Продолжение рассказа о базилике Санта-Мария-Новелла. Для лучшей ориентировки внутри повторяю ее план. По ходу описания я буду ссылаться на нумерацию объектов этого плана. Нумерация фотографии во всех постах сквозная.
0.
Капелла Филиппо Строцци [17]
Часовня Филиппо Строцци, посвященная св. Иоанну Евангелисту, находится справа от главной капеллы Торнабуони и включает необыкновенный цикл фресок Филиппо Липпи, рассказывающий истории из жизни св. апостола Филиппа и св. апостола Иоанна Богослова.
Оформление часовни было заказано банкиром Филиппо Строцци старшим в 1486 г., через двадцать лет после его возвращения из ссылки в Неаполе, когда начиналась обширная программа восстановления его имени и его семьи, включавшая также строительство знаменитого дворца Строцци. В том году банкир перекупил у семьи Бони церковный патронат над часовней, уже посвященной св. Иоанну Евангелисту. 21 апреля 1487 г. был подписан контракт с художником Филиппо Липпи, одним из самых передовых художников флорентийской сцены того времени, который сразу начал исполнять договор за согласованную плату в 350 золотых флоринов. Заказчик умер уже в 1491 г., но он не возражал против задержки работ, которые должны были быть завершены в 1490 г. Наследники также позволили художнику работать без особых ограничений по времени, поэтому оформление часовни завершилось только в 1502 г., через пятнадцать лет после подписания договора. Большую часть выплат художнику осуществил в 1494-1498 гг. Альфонсо Строцци, сын Филиппо. Альфонсо был одним из самых активных противников Савонаролы: монах в своих проповедях нападал на тех, кто поставил особо роскошные надгробные памятники, и часовня Строцци была в этом смысле одной из самых ярких на тот момент.
Работы по росписи стен были прерваны на время пребывания художника в Риме, во время которого он расписал фресками капеллу Карафа в Санта-Мария-Сопра-Минерва, после чего вернулся во Флоренцию и интенсивно работал в 1494-1495 гг. Вероятно, фрески создавали согласно классической схеме подобных произведений: начинались с сегментов свода, затем следовали в люнетах, в центральной стене, а затем, после возвращения из Рима, две сцены чудес в среднем регистре и Воскрешение Друсианы в 1502 г.
Присутствие роскошных «археологических» архитектур предполагает влияние, полученное автором от римских памятников во время его пребывания в Вечном городе. Этот стиль свидетельствует о зрелости художника и его категорическом отстранении от пути Сандро Боттичелли: за их пышность, причудливость и внимание к деталям эти фрески считаются одним из ранних примеров зрелости маньеризма во Флоренции. Витражи, спроектированные самим Филиппо Липпи, были установлены только после смерти клиента, в 1503 г.
113.
Капелла Строцци была местом, где началось повествование первой новеллы Декамерона Джованни Боккаччо, когда трое юношей и семь молодых дам решили покинуть Флоренцию и бежать от Черной смерти в сельскую местность.
Тема цикла фресок — представление «Историй из жизни св. Филиппа и св. Иоанна Богослова»: первая связана с именем заказчика, вторая — с покровителем часовни. Истории на двух стенах показывают, по явной просьбе клиента, включенной в контракт, чудо воскрешения внизу и сцену мученичества вверху.
На своде изображены четыре патриарха Ветхого Завета: Адам, представленный в очень оригинальной иконографии, вместе со своим сыном Сифом и Лилит с телом змеи, обвивающимся вокруг дерева познания Добра и Зла, Ной с рогом изобилия, голубем и оливковым деревом, Авраам с ножом во время жертвоприношения Исаака и Иаков, склонившийся над книгой, поддерживаемой ангелами, на которой вы можете прочитать надпись HEC EST DOMUS DEI ET PORTA COELI (Это дом Божий и врата небесные). Каждый из патриархов стоит на облаке, поддерживаемой монохромными херувимами, которые также содержат знаки отличия с именами.
114.
Фрески на левой стене капеллы: «Св. Иоанн воскрешает Друсиану», а в люнете — «Мученичество св. Иоанна».
Сцена Воскрешения Друсианы была взята из Золотой легенды и изображает св. Иоанна, который, возвращаясь в Эфес после смерти Домициана, попадает на похороны набожной Друсианы. Друсиана хотела устроить встречу Иоанна со своей семьей, долго ждала, но умерла в тот самый день. Филиппо Липпи предпочел изобразить момент, когда Иоанн жестом воскрешает женщину, всеобщей паники из-за культового события. В группе женщин справа некоторые исследователи идентифицировали Сельваджию Джанфильяцци, вдову Филиппо Строцци, и его дочерей Алессандру, Лукрецию и Катерину.
