой (Якопо ди Пьеро Гуиди, XIV в.) со статуей ангела (Урбано да Кортона, XV в.).
9.
Погребальный памятник Пьеро Фарнезе создан на основе римского саркофага II в н.э. Геральдические изменения внесены во второй половине XIV в. (1363-1390?). Надгробный памятник, первоначально находившийся в южном проходе собора над воротами Кампанилы, хранил останки итальянского кондотьера, генерал-капитана флорентийской армии Пьеро Фарнезе, находившегося на службе у Флоренции с февраля 1363 г. Он триумфально вошел в город после разгрома войск Пизы в битве при Баньо-алла-Вена. Через несколько месяцев, в июне того же года, он умер от чумы в Кастельфиорентино. Желая увековечить его заслуги перед городом, Флоренция посвятила ему новаторский и роскошный надгробный памятник: саркофаг стоит на ножках с головами львов и несет на себе как герб умершего, так и символы города и вставленные в поле лилии. Саркофаг был увенчан конной статуей, возможно, из дерева и папье-маше, простоявшей до 1841 г. В 1936 г., когда памятник был демонтирован, было обнаружено, что передняя часть захоронения на самом деле была задней частью римского саркофага II в., на который был изображен миф о Фаэтоне.
10.
Рисунок захоронения Пьеро да Фарнезе из коллекции тосканской Академии наук и писем «La Colombaria», 1745 г.
11.
Фрагмент фрески с изображением головы апостола св. Петра (или св. Андрея) (Липпо д’Андреа, 1436-1440).
12.
Фрагмент фрески с изображением головы апостола св. Иуды (или св. Фаддея) (Биччи ди Лоренцо, 1439-1440).
13.
Мадонна млекопитательница между св. Иоанном Крестителем и св. Власием (флорентийский художник, середина XIV в.).
14.
Св. Иво Шартрский с поклоняющимися (Бернардо Ди Стефано Росселли (атр.), ок. 1470-1480).
15.
Процессиональный штандарт с изображениями св. Агаты спереди и сзади: передняя сторона (мастер Сант-Агаты, конец XIII в.) и задняя сторона (Якопо дель Казентино, первая половина XIV в.).
16.
Мадонна со св. Екатериной Александрийской и св. Зинобием и донаторами (Бернардо Дадди, вторая четверть XIV в.).
17.
Триптих, посвященный св. Себастьяну (Джованни дель Бьондо (атр.), третья четверть XIV в.). В центральной части триптиха изображено «Мученичество св. Себастьяна», в крыльях — сцены из жизни святого.
18.
Ретабло св. Зинобия (Мастер дель Бигалло, вторая четверть XIII в.).
19.
Арка, поддерживаемая колоннами, из ограждения хора Баччо Бандинелли (Джулиано ди Баччо д’Аньоло, третья четверть XVI в.).
20.
Зал канторий [23]
Зал канторий c новой планировкой напоминает пресвитерий Дуомо, место, где собираются священнослужители. Рядом со святилищем обычно устраивается место для музыкантов и хора. Именно здесь выставлены две кантории, созданные Луки делла Роббиа и Донателло, а также драгоценные литургические принадлежности и религиозные предметы. Кафедры для певчих когда-то располагались над северо-восточной и юго-восточной пилястрами перехода Дуомо, над главным алтарем. Эти галереи для певцов и органов были сданы в эксплуатацию в начале 1430-х гг., когда строительство Купола близилось к завершению и Опера дель Дуомо начала думать об устройстве под ним площади для совершения литургии. В обоих канториях изображения детей свидетельствуют о радости флорентийцев по поводу завершения работ над собором, начатых задолго до этого, в 1296 г. Эта же радость выражена и в библейском тексте, начертанном под фигурами Луки делла Роббиа, в котором описывается концерт для прославления Бога с использованием различных музыкальных инструментов. В 1431 г. строительная комиссия флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре заказала молодому скульптору Лука делла Робиа большую певческую трибуну (канторию) над входом в северную сакристию собора. Два года спустя была заказана еще одна кантория — над входом в южную сакристию — в пару к первой, вернувшемуся во Флоренцию Донателло.
21.
В 1688 г., к свадьбе великого герцога Фердинандо ди Медичи с Виолантой Баварской, весь собор был украшен великолепием в стиле барокко, а два хора, которые сочли слишком маленькими и вышедшими из моды, были разобраны и спряттаны в помещения Оперы. В XIX в. хоры выставлялись в течение того или иного времени в галереях Уффици и Барджелло. Периодически выдвигались спорные предложения о повторной установке канторий в Дуомо. Однако В 1887 г. было окончательно решено посвятить им новый музей, Музей Опера-дель-Дуомо, построенный архитектором Луиджи дель Моро, где ими можно было любоваться вместе с другими работами из собора, которыми музей постепенно обогащался в последующие десятилетия. По этому случаю два хора были заново собраны, отреставрированы и воссоединены с незначительными изменениями.
22.
