Окончание рассказа о церкви Всех Святых во Флоренции. Начало читать здесь и здесь. Нумерация фотографий сплошная. В начале повторно даю план церкви.
0.
Капелла Пресвятого Имени Иисуса [20]
Во главе правого трансепта находится часовня Пресвятого Имени Иисуса, прежде находившаяся под покровительством семей Веспуччи, а затем Антинори и Балдовинетти. Нынешний облик капеллы восходит к 1722 г.
95*.
Алтарный образ «Святые Бернардин Сиенский, Иоанн Капистрано, Петр и Матфей поклоняются Пресвятому Имени Иисуса» написал Винченцо Дандини в 1667 г.
96.
Джованни Доменико Ферретти ок. 1722 г. также создал две овальных картины по бокам от алтаря с изображением Скорбящей Мадонны и св. Иосифа.
97.
Купол расписан фресками «Слава Имени» Джованни Доменико Ферретти, а паруса — Лоренцо дель Моро в 1722 г.
98.
Две картины на боковых стенах «Утверждение преданности Имени» и «Похороны св. Бернарда» написаны братьями Джованни и Франческо Брина ок. 1573-1574 г.
99.
Капелла Мюратов [21]
Небольшая дверь в правой стене предыдущей капеллы ведет в погребальную часовню Каролины Бонапарт. Самая младшая из сестер Наполеона Бонапарта была замужем за Иоахимом Мюратом, маршалом наполеоновского войска и королем Неаполитанского королевства. После расстрела мужа в 1815 г. Каролина попала в опалу, много лет скиталась по Европе и в 1830 г. переехала во Флоренцию, где тихо и скромно жила неподалеку от церкви Всех Святых.
100.
После смерти Каролины 18 мая 1839 г., из-за официальных запретов на похороны ее тело было тайно доставлено в церковь Оньисанти и фактически спрятано в простой кладовке за капеллой св. Петра из Алькантары, где никто не мог бы ее увидеть. В 1841 г., через два года, когда папа Григорий XVI так и не принял никакого решения о похоронах, эрцгерцогский указ разрешил «временное» захоронение тела там, где оно находилось. Никаких явных признаков этого захоронения не допускалось. Только в 1869 г., когда Бонапарт вновь возглавил Французскую империю, Анна Мюрат, герцогиня Муши, построила нынешний склеп, который теперь стал официальной могилой королевы. На алтаре капеллы с его строгим неоклассическим декором находится мемориальная доска с указанием точного места захоронения.
101.
Капелла св. Петра из Алькантары [22]
Эта богато оформленная часовня посвящена св. Петру из Алькантары.
102*.
Алтарный образ «Христос причащает св. Петра из Алькантары в присутствии св. Терезы Авильской» был написан Лаззаро Бальди, но после катастрофического падения и полученных серьезных повреждений был демонтирован и до сих пор не восстановлен.
103.
104.
Алтарный образ посмотреть не удалось, зато можно в деталях разглядеть скульптурные элементы алтаря.
105.
106.
Перед алтарем стоит небольшая скульптурная группа, изображающая «Встречу св. Доминика со св. Франциском в присутствии ангела», созданную неизвестным автором ок. 1780 г.
107.
Фрески на куполе «Дева Мария представляет св. Петра из Алькантары Святой Троице» и добродетели в парусах свода выполнены Маттео Бонечи ок. 1722 г.
108*.
Фрески на боковых стенах «Св. Петр из Алькантары проповедует в Гересе» и «Св. Петр из Алькантары успокаивает воды реки Гвадиана» написаны Винченцо Меуччи в 1722 г. (по другим данным в 1725-1727 гг.).
109.
В часовне слева возле балюстрады надо обратить внимание на захоронение Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, более известного как художник Сандро Боттичелли.
110.
Диск с фамильным гербом, восстановленный в 1937 г. по древним рисункам, указывает на точное место захоронения.
111.
Алтарь св. Диего из Алкалы [23]
Часовня, посвященная св. Диего из Алкалы, патронировалась семьей Миланези.
112.
Алтарный образ «Св. Диего из Алкалы, исцеляющий больных» написал Якопо Лигоцци в 1595 г.
113.
Над алтарем, на арке трансепта, установлена панель с изображением «Св. Петр назначает св. Лина своим преемником», написанная Донато Масканьи в 1603 г. (по другим данным художником флорентийской школы ок. 1597 г.).
114.
Алтарь св. Сальваторе да Орта [24]
Ближайший к главному алтарю в правой части нефа алтарь посвящен св. Сальваторе да Орта и находился под покровительством семьи Альдана.
115.
