Площадь Санта-Мария-Новелла, на которой доминирует базилика Санта-Мария-Новелла, является одной из главных площадей Флоренции. Строительство площади было начато по указы Республика Фиорентина в 1287 г. и закончилось около 1325 г., после того как были снесены бывшие дома. Она использовалась, чтобы вместить растущее число верующих, которые стекались на проповеди доминиканских монахов, живших в соседнем монастыре.
1.
Благодаря своим размерам площадь позже стала местом проведения игр и традиционных аттракционов, таких как кальчо (один из предков современных футбола и регби) и Palio dei Cocchi (гонка на экипажах, похожих на римские колесницы), основанная великим герцогом Тосканы Козимо I Медичи в 1563 г.
2. Старинная гравюра сделана, на мой взгляд, с оптимальной точки обзора. Эта точка использовалась многими авторами, в том числе и вашим покорным слугой.
3. Фотография, сделанная в 1854 г.
За последние годы на площади провели глубокую перестройку и перепланировку. Здесь ограничили движение транспорта, ликвидировали парковки, переместили киоски и скамейки. Мусорные баки обустроили под землей.
4.
Самым важным из соревнований, устраиваемых на площади, были Palio dei Cocchi. Игры проводились 23 июня, в канун дня св. Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции, за день до финального матча знаменитого Calcio Storico Fiorentino. Гонки карет проводились вокруг двух деревянных пирамидальных конструкций 1563 г., ограничивающих самыми удаленные точки эллиптической трассы. Четыре деревянные колесницы, запряженные двумя лошадьми каждая, были четырех цветов в соответствии с представляемым историческим районом Флоренции: зеленого (San Giovanni), синего (Santa Croce), красного (Santa Maria Novella) и белого (San Frediano).
5.
Звук трубы объявлял о старте, и после трех кругов гонка заканчивалась у стартового обелиска. Семья Великого герцога наблюдала за состязанием с большого навеса, специально устанавливаемого на ступенях лоджии св. Павла. Победителю вручали приз из малинового бархата. Последняя гонка колесниц на площади Санта-Мария-Новелла состоялась в 1852 г.
6.
Примерно в 1600 г. пирамиды были заменены двумя мраморными обелисками. Обелиски были спроектированы флорентийским скульптором и архитектором Бартоломео Амманнати и созданы с помощью каменщиков Рафаэлло и Джованни Мария Карли. Обелиски были перевезены из каменоломен во Флоренцию в 1572 г. и окончательно возведены на площади Санта-Мария-Новелла в 1608 г. в честь свадьбы великого герцога Козимо II с Марией Магдалиной Австрийской. Примерно тогда же в центре площади устроили фонтан, ныне отсутствующий.
7.
В начале 1790-х гг. на вершины обелисков добавили бронзовые геральдические лилии и полированные мраморные пластины на основание.
8.
Создание четырех черепах, на которых возвышаются мраморные обелиски, совсем недавно было приписано Джованни да Болонья или его ученику Пьетро Такка.
9.
Госпиталь Сан-Паоло — старинный флорентийский монастырский комплекс, построенный в начале XIII в. на месте ранее существовавшего храма IV в. Изначально он был приютом для паломников, а в 1345 г. стал госпиталем. В 1592 г. больница находилась в упадке, а доходов хватало только на содержание монахинь. Великий герцог Фердинанд I Медичи превратил ее в городскую палату для выздоравливающих.
10.
В 1780 г. больница была окончательно закрыта и стала одной из 4 школ Леопольда, для которых Великий герцог подбирал молодых флорентийских девочек в возрасте от 6 до 18 лет с целью улучшения их образования. В XX в. школа приобрела характер профессиональной и была закрыта в 1976 г.
11.
С сентября 1943 г. по июль 1944 г. помещения школы Леопольда были реквизированы нацистскими войсками, чтобы сделать их местом сбора жертв облав перед отправкой в концлагерь Маутхаузен. Об этом грустном периоде рассказывает мемориальная табличка на стене.
12.
В XV в. была создана лоджия с десятью арками, покоящимися на девяти колоннах и двух полуколоннах, над которыми была размещена серия глазурованных терракотовых медальонов с францисканскими святыми и произведениями милосердия, выполненными Андреа делла Роббиа, а также двух портретов спедалиньо (управляющего) госпиталя Бенино Бениньи на концах, датированных один 1451 г., датой начала работ, а другой — 1495 г., датой завершения.
13*.
Терракотовый барельеф «Встреча св. Франциска и св. Доменика», также созданный Андреа делла Роббиа в 1489 г., расположен на портале, как свидетельство дружбы между двумя монашескими орденами, которые занимали две стороны площади Санта-Мария-Новелла.
14.
В центре лоджии находится бюст Фердинандо I Медичи, выполненный Пьетро Франкавилла около 1594 г.
15.
В XX в. муниципалитет решил перестроить комплекс зданий общей площадью более 3550 кв. м в культурных целях, начиная с восстановления лоджии. Первая часть работ была завершена в 2006 г. открытием национального музея истории фотографии Алинари, другая часть — для обустройства музея Новеченто (Современного искусства), открытого в 2014 г.
