Флоренция. Церковь св. Амвросия

Предположительно, церковь Сант-Амброджо была построена на том месте, где св. Амвросий останавливался во Флоренции в 393 г. [43.7715412N 11.2666404E] Первые упоминания о церкви, принадлежащей монахиням-бенедиктинкам, датируются 998 г., но, вполне вероятно, она еще старше.
1.
DSC_2861

В 1230 г. в церкви произошло чудо: старый священник Угуччоне на следующий день после богослужения увидел в чаше вместо остатков вина небольшое количество сгустков крови, которую тут же осторожно собрал в ампулу. Это грандиозное событие способствовало поклонению тайны Евхаристии, и был основан праздник Corpus Christi. В конце XIII в. церковь Сант-Амброджо была перестроена в готическом стиле.

После разрушения в XVII в. церковь была снова восстановлена миланскими художниками Джованни Баттиста Фоджини и Луиджи Адемолло, которые украсили фасад, главный неф и хоры фресками со сценами из жизни св. Амвросия. Между 1832 и 1833 гг. Луиджи Адемолло расписал потолок и верхнюю часть нефа, а в пресвитерии написал «Избиение младенцев», «Тайную вечерю» и «Истории св. Амвросия».
2*.
DSC_2856

Церковь много раз перестраивалась на протяжении веков; следы переделок видны до сих пор. Вдоль боковых стен находятся незавершенные каменные аркадные элементы, добавленные в эпоху Возрождения, и многочисленные боковые часовни. Последняя реконструкция после обрушившегося на город наводнения в 1966 г., позволила открыть средневековые фрески на передней стене церкви и несколько картин внутри.

Церковь Сант-Амброджо на протяжении веков накопила богатую коллекцию настенных фресок, запрестольных образов и других произведений искусства, приписываемых Андреа Орканья, Аньоло Гадди, Никколо Герини, Лоренцо ди Биччи, Мазаччо, Филиппо Липпи, Сандро Боттичелли, Алессо Бальдовинетти, фра Бартоломео и Леонардо Тассини.
3. Табернакль св. Амвросия на одноименной площади, созданный Джованни дела Робиа
Tabernacolo

В нартексе стоят обязательные элементы церкви: чаша для омовения рук и купель для крещения.
4.
DSC_2780

На стене нартекса картина маслом по холсту "Христос на троне с поклоняющимися ему ангелами" неизвестного автора второй половины XIX в. Одна из устойчивых и наиболее древних схем изображения Христа Вседержителя — "Спас на престоле". Христос изображается фронтально, восседающим на престоле с обязательной подушкой. Одеяние Иисуса представляет собой стандартное в эллинистическом мире сочетание хитона и гиматия. Христа окружают поклоняющиеся ему два ангела.
5.
DSC_2782

Церковь однонефная, без трансепта. По всей длине нефа с обеих сторон расположены небольшие алтари или резные арки, в которых размещены картины или алтарные образы.
6.
DSC_2860

Совершим обход по часовой стрелке, начиная от входа в сам храм.

Мадонна во славе (Алессио Бальдовинетти, ок. 1470-1475). Богоматерь на картине окружают ангелы и святые Амвросий, Лаврентий, Иоанн и Екатерина Александрийская.
7.
DSC_2784

