Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. При Академии в 1784 г. была организована картинная галерея, которая сейчас является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
Зал Орканьи получил свое название от нескольких выставленных работ, выполненных четырьмя братьями-художниками, работавшими во Флоренции с 1335 г. до конца XIV в.: Андреа ди Чоне, Нардо, Маттео и Якопо ди Чоне. Андреа ди Чоне был одним из ведущих художников и скульпторов Флоренции середины XIV в. Его прозвали «Орканья» (архангел), и он обычно работал вместе со своими братьями в их процветающей и широко известной «боттеге» (мастерской) во Флоренции, которой руководил Андреа. Все они находились под сильным влиянием натурализма Джотто и достигли в представленных здесь алтарях выдающегося уровня технического мастерства. Братья Орканья и их последователи использовали драгоценные листы золота для украшения роскошных тканей и драпировок, покрывающих троны и панели, обработанные с помощью различных техник нанесения.
2.
Пятидесятница (Андреа ди Чоне, ок. 1365-1370). Перенесена из главного алтаря церкви св. Апостолов. На панели изображена Пятидесятница — эпизод, в котором Святой Дух, явившись в виде огненных языков, нисходит на Апостолов, собравшихся вместе с Девой Марией в сенакле. Художник изображает монументальную стоящую Мадонну, которая доминирует на центральной сцене композиции, в окружении шести преклонивших колени апостолов и двух летящих ангелов, которые наблюдают приход Святого Духа. Три апостола, изображенные на каждой из боковых панелей, сходятся по диагонали в центре триптиха. Один из них смотрит наружу, на зрителя, вовлекая его в священное событие. Два ангела в полете являются свидетелями сошествия Святого Духа. У каждого апостола на голове видно пламя Святого Духа, что типично для испытуемого. Рама картины оригинальна; на ней была надпись XVIII в., удаленная при реставрации. Вполне вероятно, что этот исключительный алтарь с золотым покрытием имел готические куспиды, которые сейчас утрачены.
3.
Троица (Нардо ди Чоне, 1365). Драгоценное панно было написано в 1365 г. для капитула монастыря Санта-Мариия-дельи-Анджели, посвященного св. Ромуальду. На большом триптихе с золотой подложкой изображен внушительный и твердый Бог-Отец, восседающий на троне за Распятым Христом, с белым голубем, символизирующим Святого Духа. Монументальное изображение Троицы помещено в центральную панель триптиха в окружении св. Ромуальда и св. Иоанна Крестителя. Св. Ромуальд был основателем конгрегации камальдолийцев, следовавшей Правилу Бенедикта. Св. Ромуальд также изображен в пределле, где художник вставил сцены из его жизни: Видение св. Аполлинария и св. Ромуальда (слева); Св. Ромуальд в послушании у отшельника Марина; Св. Ромуальда, соблазненный дьяволом и Сон св. Ромуальда (справа). В драгоценных сияющих куспидах Нардо ди Чоне представил двух ангелов, распространяющих благовония, в то время как главный центральный куспид изображает символ человеческого спасения «Агнус Деи» (Агнец Божий).
4.
Коронация Богородицы (Якопо ди Чоне, 1372-1373). Самым известным панно, выставленным в зале, является «Коронация Богородицы», которая была отреставрирована в 2011 г. Панно было известно во Флоренции как «Алтарь Монетного двора» и было написано для ныне не существующего дворца одной из богатейших гильдий средневековой Флоренции — Гильдии менял и банкиров. Панно поражает своей роскошностью благодаря массивному присутствию золота, не говоря уже о тканях и драпировке детализированных фигур. В завершении алтаря Якопо ди Чионе, главному автору панели, помогли Никколо ди Томмазо и Симоне ди Лапо. Над коронацией Девы Марии, которая происходит в присутствии большого числа святых, возвышаются пророки Исайя и Иезекииль. Под главной сценой коронации можно выделить различных святых-покровителей города Флоренции: св. Иоанна Крестителя, св. Репарату, св. Анну, узнаваемую по миниатюрному городу, св. Зиновия, св. Варнаву и св. Виктора. В алтаре можно рассмотреть святых — покровителей гильдий, таких как св. Иоанна Евангелиста (покровителя купцов Калималы) и св. Матфея (покровителя банкиров Камбио). Произведение искусства обрамлено драгоценной рамой, вырезанной и украшенной Джованни ди Амброджо, с гербами города Флоренции, знатных семей и могущественных флорентийских гильдий, таких как Гильдия торговцев тканями (Калимала) и Гильдия менял и банкиров (Камбио).
5.
Мадонна с Младенцем на троне со святыми Андреем (или Филиппом), Николаем, Иоанном Крестителем, Иаковом Алфеевым (Андреа ди Чоне, ок. 1355). Перенечено из монастыря Сантиссима Аннунциата. Работа, возможно, ранее находилась в часовне Паладжио, посвященной св. Николаю, вероятно, основанной в 1353 г., фрески в которой, согласно источникам, написаны Таддео Гадди. Стилистические сравнения указывают на дату написания полиптиха около 1355 г., который, однако, не повсеместно считается выполненным исключительно Андреа Орканья, а скорее продуктом его обширной и трудолюбивой мастерской. Панель, однако, содержит многие элементы, наиболее характерные для творчества именно этого художника, высоко ценимого современниками. Почти хмурые фигуры были изображены с подчеркнутой пластичностью и рисунком, который четко и точно определяет их очертания.
