Галерея Академии изящных искусств. Галерея рабов

Академия изящных искусств — первая академия живописи в Европе, основанная в 1561 г. при поддержке великого герцога Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. При Академии в 1784 г. была организована картинная галерея, которая сейчас является государственным музеем с одним из крупнейших художественных собраний Флоренции.
1.
Accademia

Галерея рабов обязана своим названием четырем скульптурам, которые изображают обнаженных мужчин-невольников (также используется перевод «пленники», «заключенные» и «узники»). Скульптуры были созданы Микеланджело для первоначального варианта гробницы папы Юлия II. Первый проект датируется 1505 г. и должен был стать самой великолепной гробницей христианских времен, состоящей из более чем 40 фигур. Четверо узников были вырезаны приблизительно в 1530 г. для столбов на нижнем уровне гробницы и должны были быть аллегорией души, заключенной в плен во плоти, раба человеческих слабостей.
2. Реконструкция проекта гробницы 1505 г., выполненная в 1952 г.
project1505

Однако, при разработке новых проектов захоронения (всего их было шесть) и по причине некоторого упрощения замысла, эти фигуры оказались «лишними» и после смерти великого скульптора были подарены великому герцогу Козимо I Медичи.
3. Реконструкция проекта гробницы 1532 г., выполненная в 1952 г.
project1532

В дальнейшем они были использованы в качестве угловых украшений грота Буонталенти в садах Боболи. Достоянием Галереи академии скульптуры стали в 1909 г.
4.
DSC_2207

Ранее в этом зале находились древние картины, составленные одна с другой до потолка. Но после переноса в Галерею академии скульптур Микеланджело экспозиция этого зала была полностью переделана, создав особый единый маршрут, который завершается в центре Трибуны, где великолепный Давид Микеланджело стоит как бы под нимбом купола.
5.
DSC_2214

Бронзовый бюст Микеланджело (Даниэле да Вольтерра, ок. 1560). Итальянского художника-маньериста и скульптора Даниэле Риччарелли, более известного как Даниэле да Вольтерра, лучше всего помнят за его связь с Микеланджело. Некоторые из самых важных работ Даниэле были основаны на проектах, созданных для этой цели Микеланджело. Ближе к концу творческой жизни Даниэле да Вольтерра отказался от живописи и начал уделять время скульптуре. После смерти в его доме в Риме, в котором когда-то также жил Микеланджело, были найдены многочисленные произведения искусства, в том числе шесть бронзовых бюстов Микеланджело разной степени завершенности и отделки. Этот бронзовый бюст изображает пожилого Микеланджело, свидетеля преклонного возраста друга.
6.
DSC_2204

Пророк Исайя и Пророк Иов (фра Бартоломео, ок. 1514-1516). Слева от входа в галерею рабов экспонируются две панели, изначально предназначенные для размещения в часовне Сальваторе базилики Сантиссима-Аннунциата. Кардинал Карло Медичи приобрел панели в 1631 г. для своих частных апартаментов, которые позже были выставлены в галерее Уффици, а затем в Галерее Академии.
7. Пророк Исайя
DSC_2195

Пророки имеют массивные объемы и яркие тона, что является ярким свидетельством размышлений художника над фигурами Микеланджело, нарисованными в своде Сикстинской капеллы. В этом зрелом произведении искусства обращает внимание использование нескольких ярких цветов, таких как темно-синий, малиново-красный и насыщенный охристо-желтый, вдохновленные мощными фигурами Микеланджело.
8. Пророк Иов
DSC_2196

Мадонна «Чинтола» (Франческо Граначчи, ок. 1508-1509). Темпера по дереву. Перенесено из церкви Сан-Пьер-Маджоре. На картине изображена Дева Мария, возносящаяся на небеса и передающая свой пояс (чинтолу) сомневающемуся св. Фоме в знак реальности своего вознесения. Справа на коленях стоит св. Михаил, глядящий на зрителя. В центре пустой саркофаг заполнен цветами. Работа датируется 1508-1509 гг., когда во Флоренции под влиянием фра Бартоломео утвердился новый классический стиль. Приписывание картины Граначчи не является общепризнанным; некоторые ученые предложили имя Мастера Плача Скандиччи, художника, который обращался в своем творчестве к Граначчи, Леонардо и Рафаэлю. Впрочем, другие исследователи отождествляют обоих художников.
9.
DSC_2198

Статуя Молодого раба (Микеланджело, ок. 1530). Высота скульптуры 256 см. Колени молодого раба слегка согнуты, как будто он несет огромную тяжесть, давящую на спину. Левая рука поднята, чтобы прикрыть лицо, а правая рука находится за спиной и удерживается невидимой цепью. Эта фигура является одной из самых полных в группе и демонстрирует четкие очертания его ног, туловища (особенно с левой стороны) и рук. Его руки и голова менее проработаны, спина же полностью не обработана. Из-за своего незавершенного состояния скульптура обладает необычайной энергией, которая связывает фигуру с неким изначальным актом освобождения из каменной тюрьмы — эпической битвой с хаосом.
10.
DSC_2202

Статуя Пробуждающегося раба (Микеланджело, ок. 1530). Высота скульптуры 267 см. Это одна из самых известных из серии скульптур из-за могучей мужественной фигуры, которая появляется из мрамора. Лицо едва различимо, черты грубые, но туловище более законченное, с очертаниями рук и ног, в частности правой, изогнутых под углом, резко выпадающих из блока. Соответствие между положением этой ноги и положением руки на той же стороне задает ритм движения. В результате получается напряженная и динамичная композиция, которая больше всего созвучна ощущению напряжения и боли. Именно незавершенное состояние лежит в основе необычайной энергии, которая захватывает фигуру в своего рода изначальном акте освобождения себя из тюрьмы грубого камня, эпической борьбе с хаосом.
11.
DSC_2205