«Мадонна с младенцем и св. Анной», также известная как Сант-Анна Меттерца, — картина, написанная итальянским художником эпохи Возрождения Мазаччо, вероятно, в сотрудничестве с Мазолино да Паникале около 1424-1425 гг. темперой по панели. Картине присуща и декоративная красота, свойственная Мазолино, и желание передать физическую массу и пространство, характерное для Мазаччо. Согласно средневековой иконографии сюжета, обычно именуемого «Св. Анна втроём», на коленях Анны сидела Мария, а на коленях последней — младенец Христос. Иконографическая схема в этом произведении сохранена, три фигуры составляют трёхмерную, правильно построенную пирамиду. Пространство строится несколькими планами: на первом плане колени Мадонны, на втором — младенец Христос и руки Мадонны, на третьем — туловище Мадонны, на четвёртом — трон, св. Анна, занавес и ангелы, завершается всё золотым фоном. Присутствие св. Анны в картине, возможно, имеет особый смысл; она символизирует дочернее послушание монахинь-бенедиктинок по отношению к матушке-настоятельнице. Работа Мазаччо демонстрирует влияние Донателло в своих мягких округлых формах и реалистичной фактуре. «Мадонна с младенцем и святой Анной» находилась в церкви Сант-Амброджо до тех пор, пока не была передана во флорентийскую Галерею Академии, а затем в галерею Уффици. Поэтому сейчас в церкви мы можем увидеть только копию этого произведения.
8.
DSC_2785

Фреска «Мученичество св. Себастьяна» была обнаружена в 1888 г. при демонтаже алтаря на фасаде левой стены. Считается, что отдельно стоящая фреска была написана Пьетро ди Миниато около 1390-1395 гг. Слева изображен ангел. Внизу группа людей, готовая стрелять стрелами. У подножия — донор, стоящий на коленях.
9.
DSC_2786

Скульптурная фигура св. Антония.
10.
DSC_2788

«Встреча Марии и Елизаветы» (Андреа Босколи, 1597). Холст, масло. Св. Елизавета в желто-оранжевом платье и в белой вуали справа встает на ступеньку, чтобы обнять Марию, изображенную слева в красном платье и синей мантии. Вверху справа нарисован Захария в красном одеянии, синей мантии, с белой бородой. Сюжет «Встречи Марии и Елизаветы», достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V в., когда женщин изображали просто разговаривающими. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, св. Захарий или св. Иосиф. Так как Елизавета — замужняя женщина, а Мария — Дева (её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.
11.
DSC_2789

Табернакль св. Себастьяна (Леонардо дель Тассо, ок. 1490). Погребальный памятник семьи Дель Тассо первоначально был выполнен из полихромного дерева. Полукруглая ниша была расписана имитацией порфировых панелей, обрамленных белым мрамором.
12.
DSC_2791

В верхней части ниши нарисована рама, имитирующая мрамор, с желтым фризом с серым орнаментом; статуя сверху закрывается полукуполом с серой оболочкой, контрастирующей с красным порфиром. Центральное отверстие украшено рамкой с резными гротесками и листвой.
13.
sebastiano

Гипсовые детали (столбы, капители и т.д.) были белыми с небольшим количеством позолоты. В тимпане находится монохромная картина, изображающая двух крылатых ангелов, а на пьедестале — картина Филиппино Липпи, изображающая Благовещение. Пьедестал также украшен резными гербами семьи дель Тассо.
14.
sebastiano2

Мадонна с Младенцем и свв. Амвросием и Франциском. В пределле «Истории из жизни св. Франциска» (Козимо Росселли, 1489-1501). Темпера по дереву. Слева от Мадонны св. Амвросий, справа — св. Франциск Ассизский с маленьким крестом, зажатым пальцами в знаке Троицы, с изображением стигматов.
15.
DSC_2792

В пределе три изображения: слева — «Утверждение Устава ордена францисканцев»; в центре — «Св. Франциск, получающий стигматы и рану в боку»; справа — «Тело св. Франциска, окруженное братьями, в то время как ангел на высоте летит с его душой».
16.
franchesco

Скульптура св. Иосифа с младенцем Иисусом на руках.
17.
DSC_2794

Св. Антонин Флорентийский и другие святые. Вверху — «Благовещение» (Рафаэллино дель Гарбо, начало XVI в.). У объявляющего ангела оранжевая мантия, в руке стебель лилии, в то время как Дева Мария носит длинный синий плащ и красное платье. Вверху в центре — Голубь Святого Духа.
18.
DSC_2795

