Церковь Всех Святых (церковь Оньисанти) была основана в 1251 г. и изначально являлась частью монастыря монахов-гумилиатов, появившихся во Флоренции в 1239 г. В XIV в. к церкви была пристроена стройная колокольня.
1.
В 1571 г. гумилиаты покинули церковь и монастырь по воле великого герцога Козимо I, который передал здания монахам францисканцам—обсервантам. Францисканцы принесли в церковь великую святыню — монашескую рясу св. Франциска Ассизского, которая была на нём в 1224 г. во время получения стигматов на горе Ла-Верна. Они отремонтировали церковь и в 1582 г. заново освятили её в честь Святейшего Спасителя и Всех святых. В начале XVII в. в монастыре были построены здание капитула, трапезная и аптека.
2.
В 1637 г. храм приобрёл свой современный вид, сменив готические черты на барокко. Новый фасад был создан Маттео Ниджетти из прочного камня.
3.
В 1872 г. из-за плохого состояния фасада он полностью переделан в стиле флорентийского барокко с использованием травертина Раполано — материала, чуждого флорентийской традиции. По этому случаю в первоначальный проект были внесены некоторые изменения, такие, как замена окна над центральным порталом нишей и вставка герба Флоренции на фронтоне (переделка была проведена на средства Антонио и Алессандро Медичи-Неофити, крещённых евреев, находившихся под покровительством великих герцогов и имевших идентичный герб), где первоначально был установлен греб Роббиано Медичи. Сейчас первоначальный герб находится над входом в монастырь.
4.
Портал украшен люнетом с терракотовым рельефом «Коронация Девы в окружении святых», приписываемым Джованни делла Роббиа или Бенедетто Бульони и датируемым, вероятно, началом XVI в.
5.
В 1866 г. монастырь был упразднен. У францисканцев осталась только церковь, получившая статус приходского храма. В настоящее время церковь и приход курируют францисканцы Ордена меньших братьев.
6. Над люнетом можно увидеть небольшой рельеф с изображением голубя Святого Духа.
Для лучшей ориентировки внутри предлагаю воспользоваться планом, на котором красными цифрами помечены основные элементы церкви. Эту нумерацию я буду указывать в квадратных скобках по ходу своего рассказа.
7.
Неф [1]
Внутреннее убранство церкви включает единственный неф размером 95×14 м и глубокий трансепт, к которым пристроены различные капеллы, и кажется почти нетронутым в слоях своей истории.
8*.
Церковь освещена прямоугольными окнами, которые примыкают к оригинальным стрельчатым окнам, первоначальная форма которых теперь видна только снаружи.
9*.
Неф накрыт фермами, скрытыми за подвесным потолком, на котором Джузеппе Ромеи в 1770 г. изобразил «Небесную славу св. Франциска и св. Паскуаля Байлона». Роспись свода является характерной для техники тромплёй.
10*.
Правый трансепт по размерам существенно больше левого, примыкающего к клуатру монастыря, и, на мой взгляд, более торжественный и пышный.
11*.
Окна и карниз, объединяющий все внутреннее пространство, датируются 1627 г. и, возможно, были спроектированы архитектором Себастьяно Петтиросси по заказу Джованни Баттиста де Амбра, герб которого можно увидеть на самом карнизе контрфасада.
12.
Между окнами расположены медальоны с изображением францисканских святых, написанные Антонио Доменико Бамберини среди лепнины Аттилио Казини.
13.
Аттилио Казини также создал настенные часы на правой стене.
14*.
Современный пол воссоздан после наводнения 1966 г. и заменил предыдущий 1897 г., последний из тех, что восстанавливался примерно раз в столетие. Во время этой последней реставрации были удалены почти все напольные захоронения за исключением некоторых особо значимых памятников и большого герба Медичи, относящегося, однако, к обращенному еврею Антонио де Витале, который после его крещения получил от Фердинандо I Медичи привилегию использовать герб царствующего дома, что послужило источником большого семейного богатства.
15.
Алтарь Благовещения [2]
Алтарь Благовещения, ранее посвященный св. Франциску, находился под покровительством семьи Карлони-Нерли.
16.
