Церковь Санта-Мария-Маджоре — одна из старейших церквей города и одна из первых, посвященных Богоматери [43.7732456N 11.2528941E]. Расположена в историческом центре Флоренции неподалеку от собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
1. Местоположение церкви на трехмерной карте исторического центра Флоренции
Церковь существовала, хоть и в другом обличье, возможно, уже в VIII в. в лангобардский период. Первое документальное упоминание о ней зафиксировано в 931 г., когда в документе епископ Рамбальдо упоминается как арендатор земли и дома, принадлежащего ecclesiam Sancti Marie Majoris. Второе документальное упоминание, относится к 1021 г., в то время как легенда, указывающая на папу Пелагия II как основателя церкви в 580 г., не считается исторически обоснованной.
2. Фасад церкви
В 1176 г. Санта-Мария-Маджоре стала коллегиальной церковью и была в составе одного из двенадцати древних монастырей с канониками. В архиве капитула сохранились многочисленные нотариальные акты, датированные с 1107 по 1520 г., в большинстве из которых зафиксированы факты дарения и покупки земли и зданий. По этим документам можно оценить богатство общины, связанной с церковью, как очень заметное, настолько сильное, что она в 1183 г. получила привилегию быть поставленной под прямую защиту папы Луция III, подтвержденную папой Урбаном II в 1186 г.
3. Портал церкви
Переданная в XIII в. ордену цистерцианцев, церковь была перестроена в готическом стиле, возможно, сохранив внешние стены и оригинальные своды. По данным Джорджо Вазари, реконструкцией здания руководил маэстро Буоно. Вазари также написал, что Аньоло Гадди написал запрестольный образ для главного алтаря (Коронация Девы Марии в окружении ангелов), а Якопо ди Чоне для главной капеллы были написаны фрески с Историями Богородицы и св. Антония, из которых до наших дней сохранились только отдельные фрагменты. В 1278 г. была увеличена численность каноников.
4.
В XV в. церковь находилась в кризисе; резко упали доходы и ее влияние на общество. Во время пастырского визита кардинала Джулио Медичи (в будущем папы Климента VII) в 1514 г. церковь была описана как находящаяся в серьезном упадке. В итоге в следующем году папа Лев X объединил ее с капитулом кафедрального собора, а в 1520 г. приор отказался от занимаемой должности. После передачи церкви в 1521 г. ордену кармелитов мантуйской конгрегации, комплекс был отремонтирован. В первой половине XVII в. Герардо Сильвани переделал интерьер церкви, возможно, на основе более раннего проекта Бернардо Буонталенти. В XVII и XVIII вв. интерьер постепенно был обновлен новыми алтарями, запрестольными образами, лепниной и фресками. В XVII в. Альфонсо Париджи спроектировал мраморный фасад, однако этот проект так и не был реализован.
5. Боковой портал
В 1817 г. церковь была передана Ордену регулярных клириков — служителей больных, известных в народе как камиллианцы. До 1916 г. церковь подверглась одной из тех радикальных "реставраций", которые были популярны между XIX и началом XX в., в ходе которой было полностью демонтировано убранство пресвитерия, заново обнаружены некоторые фрагментарные средневековые фрески, но при этом непоправимо нарушено декоративное единство интерьера. До "реставрации" фасад из необработанного камня был покрыт простой штукатуркой, которую в ходе проводимых работ полностью удалили. За церковью расположен клуатр старинного монастыря XVI в., который сейчас частично осовременен. В люнетах сохранилось несколько фресок XVIII в.
6.
На левой стене колокольни Санта-Мария-Маджоре можно увидеть "Окаменевшую голову", которую флорентийцы между собой называют "Ла Берта". Главным "героем" легенды стал итальянский астроном, астролог, математик, философ и поэт Чекко д'Асколи, долгие годы работавший профессором астрологии в Болонском университете. Однако в 1324 г. по приговору инквизиции он был изгнан из Болоньи и через пару лет приехал во Флоренцию, где стал астрологом и врачом при дворе герцога Карла Калабрийского. Однако еще через год астроном снова попал под церковный суд по многим пунктам, среди которых самым тяжким было обвинение в "Заблуждениях против веры", которое практически гарантировало ему смерть.
7.
Чекко д'Асколи был приговорен к сожжению на костре (он стал одним из первых учёных, казнённых по приговору суда инквизиции); казнь была назначена на 16 сентября 1327 г. на площади Санта-Кроче. На улицы высыпало множество горожан посмотреть, как приговоренного к смерти ученого везут на костер. Зной позднего лета, смешанный с пылью, поднятой толпой зевак, глазеющих на "шоу", иссушил горла всех людей. Когда телега проезжала мимо церкви Санта-Мария-Маджоре, осужденный попросил воды. Но женщина по имени Берта, услышав из окна колокольни просьбу Чекко д'Асколи, закричала, что если кто-то даст напиться "алхимику", то маги получат власть от дьявола, а Чекко избежит казни. Чекко д'Асколи, взбешенный злобой Берты, наложил на нее заклинание: "А ты… Ты никогда не поднимешь оттуда головы!".
8.
