Национальный музей Барджелло, посвященный искусству средневековья и эпохи Возрождения, расположен в историческом Палаццо дель Подеста [43.7704004N 11.2582022E]. Он был основан королевским указом 22 июня 1865 г. и стал первым национальным музеем Италии.
1.
На выходе из Зала Микеланджело неожиданно выяснилось, что музей Барджелло закрывается в 13:45 и на его посещение осталось минут 10-15! До сих пор не могу понять, зачем закрывать один из крупнейших и важных музеев Флоренции в середине дня! В итоге предпринял попытку чуть ли не бегом осмотреть и запечатлеть хоть что-то еще из выставленного. Увидел, к моему великому огорчению, не слишком много.
Зал слоновьей кости
Разделенная на две разные зоны для использования в качестве тюрьмы в 1574 г., эта комната была восстановлена в своем первоначальном виде во время реставрационных работ XIX в. С 1889 г. здесь хранятся изделия из слоновой кости из коллекции Луи Каррана, а также предметы из различных других материалов аналогичного назначения.
2.
265 экспонатов, в том числе предметы богослужения и предметы роскоши для мирян, показывают историю резьбы по слоновой кости в западном мире между V и XVII в. Среди изделий из слоновой кости позднеантичного периода — створки диптиха, внутренние стенки которых были покрыты воском для написания имен, которые должны были быть отправлены императору (римские консульские диптихи), или имен умерших, за которых духовенство просили помолиться (христианские диптихи). Одним из самых древних является диптих св. Павла конца IV — начала V в.
3.
Чрезвычайно редок и ценен флабеллум Турнуса IX в. с резной ручкой из слоновой кости и веером из пергамента, украшенным миниатюрами, вдохновленными «Эклогами» Вергилия. Его высокое художественное содержание позволяет датировать его изысканным двором Карла II Лысого. На задней стороне изысканного шахматного набора изображена игра, известная сегодня как нарды или триктрак, а по краям вырезаны элегантные фигуры, вдохновленные современными французскими миниатюрами, изображающими сцены из жизни при дворе. Подобные изображения также встречаются в богатой серии чехлов для зеркал, почти все из Франции XIV в., и на гребнях, украшенных любовными аллегориями. Олифан, норвежское произведение искусства XIII в., найденное в сокровищнице часовни Сент-Шапель в Париже, вырезано из обтесанного и сплющенного моржового бивня. Первоначально задуманный как охотничий рог, его использовали как трубу во время Страстной недели, когда было запрещено звонить в колокола.
4.
В этом зале хранятся важные картины из коллекции Каррана, в том числе Мадонна с младенцем (немецкая школа, ок. 1250-1280) и редкое тондо «Поднос для роженицы», написанное на сюжет «Суд Париса» анонимного флорентийского художника начала XV в.
Суд Париса (Маэстро Суда Париса, 1430-1435). Темпера по панели. Особый вид искусства XIV-XV в. — поднос роженицы, который преподносили в виде подарка женщине после успешно прошедших родов. Суд Париса — сюжет древнегреческой мифологии о пасторальном конкурсе красоты, на котором троянский царевич Парис выносит свой вердикт трём богиням. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Тотчас между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой возник спор: кому по праву принадлежит яблоко? Зевс повелел разрешить спор прекрасному сыну царя Трои Парису, который и должен был выбрать прекраснейшую из трёх богинь. Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Но Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет. При этом она в восторженных выражениях описала ему Елену Прекрасную, дочь громовержца Зевса и Леды, и жену Менелая, царя Спарты. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны.
5.
Мадонна на троне с Младенцем, святыми и ангелами (центральная Италия, XV в.). Темпера по панели.
6.
Христос, несущий Крест и св. Вероника (Франческо Бонсиньори). Темпера по холсту. В католической традиции св. Вероника является женщиной, которая, согласно средневековому преданию, отерла своим платом лицо Иисуса Христа во время Крестного пути на Голгофу.
7.
Пределла Макиавелли-Строцци (Томмазо Манцуоли , известный как Мазо да Сан-Фриано, ок. 1560-1570). Темпера по панели. В центре: Муж Скорбей между Девой Марией и св. Иоанном; по бокам: члены и гербы семей Макиавелли (слева) и Строцци (справа). Стилистически относящуюся к поздней деятельности Мазо да Сан-Фриано, ее можно сравнить с пределлой «Мария у могилы» в доме Вазари в Ареццо. Вероятно, это была пределла для запрестольного образа, о чем свидетельствует дворянские гербы Лукреции Строцци и Бенедетто Макиавелли, от брака которых родилось пятеро детей, возможно, идентифицируемых с изображенными молодыми людьми.
