В музее произведений искусства Собора «Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре» выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии.
1.
На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации.
2.
Зал Райских врат [6]
Главный зал музея называется Зал Райских врат (Sala del Paradiso), поскольку в прошлом христиане пространство между Баптистерием и связанной с ним церковью называли Paradiso или Раем, намекая на радость новокрещеных, которые пересекали это место, чтобы впервые принять участие в Таинстве Евхаристии. Вероятно, именно в этом смысле, по словам Джорджо Вазари, Микеланджело описал дверь баптистерия, обращенную к собору, как «Врата рая» в игре слов, призванной подчеркнуть выдающееся качество шедевра Лоренцо Гиберти, достойное Царства небесного. Этот зал фактически призван напоминать площадь, соответствующую «Раю» города Флоренции, граничащую с востока с фасадом Дуомо и с запада с баптистерием.
3.
Первый фасад Санта-Мария-дель-Фьоре, который никогда не поднимался выше того уровня, который мы здесь видим, и был снесен в 1587 г., реконструирован в масштабе 1:1 на основе рисунка того времени. Это позволило разместить многие статуи, вырезанные для него, в первоначальных положениях напротив дверей баптистерия с их повествовательными панелями. Особенностью экспозиции является «дублирование» скульптур, расположенных над порталами собора. На штатные места на высоте поставлены гипсовые копии (на фотографиях они выглядят немного светлее), а в проемах порталов и на полу для лучшего обзора туристами выставлены оригиналы скульптур.
4.
Реконструированный фасад, два римских саркофага, которые стояли на Соборной площади со средневековья до XX в., и скульптурные группы XVI в. над входами в Баптистерий Совместно оживляют диалог между древней, средневековой и ренессансной скульптурой, которой когда-то славилась Флоренция. На самом деле именно здесь гуманизм, типичный для современной западной истории, впервые принял монументальную форму. Для лучшей ориентации в Зале Рая привожу схему старинного фасада. В дальнейшем в квадратных скобках буду указывать номер, соответствующий этой схеме. Для «задублированных» скульптур номера будут указаны через запятую, причем буквы обозначают гипсовые копии.
5*.
Перед северными воротами флорентийского баптистерия находится мраморная колонна, увенчанная крестом, воздвигнутым на небольшом основании из трех ступеней. Памятный знак называется колонной Сан-Заноби и расположен именно на том месте, где тело первого флорентийского епископа св. Зенобия, умершего примерно в 430 г., совершило одно из своих самых известных чудес. По преданию, когда останки святого перемещали в церковь Санта-Реперата, задели засохший вяз, который тут же начал покрываться листвой. Колонна установлена на том самом месте, где стоял вяз. Неизвестно, когда была возведена колонна, но она точно стояла на месте к 1333 г. К колонне прикреплено металлическое изображение вяза. Крест, помещенный наверху колонны, которой мы восхищаемся сегодня, заменил деревянную статую святого, вырезанную из того самого вяза, чудом которого было озарено тело святого епископа.
6.
Слева от древнего фасада установлены мраморные статуи, изображающие папу Бонифация VIII [12, R] и двух пророков [13], [14]. Статуи были созданы Арнольфо ди Камбио и его помощниками в 1296-1310 гг. Эти скульптуры также входили в грандиозную образную программу первого фасада. Статуя папы Бонифация VIII высотой 2,80 метра без основания была сделана из трех больших блоков мрамора и других мелких плит. Арнольфо вырезал только голову, оставив изготовление нижней части статуи по своей модель помощникам. Понтифик был связан с флорентийской церковью многочисленными политическими связями, в том числе с епископом Франческо Мональдески, когда был открыт новый собор, а в 1296 г. он пожертвовал 3000 флоринов на строительство храма.
У ног статуи папы помещен древнеримский саркофаг II в. н.э. с изображением супругов в акте рукопожатия — часто встречаемой теме в языческой римской и христианской иконографии с конца республиканской эры до начала VII в. Сцена, остававшаяся неизменной на протяжении веков, представляла двух супругов, пожимающих правые руки в конце брачного обряда, с женихом, одетым в тогу, держащим в левой руке свиток, официальное свидетельство о браке. Невеста при этом снимала с лица покрывало, закрывающее ее голову; иногда ласково клала левую руку на плечо мужа. Слева и справа от молодоженов изображены диоскуры Кастор и Поллюкс.
