Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. При Академии в 1784 г. была организована картинная галерея, которая сейчас является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
Последняя часть галереи на первом этаже посвящена флорентийской готической живописи и состоит из трех залов: один посвящен XIII и началу XIV вв., другой — художникам-последователям Джотто, и последний — Андреа Орканье и его братьям. Золотые алтари представляют собой бесценную коллекцию произведений искусства из самых важных флорентийских церквей и древних, заброшенных монастырей. Яркие цвета недавних реставраций знакомят посетителей с самыми популярными предметами, запрошенными церковью и купцами в XIV в.
Из зала XIII — начала XIV вв. начинается ознакомление с коллекцией флорентийской готической живописи в галерее, основанной на видных панелях с золотым фоном. Здесь можно любоваться готическими картинами, написанными по дереву, такими как расписное распятие, которое обычно висело над главным алтарем внутри церквей, готические полиптихи и маэста (всегда изображаемое как Дева Мария на престоле с младенцем), которое часто украшало боковые алтари или сцены из жития святых, написанные в назидательных и религиозных целях.
Самым большим панно (248×151 см) в этом зале является очень сложный крест Пачино ди Буонагвиды в форме дерева, символизирующий Древо жизни, написанный ок. 1305-1310 г. Перенесено из монастыря Монтичелли. Тема вдохновлена поэтической композицией под названием «Lignum Vitae» (Древо жизни), написанной св. Бонавентурой.
2. Иллюстрация из «Lignum Vitae» Бонавентуры.
Согласно Апокалипсису, это Древо представляет Спасение и предлагает дары человечеству, изображенные в виде плодов рядом с двенадцатью ветвями. Сцены на медальонах, свисающих с этих ветвей, представляют собой эпизоды из жизни Христа, Его Страстей и Славы. Дерево жизни укоренено в Эдемском саду в самом низу, где разыгрываются сцены из Книги Бытия о Сотворении мира и жизни Адама и Евы. Четыре фигуры со свитками, сидящие или преклонившие колени у основания креста, — это слева направо св. Моисей, св. Франциск, св. Клара Ассизская и св. Иоанн Богослов. У подножия Креста, среди нескольких францисканских святых, изображен св. Бонавентура, сосредоточенно пишущий свое «Жизнеописание». Вверху картины изображен рай — небесный град, в котором на скамьях восседают святые, пророки и блаженные, а на самом верху на тронах Богоматерь и Христос во славе. Между небом и крестом можно различить пеликана в окружении пророков Иезекииля и Даниила, пронзающего себе грудь, чтобы накормить своих детенышей кровью: он представляет собой символ родительской любви Бога к людям и искупительной жертвы Христа. В композиции показаны драгоценные детали, которые раскрывают исключительные технические навыки Пачино ди Буонагвиды как художника и очень известного просветителя.
3.
Мадонна с Младенцем на троне со св. Бернардом, св. Иоанном Крестителем и Ангелами. Св. Франциск получает Стигматы; Св. Мария Магдалина и св. мученица (левое крыло); Распятие (правое крыло) (Якопо дель Казентино, ок. 1320-1325). Темпера по дереву. Небольшой триптих-алтарь для путешествующих является единственной известной работой, подписанной этим продуктивным художником и просветителем из региона Казентино. Композиция на центральной панели представляет собой повторение «Маэста» кисти Джотто.
Распятие. Св. Франциск, получающий стигматы (левое крыло); Св. Людовик Тулузский (правое крыло) (Пачино ди Буонагвида и мастерская, 1320-1330). Темпера по дереву. Первоначально приписываемый школе Римини, этот триптих-алтарь для путешествующих был отнесен к мастерской Пачино, художника и просветителя, который примирил образную традицию XIII в. с натуралистическими новшествами, введенными Джотто.
Мадонна на троне с двумя святыми мучениками, св. Петром и св. Павлом. Св. диакон и мученик, св. Иоанн Креститель и св. Христофор (левое крыло); Распятие (правое крыло) (Пачино ди Буонагвида и мастерская, 1320-1330). Темпера по дереву. Этот небольшой триптих — передвижной алтарь: картина на религиозную тему с распашными крыльями, используемая для личной преданности и идеально подходящая для путешествий. Такие произведения обычно изображали Мадонну с Младенцем и Распятие, в то время как сопутствующие святые варьировались в зависимости от личной преданности покровителя.
4.
Мадонна с младенцем (Пачино ди Буонагвида и мастерская, ок. 1320). Темпера по дереву. Критики всегда единодушно приписывали эту работу, которую можно датировать примерно 1320 г., Пачино ди Буонагвидо (или его мастерской).
5.
Распятие и св. Николай, св. Варфоломей, св. Флорентий и св. Лука Евангелист (Пачино ди Буонагвида, ок. 1315-1320). Темпера по дереву. Перенесено с главного алтаря церкви Сан-Фиоренцо. Работа подписана и имеет неполную дату, что привело ученых к тому, что они по-разному считают время завершения и поместили ее между 1315 и 1320 гг. В этом полиптихе, одном из первых примеров во флорентийской среде полнофигурных святых в крыльях алтаря, критики признали фигуру Пачино ди Буонагвиды, одного из самых оригинальных и интересных художников и просветителя первой половины XIV в. В этой работе художник оказывается в курсе самых современных устремлений ровесников флорентийской живописи, и здесь доказывается одно из его высших художественных достижений.
6.
