Окончание рассказа о церкви Сан-Гаэтано. Начало читать здесь.
1. Церковь на ведуте (Джузеппе Зоччи, 1744).
Завершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от контрфасада, руководствуясь планом собора. В квадратных скобках далее буду указывать номер, соответствующий этому плану. Нумерация фотографий в обоих постах сквозная.
24.
Левый трансепт [4]
В правом и левом трансепте имеются по капелле, находившихся под патронажем семьи Бонси, крупнейшего спонсора церкви после Медичи. В обоих концах трансепта установлены погребальные памятники членам покровительствующей семьи, в частности, двум епископам Безье: Джованни и Пьетро Бонси. Оба памятника из полихромного мрамора выполнены скульптором Антонио Джинестрелли, который в 1633 г. также создал мраморные инкрустированные рамы для картин, изображенных над захоронениями.
39.
Картина над захоронением «Император Ираклий, возвращающий с патриархом Захарией Святой Крест в Иерусалим» (Джованни Биливерта, 1632). Одновременно этот же автор нарисовал люнет «Полет ангелов».
40.
В своде трансепта написана фреска «Возведение Креста во славе среди святых» (Филиппо Мария Галлетти, конец XVII в.).
41.
На левой стене трансепта находится фреска «Св. Гаэтан получает знаки страстей Иисуса» (Якопо Кьявистелли, 1671).
42.
Капелла Святой Елены, или Святого Креста [5]
Расположенная в левом трансепте, часовня, посвященная обретению Креста св. Еленой, является одной из лучших работ архитектора Мальвисти, созданной в 1644 г.
43.
Заалтарный образ «Обретение Животворящего Креста Еленой» (Маттео Росселли, ок. 1644)
44.
Полотно на левой стене — «Видение Креста Константину I» (Якопо Виньяли, XVII в.). Картина справа — «Св. Елена, ведущая раскопки для поиска Креста» (Джованни Биливерт,1642).
45.
Мраморный бюст в тимпане алтаря, изображающий благословляющего Христа, создан Себастьяно Петтиросси в 1631 г. Он же является автором лепных украшений в своде.
46.
Фреска в своде капеллы изображает «Полет ангелов с крестом» (Якопо Виньяли). Боковые люнеты «Усекновение головы св. Лукреции» и «Domine quo vadis?» также принадлежат кисти Якопо Виньяли.
47.
Главный алтарь [6]
Расположенный на фальшполе с несколькими ступенями и отделенный от нефа балюстрадой 1669 г., главный алтарь был освящен 29 августа 1649 г. в присутствии кардинала Карло Медичи, хотя его нынешний вид восходит к периоду реконструкции 1675 г.
48*.
Изготовленный из удивительного сочетания драгоценных мраморов, алтарь был создан по проекту Пьерфранческо Сильвани. Среди используемых мраморов: Rosso di Francia, Lapis Lazuli, Verde Greco, Giallo di Siena, Giallo Antico di Numidia и др. По бокам алтаря находятся гербы кардинала Доменико Мария Корси и маркиза Джованни Корси. В основании алтаря, под роскошной позолоченной деревянной решеткой, находятся мощи святых Марио и Марии, неизвестных фигур, перенесенных сюда из катакомб св. Каллиста в 1615 г. по инициативе великой герцогини Кристины Лотарингской.
49.
Вогнутый фон алтаря завершается внушительным серебряным киворием в форме базилики, увенчанной короной, изготовленным флорентийским ювелиром Бенедетто Петруччи. Киворий — единственный остаток монументального аппарата, подаренного церкви семьей Торриджани по случаю канонизации св. Гаэтано,
50.
51.
Хор расположен за главным алтарем и состоит из квадратного помещения, покрытого куполом. Строительство хора было завершено в 1630 г. Двухцветный черно-белый фон смягчается фресками и роскошной драпировкой, сделанной в конце XVII — начале XVIII в. Деревянные кресла из орехового дерева, приписываемые мастерской Якопо Сани, установлены в два ряда и украшены головами ангелов. По обе стороны от хора внутри ниш в форме серлианы, первоначально использовавшихся в качестве хоров, установлен орган Mascioni opus 457, построенный в 1933 г.
52.