8.
Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми (Маэстро из Сант-Иво, 1410-1420). Темпера и позолота по панели.
9.
Мадонна на троне с четырьмя ангелами (Вентура ди Моро или Амброджо ди Бальдезе, 1420-1430). Темпера и позолота по панели.
10.
Муж скорбей (Ченни ди Франческо, 1385-1390). Темпера и позолота по панели.
11.
Ангел Благовещения (школа Джованни Баккани (?), ок. 1430). Темпера и позолота по панели.
12.
Благословляющий Христос между двух ангелов (школа Джованни ди Франческо (?), ок. 1450).Темпера и позолота по панели.
13.
Мадонна с Младенцем и двумя святыми (Псевдо Амброджо ди Бальдезе, 1400-1425). Темпера и позолота по панели.
14.
Мадонна на троне с Младенцем, св. Екатериной Александрийской и св. Маргаритой (тосканский или умбрийский художник, 1390-1400). Темпера и позолота по панели.
15.
Икона Христа-Пантократора (византийский мастер, середина XII в.). Мозаика. Среди представленных в этом зале мозаик самой редкой и изысканной является Христос Пантократор, выполненный с помощью крошечных кусочков мозаики (микромозаики), вероятно, в Константинополе. Он принадлежал великому герцогу Лоренцо Великолепному, который питал большой интерес к мозаичному искусству.
16.
Портрет св. Петра (Давид или Доменико Гирландайо, XV в.). Мозаика.
17.
Киворий (сиенская школа, вторая половина XVI в.). Раскрашенное дерево, позолота. Киворий украшен гербами семьи Констанци.
18.
По стенам Зала слоновой кости расставлены многоцветные деревянные статуи разного происхождения, датируемые XIV в.
Мадонна на троне с Младенцем (умбрийский мастер, конец XIV в.). окрашенное дерево. Святой епископ (умбрийско-сиенская школа, XIV в.). Окрашенное и позолоченное дерево.
19.
Св. Варвара (Франческо ди Вальдамбрино, 1400-1410). Резное, позолоченное, раскрашенное дерево тополя. Перенесена из Консерватории св. Петра в Вольтерре.
20.
Кормилица (Мариано де Аньоло Романелли, ок. 1390). Окрашенное и позолоченное дерево. Скульптура, вероятно, была частью рождественского вертепа.
21.
Св. Анна, Мадонна и Младенец (французский мастер, XIV в.). Окрашенное и позолоченное дерево.
22.
Зал скульптуры и живописи XIV в.
Часть помещений XIII в. Барджелло использовались во второй половине XVI в. В этом зале в настоящее время хранятся престижные итальянские картины и скульптуры треченто, первоначально выставленные во всей остальной части музея.
Три прислужника (Арнольфо ди Камбио, 1265-1267). Мрамор. Эта доминирующая в зале скульптура, вероятно, была задумана как своего рода кариатида основания гробницы св. Доминика в болонской базилике, что соответствует группе с аналогичной тематикой в Музее изящных искусств Бостона.
23.
Младенец Иисус, поднимающий руку в Благословении (мастерская Николы Пизано, первая половина XIV в.). Мрамор с цветными вставками.
24.
Св. архангел Михаил (флорентийский мастер, XIV в.). Мрамор.
25.
Аллегория Благоразумия (флорентийский мастер, XIV в.). Мрамор.
26.
Мадонна милосердия (Мадонна покрова) (умбрийская школа, XV в.). Расписанное и позолоченное дерево.
27.
Аллегория Бедности (Джованни ди Бальдуччо, первая половина XIV в.). Мрамор.
28.
Все картины на стенах этого помещения взяты из коллекции Луи Каррана, переданной музею в 1888 г.
Мадонна с младенцем на троне и четыре истории Страстей (Энрико ди Тедиче, ок. 1270). Темпера и позолота по панели. Ранее панно приписывалось Маэстро дель Крочифиссо ди Кастелларе. Вероятно, панель предназначалась для установки в качестве запрестольного образа и характеризуются умышленной асимметрией композиции, а не из-за потерей левой части картины, как можно было бы предположить.
29.
Коронация Богородицы и шесть ангелов-музыкантов (ученик Мазо ди Банко, середина XIII в.). Темпера и позолота по панели. Вероятно, панно составляло центральную часть полиптиха. Тема коронации заимствована из французского готического стиля, в то время как расположение ангелов в отдельном пространстве внизу не является чем-то необычным для итальянских картин XIV в.