Мадонна с младенцем на троне (Мастер Санта-Сесилия, ок. c. 1320-1325). Картина датируется примерно 1320-1325 гг., ее происхождение неизвестно. Иконографический тип изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих Её ангелов имеет специальное название «маэста». На свитке, который держит Младенец Христос, начертаны слова «ulnis matris / manet hic sapientia / patris» (лат. руки матери / останься здесь мудрость / отец). Картина представляет собой позднюю работу Мастера Санта-Сесилии, великого флорентийского художника, современника Джотто, который, по мнению многих, также сотрудничал со знаменитым флорентийским мастером в различных сценах его цикла фресок, изображающих Житие св. Франциска в Верхней базилике св. Франциска Ассизского. Имя художника происходит от знаменитого доссала в галерее Уффици, изображающего Санта-Сесилию и Истории eе жизни.
7.
Мадонна с Младенцем и св. Павлом, св. Иоанном Крестителем, св. Петром и св. Иоанном Евангелистом (Грифо ди Танкреди, ок. 1300). Перенеснео из монастыря Сан-Гаджио. Некогда известный под условным именем Мастера Сан-Гаджио, получивший такое прозвище именно за эту картину в Галерее Академии, Грифо ди Танкреди является одной из самых интересных личностей флорентийской живописи между XIII и XIV вв. и обучался в кругу Мастера Магдалины. Эта картина, датированная около 1300 г., показывает его как одного из первых интерпретаторов деятельности Джотто во флорентийской среде, хотя она еще несколько слаба в неясном пространственном изображении трона.
8.
Св. Иоанн Богослов и истории о его жизни (слева). Св. Иаков и истории о его жизни (справа) (Мастер Магдалины, 1290-1295). Перенесено из монастыря Сан-Микеле-а-Сан-Сальви.
Эти две панели были реконструированы в начале XX в. Когда-то они принадлежали расколотому доссалу, в центре которого была изображена Мадонна с Младенцем на троне, и, по всей вероятности, первоначально находились в церкви монастыря св. Иоанна Евангелиста. В этой работе, которая, вероятно, датируется между 1290 и 1295 гг., Маэстро делла Маддалена (Мастер Магдалины) доказывает, что он является одной из главных художественных личностей во флорентийской живописи XIII в. и, возможно, самым подлинным и информированным интерпретатором местной образной традиции.
9.
Расписной Крест (Флорентийский художник, 1285-1295). Перенесено из монастыря Санто-Спирито. На нижней панели креста изображена Мария Магдалина, в то время как кончики рук, которые были укорочены, представляют собой лишь фрагментарные изображения скорбящих фигур. Хотя в прошлом крест был приписан сиенскому последователю Дуччо ди Буонинсеньи, эта работа является примером флорентийского искусства из круга Чимабуэ. Происхождение Креста от Распятия Чимабуэ в Санта-Кроче совершенно очевидно. Некоторые критики выдвинули гипотезу о присвоении Креста руке Гаддо Гадди, также упомянутой Вазари в его «Жизнеописаниях». Табеллоне (дополнительная площадь под перекладиной расписного креста) расписано орнаментальным рисунком.
10.
Мадонна с младенцем (Флорентийский художник, ок. 1250-1260). Эта работа, происхождение которой неизвестно, показывает развитие флорентийской живописи в начале второй половины XIII в. Она может быть связана с окружением Коппо ди Марковальдо. Среди старых реставраций, возможно, относящихся к началу XVI в., рядом с троном была добавлена фигура св. Франциска (или св. Антония Падуанского), что может указывать на францисканское происхождение заказчика.
11.
Мадонна с младенцем и двумя Ангелами (Художник из Лукки, ок. 1240-1250). Перенесено из церкви монастыря Сан-Франческо в Сан-Миниато-аль-Тедеско. Панель была обрезана в нижней части, где по неизвестным причинам получила повреждения. Это была центральная панель скинии, правый ставень которой первоначально изображал три Истории Страстей Христовых, ныне хранящиеся в Художественной галерее Йельского университета. Реставрация 1988 г. проявила прекрасное качество картины, и недавние исследования приписали эту работу оригинальному художнику из Лукки, близкому по стилю к Бонавентуре Берлингьери.
12.
Кающаяся Магдалина и восемь историй из ее жизни (Мастер Магдалины, ок. 1280-1285). Перенесено из вестибюля библиотеки монастыря Сантиссима Аннунциата. Имя художника дано по авторству этой панели. Этот неизвестный мастер возглавлял одну из самых продуктивных мастерских во Флоренции между 1265 и 1290 гг. В своей ранней деятельности он находился под влиянием таких художников, как мастер Бигалло, но позже сосредоточился на инновациях Коппо ди Марковальдо и Чимабуэ. Это произведение относится к периоду, когда автор достиг своей полной художественной зрелости, между 1280 и 1285 годами. В центре в полный рост изображена монументальная Мария Магдалина с удлиненными формами тела, полностью обернутая густым волосяным покровом. Иконографический атрибут — длинные распущенные волосы — идентифицирует святую во многих художественных изображениях и в этой работе становится доминирующим элементом. Вытянутая правая рука перекликается с францисканскими иконами и подтверждает их вдохновение, а левая держит развернутый свиток с длинной надписью, призывающей верующих к искуплению грехов по примеру святого. Истории из жизни святой представляют собой: Мария Магдалина помазывает ноги Христа; Noli me tangere; Мария Магдалина унесена ангелами на небо; Последнее причастие Марии Магдалины; Воскрешение Лазаря; Проповедь Магдалины; Мария Магдалина в пустыне, питаемая ангелом; Похороны Магдалины. В этих рассказах художник обнаруживает определенную повествовательную живость, обогащенную синтетическими обозначениями окружающей среды (среди которых выделяется попытка передать природный ландшафт в Noli me tangere), что отталкивает его от классицизма византийских предков, оценивая его среди выдающихся фигур флорентийской среды второй половины XIII в.
13.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.