Проходя по старинным узким улочкам Флоренции к дому Данте Алигьери, не забудьте свернуть на улицу виа Санта-Маргерита и посетить подлинный бессмертный памятник для всех влюбленных: церковь Данте, иногда называемую церковь Данте и Беатриче. На самом деле, настоящее имя священного места — церковь Санта-Маргарита-деи-Черки, одно из старейших в историческом центре [43.771290, 11.257178]. Церковь известна с 1032 г., в последующие века здание несколько раз перестраивалось.
1.
Название храма происходит от покровительницы беременных женщин Маргариты Антиохийской и семьи Черки, которая вместе с семьями Донати и Адимари с 1353 г. покровительствовала церкви, а с XVII в. — исключительно семья Черки. До 1353 г. спонсором церкви была семья Портинари, позже переключившаяся в покровительстве на госпитальную церковь Сан-Эгидио.
2. Иллюстрация с изображением церкви из манускрипта XV в. «Кодекс Рустичи». Св. Маргарита была съедена дьяволом в образе дракона, но затем извергнута, потому что она несла крест.
Известность церкви в основном связана с легендой о том, что здесь Данте Алигьери женился на Джемме Донати (впрочем, более достоверной считается версия, что брак состоялся в оратории Буономини-ди-Сан-Мартино). Прямо здесь или вдоль улицы, ведущей к церкви, Данте и Беатриче Портинари имели возможность встретиться и даже обменяться лишь беглым взглядом. Данте жил всего в 20-30 метрах от церкви, а Беатриче пришла туда еще и потому, что здесь были похоронены члены ее семьи. Эта встреча позже описана Данте в сборнике Vita Nova, созданном уже после смерти Беатриче. Как бы то ни было, но гиды очень увлекательно рассказывают про это место, про легендарную трогательную любовь между зрелым Данте и юной Беатриче, которая умерла совсем молодой и что в этой церквушке живёт её дух, который помогает всем влюблённым.
3.
Фасад церкви имеет остроконечную форму, а стены облицованы прямоугольными каменными блоками.
4.
В центре открывается портал с круглым люнетом, увенчанным двускатным навесом. Выше в стене фасада есть три круглых окна-розы, одно расположено по оси с порталом, другие — слева и справа от него.
5.
Интерьер церкви включает один неф, заканчивающийся четырехугольной апсидой, покрытой опущенным цилиндрическим сводом с фреской. На боковых стенах нефа имеется по одному алтарю.
6*.
В центре апсиды находится главный каменный алтарь со столом, поддерживаемым спереди небольшими колоннами.
7*.
Запрестольный образ «Мадонна на троне со святыми Люцией, Маргаритой, Агнессой и Екатериной Александрийской» работы Нери ди Биччи (конец XIV в.). В нижней части образа написано как бы отдельное панно с изображением Распятого Христа в окружении Мадонны и св. Иоанна Богослова.
8.
Слева на стене апсиды картина «Кающаяся св. Мария Магдалина», написанная Джованни Биливерти.
9.
Фреска на своде апсиды, возможно, изображает «Св. Маргариту Антиохийскую во славе».
10.
Алтарь на правой стороне нефа.
11.
12.
Алтарный образ, вероятно, написан на сюжет «Воздвижение Животворящего Креста». Автора определить не удалось.
13.
На правом алтаре находится ценная пределла Доменико ди Микелино с рассказами о св. Маргарите Антиохийской.
14.
Изображение в люнете над алтарным образом.
15.
Под алтарем устроено захоронение Монны Тесы, кормилицы и няни Беатриче Портинари, вдохновившая банкира Фолько Портинари, отца Беатриче, на основание госпиталя Санта-Мария-Нуова и давшая начало конгрегации облатов для помощи больным. Надгробная плита — копия мемориала, установленного при входе в больницу Санта-Мария-Нуова.
16.
Алтарь на левой стене нефа. Известно, что Данте после своего изгнания из Флоренции был похоронен в Равенне, зато есть мнение, что Беатриче была похоронена именно здесь 8 июня 1291 г. Может быть, это всего лишь легенда, но она принесла популярность церкви.
17.
Алтарный образ — терракотовый рельеф, изображающий Мадонну в окружении херувимов и ангелов, которой поклоняются (понять бы еще, кто именно?), выполненный Джузеппе Скали.
18.
Пределла в алтаре очень похожа на аналогичную пределу правого алтаря, написанную Доменико ди Микелино, однако точных сведений об авторе найти не удалось.
19.
Приблизительный перевод мемориальной доски под алтарем: «Под этим алтарем Фолько Портинари соорудил семейную гробницу, июнь 1291 г. Здесь похоронена Беатриче Портинари / Надгробие Беатриче Портинари«. Хотя более вероятно, что Беатриче была упокоена вместе с семьей ее мужа, как это обычно и происходило (семейное захоронение Барди находится в базилике Санта-Кроче). Возле могильной плиты стоит большая корзина, до краев заполненная записками, адресованными Беатриче. Влюбленные из разных стран мира обращаются к ней с самыми сокровенными просьбами: помочь обрести любовь и провести долгую счастливую жизнь с любимым человеком.
20.
На железном балконе, поддерживаемом металлическими столбами над входной дверью, установлен скромный орган.
21.
Некоторые картины в этой церкви являются относительно современными произведениями искусства, изображающими двух знаменитостей — Данте и Беатриче.
«Встреча Данте с Беатриче, идущей в сопровождении матери Чилии дей Капонсакки и кормилицы Монны Тессы» (Марио д’Элиа, 1991).
22.
«Встреча Данте и Беатриче» (Нино Музио, 2003). Картина находится на контрфасаде правее балкона с органом.
23.
«Свадьба Беатриче Портинари и банкира де Барди» (Рафаэлло Сорби, 1928).
24.
25. Репродукция картины из книги о церкви.
Когда Данте по политическим причинам изгнали из родной Флоренции, его жена и дети остались в городе. Но через много лет поэт вызвал детей к себе и заботился о них. Жене он не посвятил ни одной строчки своих произведений. Его имя навсегда осталось связано только с именем Беатриче.
Поразительно, под одной крышей нашли покой жена Данте — Джемма Донати и единственная, но безответная, любовь Данте — Беатриче Портинари. Надгробный камень, указывающий на место захоронения Беатриче, уцелел. А могила Джеммы утеряна безвозвратно.
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.