Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фьоре был открыт 3 мая 1891 г.
1.
В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Музей расположен на площади Пьяцца-дель-Дуомо позади апсиды собора в здании, которое использовалось Донателло и Брунеллески при строительстве собора в качестве мастерской [43.7731159N 11.2577784E].
2.
Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 г.; само здание использовалось для размещения Оперы дель Дуомо — учреждения, основанного Флорентийской республикой и управляемого Гильдией шерсти, задачей которой было строительство, меблировка и обслуживание собора Санта-Мария дель Фьоре. Именно здесь располагалась штаб-квартира Филиппо Брунеллески,
3. Бюст Великого герцога Козимо Медичи над входом в музей
Здесь же Микеланджело вырезал Давида, первоначально предназначенного для одного из контрфорсов на внешней стороне Купола. Сам же музей был основан в 1891 г., а в 2015 г. кардинально расширен и отреставрирован. Он был задуман как образовательный проект для знакомства с монументальным комплексом собора, колыбели Возрождения. Сегодня это один из самых значительных музеев в мире, как по ценности, так и по количеству произведений искусства, хранящихся в нем. Сегодня здесь также располагаются реставрационные мастерские.
4. Бюст архитектора Луиджи дель Моро, завершившего в 1887 г. строительство фасада Собора
6000 м² экспозиций на три этажах разделены на 28 комнат. Здесь хранятся подлинные шедевры искусства, которые на протяжении семи веков украшали Собор, созданные великим множеством флорентийских авторов от Микеланджело до Донателло, Брунеллески, Гиберти и многих других. Всего выставлено более 750 произведений искусства, охватывающих 720-летнюю историю Собора. Большинство представленных шедевров были специально созданы для украшения интерьера или экстерьера баптистерия св. Иоанна, собора Санта-Мария-дель-Фьоре и колокольни Джотто.
5. Мемориальная доска, посвященная созданию музея
На сайте музея используются качественно нарисованные поэтажные планы с указанием номеров помещений. Буду придерживаться этих планов и нумерации.
6.
Вход в музей осуществляется через старый зал, который раньше вел в офисы и мастерские. Здесь сейчас работают кассы по продаже билетов как в сам музей, так и в Собор, Баптистерий, Колокольню Джотто и на купол Брунеллески. Здесь же стоят терминалы, с помощью которых можно забронировать время для подъема на купол, доступ куда по понятным причинам ограничен. Хотя, справедливости ради, в январе я без проблем вечером записался на следующее утро на удобное мне время.
Дворик Тиччати [2]
В крытом дворе была воссоздана драматическая скульптурная группа из барочного алтаря Баптистерия «Св. Иоанн во славе с ангелами» со свечами, выполненная Джироламо Тиччати в 1732 г. по заказу гильдии торговцев тканями. Скульптурная композиция Тиччиати была призвана прославлять св. Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции.
7.
Мраморные скульптуры изображают св. Иоанна Крестителя, возносящегося на небо, в окружении двух ангелов с подсвечниками. Динамичные скульптуры, первоначально окруженные позолоченными солнечными лучами, сопровождались барельефами на фасаде алтаря и балюстраде алтаря впереди, изображающими житие святого.
8.
Скульптурная группа в Баптистерии была демонтирована в 1912 г., а на ее месте восстановлен средневековый алтарь, установлены два орла и барельеф со сценой пира Ирода. Барельеф изображает последнюю историю земной жизни св. Иоанна: юная Саломея преподносит царю голову обезглавленного святого, которого она убила. Но над жертвенником мы видим Иоанна, вступающего в вечную жизнь, возносящегося над облаками, чтобы созерцать Бога. Под жертвенником также выставлены фигуры двух орлов, несущих в когтях тюки ткани — эмблемы флорентийской гильдии торговцев тканями, которая финансировала проект модернизации Баптистерия.
9.