Алтарный образ «Бл. Сальваторе да Орта исцеляет больных и воскрешает мертвых по заступничеству Девы Марии» написал Доменико Пульяни в 1620-1621 гг. (по другим данным, ок. 1627 г.).
116.
Алтарь Непорочного Зачатия [25]
Алтарь Непорочного Зачатия находился под покровительством семьи Таппиа и ранее был украшен образом Непорочного зачатия, написанным Карло Портелли. Монахи сочли изображение неподходящим и удалили в 1671 г. Сегодня с шедевром можно ознакомиться в Галерее Академии.
117.
На место удаленного алтарного образа поместили другое изображение Непорочного Зачатия, созданное Винченцо Дандини в 1671 г.
118.
Пульпит [26]
Мраморная кафедра XVII в. создана Баттиста Лоренци и украшена барельефами 1564-1565 гг., рассказывающими истории из жизни св. Франциска («Утверждение устава Ордена», «Св. Франциск получает стигматы» и «Доказательство пожара») и приписываемыми Бенедетто да Ровеццано.
119.
Алтарь св. Франциска [27]
Алтарь, посвященный св. Франциску, находился под покровительством семьи Карлони-Нерли и был украшен образом «Св. Франциск получает стигматы», написанным Никодемо Ферруччи в 1615-1616 г. (по другим данным ок. 1620 г.).
120.
Процессионная статуя, вероятно, св. Франциска.
121.
Святой Августин в кабинете [28]
В 1480 г. семьей Веспуччи были заказаны две схожие фрески, выполненные величайшими художниками того времени: «Св. Иероним в своем кабинете» Доменико Гирландайо и «Св. Августин в своем кабинете» Сандро Боттичелли. Как уже было написано выше, эти две схожих работы сейчас размещены в нефе друг напротив друга и «конкурируют» между собой. Сравнивая две фрески, можно еще больше оценить драматическую и страстную выразительную силу Боттичелли, которая явно выделяется из минутной статики и почти готического стиля Гирландайо. Фигура святого настроена на выразительность и замечательную пластическую энергию, с верным представлением анатомии, особенно рук святого, которому пронзительное освещение придает скульптурную известность почти титанической силой.
122.
Св. Августин, епископ Гиппона, изображается как типичный гуманист того времени, в то время как он охвачен божественным светом внутри своего кабинета, заполненного ценными книгами и другими научными предметами, такими как солнечный календарь и армиллярная сфера. Большое внимание уделяется описанию деталей, таких как драгоценности, украшающие митру, расположенную на столе. Точная тема — легенда, вероятно, впервые найденная в XIII в., о видении, которое было у св. Августина, когда он начал писать письмо св. Иерониму в своем кабинете в Гиппоне в 420 г. Время показывается на часах у его головы как конец двадцать четвертого часа, считая от предыдущего заката. Это час повечерия, указанный в легенде. Легкий и сладкий запах вошел в его кабинет, и голос сказал ему, что «он мог бы, как только заключит океан в маленький сосуд, как только сожмет всю землю в кулаке, как только остановит движение небес, как только опишет блаженство святых, не испытав его», как это делал теперь говорящий. Когда Августин спросил, кто он, он ответил, что это Иероним. Позже Августин узнал, что Иероним умер в Иерусалиме именно в этот час.
Герб, видимый в верхней части фрески, принадлежит семейству Веспуччи; у Иеронима такого же герба нет. Строки в книге над головой святого по большей части бессмысленны, за исключением той, в которой говорится: «Где брат Мартино? Он вышел. И куда он пошел? Он находится за пределами ворот Прато«. Интерпретация этих строк сегодня склоняется к шутливому персонажу: великий художник, проведя несколько дней в церкви, возможно, заметил странные приходы и уходы монаха-гумилиата, управлявшего церковью, и решил удивить его, увековечив его поступки.
123*.
Алтарь св. Иеронима [29]
Алтарь, посвященный св. Иерониму, находился под покровительством семьи Алдана. Картина изображает Мадонна с младенцем в окружении святых Иоанна Евангелиста, Франциска, Иоанна Крестителя и Иеронима. В верхней части Бог-Отец и ангелы. Полотно написано Санти ди Тито и Масо да сан Фрайяно в 1564-1565 гг.
124.
Алтарь Веспуччи [30]
Часовня Веспуччи содержит фрески, которые являются одними из самых старых известных произведений Доменико Гирландайо, датируемых примерно 1474-1477 г. Обрамление алтаря включает в себя два фамильных герба Веспуччи.
125.