На центральной стене находится большое бронзовое Распятие, шедевр Джованни Франческо Сусини (1634-1635), подаренный церкви Лоренцо Медичи. Примечательно, что на нем изображен Христос в предсмертной позе (с четырьмя ранами, но без раны в боку) — иконография, запрещенная соучредителем театинцев папой Павлом IV, чей запрет, однако, спустя столетие ушел в забвение.
53.
Распятие помещено в нишу, увенчанную символическим пеликаном, который, как и Христос, разорвал свою грудь, чтобы своей плотью накормить выводок.
54.
Над распятием встроено окно-роза. Надпись в витраже можно перевести как «Да придет Царствие Твое, священное сердце Иисуса«.
55.
Купол расписан фресками Филиппо Марии Галлетти «Св. Гаэтан во славе, представляемый Троице архангелом Михаилом», а в парусах изображены аллегории Изобилия, Милосердия, Стойкости и Победы.
56.
Капелла Рождества Христова [7]
Созданная по проекту архитектора Алессандро Мальвисти часовня Рождества, расположенная слева в правом крыле трансепта, была украшена первой в церкви и послужила образцом для всех остальных.
57.
В стойках деревянных дверей балюстрады работы Якопо Мария Фоджини (дяди более известного Джованни Батиста Фоджини) вставлен герб семьи Бонси, покровительствующей капелле, с мельничным колесом, увенчанный шляпой епископа.
58.
Алтарный образ «Рождества» написан Маттео Росселли в 1631 г.
59.
На левой стене капеллы картина «Встреча Марии и Елизаветы» (Маттео Росселли, 1631), на правой — «Благовещение» (Фабрицио Боски, 1632).
60.
Позолоченная лепнина на своде принадлежит Себастьяно Петтиросси (1631), автору также и бюста Бога-Отца на фронтоне алтаря.
61.
Свод капеллы с «Танцующими ангелами» расписал Маттео Роселли (1632). Фрески в люнетах «Св. Кристина в темнице» (слева) и «Мадонна с ребенком на руках у св. Франциска» (справа) созданы им же, но, возможно, с помощью молодого Лоренцо Липпи (ок. 1632).
62.
Правый трансепт [8]
В конце правого трансепта установлен погребальный памятник из полихромного мрамора епископу Безье Пьетро Бонси, выполненный скульптором Антонио Джинестрелли.
63.
Алтарный образ «Поклонение волхвов» написан Оттавио Ваннини.
64.
Правая стена трансепта украшена фреской «Видение св. Гаэтана, принимающего Младенца от Мадонны» (Якопо Кьявистелли, 1671).
65.
Фреска на своде «Благовещение волхвам» написана Филиппо Мария Галетти в 1678 г.
66.
Капелла Мартелли [9]
Семья Мартелли посвятила часовню под своим покровительством сразу нескольким святым, которые изображены на алтарном образе. В тимпане алтаря редкая скульптурная работа — бюст св. Франциска (Алессандро Малависти, 1635).
67.
Алтарный образ «Св. Андреа Авеллино, св. Иоанн Креститель и св. Франциск, поклоняющиеся Троице и Мадонне» (Маттео Росселли, 1640).
68.
На боковых стенах установлены два надгробных памятника важным религиозным деятелям из семьи Мартелли, выполненные в 1750 г. скульптором фламандского происхождения Францем Янссенсом.
69. Захоронение кардинала Франческо Мартелли
Два портрета в медальонах, сделанные в Риме, на темных пирамидах, поддерживаемых херувимами, выполнены в технике микромозаики.
70. Захоронение архиепископа Джузеппе Мария Мартелли
Свод капеллы полностью расписал Сигизмондо Коккапани в первой половине XVII в. Центральное место занимает «Непорочное зачатие в окружении ангелов». В центральном люнете фреска с «Аллегориями послушания и бедности». В боковых люнетах находятся картины (масло по холсту) «Проповедь св. Викентия Феррера» и «Заточение св. Викентия в Сарагосе».
71.
Капелла Маццеи [10]
Капелла под покровительством известной семьи виноделов Маццеи, посвященная Архангелу Михаилу, украшалась с 1634 г. Под алтарем в окружении фамильных гербов устроено захоронение сенатора Маццео Маццеи (ум. 1660).
72.