7.
Немного правее экспонируются два фрагмента саркофага III в. н.э. с изображением Эроса и гирлянды.
8.
Статуи левого портала первого фасада Дуомо возвеличивали Марию, мать Иисуса, рассказывая о приходе в мир Сына.
9*.
Мадонна Рождества Христова и ангелы (Арнольфо ди Камбио и мастерская, 1296-1302). Мраморные рельефы изображают Деву Марию [6, G], лежащую на ложе после рождения Иисуса среди ангелов ([8, I], [9, J]). Сцена, действие которой происходит в хлеву, изображает Марию, которая выглядит сильно уставшей после родов. Два сохранившихся ангела в обожании стояли выше по обе стороны сцены. Скульптуры были спроектированы таким образом, чтобы их можно было рассматривать снизу; с этой позиции они казались наблюдателю пропорциональными.
10.
Сцена Рождества завершается барельефом со стадом пасущихся овец и быков [7, H], который должен был быть дополнен фигурами пастухов и ангела, несущего весть о рождении Спасителя (Арнольфо ди Камбио и мастерская, 1296-1300).
11.
В двух нишах, устроенных между левым и центральным порталом, поставлены статуи евангелистов: слева св. Матфей [37] (Бернардо Кьюффани, 1410-1415), справа св. Лука [38] (Нанни ди Банко, 1408-1413). С противоположной стороны от главного портала можно увидеть скульптуры двух других евангелистов.
12*.
Возле евангелистов на постаментах на полу стоит группа мраморных статуй, изображающая шесть ангелов-музыкантов. Серия скульптур, возможно, первоначально состоящая из восьми ангелов с музыкальными инструментами, венчала центральный портал собора. Так ангелы своей небесной музыкой превозносили Марию и Ее Сына, сотворенного Богом.
Слева Ангел с цимбалой [27, T] (Якопо ди Пьеро Гвиди, 1383). В центре Ангел с волынкой [28, T] (Лука ди Джованни да Сиена, 1385-1386). Справа — Ангел с ребеком [29, T] (Лука ди Джованни да Сиена, 1388).
13.
Во втором ярусе между левым и центральным порталом слева статуя пророка (без головы) [25] (Якопо ди Пьеро Гвиди, 1385-1395).
14.
Группа статуй правее пророка (слева направо). Обожающий ангел [17] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1390-1399). Св. Варнава [18] (Джованни д’Амброджо, 1395-1396). Обожающий ангел (гипсовая копия, оригинал находится в Метрополитен-музее Нью-Йорка) [N] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1390-1399). Обожающий ангел [19] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1391). Св. Лаврентий [O] (гипсовая копия, оригинал находится в Лувре) [O] (Пьеро ди Джованни Тедеско). Обожающий ангел [20] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1390).
15.
В богато оформленный центральный портал украшен большим количеством скульптур.
16*.
Скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио разработал для первого фасада собора богатое украшение, вырезанное в честь Девы Марии, матери Христа, которой было посвящено все здание. На центральном портале Богородица с младенцем на троне была окружена святыми покровителями епархии: св. Репаратой, держащей лампаду, зажженную, как одна из «мудрых дев» Евангелия, и флорентийским епископом св. Зенобием. Ткань, которую держат ангелы, была вырезана для обрамления люнета. Мадонна со стеклянными глазами [1, A] (Арнольфо ди Камбио, 1300-1305). Слева от Мадонны св. Репарата [2, B] (Арнольфо ди Камбио, 1300-1310). Справа от Мадонны св. Зинобий [3, C] (Арнольфо ди Камбио, 1300-1310). Над Мадонной два ангела поддерживают занавес [4,E] и [5, F] (Арнольфо ди Камбио и помощники, ок. 1300). Спинка трона Марии изготовлена в мастерской Арнольфо ди Камбио в 1295-1305 гг. В 1587 г. фасад Арнольфо был снесен, оставшись недостроенным, Богородица была перенесена внутрь собора, где почиталась как чудотворная. Чтобы сделать взгляд более живым, Арнольфо ди Камбио наделил скульптуру глазами из стекла, поэтому скульптура и получила свое необычное название.
17.
Аналогичная группа статуй (гипсовые копии) установлена над порталом. Дополнительно слева можно увидеть гипсовую копию обожающего ангела [D], оригинал находится в Музее искусств Гарварда (Арнольфо ди Камбио).