Интерьер церкви состоит из трех нефов по три пролета в каждом, перекрытых ребристым сводом и разделенный стрельчатыми арками, опирающимися на четырехугольные колонны.
9*.
Необычно то, что в то время как два прохода богато украшены на стенах и сводах фресками и лепниной в стиле барокко, центральный неф довольно бедный, почти полностью лишенный украшений.
10*.
На контрфасаде, над порталом, находятся мраморные хоры, ограниченные балюстрадой. В древности отсюда звучал орган, от которого к настоящему времени сохранился только корпус и трубы.
11.
В центре нефа в пол смонтирована мраморная инкрустация с гербом ордена камиллианцев, которому и сейчас принадлежит церковь.
12.
Для продолжения рассказа привожу план церкви. В дальнейшем ссылки будут даваться на нумерацию из этого плана.
13.
В полу церкви в основном между колоннами нефа устроено множество захоронений городской знати, в основном украшенных гербами семейств.
14.Захоронения с гербами семейств Аллегри и Карнесекки
tombs.jpg
Правая часть контрфасада [1]
Алтарь Черретани
15.
16. Фреска с изображением Мадонны (начало XV в.)
Капелла Буони [2]
Изначально покровителями капеллы выступала семья Бартолини, затем эта привилегия перешла к сенатору Джованни Буони. Запрестольный образ маслом по холсту "Мадонна показывает Младенца Иисуса св. Франциску" (Маттео Росселли, ок. 1607). Панно по бокам от алтаря с изображением Архангела Рафаила (слева) и Иоанна Крестителя (справа) написаны Винченцо Меуччи. Слева в углу установлена небольшая крестильная купель.
17.
Свод капеллы в технике тромплёй и люнеты свода также расписаны Винченцо Меуччи.
18.
Капелла Паоло Карнесекки [3]
Капелла посвящена св. Марие Магдалине ди Пацци и находилась под покровительством богатого торговца и уважаемого политика, гонфалоньера правосудия (два срока) и приора (три срока) Паоло ди Берто ди Грацино Дуранте Карнесекки (ок. 1373-1427). Всего под покровительством представителей знатной семьи Карнесекки были три капеллы этой церкви.
19.
Запрестольный образ маслом по холсту "Явление Христа св. Марие Магдалине ди Пацци с инструментами Страстей в руках Ангелов" написан Онорио (Онофрио) Маринари. По данным Леопольдо дель Мильоре ранее на этом месте находилась картина Джотто, но, по мнению Джорджо Вазари, панно было написано Мазаччо, равно как и пределла, где он изобразил Рождество Христово. Панно по бокам от алтаря с изображением святых написаны Винченцо Меуччи.
20.
Свод капеллы в технике тромплёй и люнеты свода также расписаны Винченцо Меуччи. Вероятный сюжет — "Сошествие святого Духа".
21.
Капелла Орландини-Кончини [4]
Покровителем часовни Таинства являлась семья Орландини-Кончини, поэтому слева и справа от алтаря мы видим два мраморных герба семьи. По бокам от алтарного образа две статуи, изображающие "Невинность" (слева) и "Чистоту" (справа) (Лоренцо Мерлини, ок. 1715). Слева внизу надгробная табличка сенатора Франческо Орландини, симметрично справа — табличка в память о семье Сацелло.
22.
Заалтарный образ — горельеф "Св. Камилл де Леллис говорит с распятым Иисусом" (Франческо Коллина, 1897).
23.
Под алтарем установлена статуя Пьеты (Джованни Баттиста Каччини)
24.
Свод на тему "Похищения Илии" расписал Бальдассарре Франческини по прозвищу Вольтеррано в 1642 г.
25.
Капелла Бернардо Карнесекки [5]
В часовне Бернардо Карнесекки, расположенной слева от апсиды, находится алтарь из полихромного мрамора XVIII в., алтарный образ которого состоит из двух коринфских колонн, поддерживающих сломанный тимпан, в центре которого находится Распятие (Джованни ди Франческо). Алтарный стол изготовлен в XVIII в.
26.
В полихромном позолоченном деревянном барельефе XIII в., изображающем Мадонну с младенцем, хранится драгоценная реликвия, традиционно приписываемая Коппо да Марковальдо (в ходе реставрации появились открытия, которые могут указывать на византийское происхождение барельефа XII в.).
27.
В 1751 г. на колонне справа была распознана надпись, которая указывает на могилу Брунетто Латини, флорентийского ученого и поэта, наставника Данте Алигьери.
28.
Мраморная погребальная скульптура Сальвино д'Армати, основанная на старинном саркофаге и датированная 1272 г. (атр. Тино ди Камаино, 1317). По одной из небесспорных легенд, Сальвино д'Армати был изобретателем очков.
29.
Свод капеллы расписан, вероятно, Бернардино Поччетти.
30.
Окончание рассказа о церкви Санта-Мария-Маджоре в следующем посту.
От автора: информация о церкви собиралась по крупицам из самых разных источников, включая путеводитель, датированный 1804 г. По причине недостатка подтвержденных данных, в тексте не исключаются некоторые неточности. С удовольствием откорректирую текст при наличии на то оснований.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.