Центральная фреска показывает эпизод Страстей Христовых «Оплакивание Христа» на фоне городской стены и в окружении двух почти неразличимых святых. Тело Христа, бледное от смерти и отмеченное ранами от распятия, сжимается и укорачивается в перспективе, а ноги выставлены вперед светловолосым персонажем, вероятно, Марией Магдалиной. Отмеченная признаками горя, Дева Мария обнимает своего мертвого сына, а св. Иоанн держит его за руку. Вокруг него располагается группа святых, в том числе св. Иосиф Аримафейский и св. Никодим. Позади них на холме Голгофы возвышается подножие Креста с видом на город Иерусалим.
126.
Выше в люнете изображена Мадонна Милосердия с большим плащом, который держат два ангела. Перед Мадонной преклоняет колени ряд персонажей, в изображении которых Гирландайо впервые проявил свои выдающиеся способности в портретной живописи. Дева изображена спереди, с раскинутыми руками и слегка наклоненным телом, с высоким поясом, от которого она выглядит беременной. Внимательно изучите свет, что ясно видно по ступням Марии, которые выходят из тени юбки, выступая над ступенькой, на которой есть надпись (в переводе) «Земля полна милости Господа».
127.
Стоящие на коленях персонажи принадлежат к семье Веспуччи: женщины справа и мужчины слева. Исследователи много спорят по вопросу идентификации персонажей, поэтому описывать каждого нет особого смысла. Считается, что ребенок, изображенный слева от Мадонны, — это Америго Веспуччи, рядом с ним персонаж в белой шляпе — Симоне Веспуччи, благодетель, которым была основана больница Сан-Джованни ди Дио, а блондинка с непокрытой головой — Симонетта Веспуччи.
128.
Рядом с алтарем стоит мраморное тондо, украшенное гербом Веспуччи, который указывает на могильный колодец семейного захоронения семьи Веспуччи, где в том числе захоронены путешественник Америго Веспуччи, в честь которого была названа Америка, и первая красавица флорентийского Ренессанса, тайная любовь и муза Сандро Боттичелли, Симонетта Веспуччи.
129.
Алтарь Вознесения [31]
Алтарю Вознесения покровительствовала семья Боргерини. Алтарный образ «Вознесение Христа» написал Людовико Бути ок. 1580-1590 г. Находящаяся слева деревянная дверь с гербом Ордена меньших братьев ведет в помещение, принадлежащее внутренней часовне св. Лина, которая сейчас занята магазином. В этой часовне было изображение св. Лина, которое сегодня выставлено в правом трансепте.
130.
Алтарь Девы Марии [32]
На алтаре у входа находился бронзовый реликварий св. Луксория, созданный Донателло. Сегодня он украшен изображением «Мадонны в младенческом возрасте со св. Елисаветой и св. Иоакимом», написанным Винченцо Дандини в 1672 г.
131.
Контрфасад [33]
На контрфасаде над входным порталом представлена фреска «Явление Мадонны с младенцем св. Франциску в присутствии св. Магдалины», написанная Козимо Уливелли в 1662 г., которую венчает уже упомянутый герб де Амбры.
132.
На контрфасаде есть еще одно изображение, вероятно, св. Франциска в молитве. Данных по картине не нашлось.
133.
Рефекторий [34]
В бывшем рефектории монастыря при церкви Всех Святых сейчас устроен небольшой музей, в котором главным экспонатом является огромная (400×810 см) фреска «Тайная вечеря», написанная Доменико Гирландайо и датированная 1480 г. В начале 2020 г. этот музей был открыт только по понедельникам и субботам с 9:00 до 13:00.
Фреска расположена на стене напротив входа в трапезную и состоит из двух люнетов, разделенных консолью, поддерживающей свод, с широкой гладкой полосой стены внизу. Стол имеет U-образную форму, расширяющую в стороны, хотя апостолы все еще «рассажены» по длинной стороне. Они расположены парами и по-разному реагируют на заявление Иисуса о том, что один из них предаст его: здесь св. Петр поднимает нож и указывает на него, как будто защищая хозяина, св. Иаков выглядит обеспокоенным, а другие обсуждают заявление более и более спокойно. Молодой апостол, одетый в зеленое (св. Фома?), опирается рукой на стол, как бы собираясь встать, чтобы поговорить с Иудой, на которого он смотрит проницательно. Два апостола справа, наконец, указывают на свои груди, как бы задаваясь вопросом, адресовано ли весть Иисуса о предательстве им. Иуда традиционно отделен от группы из двенадцати человек, оказавшись сидящим на противоположной стороне стола сзади, справа от Иисуса и св. Иоанна, спящего на нем.
Драматические аспекты очень ограничены, предпочитая размеренное и безмятежное представление. Психология отношений всегда остается на поверхности, избегая слишком ярких драматических выражений. Каждый апостол достаточно охарактеризован, и отношение к нему спокойное, даже у Иуды, который кажется безмятежным и спокойным.
134.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.