30.
И вот после этой фотографии меня настойчиво попросили выйти из музея. Очень жаль, но так уж вышло. В виде своего рода бонуса я очень кратко дам описание неосмотренных залов. Фотографии по понятным причинам будут заимствованные.
Часовня Марии Магдалены
Часовня на первом этаже со цилиндрическим сводом и окнами типа «монофора» была построена после 1280 г. Здесь останавливались приговоренные к смерти, прежде чем отправиться в свой путь к виселице, которым помогали в последние часы жизни баттути Нери, входившие в компанию Санта-Мария-делла-Кроче-аль-Темпио. Этим предназначением часовни объясняются фрески 1340 г., приписываемые мастерской Джотто: на боковых стенах блестящие примеры искупленных, кающихся и грешников — истории св. Марии Египетской, св. Марии Магдалины, св. Иоанна Крестителя. На входной стене большая фреска Ада, а на задней стене — Рая, где также изображен Данте Алигьери с Комедией в руке — древнейший и, вероятно, наиболее близкий к реальности портрет великого поэта. На задней стене также есть две фрески конца XV в. с изображением Мадонны с младенцем (Себастьяно Майнарди) и Покаяние св. Иеронима (Бартоломео ди Джованни). С превращением здания в тюрьму фрески потускнели, а помещение разделили на два этажа: второй предназначался для размещения приговоренных к смертной казни, ожидающих казни, а первый использовался в качестве кладовой. В ходе реставрации в середине XIX в. в часовню были помещены хор и кафедра из Сан-Миниато-аль-Монте (Бернардино делла Чекка), а в алтарь был перенесен триптих Каррана (Джованни ди Франческо). Во время работы над фреской «Страшный суд» в капелле Барджелло 8 января 1337 г. умер Джотто. Среди выставленных работ с 2012 г. здесь находится Распятие Галлино (Микеланджело Буонаротти), «прославившееся» запутанной историей с продажей государству и неоднозначным аттибутированием.
31.
Лоджия Вероне
Лоджия, построенная между 1317 и 1320 гг. по проекту Тоне ди Джованни, после преобразования здания в тюрьму была замурована и разделена на камеры. После реставрации XIX в. она был отреставрирована, украшена фресками Гаэтано Бьянки и колоколами из тосканских церквей. В 1932 г. новая планировка лоджии была представлена скульптурами XVI в., в основном украшавшими фонтаны и сады. Также достойна особого внимания серия бронзовых животных Джамболоньи из пещеры виллы Медичи в Кастелло. Выделяется статуя Ясона (Пьетро Франкавилла, 1589-1590).
32.
Салон Донателло и скульптуры XIV в.
Зал, построенный в 1340-1345 гг. Нери ди Фьораванте в связи с достройкой дворца, использовался как зал Генерального Совета. Восстановленный в 1857-1865 гг. и украшенный фальшивыми фресками, он был открыт в 1887 г. по случаю пятисотлетия со дня рождения Донателло со скульптурами последнего и авторов начала XV в., расставленными симметрично в соответствии с музеографическими предписаниями XIX в. Выделяются некоторые из лучших работ Донателло, такие как св. Георгий из ниши на фасаде Орсанмикеле, два Давида: мраморный и знаменитый бронзовый, с прекрасной лепкой и удивительной гармонией в различных трехмерных видах, — первая обнаженная натура в западном искусстве со времен римского искусства. Другими его работами являются терракотовый бюст Никколо да Уззано, лев Марцокко, положивший лапу на символ Флоренции, и произведения зрелого возраста, такие как бронзовая статуэтка Аттис-Аморе, бронзовый барельеф Распятия и барельеф «Св. Георгий освобождает принцессу». Также в этом зале выставлены важные работы других художников, в первую очередь две знаменитые панели «Жертвоприношение Исаака», которые Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески создали для участия в публичном конкурсе 1401 г. на строительство северной двери баптистерия св. Иоанна, общепризнанные как самые первые произведения, в которых происходит преодоление готического стиля в сторону большего классицизма, характерного для эпохи Возрождения. Другими работами, показанными в этом зале, являются работы Агостино ди Дуччо, Микелоццо, Луки делла Роббиа и ученика Донателло Дезидерио да Сеттиньяно.
33.
Зал Каррана
В 1888 году Луи Карран, антиквар из Лиона, сделал одно из самых главных пожертвований, завещав музею Барджелло свою коллекцию из более чем 2500 картин и произведений декоративно-прикладного искусства. Комната, известная до 1888 г. как апартаменты подеста герцога Афинского, чей герб изображен на фреске, содержит часть предметов, пожертвованных Луи Карраном: произведения ювелирного искусства, лиможские эмали, индийские предметы, скульптуры и картины.