Коридор дель Опера [3]
На своего рода «почетной доске» на северной стене «Коридора имен» упомянуто несколько тысяч фамилий, иллюстрирующих коллективный характер Opera del Duomo. На стене длиной десять метров посетитель может прочесть имена великих архитекторов, скульпторов и художников, которые на протяжении более семи веков существования Оперы работали над созданием Баптистерия, Собора и Колокольни. Среди них также встречаются имена гуманистов, которые внесли свой вклад в составление программ, и музыкантов, которые песнями оживляли литургию в Баптистерии и Санта-Мария-дель-Фьоре. Также указаны и имена ремесленников и неквалифицированных рабочих, нанятых Оперой наряду с великими мастерами, — скромных людей, которые, тем не менее, принимали участие в создании крупнейшего флорентийского художественного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре с колокольней перед Баптистерием.
10.
Галерея скульптур [4-5]
В этой галерее представлены работы из Баптистерия и боковых стен Собора, а также внутренние рамы бронзовых дверей Баптистерия. Начиная с 1296 г., облик нового Кафедрального собора Флоренции характеризовался широким использованием скульптур. Эта тенденция в последующие десятилетия распространилась также на Баптистерий, а после 1334 г. — и на колокольню. Это подчеркивало современность и экономическую мощь Флоренции, способной конкурировать с лучшими соборами Северной Европы, используя самый дорогой вид искусства того времени: монументальную скульптуру. Также это имело религиозное значение, поскольку Новый Завет называет верующих «живыми камнями» духовного здания, краеугольным камнем которого является Христос. Таким образом, мраморные статуи и барельефы, воздвигнутые на соборе, баптистерии и колокольне, отражали идентичность людей Флоренции, которые созерцали свое собственное призвание к святости в изображаемых святых и пророках.
11.
Мраморные статуэтки пророков и апостолов с вершин окон Дуомо, созданные флорентийскими мастерами между 1362 и 1390 гг. Они были частью цикла скульптур, созданных для украшения оконных проемов Дуомо. Помимо фасада, заполненного статуями и барельефами, боковые двери и окна были украшены киматиями и пинаклями с группами статуй и горельефами.
12.
Авторами статуэток были: Франческо Нери Убальди по прозвищу «Селайо», Симоне Таленти, Сконошуто (Sconosciuto), один из последователей Арнольфо ди Камбио и Джованни ди Амброджио.
13.
Модель старинного фасада Санта-Мария-дель-Фьоре архитектора Арнольфо ди Камбио из окрашенного дерева с реконструктивной гипотезой мраморного декора. Макет изготовил архитектор Франко Гиздулич на открытии новой планировки музея в 2000 г., основанной на последних исследованиях древних иконографических источников, включая копию Нани с рисунка Почетти.
14.
«Благовещение» Лоренцо Гиберти. Бронзовая копия элемента Северных ворот Баптистерия. Ее разрешается трогать руками, что важно для плохо видящих посетителей.
15.
Внутренние створки Южных ворот Баптистерия (Андреа Пизано, 1329-1336).
16.
Внутренние створки бронзовых Северных ворот Баптистерия (Лоренцо Гиберти, 1402-1424). Вторая дверь повторяет структуру первой двери, созданной в XIV в. Андреа Пизано. Из этой модели также происходит разделение на двадцать восемь плиток как передней, так и задней части. Таким образом, задняя часть «Северных ворот» состоит из огромного каркаса, на котором закреплены бронзовые пластины, украшенные в центре круглыми львиными головами. Вероятно, это намек на льва Марцокко — одного из средневековых символов флорентийского муниципалитета, который до сих пор можно встретить в скульптурах или в качестве декоративного элемента в различных общественных зданиях города, например, в Палаццо Веккьо или в Лоджии делла Синьория.
17.
Статуя пророка (Донателло (?), первая половина XV в.)
18.
Статуя «Трубящий ангел» (Тино ди Камаино, первая половина XIV в.).
19.
