Происхождение церкви и монастыря св. Эгидия (св. Жиля) неизвестно, но самые старые дошедшие до нас документы свидетельствуют об одном из многих романских зданий за пределами городских стен. С 1312 г. здание является частью госпиталя Санта-Мария-Нуова, который был основан в 1285 г. банкиром Фолько Портинари. С тех пор судьба церкви была связана с самой известной флорентийской больницей. Любопытно, что Фолько Портинари был отцом Беатриче Портинари, флорентийской дамы, которую Данте Алигьери воспевал в своих главных литературных произведениях.
1. Расположение церкви на схеме исторического центра Флоренции
Сан-Эгидио претерпела первую реконструкцию около 1420 г. при спедалинго (настоятеле больницы) Бенедеттоде Монтебелло. Церковь была расширена, а внутри появились новые расписные украшения. От церкви Сан-Эгидио XV в., изображенной на фреске Биччи ди Лоренцо, с посвящением св. Эгидию, теперь внутри больницы осталось лишь несколько следов. К сожалению, ценный цикл фресок, украшавших интерьер церкви и над которыми работали такие художники, как Алессио Бальдовинетти, Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано, был утерян.
2. Фреска «Папа Мартин V освящает церковь Сан-Эгидио во Флоренции» (Биччи ди Лоренцо, ок. 1424).
На главном алтаре был шедевр флорентийского интернационального готического стиля «Поклонение волхвов» (Лоренцо Монако, 1421-1422), ныне находящийся в галерее Уффици.
3.
В 1483 г. картина была заменена на триптих Портинари (Хуго Ван дер Гус, 1477-1478), которым восхищались и который изучали такие крупные флорентийские художники, как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. Сейчас триптих также выставлен в галерее Уффици.
4.
Лоджия главного фасада госпиталя Санта-Мария-Нуова развивается с трех сторон, «охватывая» площадь госпиталя и соединяя все ранее существовавшие готические и ренессансные постройки, четко обозначая входы в мужское и женское отделения, а также в церковь Сан-Эгидио.
5.
Круглые арки (на одиннадцать пролетов в центре и три по бокам) обрамлены пилястрами на каменных постаментах с ионической капителью маньеристской обработки, которые также продолжаются на верхнем этаже. Наверху чередуются прямоугольные окна с треугольными или полукруглыми тимпанами. Венчает здание карниз с выступами, создающими изящный эффект светотени.
6.
Архитектуре свойственна размеренная полихромия, обусловленная различным использованием характерных для данной местности материалов: pietraforte для внешних несущих элементов, pietra serena для внутренних пролетов), светлая штукатурка для заполнения стен и белый мрамор для некоторых декоративных элементов, таких как замковые камни арок и пять бюстов, установленных на арках на одинаковом расстоянии, изображающих
Козимо II (Кьяриссимо Фанчелли, 1620), Фердинандо II (Бартоломео Ченнини), Козимо III (Карло Марчеллини), Джан Гастоне Медичи (Антонио Монтаути) и Бернардо Буонталенти (Марио Моски, 1960).
7.
Портик в центре лоджии, созданный по проекту Бернардо Буонталенти, подчеркнут двумя свободными колоннами, поддерживающими балкон больничных палат, с большим гербом Медичи, обрамленным пышным картушем.
8.
В центре первого этажа лоджии находится портал церкви Сан-Эгидио с копией «Коронации Богородицы» Делло Делли, оригинал находится в главном вестибюле. Справа люнет с гербом Медичи.
9.
В лоджии также имеются большие люнеты с фресками работы Антонио Черчиньяни, известного как Помаранчо, датированные 1614 г. и изображающие «Спор в храме», «Избиение невинных», «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов».
10.
В торце лоджии справа находится большая фреска с изображением Благовещения (Таддео Цуккаро, ок. 1560).
12.
Нынешний облик церкви является результатом перестройки XVI в., проведенной по проекту Бернардо Буонталенти и осуществленной Джулио Париджи в 1611 г. Фрески XV в., украшавшие стены, были закрыты четырьмя классическими алтарями из серого камня (по два с каждой стороны). Церковь имеет один неф; у стен расположены четыре алтаря из пьетра серена (разновидность серо-голубого камня).
13*.