Синопия фрески Козимо Росселли «Чудо Чаши». Она интересна тем, как художник планировал расположить здания в перспективе, так и етм, что тела, в отличие от фрески, изображены без некоторых деталей одежды, вероятно, чтобы помочь художнику лучше запомнить позы тел, которые должны были потом прикрыты драпировками. Кроме того, можно определить некоторые изменения в ходе работы над самой фреской: человек на коленях перед Чашей первоначально должен был иметь атрибуты св. Бенедикта (борода, постриг и монашеское одеяние с капюшоном), а портрет Пико делла Мирандолы должен был находиться в группе из трех слева.
19.
DSC_2797

Фреска «Тайная вечеря» (Луиджи Адемолло, 1832-1833).
20.
DSC_2798

Часовня Чуда Причастия
Капелла Чуда Причастия была построена для хранения ампулы с кровью Евхаристического чуда Флоренции, которое произошло в 1230 г. О самом событии рассказано ранее. В 1468 г. Доменико Маринги построил часовню со скинией справа от входа, в которой хранилась чудесная ампула. В 1481 г. было решено расположить нынешнюю часовню слева от главного алтаря, для чего настоятельница монастыря подписала договор со скульптором Мино да Фьезоле на изготовление новой мраморной скинии. В период с мая 1484 г. по август 1486 г. Козимо Росселли написал фрески на свободной левой стене, вокруг скинии и на сводах, за общую плату в 100 флоринов. Часовня приподнята на несколько ступенек. В плане прямоугольная, открытая с двух сторон и огражденная мраморной балюстрадой конца XVII — начала XVIII в.
21.
DSC_2804

Скиния Мино да Фьезоле занимает заднюю стену и имеет размер мраморного алтаря. Джорджо Вазари утверждал, что монахини 22 августа 1481 г. заключили со скульптором контракт, в соответствии с которым он был завершить скинию в течение 8 месяцев за 160 флоринов. В итоге на работу ушло около трех с половиной лет.
22.
DSC_2800

Центральная панель обрамлена двумя небольшими колоннами с барельефным орнаментом с растительными мотивами и составными капителями, увенчанными фризом с херувимами и люнетом с благословением Вечного Отца между двумя ангелами и херувимом. В центре находится киворий в технике стаччиато, окруженный молящимися свв. Амвросием и Бенедиктом. Над киворием мы видим голубя Святого Духа между двумя панелями с херувимами. Ниже два летающих ангела держат чашу Чуда, покоящуюся на херувиме, из которой в мандорле появляется благословляющий Младенец Иисус. Его поза повторяет позу Бога-Отца выше и вместе с голубем создает изображение Троицы, которое относится к тайне Евхаристии. По краям скинию украшают фрески с изображением ангелов-музыкантов.
23.
DSC_2805

Нынешний реликварий с ампулой датируется 1511 г. и выполнен малоизвестным ювелиром Бартоломео ди Пьеро Сассо. Сегодня кровь находится в ампуле, защищенной цилиндрическим кристаллическим корпусом. Реликварий, в котором он находится, изготовлен из позолоченного серебра, напоминающего по форме монстранцию. Шестиугольное основание тонкое, с рамкой овальной формы, отделенной от вала гладкой лепкой. Верхняя часть состоит из ниши, в которой удерживается корпус кристалла, приваренного к стержню, с двумя металлическими кругами, которые охватывают и поддерживают его, с небольшим отступом. По бокам ниши два летающих ангела, а наверху есть третий ангел, держащий удлиненную ручку, удерживающую круглый элемент дарохранительницы, сделанный в наше время с головами ангелов, лучей и облаков.
24.
blood

Основание скинии украшено барельефным панно, напоминающим пределлу. Оно изображает священника Угуччоне, который вручает реликвию настоятельнице церкви св. Амвросия. Сцена симметрична, с двойной группой молящихся на коленях, включая несколько монахинь и некоторых известных людей.
25.
Uguccione

В своде капеллы изображены Учителя церкви на фоне неба, усеянного звездами (сегодня красного оттенка, когда-то синего).
26.
DSC_2801

Фреска в люнете на левой стороне представляет Чудо Чаши, вероятно, изображающее шествие с ампулой с кровью 1340 г., которое предотвратило вспышку чумы. Вазари считал эту фреску лучшей работой Козимо Росселли во Флоренции. В написание этой фрески внес свой вклад молодой фра Бартоломео, ученик Росселли.