34.
Исламская коллекция
С преобразованием Барджелло в тюрьму этот зал в 1574 г. был разделен на три комнаты и только при реставрации XIX в. его восстановили до первоначальных размеров, обставив его церопластическими работами (изделиями из воска) Гаэтано Зумбо и средневековыми печатями и гобеленами из коллекции Луи Каррана. С 1982 г. в зале размещаются исламские предметы из коллекций Великих Герцогов, Луи Каррана, Франкетти и Рессмана, в том числе предметы XIII-XV в. из металла, майолики, слоновой кости, украшения, оружие, пять ковров и тканей. В июле 2006 г. в этой комнате в обычные часы работы музея взломали витрину и украли три драгоценных предмета: золотое ожерелье, пару серег XII в. и кольцо с подвеской XIII в. При этом сигнализация не сработала, а украденное не найдено до сих пор.
Зал майолики
В этом зале с 1888 г. экспонируется музейная коллекция итальянской и неитальянской майолики; состоящее в основном из коллекций Медичи, а также многочисленных пожертвований. На стенах вывешены различные образцы глазурованной керамики из мастерской делла Роббиа.
На третьем этаже Барджелло находятся самые важные в мире коллекции шедевров Андреа и Джованни делла Роббиа, Зал Бронзетти (Зал малых бронзовых форм), Зал Вероккьо, Зал медалей и Комната оружия и доспехов.
Зал Верроккьо и скульптуры второй половины XV в.
Помещение, с 1574 г. использовавшееся как тюрьма, была отреставрировано в 1865 г. и украшено гербами некоторых флорентийских семей работы Гаэтано Бьянки. Зал украшен скульптурами второй половины XV в., по большей части переданных из Уффици, а также из коллекций Медичи и Лотарингского дома. Среди представленных работ выделяется бронзовый Давид (Верроккьо, ок. 1470), реализм которого почти противоположен классицизму Донателло. Работой того же мастера является изящный Портрет женщины с букетом (ок. 1475). Здесь выставлены другие бюсты известных деятелей эпохи Возрождения, такие как Портрет молодого человека в доспехах (Антонио дель Поллайоло), Портрет Баттисты Сфорца (Франческо Лаурана, 1472-1475) и Портрет Пьетро Меллини (Бенедетто да Майано, 1474). Здесь также экспонируются многочисленные скульптуры, как статуи, так и рельефы, выполненные Мино да Фьезоле и Антонио Росселлино.
35.
Зал бронзетти
В этом зале находится одна из самых важных коллекций малых бронзовых форм, основное ядро которой принадлежит коллекциям Медичи. Конечно, первое место в Италии по качеству и размеру, здесь есть некоторые произведения абсолютной ценности, такие как Геракл, разрывающий Антея (Антонио дель Поллайоло, 1558-1560), а также работы Джамболоньи и Андреа Бриоско, известного как иль Риччио. В этой комнате также находится ценный камин работы Бенедетто да Ровеццано.
36.
Зал Андреа делла Роббиа
После реставрации XIX в. зал был украшен сначала терракотовыми скульптурами, а затем работами Бенвенуто Челлини. В 1972 г. он был посвящен творчеству Андреа Делла Роббиа. Среди наиболее заметных работ — Бюст ребенка, Портрет девушки, «Мадонна архитекторов» и «Мадонна с подушкой».
Зал Джованни делла Роббиа
Помещение украшено работами Джованни делла Роббиа и других художников, работавших в аналогичной манере. Выделяется большая скиния из полихромной глазурованной терракоты, образец стиля Джованни, который по сравнению с предыдущими художниками семьи Делла Роббиа пытался использовать все технически возможные цвета, характерные для его работ, как правило, белым, синий, желтый, зеленый и коричневый.
37.
Оружейный зал
В комнате хранятся остатки арсенала Медичи и Урбино, обогащенные пожертвованиями Луи Каррана и Константино Рессмана.
38.
Несколько познавательных видео по теме:
Джамболонья
Донателло
Скульптурные портреты
Все фотографии со знаком копирайта — мои собственные. Отсутствие этого знака означает заимствование из Интернета, в основном из Википедии, вызванного необходимостью создания наиболее полного и подробного описания объекта. Фотографии, помеченные звездочкой, имеют разрешение 1920 пикселей по горизонтали.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.