Фреска свода церкви «Слава св. Эгидия» — результат совместной работы Джузеппе Тонелли, который отвечал за роспись архитектурными элементами, и Маттео Бонечи, который изобразил фигуры в центре (ок. 1720-1730). Фресковый декоративный фриз в верхней части стен нефа изображает архитектурные мотивы, созданные парами ангелов, держащих овальный медальон монохромного серого цвета с золотой рамкой, опирающийся на синюю ткань. В каждом медальоне изображена аллегорическая фигура.
14*.
Искусство барокко открыло жанр перспективных плафонных росписей, известных под оригинальным названием pittura di sotto in sù — «живопись под потолок», или «снизу вверх». «Перспективные» росписи с иллюзией невероятного пространства позволяли устранять материальные ограничения: зрительно «прорывать» плоскость стены или потолка, игнорировать обрамления, конструктивные членения архитектуры либо создавать из них новые, иллюзорные. Потолок или поверхность купола позволяли создавать средствами живописи иллюзионистические декорации колоннад и арок, уходящих ввысь, и «открывать небо», с парящими в небе фигурами ангелов и святых, повинующихся не законам земного тяготения, а фантазии и силе религиозного чувства.
15*.
В матронее, скрытом от посетителей за декоративными решетками и идущем вдоль левой стены нефа и контрфасада, сейчас устроена небольшая экспозиция религиозных предметов. Доступ в галерею возможен в рамках музейного маршрута по предварительному заказу и только в составе экскурсии.
16.
Совершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от входа. В этом нам поможет план с указанием основных достопримечательностей.
17.
Захоронение литератора Сципионе Баргальи [1] в нартексе.
18.
Фреска на своде нартекса.
19.
На двух столбах, визуально отделяющих нартекс от остальной церкви, установлены две чаши для святой воды (Джованни Баттиста Балатри, ок. 1550-1560) из резного белого и серого мрамора. Раковину поддерживает голова херувима с крыльями, покоящимися на улитке выступа; раковина увенчана рифленым клапаном с боковым завитком.
20.
Алтарь первой капеллы слева [2] содержит скульптуру Мертвого Христа, положенного на Камень помазания.
21.
Алтарный образ включает картину «Св. Людовик, исцеляющий больного золотухой» (Бальдассаре Франческини по прозванию Вольтеррано, 1665-1678) (масло, холст). Полотно было заказано спедалинго Людовико Инконтри.
22.
Деревянная исповедальня, встроенная в стену нефа [3], создана в тосканской мастерской во второй половине XVII в. Богатая и живая типология явно барочного происхождения подтверждает эту датировку, когда церковь претерпела такие радикальные изменения во внутренней структуре, как реконструкция главного алтаря и пола из полихромного мрамора, установка исповедальни и написание двух больших полотен Вольтеррано и Фичерелли.
23.
Алтарь второй капеллы слева содержит небольшую статуэтку Священного сердца Иисуса [4].
24.
Алтарный образ включает картину «Снятие с креста» (Алессандро Аллори, ок. 1579).
25.
Слева от главного алтаря в стену вмонтирована резная мраморная скиния Святого причастия (Бернардо Росселлино, 1450) [5]. Утверждается, что это самая ранняя из сохранившихся евхаристических скиний во Флоренции.
26.
Бронзовую дверь скинии с рельефом «Благословение Христа» создал Лоренцо Гиберти, более известный как автор северного и восточного порталов флорентийского баптистерия. Иконография двери традиционно интерпретируется как Бог-отец, наклонившийся с благословляющим жестом к зрителю, держащий в руке книгу с альфой и омегой и одетый в конический головной убор восточного стиля. Недавно было замечено, что лицо Бога более юное, с более короткой бородой, и, следовательно, фигура скорее может быть отнесена к Иисусу Христу, тем более, что фигура благословляющего Отца уже имеется в тимпане мраморной скинии. Присутствие Христа также завершило Троицу голубем Святого Духа, вырезанным чуть выше скинии. На сегодняшний день в скинии выставлена копия двери, а оригинал хранится в Главном управлении больницы Санта-Мария-Нуова.
27.
Ступени перед главным алтарем [6] разработаны Бернардо Буонталенти в конце XVI в. Перед ступенями находятся надгробные камни семьи Портинари.
28.
Балюстрада в стиле барокко, стилистически сочетающаяся с алтарными узорами из полудрагоценных камней, изготовлена Джованни Батиста Балатри по проекту Джованни Баттиста Пьератти.
