Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. В 1784 г. великий герцог Пьетро Леопольдо I преобразовал монастырский госпиталь св. Матфея в картинную галерею, чтобы студенты соседней Академии изящных искусств могли изучать величайшие произведения прошлого. Сейчас галерея является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
В этом зале представлены две типологии работ XIX в.: коллекция гипсовых моделей (галерея гипсовых слепков) Лоренцо Бартолини и Луиджи Пампалони, а также картины и скульптуры, которые были удостоены премий Академии изящных искусств Флоренции.
Работы в этом зале свидетельствуют об эволюции флорентийской художественной культуры от неоклассицизма к романтизму. Коллекция картин свидетельствует об историческом моменте, когда Академия открылась для современного искусства того времени, приобретая и выставляя работы-победители Триеннали Конкорси и лучшие ежегодные студийные испытания студентов, направленных для специализации в Рим («саджи ди пенсионато»). Произведения искусства, получившие награды, таким образом, систематически пополняли коллекцию, документируя преобразования флорентийской художественной культуры от классицизма к историческому романтизму, к пуризму.
Данте, посещающий Ад в сопровождении Вергилия, узнает Фаринату и разговаривает с ним (Бальдассарре Каламаи, 1825). Холст, масло.
Фарината дельи Уберти был главой партии флорентийских гибеллинов (сторонников империи). Принадлежа к враждебной гибеллинам партии гвельфов (которая в борьбе с притязаниями империи опиралась на папство), предки Данте два раза потерпели разгром. В конце длительного жестокого противостояния партий, гибеллины окончательно были изгнаны из Флоренции, и в 1283 г. суд инквизиции посмертно осудил «подражателя Эпикура» Фаринату как еретика. Данте в своей Божественной комедии помещает еретика Фаринату в шестой круг Ада. Получив неоклассическую подготовку и обучаясь у Пьетро Бенвенути, Каламаи здесь проявил влияние работ Луиджи Сабателли.
2.
Евреи в пустыне во время Вавилонского плена (Антонио Пуччинелли, 1851). Холст, масло.
Картина была итоговым годовым студийным испытанием, написанным в Риме, куда художник прибыл в 1849 г., чтобы продолжить свое обучение на вилле Медичи у Томмазо Минарди, Сцена с евреями в цепях на Евфрате, когда они с ностальгией вспоминают свою потерянную нацию, была вдохновлена третьим актом оперы Верди «Набукко», основанной на событиях, описанных в Библии. Преобладающий золотистый цвет картины интерпретирует музыкальный тембр, выраженный в знаменитом Хоре евреев «Va, pensiero, sull’ali dorate» (Лети, мысль, на золотых крыльях).
3.
Корсо Донати смертельно ранен в Сан-Сальви во Флоренции (Рафаэлло Сорби, 1861). Холст, масло
Корсо Донати, будучи предводителем «черных гвельфов», принимал активное участие в политической жизни Флорентийской республики. В 1308 г. Корсо был обвинён в заговоре с целью свержения Флорентийской республики и захвата власти в городе и был осуждён как мятежник и предатель. 6 октября 1308 г. при попытке бежать из города был убит разъяренной толпой своих противников. Рафаэлло Сорби учился у Антонио Чизери во Академии изящных искусств. Будучи еще очень молодым, он представил эту картину на триеннале Академии в 1861 г. В своей первой крупной работе художник показывает композиционные способности, которым он научился у своего учителя.
4.
Александр Македонский готовится пить из отравленной чаши (Леопольдо Неофреши, 1794). Холст, масло.
Присуждение этой картине итальянского художника, работавшего во Флоренции в 1786-1796 гг., премии на триеннале Академии в 1794 г. стало отправной точкой для развития неоклассической живописи в Тоскане, которая после 1793 г. развивалась под влиянием нескольких учеников основателя стиля Жака Луи Давида, приехавших во Флоренцию из Рима. Среди них можно отметить Жана Батиста Демаре, тогдашнего профессора Академии изящных искусств.
5.
Раздача милостыни с евангельским милосердием и с мирской показухой (Луиджи Муссини, 1844). Холст, масло
После представления в 1844 г. в Риме и Флоренции в качестве студийного испытания в конце года картина вошла в коллекцию Флорентийской академии. Как он уже выразился в «Духовной музыке» (1841), Муссини подтверждает свое внимание к изучению умбрийской живописи XV в. и, в частности, к выразительным аспектам Пинтуриккио. Тема показывает, как благотворительность может быть оказана с совершенно разными настроениями и намерениями; действительно, в одном случае (мирская показуха) ценность благотворительного жеста полностью сводится на нет. Таким образом, художник раскрывает ясное морализаторское намерение, нередкое в культуре XIX в.
6.
Усекновение главы св. Иоанна Крестителя (Джузеппе Коллиньон, ок. 1825-1830). Холст, масло.