В широкой декоративной полосе между сценами в центре изображены два путти, поддерживающих открытую книгу с надписью in hoc signo vinces (Сим победиши!), связанной с победой Константина в битве у Мульвийского моста через знамение Истинного Креста.
115*.
На люнете выше изображено «Мученичество св. Иоанна Богослова». Слева мы видим императора, приказывающего продолжать пытку жестом, подобным тому, который использовал Филиппо в часовне Бранкаччи для сцены спора Симона Маго, в то время как Иоанн находится в центре, погруженным в котел, полный кипящего масла, из которого он чудесным образом выйдет невредимым. Драматизм почти полностью изгнан со сцены во имя безмятежной стойкости святого. Внимание художника уделено некоторым захватывающим деталям, таким как палач, который укрывается от дыма и жара за щитом солдата, пытаясь разжечь огонь. Изображены многочисленные элементы древности, такие как фасции ликторов, боевые трофеи, почетная колонна, знамя с надписью SPQR.
116.
Фрески на правой стене капеллы: «Св. Филипп изгоняет дракона из храма Иераполиса», а в люнете — «Распятие св. Филиппа».
Согласно «Золотой легенде», св. Филипп был взят в плен язычниками Скифии и доставлен в храм, чтобы заставить его принести жертву языческому Богу Марсу, статуя которого видна в центре фрески рядом со священными животными дятлом и волком. Но пока священник разводит огонь для жертвоприношения, из подножия статуи вылезает чумной дракон и смертоносным дыханием убивает сына священника. Св. Филипп, изображенный на переднем плане, отгоняет языческого демона и воскрешает юношу жестом благословения. В небе справа появляется Христос с Крестом. Вверху, на вершине полукруга алтаря, обрамляющего статую Марса, под статуями ангелов, покоряющих двух пленников, читаем надпись EX H[OC] TRI[UMPHO] D[EO] M[AXIMO] VICT[ORIA] (От сего триумфа — победа самого Бога), разъяснение победы христианства над язычниками. Форма алтаря, который своей пышностью напоминает настоящий храм, была взята из алтаря, хранящегося в музеях Ватикана. Марс кажется чем угодно, только не неодушевленным симулякром. Он кажется живым, когда бросает молнии, противодействуя христианскому святому. Четыре гермы под ним также имеют очень человеческий вид; они поддерживают карниз, на котором размещены разноцветная керамика и сосуды, а также два трофея, вдохновленные рельефами основания колонны Траяна. Тема, очевидно, представляет собой столкновение между христианской культурой и язычеством, крайне актуальная для периода теократического правления Савонаролы: подумайте, например, о ясном послании чудовища, вызванном св. Филиппом из храма Марса, символом дьявола, который своим ядовитым дыханием убивает сына священника, предупреждая всех об опасностях языческой религии.
Негроид справа, одетый в экзотическую меховую шапку, вероятно, раб св. Филиппа, которому банкир передал свободу перед смертью. Персонаж слева от него иногда предлагался как автопортрет Филиппо Липпи. Прообраз восточного человека в тюрбане, возможно, поразил воображение Филиппо во время его поездки в Венецию в 1489 г. Один из персонажей держит в руке высокий канделябр на пять рожков; вероятно, это отсылка к меноре. Филиппо Липпи вставил своих персонажей в декорации, воссоздающие древний мир во всех деталях, но перегружавшие их гротескными украшениями, результатом его пребывания в Риме, чтобы создать «оживленную», таинственную, фантастическую и тревожную атмосферу, достигающую нереальности кошмарного сна.
117*.
На люнете выше изображено мученичество св. Филиппа, распятого после пленения в Иераполисе среди руин разрушенного им храма. Среди прохожих левой группы — портреты донатора и его сына.
118.
В этих сценах, как и в других в этой капелле, умышленно нарушено равновесие, цвета диссонируют, многолюдные сцены, экзальтированные жесты, нагруженные выражения, фигуры и неоднозначная архитектура — все для создания антиклассического целого par excellence. В сценах мученичества художник поместил искаженных гримасами свирепых палачей, гневящихся на святых. Особое значение имеют центральные сцены фресок, созданные в некоторых образных классических архитектурных решениях, в которых происходит борьба между христианской культурой и язычеством, тема острейшей актуальности в то время, поскольку это был период правления Джироламо Савонаролы.