Основные события разворачиваются справа, где группа священников и монахинь собралась вокруг чудотворной ампулы, выставленной на обозрение епископом. Большое внимание уделяется описанию одежды, причесок и головных уборов, особенно женских. Девушка, которая ведет за руку двух детей и поворачивается к зрителю, отсутствует в синопии; ее функция состоит в том, чтобы привлечь взгляд зрителя, установив зрительный контакт, чтобы затем направить его к сердцу действия через игру силовых линий.

Как сообщает Вазари, процессия, обычно разделяемая между мужчинами и женщинами, полна портретов. Слева, например, автопортрет Росселли, смотрящий на зрителя. Выделяется группа из трех молодых людей в центре: это гуманисты из Платоновской академии Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола и Анджело Полициано.

Трех старейшин, стоящих на коленях, точно опознать нереально: возможно, тот, кто на видном месте одет в черное, является членом семьи Медичи. Реликварий перед входом в церковь получает Франческо ди Стефано делла Торре, за которым можно увидеть настоятельницу монастыря Марию Барбадори.
27.
DSC_2799

В часовне ранее находились два ангела со свечами из полихромной глазурованной терракоты работы Джованни делла Роббиа, датируемые 1513 г.
28.
sacramento

Главный алтарь
Почитаемая реликвия (ампула с кровью) долгое время хранилась на главном алтаре, который в начале XV в. был украшен сначала фреской «Сант-Анна Меттерца», написанной Мазаччо и Мазолино около 1424-1425 г. Затем ее место заняла «Коронование Марии» кисти Филиппо Липпи. Сегодня эти два очень ценных запрестольных образа перенесены в галерею Уффици. Подобная судьба выпала и на «Мадонну с младенцем со святыми», также известную как «Pala delle convertite» работы Сандро Боттичелли, когда-то находившейся в этой церкви.
29.
DSC_2807

В начале XVIII в. архитектор Джованни Баттиста Фоджини внес существенные изменения в архитектуру церкви: он перестроил триумфальную арку, апсиду в стиле барокко и элегантный алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями.
30.
DSC_2812

В пресвитерии сохранились две фрески, написанные Луиджи Адемолло, на которых изображены «Истории св. Амвросия».
31.
DSC_2810

32.
DSC_2809

Элемент украшения алтаря.
33.
DSC_2811

В капелле справа от пресвитерия в январе был устроен рождественский вертеп.
34.
DSC_2837

Единственное украшение часовни в обычное время — триптих «Мадонна с младенцем на троне и святые» написал Лоренцо ди Бичи около 1450 г. Богоматерь окружают св. Косма и св. Дамиан (покровители семейства Медичи), а также, вероятно, св. Амвросий и св. Екатерина.
35.
DSC_2838

Общий вид Рождественского вертепа.
36.
DSC_2819

Св. Мария, св. Иосиф и младенец в колыбели.
37.
DSC_2817

Поклонение волхвов.
38.
DSC_2818

Фреска на правой стене «Избиение младенцев» оформлена в том же стиле, что и установленная напротив «Тайная вечеря». Написана фреска также Луиджи Адемолло в 1832-1833 гг.
39.
DSC_2822

Мадонна на троне со святыми и донатором (Джованни ди Бартоломео Кристиани, ок. 1365-1370).
40.
DSC_2823