16.
На углу с улицей виа делла Скала находится большой табернакль с фреской Франческо д’Антонио ди Бартоломео (в копии), изображающей Мадонну с младенцем и святыми.
17.
Среди множества больших и маленьких отелей распложено небольшое относительно скромное здание, знаменитое тем, что из этого дома Джузеппе Гарибальди, национальный герой Италии, 22 октября 1867 г. адресовал аплодирующим людям памятные слова «Либо Рим, либо смерть», предваряя свой второй поход на Рим, закончившийся битвой при Ментане.
18.
19.
Базилика Санта-Мария-Новелла является одним из самых важных церквей Флоренции и стоит на одноименной площади. Если Санта-Кроче была и остается древним центром францисканцев, а Санто-Спирито принимал августинцев, то Санта-Мария-Новелла была для Флоренции точкой отсчета для другого важного нищенствующего ордена — доминиканцев. В 1219 г. двенадцать доминиканцев прибыли во Флоренцию из Болоньи во главе с монахом Джованни да Салерно. В 1221 г. они приобрели небольшую церковь Санта-Мария-делле-Винье, названную так в честь сельскохозяйственных угодий, окружавших ее (в то время она находилась за пределами городских стен). Эта небольшая церковь была освящена, вероятно, в 1094 г. Некоторые остатки древней церкви были найдены под нынешней ризницей, в частности, основания некоторых романских колонн. В 1242 г. флорентийская доминиканская община решила начать строительство нового и большего здания, получив от папы индульгенции для тех, кто еще в 1246 г. внес свой финансовый вклад в работу. 18 октября 1279 г. в капелле Гонди состоялась церемония закладки первого камня, хотя работы уже начались некоторое время назад. Новая церковь имела фасад, выходящий на юг. Строительство храма было завершено в середине XIV в. Проект новой церкви был разработан (по неподтвержденным источникам) двумя доминиканскими монахами фра Систо да Фиренце и фра Ристоро да Кампи при участии фра Якопо Пассаванти. Колокольня и большая часть монастыря являются результатом последующего работ фра Якопо Таленти и Бенчи ди Чионе Дами. Церковь, хотя была завершена к середине XIV в. строительством соседнего монастыря, тем не менее официально была освящена только в 1420 г. папой Мартином V. В октябре 1919 г. папа Бенедикт XV возвел церковь в ранг малой базилики.
20*.
В 1456-1470 годах по заказу Джованни ди Паоло Ручеллаи, местного торговца шерстью и банкира, архитектором Леоном Баттистой Альберти была предпринята перестройка фасада церкви. Выдающийся архитектор создал портал, фланкированный двумя колоннами коринфского ордера, облицованными зелёным мрамором, и всю верхнюю часть церкви с её чёткой ритмикой квадратов, инкрустированных белым и тёмно-зелёным мрамором. Такой приём получил название «инкрустационного», или «романо-флорентийского», стиля. Геометрический узор из разноцветных мраморных плиток: квадратов, окружностей, ромбов типичен для архитектуры Флоренции и во многом определяет неповторимый облик городских построек. Согласно одной из гипотез, такой стиль возник от обилия мраморных облицовок древнеримских построек, которые в Средневековье использовали для новых зданий. По иной версии, этот приём появился под влиянием восточной, византийско-арабской архитектуры через посредство Венеции. Не случайно в нижнем ярусе церкви Санта-Мария-Новелла имеются типичные византийско-арабские стрельчатые «полосатые» арки, образующие арочные ниши и на боковых фасадах, а также на ограждающих стенах клуатра.
21*.
Композиция квадратов главного фасада церкви ограничена с трёх сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи, по заказу которой она была построена. Архитектор Альберти был флорентийцем, но работал главным образом в Риме. В своем творчестве он следовал классицистическому методу и идее рационального пропорционирования. Поэтому ещё одна интрига композиции фасада заключена в том, что за мелкими квадратами облицовки скрываются три больших квадрата равной площади, составляющих модульную структуру (любимый приём Альберти): два в нижней части фасада и один, центральный, в верхней за вычетом двух больших волют (это ещё одно открытие Альберти) и треугольного фронтона. Причём каждый квадрат делится на четыре малых квадрата. S-образная линия волют оказывается диагональю, делящей пополам дополнительные боковые малые квадраты, портал образован шестью малыми квадратами и так далее, вплоть до рисунка облицовки.
22*.
На фризе под фронтоном находится надпись на латыни с упоминанием имени строителя церкви: IOHAN(N)ES ORICELLARIUS PAU(LI) F(ILIUS) AN(NO) SAL(UTIS) MCCCCLXX (Джованни Ручеллаи, сын Паоло, в благословенный 1470 год). В тимпане символ Непобедимого Солнца, также включенный в герб района Санта-Мария-Новелла. В центр Солнца помещено лицо Младенца Иисуса. Чуть ниже фриза ровно посередине можно разглядеть небольшое отверстие гномона, через которое солнечный луч падал на пол базилики.