Задняя стена была задумана Филиппо Липпи как точка опоры для живописного декора, воспроизводящего роскошную иллюзионистскую архитектуру в дихромии с некоторыми полихромными контурными фигурами. Выбор техники гризайль подчеркивает характер trompe-l’œil и контрастирует с фресками на стенах.
В аркосолии два нарисованных ангела держат череп в руках, наступая ногой на еще один череп, и стоят лицом к резному столу с другими черепами, где мы читаем NI HANC DESPEXERIS VIVES (Если вы не презираете это — череп — будете жить). Рядом с ангелами стоят две высокие, богато украшенные колонны, на постаментах которых символы олицетворения Милосердия (слева), выхаживающей трех младенцев, и Веры (справа) с распятием.
119.
Витраж также был разработан Филиппо Липпи в 1497 г. и установлен в 1503 г. Наверху изображены Мадонна с младенцем и два ангела, под которой лента с гербом Строцци, а внизу изображены двое святых, покровительствующих часовней, — св. Филипп и св. Иоанн Евангелист. В верхней части витража изображена фигура Агнца, одна из эмблем Филиппо Строцци, с девизом MITIS ESTO (Будь кротким). В верхней части стены, за нарисованным антаблементом, есть две пары цветных ангелов в симметричных положениях коленопреклонения и победы, которые символизируют Триумф славы, с гербами Строцци, победивших в Судный день.
120.
За алтарем находится погребение донатора капеллы Филиппо Строцци, созданная Бенедетто Майано в 1491-1495 гг.
121.
На алтаре хранятся мощи святых.
122.
Капелла Барди [18]
В XIII в. это была часовня братства «Compagnia dei Laudesi», посвященная св. Григорию Великому. Братство заказало сиенскому художнику Дуччо ди Буонинсенья украшение часовни фресками. Остатки этих фресок, датируемые примерно 1285 г., находятся в люнетах наверху двух боковых стен и изображают св. Григория на троне меж двух опахальщиков (слева) и Христа между ангелами (справа).
123.
Покровительство над капеллой Барди перешло к знатной семье флорентийских банкиров Барди около 1335 г., о чем свидетельствует горельеф неизвестного флорентийского скульптора на правой колонне, на котором изображен Риккардо де Барди, преклонивший колени перед св. Григорием Великим. Под патронажем семьи был создан цикл фресок со сценами из жизни св. Григория Великого, которые можно увидеть и сегодня. Цикл, датируемый второй половиной XIV в., принадлежит художнику, определенному как Дальмасио Сканнабекки, также известному как Псевдо Дальмасио.
124.
На фресках изображены следующие сцены (слева направо):
Больной св. Григорий диктует диалоги; Император Траян и вдова; Встреча св. Григория с ангелом.
125*.
Св. Григорий дает милостыню выжившему после кораблекрушения; Выбор народом св. Григория для избрания понтификом; Возведенный на престол св. Григорий благословляет епископов.
126*.
Бифорий в кирпичной кладке на правой стене датируется примерно 1280-1285 г. (возможно, что это окно является частью древней церкви).
В начале XVIII в. капелла была посвящена св. Доминику, поэтому было проведено существенное обновление оформления, в результате которого создано множество полотен, которые были размещены на задней и боковых стенах, однако сегодня они удалены с их первоначального местоположения. От этой перестройки XVIII в. сохранился лепной декор свода, созданный Маркантонио Пандольфи по проекту Бенедетто Грилли в 1708 г.
127.
Свод с фресками «Св. Доминик во славе» расписал Пьер Дандини также в 1708 г.
128.
Еще одним свидетельством программы обновления является алтарь с панелью из инкрустированного мрамора, созданный Пьером Франческо Сильвани в 1669 г., однако перенесенный в эту часовню только в XVIII в. В алтаре хранится Святое Причастие.
129.
Алтарным образом является картина Мадонны Розария, написанная Джорджо Вазари в 1569 г. Ранее эта картина закрывала фреску «Троица» Мазаччо в третьем алтаре слева в нефе [6].
130.
Ажурные кованые ворота датируются 1707 г. и изготовлены Джузеппе Арригони.
Правый трансепт [19]
Правая часть трансепта, как и левая, достаточно короткая.
131.
