Флоренция. Церковь Санта-Маргарита-дей-Черки

Проходя по старинным узким улочкам Флоренции к дому Данте Алигьери, не забудьте свернуть на улицу виа Санта-Маргерита и посетить подлинный бессмертный памятник для всех влюбленных: церковь Данте, иногда называемую церковь Данте и Беатриче. На самом деле, настоящее имя священного места — церковь Санта-Маргарита-деи-Черки, одно из старейших в историческом центре [43.771290, 11.257178]. Церковь известна с 1032 г., в последующие века здание несколько раз перестраивалось.
1.
mappa_cerchi

Название храма происходит от покровительницы беременных женщин Маргариты Антиохийской и семьи Черки, которая вместе с семьями Донати и Адимари с 1353 г. покровительствовала церкви, а с XVII в. — исключительно семья Черки. До 1353 г. спонсором церкви была семья Портинари, позже переключившаяся в покровительстве на госпитальную церковь Сан-Эгидио.
2. Иллюстрация с изображением церкви из манускрипта XV в. «Кодекс Рустичи». Св. Маргарита была съедена дьяволом в образе дракона, но затем извергнута, потому что она несла крест.
rustici

Известность церкви в основном связана с легендой о том, что здесь Данте Алигьери женился на Джемме Донати (впрочем, более достоверной считается версия, что брак состоялся в оратории Буономини-ди-Сан-Мартино). Прямо здесь или вдоль улицы, ведущей к церкви, Данте и Беатриче Портинари имели возможность встретиться и даже обменяться лишь беглым взглядом. Данте жил всего в 20-30 метрах от церкви, а Беатриче пришла туда еще и потому, что здесь были похоронены члены ее семьи. Эта встреча позже описана Данте в сборнике Vita Nova, созданном уже после смерти Беатриче. Как бы то ни было, но гиды очень увлекательно рассказывают про это место, про легендарную трогательную любовь между зрелым Данте и юной Беатриче, которая умерла совсем молодой и что в этой церквушке живёт её дух, который помогает всем влюблённым.
3.
DSC_4491

Фасад церкви имеет остроконечную форму, а стены облицованы прямоугольными каменными блоками.
4.
facade

В центре открывается портал с круглым люнетом, увенчанным двускатным навесом. Выше в стене фасада есть три круглых окна-розы, одно расположено по оси с порталом, другие — слева и справа от него.
5.
DSC_4493

Интерьер церкви включает один неф, заканчивающийся четырехугольной апсидой, покрытой опущенным цилиндрическим сводом с фреской. На боковых стенах нефа имеется по одному алтарю.
6*.
DSC_4497

В центре апсиды находится главный каменный алтарь со столом, поддерживаемым спереди небольшими колоннами.
7*.
DSC_4515

Запрестольный образ «Мадонна на троне со святыми Люцией, Маргаритой, Агнессой и Екатериной Александрийской» работы Нери ди Биччи (конец XIV в.). В нижней части образа написано как бы отдельное панно с изображением Распятого Христа в окружении Мадонны и св. Иоанна Богослова.
8.
DSC_4520

Слева на стене апсиды картина «Кающаяся св. Мария Магдалина», написанная Джованни Биливерти.
9.
DSC_4521

Фреска на своде апсиды, возможно, изображает «Св. Маргариту Антиохийскую во славе».
10.
DSC_4522

Алтарь на правой стороне нефа.
11.
DSC_4527

12.
DSC_4524

Алтарный образ, вероятно, написан на сюжет «Воздвижение Животворящего Креста». Автора определить не удалось.
13.
DSC_4530

На правом алтаре находится ценная пределла Доменико ди Микелино с рассказами о св. Маргарите Антиохийской.
14.
DSC_4525

Изображение в люнете над алтарным образом.
15.
DSC_4531

Под алтарем устроено захоронение Монны Тесы, кормилицы и няни Беатриче Портинари, вдохновившая банкира Фолько Портинари, отца Беатриче, на основание госпиталя Санта-Мария-Нуова и давшая начало конгрегации облатов для помощи больным. Надгробная плита — копия мемориала, установленного при входе в больницу Санта-Мария-Нуова.
16.
DSC_4532

Алтарь на левой стене нефа. Известно, что Данте после своего изгнания из Флоренции был похоронен в Равенне, зато есть мнение, что Беатриче была похоронена именно здесь 8 июня 1291 г. Может быть, это всего лишь легенда, но она принесла популярность церкви.
17.
DSC_4509

Алтарный образ — терракотовый рельеф, изображающий Мадонну в окружении херувимов и ангелов, которой поклоняются (понять бы еще, кто именно?), выполненный Джузеппе Скали.
18.
DSC_4512

Пределла в алтаре очень похожа на аналогичную пределу правого алтаря, написанную Доменико ди Микелино, однако точных сведений об авторе найти не удалось.
19.
DSC_4513

Приблизительный перевод мемориальной доски под алтарем: «Под этим алтарем Фолько Портинари соорудил семейную гробницу, июнь 1291 г. Здесь похоронена Беатриче Портинари / Надгробие Беатриче Портинари«. Хотя более вероятно, что Беатриче была упокоена вместе с семьей ее мужа, как это обычно и происходило (семейное захоронение Барди находится в базилике Санта-Кроче). Возле могильной плиты стоит большая корзина, до краев заполненная записками, адресованными Беатриче. Влюбленные из разных стран мира обращаются к ней с самыми сокровенными просьбами: помочь обрести любовь и провести долгую счастливую жизнь с любимым человеком.
20.
DSC_4514

На железном балконе, поддерживаемом металлическими столбами над входной дверью, установлен скромный орган.
21.
DSC_4523

Некоторые картины в этой церкви являются относительно современными произведениями искусства, изображающими двух знаменитостей — Данте и Беатриче.

«Встреча Данте с Беатриче, идущей в сопровождении матери Чилии дей Капонсакки и кормилицы Монны Тессы» (Марио д’Элиа, 1991).
22.
DSC_4508

«Встреча Данте и Беатриче» (Нино Музио, 2003). Картина находится на контрфасаде правее балкона с органом.
23.
muzio

«Свадьба Беатриче Портинари и банкира де Барди» (Рафаэлло Сорби, 1928).
24.
DSC_4533

25. Репродукция картины из книги о церкви.
sorbi

Когда Данте по политическим причинам изгнали из родной Флоренции, его жена и дети остались в городе. Но через много лет поэт вызвал детей к себе и заботился о них. Жене он не посвятил ни одной строчки своих произведений. Его имя навсегда осталось связано только с именем Беатриче.

Поразительно, под одной крышей нашли покой жена Данте — Джемма Донати и единственная, но безответная, любовь Данте — Беатриче Портинари. Надгробный камень, указывающий на место захоронения Беатриче, уцелел. А могила Джеммы утеряна безвозвратно.

Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.