Алтарный образ Благовещения написан Бартоломео Трабаллези приблизительно в 1566-1571 гг. и характеризуется необычным представлением Бога, который поручает Архангелу Гавриилу сообщить Деве Марии радостную весть о будущем рождении Иисуса Христа. В нижней части картины, вероятно, изображены заказчики и спонсоры Бенедетто Карлони и его жена. Запрестольный образ ранее был обрамлен старинной деревянной рамой, утраченной во время наводнения.
17.
Часовня Мадонны дель Альба [3]
Дверь между первой и второй капеллой слева ведет в часовню Мадонны дель Альба, прилегающую к нефу и построенному под крышей клуатра в 1581 г. по инициативе испанских герцогов Альба. Переданная в разное время разным семьям и несколько раз перестроенная, сегодня капелла показывает внешний вид, соответствующий примерно 1730-1740 гг. На алтаре находится копия иконы XVIII в. Богородицы Salus populi romani в окружении св. Бонавентуры и епископа.
18.
Стены и свод украшены фресками Ринальдо Ботти и картинами Джузеппе Пинзани, изображающими на своде Коронацию Богородицы, а в овалах свв. Фридиана, Люцию, Аполлонию, Августина, Михаила и Рафаэля.
19.
20.
Ринальдо Ботти также расписал люнеты сюжетами о Деве Марии: Представление Девы Марии в Храме, Обручение Девы Марии, Благовещение и Поклонение волхвов.
21.
Витраж в часовне.
22.
Алтарь св. Троицы [4]
Алтарь Троицы, или алтарь Рустици-Бандени, оформлен фресками Ридольфо Гирландайо и Микеле Тозини, написанными около 1542 г.
23.
Алтарный образ — Троица, в люнете изображена Коронование Девы Марии.
24.
С 1897 г. в этом алтаре установлена крестильная купель. Современная купель изготовлена в 1942 г. архитектором Джованни Страланчи Барджиони и скульптором Джино Альдини.
25.
Правее алтаря в стене находится мемориальная плита в неоклассическом стиле с захоронением Цезаря, сына рыцаря и политика Алексиса Франсуа Арто, времен королевства Этрурии (1805 г.).
26.
Алтарь Успения [5]
Титульная картина алтаря Успения, или алтаря Росси-Кастелли, «Мадонна во славе со св. Иоанном Крестителем и св. Бонавентурой» написана Мейсо Да Сан Фрайано в 1571 г. (по другим данным в 1565-1570 гг.)
27.
Титульная картина увенчана люнетом «Слава Ангелов», который изобразил Санти ди Тито примерно в 1580-1585 г.
28.
Св. Иероним в кабинете [6]
В 1480 г. семьей Веспуччи были заказаны две схожие фрески, выполненные двумя величайшими художниками того времени: «Св. Иероним в своем кабинете» Доменико Гирландайо и «Св. Августин в своем кабинете» Сандро Боттичелли. Фрески изображали двух Учителей Церкви в своих исследованиях, с рядом предметов, которые должны были отметить их роль как предшественников гуманизма. Они украсили панели рядом с хором, который был снесен в XVIII в. По этому случаю обе фрески были сняты, перенесены в неф и размещены друг напротив друга.
29.
Сходства в двух фресках очень много (не исключено, что между двумя авторами существовала своего рода конкуренция), но послание, адресованное зрителю, отличается. Гирландайо создал более спокойную и условную фигуру, сосредоточившись вместо этого на изображении предметов, выставленных на письменном столе и полках позади Учителя церкви. В этом он, возможно, был вдохновлен североевропейскими произведениями, такими как «Св. Иероним в своем кабинете» Яна ван Эйка, который находился в коллекции Лоренцо Медичи. Св. Иероним изображен с головой, опущенной на одну руку, в то время как другой рукой он пишет. Эту же позу выбрал и Ян ван Эйк. Открытые книги и картуши с греческими и еврейскими буквами соответствуют его деятельности как переводчика Библии. На письменном столе стоит дата (MCCCCLXXX), а также запечатанное письмо, стаканы, две чернильницы (с каплями чернил рядом с ними), ножницы и подсвечник. Стол покрыт восточным ковром, роскошным предметом, часто изображаемым Гирландайо и, возможно, также вдохновленным голландскими художниками. Среди предметов на полках — кардинальская шляпа, две аптекарские вазы, цилиндрический футляр, ожерелье, кошелек, фрукты, две прозрачные стеклянные бутылки и песочные часы. Свет исходит из верхнего правого угла, создавая четко очерченную тень святого на драпировке позади него; но также и с переднего плана, освещая предметы на столе.