18.
Апостолы и евангелисты (флорентийские художники — 1387-1390). Шестнадцать мраморных статуй апостолов и евангелистов были изготовлены во второй половиной XIV в. и начале XV в. для выступов главных дверей фасада собора. Проект Арнольфо по украшению центрального портала фасада статуями святых выполнялся в несколько этапов. Фактически, со смертью художника цикл апостолов остался незавершенным, и только в 1362-1377 гг. его завершили Франческо Нери Убальди, известный как Селлайо, и Симоне ди Франческо Таленти. Но, возможно, из-за того, что общий стиль оформления устарел, между 1387 и 1390 г. была заказана новая группа скульптору Пьеро ди Джованни Тедеско. Статуи, которые сегодня не имеют следов цвета, ранее были раскрашены и позолочены талантливыми художниками. Отдельных святых узнать нелегко, так как они держат в руках общий атрибут — книгу, указывающую на Новый Завет.
19. В различных источниках, включая официальный сайт музей, пишется про 15 статуй, но простой подсчет утверждает, что их все-таки 16, по 8 с левой и правой сторон.
Шесть относительно небольших статуэток, изображающих различных святых, изначально были установлены в углах главного портала (последователи Арнольфо ди Камбио, первая четверть XIV в.).
20.
На полу ниже евангелистов стоят еще три статуи ангелов-музыкантов (слева направо): Ангел с лютней [30, T] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1383), Ангел с портативным органом [31, T] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1383) и Ангел с вьеллой [32, T] (Якопо ди Пьеро Гвиди, 1385-1388).
21*.
Симметрично относительно статуй евангелистов св. Матфея [37] и св. Луки [38] правее главного портала в нишах установлены статуи св. Иоанна (Донателло, 1409-1415) [39] (левее) и св. Марка (Никколо ди Пьеро Ламберти, 1408-1415) [40] (правее).
22.
Скульптуры второго яруса справа от центрального портала (слева направо): Поклоняющийся ангел [21] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1390). Св. Стефан (гипсовая копия, оригинал находится в Лувре) [P] (Пьеро ди Джованни Тедеско). Поклоняющийся ангел [22] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1395-1396). Св. Виктор Мавр [23] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1394-1395). Поклоняющийся ангел [24] (Пьеро ди Джованни Тедеско, 1395-1396).
23.
Статуя св. Стефана [16] (Андреа Пизано, 1340-1343).
24.
Скульптурная группа правого портала «Успение Пресвятой Богородицы, оплакиваемой апостолами» (Арнольфо ди Камбио и мастерская, 1300-1310). Рельефы повествуют о смерти Девы Марии [10, K], которую оплакивали апостолы, в то время как Христос приветствует душу Матери на небесах, символизируемую новорожденным младенцем [11, M]. Рельефы повествуют о переходе Марии из смертной жизни в вечную. Согласно преданию, Богородица легла спать, а затем была вознесена на небо. Двенадцать апостолов [41, U] были перенесены ангелами на место, где находилась Мария, и наблюдали за ее телом. На небесах Иисус приветствовал безгрешную душу Девы, невинную, как у ребенка. Скульптуры, снятые с фасада в 1587 г., постигли разные судьбы: Богородица и две головы скорбящих апостолов [L] хранятся в музее Боде в Берлине и здесь заменены гипсовыми копиями.
25.
Копии скаульптурной группы над правым порталом.
26.
Мраморные статуи на фасаде собора, возможно, изображающие Учителей Латинской церкви святых Иеронима [33], Амвросия [34], Августина [35, Q] и Григория [36, S], были созданы Никколо ди Пьеро Ламберти и Пьетро ди Джованни Тедеско между 1395 и 1401 гг. Статуи украшали первый фасад собора. Согласно архивным документам, в 1395 г. главный мастер заказал для их изготовления четыре больших куска мрамора, а художнику Аньоло Гадди заплатили за эскизы четырех фигур. После сноса первого фасада в 1587 г. статуи использовались в качестве садовых украшений и, возможно, трансформировались так, как мы видим их сегодня, с лавровыми венками на головах и книгами в руках. Однако, по мнению некоторых ученых, они всегда имели свой нынешний вид и представляют собой не учителей Церкви, а выдающихся представителей гуманистической культуры.
У подножия постаментов Учителей церкви установлен второй саркофаг, изготовленный римским скульптором во II в. н.э. Он также украшен изображениями супругов.