Св. Онуфрий и сцены из его жизни. Фрагментированная синопия, отделенная от второго алтаря с правой стороны и частично расписанная в технике альсекко. Приписывается мастеру из Фильине (ок. 1345), однако позднее некоторые исследователи по стилистическим характеристикам посчитали синопию работой Буонамико Буффальмакко (до 1315). Св. Онуфрий, сын персидского царя, жившего в III в., был определен св. Иеронимом как «Вундеркинд пустыни». Он отрекся от трона, чтобы уединиться в Фиваидском монастыре, где узнал от старцев о пустынниках и захотел подражать им. После этого, для большего уединения, он удалился в пустыню на 60 лет и жил там в полном аскетизме. Ни у кого не было никаких сведений о пустыннике, пока св. Пафнутий случайно не нашел его. Он утешил старца в последние минуты жизни, похоронил и принес весть о его жизни в Рим, где при жизни святого была построена церковь.
41.
DSC_2824

Пульпит. Слева узкая дверь, закрывающая лестницу наверх к пульпиту.
42.
DSC_2826

Алтарь с «Распятием среди святых» (неизвестный флорентийский художник, 1475-1500). Темпера на холсте.
43.
DSC_2827

Слева от распятия св. Иоанн Креститель, справа — св. Иероним с кардинальской красной шляпой и львом. За этими святыми изображены св. Косма и св. Дамиан. У подножия креста череп (символ христианского покаяния); на вершине пеликан, выкармливающий своих детенышей.
44.
DSC_2830

Статуя Девы Марии Розария.
45.
DSC_2831

Центральным элементом часовни Ринуччини является фреска под названием «Мадонна дель Латте» (Млекопитательница). Конкретной атрибуции фрески нет, исследователи считают ее работой мастера из мастерской Андреа Орканья, созданной в 1365-1370 гг. Мадонна держит на коленях Иисуса, который пьет молоко из ее груди. Справа изображен св. Варфоломей, слева — св. Иоанн Креститель. В иконографии Млекопитательница — Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. На иконах этого типа Богородица может изображаться с короной и ангелами. Мафорий может быть синего или зелёного цвета как символ земного происхождения Богородицы. Позади Девы Марии могут быть солнце и луна, изображения взрослого Иисуса или различных святых. Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку. Иконография Девы Марии, кормящей грудью Младенца Иисуса Христа, известна в религиозном искусстве с раннехристианского времени. Начиная с XIV в., образ Млекопитательницы становится излюбленной темой итальянских художников. Однако после принятия Тридентским собором указа о запрете изображения «чрезмерной наготы» в изображении священных фигур, случаи создания изображений Богородицы, кормящей Младенца Иисуса Христа, прекратились.
46.
DSC_2832

Благовещение (неизвестный флорентийский художник, 1301-1350). Фрагментированная фреска. Слева и вверху нарисованная рамка. Слева ангел на коленях, справа голубь между лучами, а на ложе позолоченный нимб. Фреска была обнаружена в 1934 г. Стиль написания ангела напоминает работы Мазо ди Банко и позволяет ориентировочно определить время работы.
47.
DSC_2835

Статуя монаха, вероятно, францисканца в хабите, подпоясанного веревочным поясом.
48.
DSC_2841

«Снятие с Креста» (Никколо ди Пьетро Джерини, XIV в.). Некоторые исследователи считают фреску работой Джоттино. Сюжет фрески: Мария Магдалина принимает тело Спасителя от св. Никодима. Рядом с ними дева Мария (мать Иисуса), св. Иоанн Богослов и св. Екатерина Сиенская.
49.
DSC_2842

Синопия фрески «Снятие с Креста» Никколо ди Пьетро Джерини.
50.
DSC_2843

В этой церкви захоронен Франческо Граначчи, итальянский художник эпохи Возрождения и давний друг Микеланджело Буонарроти.
51.
granacci

Также здесь можно увидеть захоронение Андреа Верроккьо, наставника Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди.
52.
verrocchio

Сант-Амброджо — это ухоженная маленькая жемчужина, находящаяся немного в стороне от популярных маршрутов большинства туристов во Флоренции.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.