Голова св. Иоанна Крестителя (флорентийский скульптор, первая половина XIV в.). Св. Иоанн Креститель — одна из самых ярких фигур христианского искусства. Изображение покровителя города Флоренции преобладает в убранстве Баптистерия, владельцем которого он является, где подчеркивается фундаментальная роль Крестителя в подготовке к пришествию Христа. Голова принадлежала полноростовой статуе из группы, установленной над северными воротами баптистерия и изображающей проповедь Крестителя.
20.
Второе изображение головы св. Иоанна Крестителя было сделано Тино ди Камаино, вероятно, в 1320-1324 гг. Эта часть скульптуры была частью группы, ранее размещенной над южными дверями баптистерия и представляющей Крещение Христа со св. Иоанном почти в профиль, запечатленным во время крещения Мессии, изображенным спереди в центре. В обеих головах вы можете увидеть сильную драму, которая проистекает из напряженности и торжественности взгляда фигуры. Наиболее элегантно готические аспекты этих скульптур можно найти в извилистой завивке волос и бороды.
21.
Мраморная скульптура (полуфигура), изображающая Благословение Христа, создана Тино ди Камаино между 1320 и 1324 гг. Благословляющий Христос вместе с головой св. Иоанна Крестителя и ныне утерянным Ангелом составлял группу статуй, помещенных в скинии над Южными воротами баптистерия и изображающих Крещение Христа. Иисус с торжественным выражением лица выглядит изможденно, с длинными волосами, падающими на плечи, с обработанной бородой и усами. Он изображен без одежды, его левая рука опускается вдоль тела, а правая рука поднята в акте благословения. Сцена крещения — одна из самых распространенных иконографий в христианском искусстве. Главные герои — Христос и св. Иоанн Креститель, часто сопровождаемые ангелами и голубем Святого Духа, который, как сказано в Евангелиях, сошел в тот день на Мессию.
22.
Фрагмент мраморной статуи, изображающей женскую фигуру, аллегорическое олицетворение милосердия, созданной Тино ди Камаино между 1320 и 1324 г. Она была частью скульптурной группы, отражающей различные богословские добродетели, первоначально размещенной над восточной дверью баптистерия. Фигура представлена с наклоненным влево лицом, окруженным длинными волнистыми волосами, закрепленными диадемой на лбу. Обеими руками он держит рог изобилия, из которого исходит пламя божественной любви. Богословские добродетели характеризуют духовное действие христианина, и среди них милосердие, согласно предписаниям св. Павла, является величайшим, потому что за него мы любим Бога и ближнего больше всего. Св. Иоанн Креститель считается первым святым, проявившим все три добродетели. Это объясняет присутствие их аллегорических фигур в иконографическом комплексе Баптистерия, в котором мы хотим усилить роль Крестителя как того, кто подготавливает путь к пришествию Христа. Недавно была выдвинута гипотеза, что эта скульптура могла быть другим типом символического изображения, например, сивиллой или, возможно, ангелом, который засвидетельствовал Крещение Христа, и расположенной над южными воротами.
23.
Фрагмент статуи из белого мрамора, олицетворяющей женскую добродетель Веры, также созданной Тино ди Камаино между 1320 и 1324 г. Она была частью скульптурной группы богословских добродетелей, первоначально размещенной над восточными воротами баптистерия. Скульптура представляет собой женскую фигуру, вырезанную и закругленную внизу. Фигура фронтальная, возможно, предназначенная для центральной ниши, демонстрирующая округлые голову и грудь женщины с акцентом на пластичность объема. С головы свисает вуаль, которая, создавая темные тени в прорезях по бокам шеи, подчеркивающих лицо, укладывается на плечи.
24.