Изначально в капелле был установлен триптих «Освобождение св. Петра», «Архангел Михаил, освобождающий души из Чистилища» и «Явление ангела св. Иоанну Богослову на Патмосе», написанный Якопо Виньяли ок. 1642 г. Однако в 1928 г. центральную часть триптиха перенесли в капеллу Торнакинчи, а на ее место поместили полихромную терракоту «Явление Святого Сердца Иисуса св. Маргерите Марии Алакок» (Эммануэль Замбини, 1928).
73.
74. «Освобождение св. Петра» (Якопо Виньяли, ок. 1642).
75. «Явление ангела св. Иоанну Богослову на Патмосе» (Якопо Виньяли, ок. 1642).
Фреска в центральной части купола в технике тромплёй с изображением Троицы во славе написана Анджело Микеле Колонна ок. 1642 г. В боковых люнетах того же автора изображены ангелы, а в центральном люнете — «Благовещение».
76.
Капелла Россо [11]
Капелла, посвященная св. Андрею, была оформлена флорентийским художником Оттавио Ваннини. Также заслуживают внимания деревянные двери балюстрады с резным растительным орнаментом, которые включают в себя инициалы апостола Андрея.
77.
Оттавио Ваннини в 1942 г. были заказаны боковые росписи «Св. Иоанн, указывающий на Христа св. Андрею» (слева) и «Призвание св. Андрея и св. Петра» (справа). После смерти художника в 1643 г. работу завершил его ученик Антонио Руджери.
78.
79.
Антонио Руджери также написал древний запрестольный образ с изображением «Мученичества св. Андрея», который теперь перемещен в капеллу Антинори, а на его место установлен глазурованный терракотовый рельеф «Мадонна с младенцем», изготовленный Андреа делла Роббиа ок. 1480 г. В тимпане алтаря находится бюст Богородицы работы Антонио Новелли (1641-1642).
80.
В своде среди позолоченной лепнины Оттавио Ваннини написал фреску «Христос во славе» (1642).
81.
Капелла Антинори [12]
Богатый торговец Никколо ди Томмазо Антинори, проживающий в соседнем с церковью палаццо, указал в своем завещании (1519), что неподалеку от северной стороны площади должна быть построена часовня, посвященная Деве Марии. Воля умершего была исполнена: часовня была построена по проекту Баччо д’Аньоло. В 1634 г. в рамках реконструкции нефа здание часовни было снесено, а семье Антинори было передано помещение возле нового фасада церкви на первом этаже соседнего монастыря, внутрь которой была перенесена обстановка первоначальной часовни. Строительство новой молельни по проекту автора фасада церкви Сан-Гаэтано Герардо Сильвани длилось два года, с 1635 по 1637 г. Вход в капеллу расположен слева от фасада церкви Сан-Гаэтано и украшен скульптурными элементами, созданными Алессандро Малависти.
82.
Часовня Антинори состоит из прямоугольного помещения, перекрытого цилиндрическим сводом. У задней стены находится алтарь середины XVI в., украшенный торжественным тимпаном и двумя пилястрами из красного мрамора, обрамляющими фигурный стол с Распятием и св. Иеронимом, Франциском и Магдалиной. Некоторые исследователи считают автором алтаря Филиппо Липпи, однако до проведения реставрации однозначный вывод сделать сложно.
83.
В часовне по левой стене установлен надгробный памятник XVI в. важному магистрату того времени Алессандро Антинори. Работа неизвестного художника берет на себя рациональную торжественность и использование белого и черного мрамора наподобие часовне Гонди в базилике Санта-Мария-Новелла архитектора Джулиано да Сангалло. По бокам от захоронения выставлены две картины, перенесенные из церкви Сан-Гаэтано: «Мученичество св. Андрея» Антонио Руджери, ранее находившееся в часовне Россо, и «Непорочное зачатие с Вечным Отцом и св. Викентием Ферреро и Николаем Чудотворцем», вероятно, принадлежащее кисти Джачинто Фабброни (XVIII в.).
84.
На правой стороне часовни размещены три мраморных рельефа начала XII в., возможно, бывшие частью романского портала древней церкви Сан-Микеле-Бертельде, изображающие соответственно Архангела Михаила (в центре), св. Петра (слева) и св. Миниато (справа).
85.
В люнете над входом доминирует фреска с изображением Мадонны с младенцем, написанная художником школы Боттичелли.
86.
Дверь между часовней и настоящей церковью имеет необычный архитрав, украшенный тимпаном в виде крыла летучей мыши, выполненный в стиле Маттео Нигетти и Бернардо Буонталенти.
87.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.