30.
Алтарь св. Антония Падуанского [7]
Алтарь св. Антония Падуанского (или алтарь Треви) включает в себя деревянную статую святого с младенцем, вероятно, выполненную перуджийским скульптором Арриго Покчетти и датируемую примерно 1620 г. (по другим данным 1653 г.).
31.
Св. Антоний Падуанский — католический святой, проповедник, Учитель Церкви, один из самых знаменитых францисканцев. Часто изображается с ребенком, сидящим на правой руке.
32.
Алтарь Распятия [8]
Алтарь Распятия (или алтарь Маннуччи) содержит деревянный крест, созданный, возможно, путешествующим немецким скульптором ок. 1340-1350 гг.
33.
34.
Кантория (хоры певчих) над алтарем Распятия, включая аллегорические фигуры, приписывается работе Баттисте Лоренци и его ученикам (по другой версии — Ромуальдо ди Антонио) и создана около 1569 г. Сейчас здесь размещен орган Тамбурини, созданный в 1967 г. Производитель — фабрика Тамбурини, основанная в 1893 г. известным итальянским органным мастером Джованни Тамбурини.
35.
Алтарь св. Бернардино Сиенского [9]
Алтарь св. Бернардино Сиенского, или алтарь Морони, содержит урну под алтарным образом, в которой хранились кости мученика св. Валентина.
36.
Панно с изображением св. Бернардино Сиенского, которого ангелы возносят на небеса, написано Фабрицио Босчи около 1626 г.
37.
В этой части церкви находится мраморный надгробный памятник блаженному Луке Манцуоли, монаху-гумилиату и кардиналу, скончавшемуся в 1411 г.; некоторые останки монаха помещены высоко на стене.
38.
Алтарь св. Маргариты да Кортона [10]
Алтарь св. Маргариты да Кортона ранее был посвящен св. Антонию Падуанскому и украшен алтарем Винченцо Дандини, перенесенным в другое место.
39.
Современный алтарный образ «Св. Маргарита да Кортона в блаженстве перед Христом, утешенная ангелами» был написан Пьетро Марчезини из Пистойи в 1728 г.
40.
Над алтарем экспонируется картина «Видение св. Маргариты да Кортона».
41.
Капелла Гуччи Дини [11]
На фоне трансепта находится часовня Гуччи Дини, единственная, в которой сохранились некоторые остатки церкви XIV в.
42.
В частности, в этой капелле сохранилось захоронение, созданное из песчаника сорта pietra serena в 1375 г. и украшенное изображениями пророков Осии и Исайи.
43.
В этой части трансепта выделяется большой Крест Всех Святых. Впервые автором Креста назвал Джотто Лоренцо Гиберти, который в своих Комментариях нашел сходство с другими работами художника на алтаре церкви Всех Святых, такими как Мадонна Оньисанти и Успение Богородицы. Первоначально предполагалось, что большое деревянное распятие (468×375 см) будет размещено в пресвитерии, таким образом, доминируя над нефом и верующими. Тщательная реставрация Креста в 2005 г. однозначно подтвердила авторство Джотто и датировала работу примерно 1315-1320 г. В ноябре 2010 г. распятие было перенесено внутрь левого трансепта в верхнюю часовню, оснащенную специально разработанным освещением.
44*.
Большое распятие изначально было еще выше, с ныне потерянным сопданом, который должен был схематично изображать Голгофу. Типология креста напоминает распятия в Римини и Падуе со смешанным линейным силуэтом и фигурой Христа с изможденным и вытянутым телом, с мягкими и выверенными переходами цвета и элементами виртуозности, такими как полупрозрачная набедренная повязка. Свет одновременно интенсивный и мягкий, он подчеркивает аккуратно прорисованные конечности, а также показывает вены, сухожилия и костный узор грудной клетки. Выражение Христа — страдание, но достойное выражение великой духовности. Особо стоит отметить использование очень дорогой в те времена синей ляпис-лазури. На боковых оконечностях распятия четырехлепестковые квадрифолии с изображением оплакивающих Девы Марии и св. Иоанна, а вверху — фигура благословляющего Искупителя.
45.
Сцены из жизни св. Франциска датируются 1925 г. и подписаны «Р. Креши».
46.
Оформление свода левого трансепта.
47.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.