29*.
Алтарь украшен инкрустациями из полудрагоценных камней в технике так называемой штучной мозаики, или флорентийской мозаики, и датируется второй половиной XVII в., вероятно, 1650-1666 гг. Стол поддерживается восемью колоннами из белого и красного мрамора, украшенными завитками и гирляндой из листьев и цветов, ниспадающей по бокам; по бокам от стола две колонны со щитами с гербами семьи Рикасоли, увенчанные тремя ярусами кистей; над столом высокая ступенька с дверью кивория в центре, украшенная мотивами растительных завитков; на задних гранях ступени два герба семьи Рикасоли со щитом, увенчанным гребнем и плюмажем. В задней части алтарь имеет более простую конструкцию, с мраморной поверхностью, инкрустированной геометрическими мотивами, а в верхней части находится плита с выгравированной надписью.
30.
В основании алтаря установлен холст «Св. Эгидий в пещере» (Джачинто Джиминьяни да Пистойя, третья четверть XVII в.).
31.
Элегантная кантория тосканской мастерской XVIII в. из резного дерева, покрытая белым лаком и с позолоченными рамами, занимает три стороны апсиды и поддерживаются большими спиральными кронштейнами с балюстрадой, разделенной на прямоугольные зеркала с рельефной центральной панелью. На закругленных угловых зеркалах изображены два герба со щитом в виде лошадиной головы, обрамленные рамой, украшенной завитками. Трубы органа, изготовленного в 1800-х гг., соединены с крестовиной удлиненными и закрученными листьями аканта из позолоченного дерева.
32.
Хоры из орехового дерева с резьбой и инкрустацией (тосканская мастерская, конец XVII в.) занимают место с трех сторон апсиды и образованы спинкой с двойным рядом сидений, прерванной в центре сиденьем с криволинейной короной и фигурными подлокотниками, поддерживаемыми орлами; этот же декоративный мотив повторяется на боковых концах спинки. Над хорами небольшой свод с архитектурными украшениями, имитирующими купол, в монохромном сером и золотом цветах. Кулоны украшены медальонами с изображением четырех евангелистов.
33.
Эдикула Святого причастия (Джованни Баттиста Балатри по рисунку Джованни Баттиста Пьератти, 1650-1666) в форме храма, с фасадом с колоннами, карнизами, нишами и с центральной дверью, разделенным на восемь квадратных панелей, с балюстрадой и шестиугольным куполом; наверху — фонарь со шпилем, увенчанным земным шаром и вершинным крестом.
34.
Распятие (тосканская мастерская, 1650-1666) по форме повторяет знаменитый прототип Джамболоньи в Капелле дель Соккорсо в базилике Сантиссима-Аннунциата, и по этой причине в некоторых путеводителях по Флоренции выдвигается гипотеза о возможном автографе скульптора. В центре фронтона, который закрывает верхнюю часть органа, как бы соединяя его с фресками хора, изображен символ св. Бернардина Сиенского.
35.
Ближайшая к главному алтарю капелла справа содержит холст «Бассейн Вифезды» (Джованни Баттиста Паджи, 1592) [7]. Картина, вставленная в величественную резную и позолоченную раму с люнетами и центральными розетками, приписывается художнику благодаря каменной надписи под алтарем, которой спедалинго Джованни Баттиста дель Миланезе, епископ Марси, удостоверяет ее ввод в эксплуатацию в этом году.
36.
На картине изображен эпизод из Евангелия от Иоанна, в котором Иисус творит чудо исцеления парализованного (расслабленного) в купальне Вифезды, что особенно подходит для церкви, пристроенной к больничному комплексу.
37.
Первая ко входу капелла справа [8] содержит холст «Мадонна, предлагающая младенца св. Антонию Падуанскому со св. Франциском и св. Николаем Весково» (Феличе Фичерелли по прозвищу иль Рипозо, 1654-1657).
38.
Полотно написано по заказу спедалинго Людовико Серристори между 1654 и 1657 гг.
39.
Статуя какого-то монаха [9]. Возможно, это процессионная статуя покровителя калек св. Эгидия, так как имеется определенное сходство с другими статуями святого.
40.
Возможно, это захоронение основателя госпиталя Санта-Мария-Нуова Фолко Портинари (XIV в.) [10].
41.
42.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.