В правом трансепте расположены капеллы Филиппо Строцци [17] и Барди [18], а также капелла Ручеллаи [20], в мое посещение находившаяся на реставрации. Но и в самом трансепте находятся несколько достойных внимания объектов, в первую очередь захоронений.
132.
Рядом со ступенями, ведущими к часовне Ручеллаи, находится надгробие умершего в 1312 г. доминиканца фра Коррадо Гуалфредуччи делла Пенна, епископа Фьезоле, выполненного в мастерской Арнольфо ди Камбио.
133.
Ниже в специальной нише установлена скульптурная группа из гипса Рождества Христа, выполненная ок. 1910 г. в итальянской мастерской.
134.
Могила фра Альдобрандино Кавальканти, епископа Орвието, умершего во Флоренции в 1279 г. Надгробный памятник изготовлен неизвестным флорентийским скульптором в 1280-1290 гг. Под ним погребальный памятник и цветной фресковый портрет с двумя ангелами в полувизантийском стиле константинопольского патриарха Иосифа II. Незадолго до своей смерти в 1439 г. патриарх вместе с императором Византии посетил Флоренцию, но в силу преклонного возраста там умер и захоронен в соборе.
135.
Могила епископа Фьезоле Тедисе Алиотти, умершего в 1336 г. Авторство погребального памятника одними исследователями приписывается Мазо ди Банко (1336-1350), другими — Тино ди Камаино (1336).
136.
Бюст врачевателя и архиепископа Флоренции, доминиканца св. Антонина, созданный в 1460-1470 гг. флорентийским скульптором.
137.
Капелла Ручелай [20]
Капелла Ручелай, посвященная св. Екатерине Александрийской, как и находящаяся симметрично напротив капелла Строцци ди Мантуя [13], несколько приподнята относительно пола трансепта и восходит к XIV в. В мое посещение часовня была закрыта на реставрацию, поэтому все снимки оттуда вынужденно позаимствованы из Википедии.
138.
Часовня была построена между 1305 и 1325 гг. Ченни ди Нардо ди Джунта Ручеллаи, чья погребальная плита сейчас находится прямо под лестницей, ведущей в часовню, на высоте пола трансепта. С тех пор часовня всегда была под покровительством семьи Ручеллаи, влиятельной флорентийской семьи, проживавшей в окрестностях базилики. Часовня создана не по центру по отношению к оси трансепта из-за того, что левая часть задней стены того же трансепта (где сегодня находится скульптура Рождества) рядом с капеллой Барди находилась под патронажем братства «Compagnia dei Laudesi».
Чтобы попасть в часовню, надо подняться по каменной лестнице, в конце которой, на уровне пола часовни, находится могила Паоло Ручеллаи, более позднего члена семьи Ручеллаи, жившего в XV в., а также его отец Джованни Ручеллаи, который заказал Леону Баттиста Альберти построить верхнюю часть фасада базилики Санта-Мария-Новелла. Гробница является работой анонимного скульптора флорентийской школы, который изваял древний саркофаг, поместив его на искусственную мраморную ткань.
139.
Часовня украшена плохо сохранившимся циклом фресок XIV в., несмотря на реставрацию, завершенную в 1989 г. Фрески на правой стене приписываются Маэстро Санта-Сесилия, анонимному ученику Джотто, который активно работал между 1290 и 1325 гг. Фрески изображают «Избиение младенцев», «Мученичество св. Урсулы и ее спутников» и, возможно, св. Георгия.
140.
Фрески на задней стене принадлежат кисти неизвестного мастера школы Джотто и относятся к 1320-1330 гг. На них изображены «Распятие» (в центре), «Св. Доминик» (слева) и «Св. Фома Аквинский» (справа).
141.
Панно на левой стене с картиной «Мученичество св. Екатерины Александрийской» было написано Джулиано Буджардини между 1530 и 1540 гг. с частичным использованием рисунков Микеланджело.
142.
143.
На алтаре капеллы стоит мраморная статуя середины XIV в. «Мадонна с младенцем», созданная Нино Пизано и перенесенная сюда в 1955 г. Ранее она находилась на саркофаге фра Альдобрандино Кавальканти на южной стене трансепта.
144.
В этой часовне находилась известная икона «Мадонна Ручелай», написанная Дуччо ди Буонинсенья в 1285 г. Она находилась в капелле до тех пор, пока её не стали, начиная с 1591 г., переносить с места на место в разные части собора. Так продолжалось до 1937 г., когда состоялась первая большая выставка, посвящённая Джотто, и она осталась в Галерее Уффици.
145.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.7
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.