Окончание рассказа о базилике Сан-Марко, начало см. здесь.
Сан-Марко — это старинный доминиканский монастырь, основанный в начале XII в., с замечательными фресками фра Беато Анжелико [43.7782907N 11.2588996E]. Одним из настоятелей монастыря был доминиканский монах Джироламо Савонарола, некоторое время фактически правивший Флоренцией. Продолжим экскурсию по базилике в соответствии с планом. Нумерация фотографий сквозная.
0.
Резной каменный портал в стиле барокко слева от главного алтаря ведет в ризницу [7].
53.
В алтаре ризницы со священным убранством XV-XVII вв. находится первая гробница св. Антонина Пьероцци, архиепископа Флоренции с 1446 г. Останки святого пролежали здесь более ста лет, прежде чем они были помещены под алтарем в посвященной ему часовне Сальвиати.
54.
Саркофаг из черного мрамора украшает бронзовая статуя святого, изготовленного по проекту Джамболоньи литейных дел мастером Доменико Портиджани.
55.
Запрестольный образ алтаря «Мистическое обручение св. Екатерины в окружении святых»
56.
Драгоценное облачение св. Антонина, хранящееся здесь, было разработано Алессандро Аллори.
57.
Мадонна, передающая розарий св. Доминику и св. Франциску (флорентийская школа, ок. 1600-1650).
58.
Передача образа св. Доминика монаху из Сориано (Симоне Ферри да Поджибонси, ок. 1585-1600).
59.
В восьмиугольных рамах изображены евангелисты и ангелы. Все картины датируются 1620-1630 гг. (слева направо): Св. Матфей евангелист (Луиджи Баччо дель Бьянко). Св. Марк евангелист (Доменико Фрилли Кроче). Св. Иоанн евангелист на Патмосе (Франческо Курради. Св. Лука (флорентийская школа). Тувий и архангел Рафаэль (Джованни Стефано Маручелли). Ангел-хранитель (приписывается Орацио Фидани).
60.
Портрет Джироламо Савонаролы (флорентийская школа, ок. 1637).
61.
Бронзовый медальон с профилем фра Джироламо Савонаролы (Данте Содини, 1901). Круглый рельеф, висящий на стене ризницы, изначально был изготовлен для установки на площади Синьории в том месте, где проходили пытки Савонаролы 23 мая 1498 г. Установленный рельеф не получил особого признания из-за его неудачного и неуважительного положения, также подчеркнутого саркастического сонета. После 1940 г. диск был удален и заменен круглой каменной табличкой, которая существует до сих пор, с той же надписью, что и рассматриваемый медальон. На рельефе монах изображен в профиль в иконографии, вдохновленной портретом, сделанным его братом Бартоломео; пальма намекает на мученичество, оливковое дерево — на символ мира.
62.
Первым над пресвитерием и главным алтарем [8] работал Микелоццо, который был не только любимым архитектором Козимо Медичи ст., но и художником, верным новаторским решениям эпохи Возрождения, созданным Филиппо Брунеллески. Часовня была расширена за счет добавления новой апсиды и перераспределения внутреннего пространства.
63*.
На главном алтаре есть драгоценное Распятие, созданное фра Беато Анджелико в 1425-1428 гг.
64.
Купол был возведен по проекту Анджело Ферри в 1712 г. и в 1717 г. украшен фреской Алессандро Герардини с изображением «Небесного видения».
65*.
66.
В парусах купола Алессандро Герардини изобразил четырех евангелистов с соответствующими им символами: Луку с тельцом, Иоанна с орлом, Матфея с ангелом и Марка со Львом.
67*.
Фрески на стенах пресвитерия «Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской» (слева) и «Поклонение волхвов» (справа) написаны в 1712 г. и принадлежат кисти французскому художнику Жаку Игнасу Парроселю.
68.
69.
70.
Под канторией расположено картина Пьера Дандини «Причастие Апостолов», написанная в 1686 г.
71*.
Орган, к сожалению, в настоящее время очень сильно отличается от первоначального, изготовленного в 1684 г. неизвестным тосканским автором. В настоящее время он управляется с современной электрической консоли. Обращают на себя внимание большие размеры кантории, созданной, возможно, Доменико Фарси.
72.
Орган оснащен тонкой занавеской, украшенной темперой по холсту, на которой изображены Мадонна во славе со свв. Козьмой и Дамианом (покровителями династии Медичи) и св. Цецилией, выполненной примерно в 1725 г. Алессандро Герардини. Такие занавески, часто присутствующие в органах и размещенные не только по эстетическим соображениям, но и для сохранения музыкальных инструментов от пыли, периодически не видны из-за ненадежности механизма подъема-спуска.
73.
На видео, правда, не очень качественном, видна и сама занавеска, и ее поднятие-опускание (если не сработает автозапуск, то смотреть с 2:48).
Кресло настоятеля в окружении двух раскладных стульев с серповидными, перекрещивающимися под сиденьем ножками на шарнире и небольшой спинкой. Любопытно, что такие стулья называются «Савонарола» в честь знаменитого монаха, настоятеля этой церкви.
74.
Портал справа от главного алтаря аналогичен входу в сакристию. Наиболее вероятно, что через него на службу в церковь входили монахи.
75.
76.
Алтарь Альфани, четвертый справа [9], украшен картиной Маттео Росселли 1640 г. «Мадонна с четками и ангелами, ведущими на небо св. Доминика».
77.
Рождественский вертеп перед алтарем.
78.
В третьем алтаре справа [10] установлена большая мозаика Богородицы Милосердия, происходящая из старой Базилики св. Петра в Ватикане. Мозаику доставили во Флоренцию около 1596 г., когда и был построен алтарь.
79.
Ангелы и свв. Доминик и Раймунд де Пеньяфорт, поклоняющиеся Богородице, были добавлены во Флоренции и нарисованы в имитации мозаики художником, близким по стилю Фабрицио Боски.
80.
Слева от алтаря размещена большая статуя св. фра Беато Анджелико, небесного покровителя художников. В 1428-1433 гг. монах расписывал алтари этой церкви.
81.
Следующий алтарь [11] украшен картиной фра Бартоломео «Мадонна и святые», написанной в 1509 г.
82.
83.
В 1679 г. был построен деревянный пульпит по проекту Пьера Франческо Сильвани. Вероятно, отсюда произносил свои пламенные проповеди Савонарола.
84.
Первый алтарь справа [12] украшен картиной Санти ди Тито «Св. Фома, молящийся перед распятием», написанной в 1593 г.
85.
86.
В нише, закрытой стеклом, установлена статуя «Ecce homo», созданная Якопо Мария Фоггини в 1654 г. Иисус изображен страдающим, окровавленным после бичевания, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу. В руке Иисуса ветка, символизирующая скипетр.
87.
На контрфасаде слева [13] хорошо сохранилась созданная в 1375 г. фреска «Благовещение», близкая к стилю Якопо ди Чоне.
88.
89.
Возле входа слева стоит старинная резная мраморная чаша со святой водой, украшенная гербами Медичи. Она очень похожа на чашу, установленную напротив.
90.
Небольшое видео о базилике.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.