27.
Левее выставлены фрагмент саркофага времен Римской империи, украшенный сценами из мифов об Оресте и датируемый III в. Под ним фрагмент погребальной урны римского периода, изготовленный во II в.
28.
Шедеврами искусства итальянского Возрождения являются три огромные бронзовые двери Баптистерия, барельефы которых выполнялись согласно единой иконографической программе на протяжении более чем столетия. Их изображения, подобно гигантской Библии, показывают историю человечества и Искупления. Повествование (позднее нарушенное изменением положения отдельных дверей) начинается от историй Ветхого Завета восточной двери к рассказам об св. Иоанне Крестителе в южной двери и к книгам Нового Завета (Истории Христа) в северной.
Наиболее древними являются Южные двери (ворота), созданные Андреа Пизано в 1330-1336 гг. Ворота иллюстрируют жизнь св. Иоанна Крестителя, считающегося по христианскому канону последним из пророков и первым свидетелем Христа. Св. Иоанн Креститель является покровителем Флоренции, и сам баптистерий посвящен ему. Двустворчатая дверь отлита из бронзы и частично позолочена. Створки двери разделены на двадцать восемь панелей, расположенных в семь рядов по четыре, с барельефами, обрамлёнными четырёхлопастными розетками, известными также под названием «квадрифолий», на каждой из которых изображена отдельная сцена или фигура. Панели обрамлены розетками и головами львов, с именем художника и датой 1330.
29.
Двойная дверь украшена 28 панелями. История начинается в верхнем левом углу левой двери с детства св. Иоанна, продолжается на правой двери сверху, иллюстрируя его жизнь и встречу с Христом, и заканчивается мученической кончиной и погребением святого. Два ряда нижних панелей показывают семь христианских добродетелей с добавлением Смирения, иллюстрирующей основные добродетели святого.
30. Схема нумерации панелей на Южной двери
На фотографии ниже (лучше развернуть ее на полный экран) можно рассмотреть все сюжеты.
1. Объявление ангела Захарии. 2. Захарий становится немым из-за того, что сомневается в объявлении из-за преклонного возраста своей жены. 3. Посещение. 4. Рождение Крестителя. 5. Наложение имени на Крестителя. 6. Св. Иоанн Младенец в пустыне. 7. Проповедь фарисеям. 8. Весть о пришествии Христа. 9. Крещение последователей. 10. Крещение Иисуса. 11. Св. Иоанн упрекает Ирода. 12. Заключение св. Иоанна. 13. Визит учеников. 14. Иисус исцеляет хромого. 15. Танец Саломеи. 16. Усекновение главы св. Иоанна. 17. Представление головы Ироду. 18. Саломея преподносит голову Иродиаде. 19. Перевозка тела св. Иоанна. 20. Погребение св. Иоанна. 21. Надежда. 22. Вера. 23. Любовь. 24. Смирение. 25. Мужество. 26. Умеренность. 27. Справедливость. 28. Благоразумие.
31*.
Южные ворота венчает скульптурная группа «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» (Винченцо Данти, 1569-1571). Этот эпизод был завершающим моментом в земной жизни св. Иоанна Крестителя, который был помещен в темницу за то, что открыто обличал отношения между царем Иродом и его невесткой Иродиадой. Однако, жаждая мести, она заставила свою дочь Саломею соблазнить царя и вырвать у него согласие на казнь Крестителя. Сцена, изображенная Винченцо Данти, — это момент, когда палач собирается нанести смертельный удар, а слева Саломея со смесью жестокости и страха ждет, когда голова скатится на землю, чтобы положить ее обратно на тарелку и принеси своей матери Иродиаде. Больше всего в скульптуре выделяется безмятежный и бесстрашный взгляд св. Иоанна, находящегося перед смертью, потому что, как написано в Евангелии, он свидетельствует об Истине.
32.
«Врата Рая» (Лоренцо Гиберти, 1424). Гиберти работал над ними 26 лет с 1425 по 1452 г., и они стали величайшим шедевром искусства Раннего Возрождения. Впоследствии Микеланджело скажет, что «они столь прекрасны, что могли бы служить дверями Рая». В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, государственным секретарем Флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.
33.
Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Обрамления оформлены изображениями пророков.
34. Схема нумерации панелей на Вратах Рая
На фотографии ниже (лучше развернуть ее на полный экран) можно рассмотреть все сюжеты.