Работа была написана по заказу великого герцога Леопольда II для часовни реликвий во дворце Питти. Коллиньон остается верен своему раннему неоклассическому образованию, полученному во Флорентийской академии у своего учителя Пьетро Педрони, а затем усовершенствовал навыки в Риме под руководством Винченцо Камуччини.
7.
Эдип, освобожденный от пут фиванским пастухом (Франческо Ненчи, 1817). Холст, масло.
Картина была выполнена в качестве студийного испытания во время действия стипендии («пенсионато») художнику на обучение в Риме и была выставлена во Флорентийской академии в 1817 г. Композиция является выражением флорентийской официальной культуры, связанной с неоклассицизмом Пьетро Бенвенути.
8.
Смерть Аталы (Чезаре Муссини, 1830). Холст, масло.
Картина была выставлена в Риме в качестве испытания художника «пенсионато» и в том же году в Академии изящных искусств Флоренции, став частью коллекции лауреатов и студийных испытаний. Сюжет, взятый Франсуа Рене де Шатобрианом из Аталы, весьма хорошо иллюстрирует тему, близкую романтизму. Молодому индийцу Шактасу предлагается отказаться от своей любви к Атале, молодой христианке, также влюбленной в него, которая убивает себя, чтобы не нарушить свое посвящение Богу. Ночной свет, сильные эффекты светотени, атмосфера и драматические настроения находятся под влиянием живописи стиля римского барокко.
9.
Духовная музыка (Луиджи Муссини, 1841). Холст, масло
В 1830 г. Муссини стал учеником Флорентийской Академии изящных искусств, имея учителями Пьетро Бенвенути и Джузеппе Беццуоли и уже в первых произведениях проявил интерес к примитивной живописи. В 1840 г. он получил стипендию на учебу и переехал в Рим на четыре года, приблизившись к итальянскому стилю «пуризм» и французской культуре Жана Огюста Энгра, сплетая отношения дружбы и уважения со скульптором Лоренцо Бартолини и критиком Пьетро Селватико. В этом манифесте пуристской живописи XIX в. юная крылатая фигура изображена поющей и смотрящей в небо. Чистота дизайна и ясность цветов напоминают о великих художниках флорентийского Возрождения, художественного движения, к которому вскоре присоединился Муссини, черпавшего вдохновение в религиозном искусстве XIII и XIV вв.
10.
Вознесение Пресвятой Богородицы Тициана (копия) (Франческо Сабателли, 1827). Холст, масло.
Картина является выражением развития венецианского традиций в использовании цвета, которые молодой Сабателли применил в Венеции при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Леопольда II. Именно великий герцог поручил изготовить копию Вознесения Пресвятой Богородицы, которая затем была помещена во дворце Питти в 1827 г., в том же году, когда она была выставлена в Академии, а Сабателли стал ее почетным профессором. С 1928 по 1983 г. картина находилась в церкви Санта-Мария-а-Патерно в Валье.
11.
«Мадонна дель Сакко» Андреа дель Сарто (копия) (Ирен Дюкло Паренти, после 1775 до 1781). Холст, масло.
Копия фрески «Мадонна дель Сакко», созданная Ирене Паренти Дюкло и выставленная в гипсотеке, является единственной работой художницы в этом музее, выставленной на постоянной основе. Работа представляет собой полноразмерную копию фрески Андреа дель Сарто 1525 г., находящейся в Большом клуатре базилики Сантиссима Аннунциата. C 1773 г. художница начала свою деятельность переписчика в галерее Уффици, изготавливая в основном копии картин маслом и миниатюр, удовлетворяя таким образом заказы знати или богатых иностранцев, посещающих Флоренцию. Дюкло сделала копию фрески для себя, но в 1781 г. по настоянию Джузеппе Бенчивенни Пелли, тогдашнего директора Галереи Уффици, она была предложена великому герцогу Пьетро Леопольдо I. Великий герцог купил картину за 100 золотых цехинов и выставил ее во дворце Питти, где она висела до 1863 г.
12.
Смерть Филиппо Строцци (Бенедетто Серволини, 1833). Холст, масло.
Картина была студийным испытанием художника на втором году его учебы («пенсионато») в Риме. Сюжет картины заимствован из повествования об эпизоде смерти Филиппо Строцци, напечатанного в приложении к «Истории Флоренции» Бенедетто Варки в 1721 г. Первоначально сторонник, а затем яростный противник Медичи, Филиппо Строцци изображен в момент его трагического самоубийства в тюрьме в 1538 г., написав собственной кровью просьбу о прощении за то, что он однажды способствовал порабощению своей родины. На эту работу ссылался Никколо Пуччини из Пистойи, в 1837 г. поручивший Джузеппе Беццуоли написать картину на эту же тему для своей коллекции картин, вдохновленных темой свободы.
13.
Неистовый Роланд овладевает лошадью пастуха (Бенедетто Серволини, 1834). Холст, масло.