6.
Архангел Михаил со св. Варфоломеем, Юлианом и донатором (Маттео ди Пачино, 1360-1365). Панель перенесена из церкви монастыря Сант-Амброджо. Она относится к юношеской фазе художника Маттео ди Пачино, который, вероятно, написал ее до работы над украшениями, начатыми Джованни да Милано в часовне Ринуччини в базилике Санта-Кроче. В 1973 г. ученые сошлись во мнении, что кисти Маттео ди Пачино принадлежат работы, автором которых считался Мастер капеллы Ринуччини.
7.
Благовещение (Неизвестный флорентийский художник и Мариотто ди Нардо ди Чоне). В пинаклях изображены пророки Исайя и Даниил. В пределе — Поклонение Пастухов, Поклонение Волхвов, Представление в Храме. Первоначально картина Благовещения находилась в церкви Орсанмикеле, где она была размещена на пилястре, приписанном к Гильдии плотников, чьей покровительницей была Мадонна Благовещения. Иконография Благовещения с фигурой стоящей Марии относительно редка и появляется в XII в. Главная сцена была написана примерно в середине XIV в. в стиле Андреа Буонайути, в то время как два Пророка выше и пределла датируются позднее и считаются ранней работой Мариотто ди Нардо.
8.
Мадонна с Младенцем на троне между св. Иоанном Крестителем, св. Бернардом и восемью ангелами (Джотто ди Стефано по прозвищу Джоттино, 1356). Отдельно стоящая фреска перенесена из скинии на виа дель Леоне. Еще ранее она была установлена внутри скинии на площади Санто-Спирито, увенчанной табличкой с датой 1356 г. Среди самых важных шедевров флорентийской живописи XIV в. эта фреска является одной из немногих, которые мы можем с большой долей уверенности приписать художнику Джоттино. Известный чрезвычайно изысканным стилем с точки зрения рисунка и использования светотени, художник работал в 1369 г. в Риме вместе с Джованни да Милано, занимавшимся росписью часовни в Ватикане.
9.
Мадонна с младенцем на троне со святыми (Мастер Мизерикордии, ок. 1380). На этой панели, написанной около 1380 г., особенно изысканной по своему дизайну и цветам, Мастер Мизерикордии обнаруживает себя чрезвычайно восприимчивым к «придворной культуре» Джоттино и Джованни да Милано. Имя художника происходит от другой картины в Галерее академии, и здесь он оказывается одним из самых острых интерпретаторов натурализма, принесенного во Флоренцию ломбардским художником. Недавно было высказано предположение, что анонимный мастер может быть отождествлен с Джованни Гадди и братом Аньоло Гадди, с которым он работал над украшением Ватиканского дворца в Риме в 1369 г.
10.
Св. Франциск получает стигматы, Рождество Христово, Обращение св. Павла (Мастер Мизерикордии, ок. 1370-1375). Перенесено из монастыря бедных кларрисинок в Монтичелли. По стилистическим соображениям пределла была приписана Мастеру Мизерикордии, художнику, чье условное имя происходит от картины с этим сюжетом в Галерее Академии. Ссылки на живописную культуру Таддео Гадди особенно очевидны в этой картине и характеризуют почти все работы, которые могут быть связаны с этой важной личностью флорентийской живописи между шестым и седьмым десятилетиями XIV в.
11.
Мадонна с Младенцем на троне со святыми; Распятие (Джотто ди Стефано по прозвищу Джоттино, 1375-1400). Картина, расположенная в центре скинии, предназначенной для частного поклонения, примечательна необычным разделением панели, украшенной типичными сюжетами Распятия и Мадонны на троне. Чрезвычайно высокое качество картины, как показала недавняя реставрация, подтвердило принадлежность к Джоттино, художнику, тесно связанному с Джотто. Джоттино также написал скинию с виа дель Леоне, также выставленную в Галерее академии, с похожим составом группы «Мадонны с младенцем». Обе картины также демонстрируют большую торжественность, а также способность исследовать состояние человека во всех его аспектах.
Мадонна дела Мизерикордия (Мастер Мизерикордии, ок. 1365-1370). Панель перенесена из монастыря Санта Мария ди Кандели. Автор этой картины — утонченный флорентийский живописец, условно известный как Мастер Мизерикордии, чье имя происходит именно от этой картины. Художник обучался искусству Бернардо Дадди, а позже развил свой собственный язык, приближаясь, в частности, к течению флорентийской живописи, которая была более натуралистичной и чувствительной к цвету, подражая Джоттино и Джованни да Милано. Недавно было высказано предположение, что анонимный мастер может быть отождествлен с Джованни Гадди, сыном Таддео и братом Аньоло Гадди.
12.