23.
Люнеты над дверями были расписаны Улиссом Чокки между 1616 и 1618 гг. На люнете над главным порталом изображен св. Фома Аквинский, молящийся перед распятием. Над люнетом изображен герб Ручеллаи, а на заднем плане — процессия Corpus Domini, которая начиналась в Санта-Мария-Новелла.
24.
На боковых люнетах изображены два персонажа из Ветхого Завета, традиционно связанных с евхаристической аллегорией: Мелхиседек с хлебами слева и Аарон с жезлом справа.
25.
На фасаде есть и научные приборы, добавленные в 1572-1574 гг. Слева находится армиллярная сфера, изготовленная из бронзы.
26.
Справа мы видим астрономический квадрант из мрамора с гномоном, созданный доминиканцем фра Игнатием Данти, астрономом, математиком и картографом. Благодаря этим приборам в 1574 г. астроном смог точно вычислить расхождение в 11 дней между астрономическим годом и юлианским календарем, который все еще использовался с момента его обнародования в 46 г. до н.э.
27.
По приглашению папы Григория XIII с 1580 г. монах-астроном участвовал в изменении календаря на григорианский.
28.
Обойдем базилику справа по улице Виа дельи Авелли. Отсюда хорошо виден контраст между богато украшенным фасадом и весьма скромными боковыми стенами базилики.
29.
Улица получила свое название от погребальных арок (авелли), которые принадлежат ограде древнего кладбища базилики Санта-Мария-Новелла. В древности улица была намного у́же, и проход возле захоронений не был особо приятным, о чем свидетельствует старинная поговорка «воняет, как могила». Каждая из этих погребальных арок возвышается над землей и украшена тремя гербами: те, которые расположены по бокам, принадлежат семье, владевшей захоронением (пары гербов часто состоят из двух одинаковых экземпляров или симметрично перевернутых), а герб в центре — крест флорентийского народа, вырезанный в многочисленных вариациях на каждой гробнице. В замковом камне остроконечной арки также находится небольшая копия фамильных гербов.
30.
Среди представленных здесь семейств можно узнать Медичи, Альберти, Корсини, Аччайоли, Гонди, Панциатичи и др. Ранее арки были украшены фресками и другими картинами, часто с фигурами святых, но от этих украшений не осталось и следа.
31.
Гробницы также продолжаются на площади: в одной из них изображена история из Декамерона Джованни Боккаччо (9-й рассказ 8-го дня).
32.
В третьей гробнице вдоль правой стены церкви, начиная с фасада, был захоронен знаменитый художник Доменико Гирландайо, а в арке когда-то был написан его портрет.
33.
Несколько аналогичных погребальных арок построено с противоположной стороны базилики, возле входа в музей. По соседству сейчас работает амбулатория некоммерческой ассоциации «Военное братство общественной помощи Флоренции», основанной в 1887 г. ветеранами Гарибальди и оказывающей медицинскую помощь населению по льготным ценам. Так что не надо удивляться машинам скорой помощи возле базилики.
34.
В конце улицы Виа дельи Авелли мы видим правый трансепт базилики, к которому в разное время пристраивали капеллы. Интересно сравнить старинный и современный виды, сделанные почти что с одного и того же места.
35.
36.
Напротив трансепта находится конечная остановка городского трамвая T2, едущего прямо к аэропорту Флоренции. Может кому-то и пригодится, так как на трамвае доехать в центр города куда проще, чем на автобусе. За остановкой небольшая площадь Объединения Италии, ранее называемой площадью Веккья-ди-Санта-Мария-Новелла (Старой площадью Санта-Мария-Новелла).
37.
Нынешнее название площади восходит к 1882 г. и было призвано отметить политическое единство полуострова, достигнутое в предыдущее десятилетие в ходе Рисорджименто.
38.
28 мая 1882 г., в годовщину битвы при Куртатоне и Монтанаре, на площади был открыт обелиск павшим в войнах за независимость, разработанный городским инженером Джованни Пини. Сделанный из камня, обелиск высотой около 15 м украшен коронами и бронзовым орлом.
39.
С тех пор на памятнике установлены мемориальные доски и надгробия в память о погибших во всех войнах, в которых участвовали итальянцы, в том числе в войне за национальное освобождение от нацистов. На месте обелиска в период французского господства в Италии с 1799 по 1814 г. стояла гильотина.
40.
Рисорджименто в Италии помнят как искупление людей, веками лишенных родины, свободы и национальной самобытности, и что только в 1861 г. Объединение Италии было достигнуто ценой жертвы многих женщин и мужчин в войнах за независимость 1848 и 1859 г. Движение Сопротивления в Италии против нацистов в 1943-1945 гг. также было справедливо истолковано историками как второй Рисорджименто, который благополучно закончился восстановлением свободы 25 апреля 1945 г.
41.
Пройдя далее мимо базилики, мы попадаем на Вокзальную площадь и главный вокзал Флоренции, также носящий название Санта-Мария-Новелла. От вокзала открывается вид на апсиду базилики.
42.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.