Картина была студийным испытанием второго года обучения художника в Риме и повторила успех его «Смерти Филиппо Строцци». После раннего неоклассического обучения у Пьетро Бенвенути, Серволини стал ярым выразителем тосканского исторического романтизма, с сюжетами часто театрального происхождения, возможно, предложенными драматургом Джованни Баттиста Никколини, тогдашним заведующим кафедрой истории и мифологии и секретарем Академии изящных наук.
14.
Фра Бенедетто да Фойяно, приговоренный папой Климентом VIII к голодной смерти, заключен в тюрьму замка Святого Ангела (Демостен Мачо, 1853). Холст, масло.
Картиной восхищались в Академии Пистойи в 1854 г., а позже она выставлялась в Генуе и Флоренции, как в студии Мачо, так и в Обществе поощрения изящных искусств. Сюжет напоминает об описанной в мрачных подробностях в «Истории Флоренции» Бенедетто Варки смерти доминиканского монаха Бенедетто Тьецци да Фойяно, ярого сторонника Флорентийской республики, чьи проповеди были направлены против Медичи и папы Климента VII. По приказу понтифика его закрыли в самой глубокой темнице замка Святого Ангела, где он умер от голода и жажды 8 сентября 1531 г. несмотря на свое предложение опровергнуть лютеранские доктрины. Тема картины соответствует историческому романтизму и напоминает о борьбе за свободу в Италии, уже существовавшей до Рисорджименто. Маччио развивает тему, настаивая на резких и драматических тонах, живописно переданных с сильными контрастами светотени.
15.
Давид играет на кинноре перед Саулом (Сильвестро Лега, 1852). Холст, масло.
В 1852 г. эта картина выиграла Триеннале Академии. Заданная тема композиции относится к Первой Книге Царств. Призванный к царю Саулу, Давид игрой на кинноре успокаивал царя Саула. Молодой Лега же вместо этого черпал вдохновение в трагедии Витторио Альфьери «Саул». В дополнение к главным героям, автор также изобразил Мелхолу, невесту Давида, и Ионафана, старшего сына Саула и друга Давида. Цвета одежды персонажей были истолкованы как ранний намек на итальянский флаг. После флорентийской Академии Сильвестро Лега учился у Луиджи Муссини, который представил и распространил движение пуристов. С 1861 г. он стал принимать активное участие в движении Маккьяйоли.
16.
Леонардо да Винчи умирает на руках Франциска I (Чезаре Муссини, 1828). Холст, масло.
Эта картина принесла Чезаре Муссини награду в 1828 г. на вступительном конкурсе на соискание «пенсионато» для исследований в Риме. Картина основана на эпизоде из жизни Леонардо, рассказанном Джорджо Вазари. Эта тема успешно использовалась многими художниками в конце XVIII в. Хотя Муссини и подчеркивает мелодраматический тон, компоновка сцены и строгость рисунка перекликаются с аналогичной картиной Жана Огюста Энгра.
17.
Избиение младенцев (Антонио Пуччинелли, 1852). Холст, масло.
Антонио Пуччинелли написал «Избиение младенцев» в 1852 г., и в нем он запечатлел ужас матерей, чьи дети должны быть убиты по приказу Ирода. На заднем плане одна мать плачет от боли из-за своего мертвого ребенка, поднимая руки, поднятые к небу. На переднем плане другая мать уносит ребенка, прикрывая ему рот, чтобы он не кричал и не был обнаружен. Когда она убегает, ее лицо наполняется беспокойством. В «Избиении невинных» Пуччинелли передает опыт обычной женщины, матери, отчаянно пытающейся сохранить жизнь своему ребенку.
18.
Иоанн Креститель обличает царя Ирода (Джузеппе Фаттори (1818-1888), 1856). Холст, масло.
Иоанн Креститель обличал царя Ирода в том, что он при жизни своего единокровного брата Филиппа женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и требовала у Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что почитал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его. В итоге Иродиада, воспользовавшись случаем, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача
19.
Таддео Цуккаро знакомит Федерико Бароччи с Микеланджело (Эудженио Прати, 1865). Холст, масло.
Один из крупнейших итальянских живописцев эпохи позднего маньеризма и раннего барокко Федерико Бароччи в молодости работал в мастерской братьев Таддео и Федерико Цуккаро в Риме, бывшими во второй половине XVI в. главными представителями искусства маньеризма в Риме. В этот период и произошло представление Федерико Бароччи пожилому Микеланджело. Эудженио Прати обучался в Венецианской Академии изящных искусств. В 1866 г. он продолжил свое художественное обучение Академии изящных искусств во Флоренции и прошел курсы живописи Антонио Чизери, одного из ведущих представителей позднего тосканского пуризма. Художник в основном посвятил себя живописи деревенских жанровых сюжетов, но также и некоторых сакральных и исторических сюжетов, а также картин в жанре костюма.
20.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.