Слева направо, регистрами — сверху вниз расположены следующие сюжеты: 1. Сотворение Адама. Сотворение Евы. Изгнание из Рая. 2. История Каина и Авеля. 3. История Ноя. 4. История Авраама. 5. История Исаака. 6. История Иосифа. 7. История Моисея. 8. История Иисуса Навина. 9. История Давида. 10. Соломон и царица Савская.
35*.
Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это скульптурные портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника Витторе, помогавшего ему в работе.
36.
Внутренние створки «Врат Рая».
37.
Крещение Христа (Андреа Сансовино, 1502-1505, Инноченцо Спинацци, 1792). Мраморная скульптурная группа, первоначально расположенная над Вратами Рая Баптистерия, изображает сцену Крещение Христа. Фигуры Христа и св. Иоанна Крестителя выполнены Андреа Сансовино, и завершены Винченцо Данти в 1569 г. Ангел принадлежит резцу Инноченцо Спинацци. Расположенная над центральной дверью здания скульптурная группа не только напоминает входящим внутрь о том, что баптистерий посвящен св. Иоанну, но и предвосхищает литургическую функцию этого места, где совершается Крещение. Именно получение от Христа из рук Крестителя этого таинства Крещения Христова было кульминацией жизни Иоанна Крестителя, заслужившего встречи с Христом и признания его Спасителем мира.
38.
Северные врата были выполнены Лоренцо Гиберти в 1401-1424 гг. Они повторяют композицию Андреа Пизано в южных дверях и также содержат двадцать восемь рельефных панелей, заключённых в четырёхлепестковые обрамления (квадрифолии) и выполненных в готическом стиле.
39*.
Первые двадцать верхних панелей рассказывают истории из Нового Завета. Последние два ряда представляют четырёх евангелистов (предпоследний ряд) и четырёх Учителей Церкви (нижний ряд). Эта дверь вначале была расположена на восточной стороне, но затем, после создания Гиберти так называемых «Врат Рая», была перемещена на северную сторону. В центре над рельефами «Рождество» и «Поклонение Волхвов» размещена надпись: «OPVS LAUREN/TII•FLOREN/TINI» (Произведение Лоренцо Флорентийца). Помощником Гиберти в этой работе был Микелоццо.
40. Схема нумерации панелей на Северных вратах
На фотографии ниже (лучше развернуть ее на полный экран) можно рассмотреть все сюжеты.
Слева направо, регистрами — сверху вниз расположены следующие сюжеты: 01. Благовещение. 02. Рождество. 03. Поклонение волхвов. 04. Спор в храме. 05. Крещение. 06. Искушение в пустыне. 07. Изгнание торговцев. 08. Иисус идёт по воде. 09. Преображение. 10. Воскрешение Лазаря. 11. Вход в Иерусалим. 12. Тайная вечеря. 13. Моление о чаше. 14. Взятие под стражу. 15. Бичевание. 16. Иисус перед Пилатом. 17. Восшествие на Голгофу. 18. Распятие. 19. Воскресение. 20. Троицын день. 21. Св. Иоанн. 22. Св. Матфей. 23. Св. Лука. 24. Св. Марк. 25. Св. Амвросий. 26. Св. Иероним. 27. Св. Григорий. 28. Св. Августин
41*.
Внутренние створки «Северных ворот».
42.
Проповедь Крестителя (Джованни Франческо Рустичи, 1506-1511). Бронзовая группа над северной дверью баптистерия изображает св. Иоанна Крестителя, проповедующего фарисею и левиту. Основания с надписями на иврите остались от средневековой группы, на которой Рустичи разместил свои статуи с учетом их содержания. Надписи на бронзовых подставках показывают описанный в Евангелиях диалог между св. Иоанном Крестителем и некоторыми иудеями, которые расспрашивали его, не является ли он ожидаемым народом Мессией. Иоанн отвечает, что он только возвещатель Того, Кто есть скоро придет, Иисус Христос. Монументальные бронзовые фигуры выражают различные настроения этого диалога: недоверие к фарисею слева; твердость Крестителя в центре; сомнение левита, слева. Острая характеристика персонажей приближается к этюдам Леонардо да Винчи, присутствовавшего в то время во Флоренции, который был большим другом Рустичи и, по словам Джорджо Вазари, помогал ему с эскизами фигур.
43.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.