Фрагмент мраморной статуи, изображающей женскую голову, некогда олицетворение Надежды, созданной Тино ди Камаино ок. 1320 г. Она была частью скульптурной группы Богословских добродетелей, первоначально расположенной над восточными воротами баптистерия. Скульптура изображает женскую голову, повернутую на три четверти влево, взором вверх. Она демонстрирует полное лицо и маленькие пухлые губы, при этом удлиненные глаза сужены. Волосы волнистые, разделены по центру на пробор, собраны и украшены лавровым венком.
25.
В этой галерее также представлены важные фрагменты самых сложных и самых красивых боковых дверей Дуомо, расположенных на севере и известных как «Порта делла Мандорла» (Миндальная дверь), созданных в 1391-1422 гг.
26.
Мраморная группа «Благовещения» [H], состоящая из архангела Гавриила и Богородицы, была изготовлена в XIV в. для верхней части боковой двери собора «Порта дель Мандорла». Статуя Богородицы (Джованни ди Бальдуччо (?), 1325-1349) долгое время хранилась в запасниках Дуомо, прежде чем был вырезан архангел Гавриил. Здесь представлено начало пути искупления человека, осуществленного благодаря выбору девы Марии приветствовать Сына Божьего в своем чреве. Мария представлена в акте чтения священной книги и, кажется, встревожена внезапным появлением архангела, у которого напротив безмятежное лицо.
27.
Архангел Гавриил (Якопо ди Пьеро Гуиди (?), 1375-1399) фактически делает радостное известие: благодаря Святому Духу, Любви Бога, она станет матерью Иисуса. Мария, повинуясь божественной воле, отвечает: «Вот я, я — служанка Господа, как ты сказал«.
28.
Пророки [G]. Авторство скульптуры слева традиционно приписывается Донателло. Скульптура справа считается работой Нанни ди Банко.
Маленькая статуя пророка из белого мрамора, сделанная Донателло в 1404-1409 гг., была установлена на одной стороне фронтона Порта дела Мандорла. Донателло создал эту фигуру как дополняющую другую, созданную Нанни ди Банко в тот же период. Два Профетини (маленькие фигурки пророков) представляют собой первый пример профессионального соперничества между этими мастерами, которому суждено было закончиться только со смертью Нанни ди Банко в 1421 г. Скульптуры были установлены в скиниях по обе стороны от остроконечной арки портала в нижнем ее ярусе. Иконологическая программа великого портала была задумана как восхваление Марии, владелицы Собора, единственной из всех смертных, вознесенных на небеса, поскольку именно она согласилась дать плоть Сыну Божьему.
29.
Мраморные барельефы и фрагменты архивольта Порта делла Мандорла [F]. Мраморные рельефы и архитектурные фрагменты боковых пилястров и архивольта были созданы в период между 1404 и 1409 г. Украшение внешнего косяка было завершено Антонио ди Банко, его сыном Нанни, а также Никколо ди Пьетро Ламберти. Им мы обязаны боковыми фигурами, изображающими двух ангелов, путти и Геракла. Юный Донателло изваял Христа в замковом камне архивольта в соответствии с иконографией «Мужа скорбей». По-видимому, эта фигура является ранним этюдом для деревянного распятия художника в базилике Санта-Кроче. Иконографический тип Иисуса-Мужа скорбей в западноевропейском искусстве обычно является изображением Христа в терновом венце, с кровавыми следами от бичевания и с орудиями Страстей. Фигуры ангелов и путти вырезал, вероятно, Никколо ди Пьетро Ламберти. Резцу Нанни ди Банко принадлежит рельеф с Гераклом. Авторство спиральных изогнутых колонн неизвестно. Во второй половине XIX в. все эти фрагменты были демонтированы с портала и заменены копиями.
30.
Бронзовая копия элемента восточных ворот Баптистерия, также называемых «Врата рая», созданных в 1425-1452 гг. Лоренцо Гиберти под названием «Сотворение мира. Первородный грех». На фрагменте изображены сцены Сотворения Адама, Сотворения Евы, Первородного греха и Изгнания из земного рая. Этот экспонат разрешается ощупывать руками.
31.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.