Человек скорби (Пьета) (Джованни да Милано, 1365). Панель перенесена из монастыря Сан-Джироламо-алла-Коста. Информация о биографии этого художника, по праву считающегося одним из величайших итальянских художников XIV в., до сих пор относительно скудна. Родившись в Каверсаччо, деревне на окраине Коно, он всегда идентифицировал себя и подписывал свои работы «из Милана», по очевидным причинам престижа. В 1365 г. он завершил свою единственную датированную работу «Человек скорби» — превосходный шедевр, рожденный из столкновения реализма долины Ломбардии и пространственности последователей Джотто. Многие искусствоведы считают «Человека скорби» одним из лучших произведений живописи XIV в.
13.
Мадонна Смирения. Благовещение (слева); Распятие и святые (Елизавета Венгерская, Антоний аббат, Екатерина Александрийская, Иоанн Креститель) (справа) (Якопо ди Чоне, ок. 1360-1365). Перенесено из церкви Санта-Феличита. Этот переносной алтарь, предназначенный для частного поклонения, датируется примерно 1360-1365 гг. Качественно это одна из лучших работ, созданных успешной мастерской Якопо ди Чоне. Стилистические особенности, очевидные в картине, в основном напоминают манеру Джоттино и Джованни да Милано; тем не менее, она обнаруживает особую склонность к утонченному дескриптивизму, очевидную в богатой отделке позолоченных областей и в передаче роскошных тканей. Мадонна в среднем отделении изображена в соответствии с иконографией Мадонны Небесного Смирения, сидящей на мягкой подушке, которая кажется подвешенной в воздухе. На правом плече Мадонны (иногда на обоих плечах) обычно изображалась золотая звезда с множеством лучей — stella maris (лат. «морская звезда»), происходящая от христианского гимна IX в. Ave Maris Stella (Славься, Звезда морская!), который распевали на религиозных праздниках в честь Богородицы.. У ног Мадонны видны фигуры двух донаторов, одетых по моде того времени; их капюшоны заканчиваются длинным «языком».
Коронация Девы Марии с ангелами и святыми (Никколо ди Томмазо, ок. 1365-1370). Перенесено из монастыря Сан-Доменико во Фьезоле. Панель, должно быть, была центральной частью скинии в форме триптиха. Работа раскрывает живую повествовательную жилку и острое чувство наблюдения, которые, скорее всего, происходят от влияния Джованни да Милано. Художник создал образ большой элегантности, особенно в главной группе с Коронацией, которая разворачивается на фоне роскошной ткани. В пределле изображен Агнец Божий, символ гильдии шерстяников.
14.
Св. Агнесса; Св. Домитилла (Андреа Бонайути, 1365-1370). Перенесено из больницы Санта-Мария-Нуова. Первоначально работы, возможно, представляли собой боковые панели триптиха, хотя разница между двумя уровнями допускает возможность другого развития. Эти две панели принадлежат к зрелому творчеству художника, датируются периодом между 1365 и 1370 гг. и характеризуются значительной формальной элегантностью, особенно в украшении одежды. По качеству они по праву могут считаться одними из лучших работ Андреа Бонайути, художника, сыгравшего заметную роль в формировании стиля поздней готики.
Мадонна с Младенцем, восемь святых и четыре ангела. В пределле: Христос как Человек скорбей (Ченни ди Франческо, 1380-1385). По стилистическим соображениям этот небольшой характерный религиозный алтарь, несомненно, можно отнести к Ченни ди Франческо, флорентийскому художнику и иллюстратору. Он сыграл важную роль в распространении позднеготического стиля последней четверти XIV в. В основании картины видны гербы семей Торнакинчи и Барди.
15.
Мадонна с младенцем со св. Петром и св. Павлом. В пределле: Христос как Человек скорбей; Мученичество св. Екатерины; Мученичество св. Агаты (Мастер Мизерикордии, ок. 1360). Перенесено из Торговой палаты Флоренции. Картина написана Мастером Мизерикордии, художником, чье условное название происходит от картины с этим сюжетом в Галерее Академии. Хмурые фигуры святых Петра и Павла свидетельствуют о тесных контактах художника с современным художественным творчеством Таддео Гадди, к работам которого он приближается между шестым и седьмым десятилетиями XIV в.
16.
Явление Богородицы св. Бернарду и святые Бенедикт и Иоанн Богослов (слева), Квентин и Гальгано (справа). На пинаклях: Искупитель в Акте Благословения, Ангел Благовещения, Пресвятая Дева. В пределле: Истории из жизни пяти святых (Маттео ди Пачино, ок. 1365). Перенесено из Бадия Фиорентина. Панель была выполнена Маттео ди Пачино, который завершил украшения, начатые Джованни да Милано в часовне Ринуччини в Санта-Кроче. Она может быть датирована примерно 1365 г. и сочетает в себе монументальность своих персонажей с элементами большой натуралистической достоверности, как в описании коленопреклоненного св. Бернарда или в описании цветов и растений на лугу, где разворачивается видение. На этот последний элемент, возможно, повлияло именно знакомство художника с работами Джованни да Милано.
17.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.