Лука делла Роббиа работал над своей канторией с 1431 по 1438 г. Общее вознаграждение, полученное скульптором, составило 382 флорина. Работа выполнена в виде параллелепипеда, поддерживаемого пятью консолями, украшенными спиралями и завитками. Архитектурное обрамление рельефов, включающее пилястры, волюты и другие элементы античной архитектуры, выполнено с небывалой дотоле грамотностью и пониманием логики ордерной системы. Латинская надпись на киматии воспроизводит строки 150 Давидова псалма «Хвалите Господа»:
«Хвалите Его звуком трубным,
Хвалите Его на псалтири и гуслях,
Хвалите Его с тимпанами и ликами,
Хвалите Его на струнах и в органе,
Хвалите Его на звучных кимвалах
Всякое дыхание да хвалит Господа…»
23.
Украсив кафедру изображением поющих и играющих на различных музыкальных инструментах детей, скульптор создает необычайно привлекательный по своей поэтичности и точности жизненных наблюдений образ детства и юности. Работы, выполненные с большой тщательностью, настроены на безмятежную и спокойную уравновешенность, на идеалы классической красоты. Скульптурные персонажи исследуют различные настроения и дают ощущение живых персонажей, запечатленных в различных психологических нюансах, от самой сопричастной радости до созерцания, от концентрации до детской шутки. В целом передается чувство изящества и баланса, а также совершенное техническое мастерство художника. Кантория была увенчана двумя упомянутыми Вазари бронзовыми фигурами «spiritelli», держащими свечи. Оригиналы фигурок, возможно, изготовленных Донателло, сегодня находятся в парижском музее Жакмар-Андре.
24*.
Панели, из которых состоит кантория, являются копиями, а оригиналы были отделены и выставлены под ней, чтобы публика могла лучше их рассмотреть.
25*.
Планировавшуюся к установке напротив канторию Донателло начал создавать на два года позже Луки дела Робиа, в 1433 г., но завершил работу одновременно с ним в 1438 г. За свою работу скульптор получил 886 флоринов, что в 2 с лишним раза больше, чем «конкурент». Архитектура мансарды строго геометрична: параллелепипед, равный по высоте пяти консолям, поддерживающим его, образует идеальный прямоугольник. Каждой консоли соответствуют две небольшие колонны на парапете, которые отделены от фона и поддерживают выступающий архитрав, создавая своего рода сцену-аркаду, за которой проходит фриз танцующих херувимов.
26.
На рельефе, украшающем канторию, представлены поющие и пляшущие беззаботные младенцы — путти в развевающихся туниках. Они создают идеальный аккомпанемент для триумфа девы Марии, которой посвящен Флорентийский собор. Их танец вызывает в памяти вакхические темы античности, — с архитектурой античности прочно связаны элементы архитектурного декора. Хотя до Донателло путти изображали многие мастера, нигде и никогда они не занимали столь видного места, как на балюстраде кантории. Во многом благодаря именно этому рельефу на месте средоточия общественной жизни города, донателловские путти стали одним из символов неомраченной радости жизни эпохи Возрождения.
27*.
Большая кафедра в центре зала, называемая «бадалоне», создана мастером, близким к Джоржо Вазари во второй половине XVI в.
28.
В нижней части в виде шкафа можно было хранить богослужебные книги.
29*.
Полихромное деревянное распятие изготовлено флорентийским мастером во второй половине XV в.
30.
Фрагмент инкрустированного мраморного украшения с изображением Агнца Божьего выполнен во Флоренции в первой половине XV в.
31.
Тондо с изображением Агнца Божьего изготовлено в мастерской Андреа дела Роббиа в последней четверти XV в.
32.
Диптих в футляре создан византийскими и флорентийскими мастерами в 1300-1499 гг. Таблички из византийского диптиха, выполненные микромозаикой и датируемые началом XIV в., с изображением двенадцати сцен, изображают жизнь Христа и Богородицы. Таблички представляют собой двенадцать сцен из жизни Христа и Марии, сделанные с помощью вставки микроскопических тессер в слой воска. Две таблички, которые легко транспортировать, представляют собой важное свидетельство византийского стиля во Флоренции.
33.
Реликварий, известный как «дель Либретто» (французские ювелиры, 1350-1375 и Паоло ди Джованни Сольяни, 1500-1501). Одним из самых важных произведений искусства в наследии Оперы Санта-Мария-дель-Фьоре является так называемый «Реликварий Либретто», происходящий из сокровищницы Баптистерия. «Либретто» (книжечка) происходит от его любопытной конструкции, в которой два реликвария находятся один в другом. Так называемое «Либретто» — древнейший внутренний реликварий, изготовленный во Франции примерно в середине XIV в. и имеющий форму небольшого золотого полиптиха, состоящего из шести отделений, которые могут замыкаться, подобно страницам маленькой книги. Полтора века спустя «Либретто» было помещено во второй реликварий, заказанный гильдией торговцев одеждой. Этот внешний реликварий имеет архитектурную форму храма из чеканного, точеного и позолоченного серебра с эмалированными частями. Ножка удлинённой формы, со смешанно-линейным профилем и украшением лиственными и выцветшими фитоморфными спиралями и завитками, рельефными. Вверху ножки находится узел четырехугольного сечения, украшенный листьями аканта, от которого начинается полка, со спиралями, подобными ножке, между двумя соединенными в центре завитками, с полупрозрачным эмалевым медальоном, в котором изображен св. Иоанн Креститель.
34.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.