Мадонна с младенцем со св. Франциском и св. Зиновием (Франческо Граначчи, 1508). Перенесена из часовни Джиролами в церкви Сан-Галло. Граначчи написал эту работу после своего краткого пребывания в Риме весной и летом 1508 г., когда он и другие художники были вызваны самим Микеланджело для помощи в росписи свода Сикстинской Капеллы. Влияние Микеланджело очень ясно можно увидеть в ангелах, держащих открытые занавесы. Построенная по простой и линейной композиционной схеме, картина, благодаря своей гармонии и строгому формальному и выразительному определению фигур, несомненно, является одним из самых интересных вкладов Граначчи в развитие современного классического стиля.
12.
DSC_2211

Св. Зиновий воскрешает мальчика (Ридольфо дель Гирландайо, 1516). Перенесено из дома настоятеля базилики Санта-Мария-дель-Фьоре. Это панно вместе с картиной, изображающей «Перенос Тела св. Зиновия», было заказано в 1516 г. для завершения украшения алтаря Общества св. Зиновия. Эти две картины были заказаны и, по-видимому, были размещены на боковых стенах помещения, скорее всего, в виде архитектурного обрамления.
13.
DSC_2215

Благовещение (Мариотто Альбертинелли, 1510). Перенесено из дома настоятеля базилики Санта-Мария-дель-Фьоре. Этот впечатляющий алтарный образ имеет надпись на ткани, лежащей на аналое, которая включает подпись художника и дату 1510. Работа представляет собой соединение различных стилистических тенденций, происходивших во Флоренции в решающие годы начала XVI в.: атмосферные качества Леонардо, классицизм Рафаэля и ясная монументальность фра Бартоломео. После смерти художника к алтарю были добавлены две панели Ридольфо дель Гирландайо, выставленных по соседству в этом же зале.
14.
DSC_2218

Перенос тела св. Зиновия (Ридольфо дель Гирландайо, 1516). Перенесено из дома настоятеля базилики Санта-Мария-дель-Фьоре. Вместе с картиной «Св. Зиновий воскрешает мальчика» это полотно было размещено на боковой стене алтаря Общества св. Зиновия.
15.
DSC_2223

Статуя св. Матфея (Микеланджело, 1505-1506). Когда работа над Давидом близилась к завершению, Опера дель Дуомо доверила Микеланджело новую грандиозную задачу — скульптуры двенадцати апостолов более, чем в натуральную величину, которые будут вставлены в ниши между колонн под куполом Флорентийского собора. Подписание контракта с поставкой одной статуи в год датируется 1503 г. Однако заказ так и не был выполнен, и первая скульптура св. Матфея пролежала заброшенной до 1834 г., когда была передана Академии и помещена в Галерею. Выпяченные и распухшие мышцы шеи статуи и рука, напряженно тянущаяся назад, как бы сдерживая движение вперед на согнутой ноге фигуры, сразу же бросаются в глаза в статуе и выражают контраст между материей и идеей, между конечным и бесконечным у Микеланджело и воплощением внутренней муки, охватывающей человеческую душу.
16.
DSC_2224

Христос как Муж скорбей (Андреа дель Сарто, ок. 1515, по другим данным ок. 1526). Перенесено из монастыря Сантиссима-Аннунциата. Образ Христа, сидящего в гроте рядом с орудиями Его пыток и страстей с ранами от его страданий на виду, соответствует иконографии «Vir Dolorum» (Муж скорбей), очень распространенной в XV в., но довольно редкой в тосканском искусстве в первые десятилетия Чинквеченто. Фреска, произведение огромной красоты, свидетельствующее о мастерстве Андреа дель Сарто как рисовальщика и колориста, была закончена во втором десятилетии Чинквеченто.
17.
DSC_2226

Статуя Бородатого раба (Микеланджело, ок. 1530). Бородатый раб — самый совершенный из флорентийских рабов Микеланджело и получил свое имя от его густой кудрявой бороды. То, как скручивается его мускулистый торс, свидетельствует о глубоком знании анатомии, типичном для лучших работ Микеланджело; его ноги, слегка согнутые и разведенные, покрыты лентой ткани. Его правая рука поднята, чтобы удерживать согнутую голову, в то время как левая рука остается незаконченной, но, кажется, держит полосу ткани. Вдоль его бедра залеченный перелом, причина которого неизвестна.
18.
DSC_2228

Статуя Атланта (Микеланджело, ок. 1530). Атлант получил свое название от формы необработанной части каменного блока, который, кажется, атлант держит с усилием над головой. На самом деле из этого блока должны были быть высечены голова и рука. Ноги разведены и согнуты, одна рука поднята, все мышцы находятся в напряжении, как если бы они пытались поднять тяжелый груз, который лежит на плечах. В этом положении больше, чем в других узниках, очевидно ощущение сжатой энергии, которая, кажется, вырывается из мрамора.
19.
DSC_2230

Пьета Палестрины (приписывается Микеланджело, ок. 1555-1560). Высота скульптуры 250 см. Свое название она получила потому, что ранее находилась в в погребальной часовне кардинала Антонио Барберини церкви св. Розалии в Палестрине. Скульптура представляет собой три фигуры: Иисуса Христа, Девы Марии и св. Иоанна Богослова. Создание скульптуры традиционно приписывается Микеланджело, но в настоящее время принято считать, что завершил её кто-то другой: Никколо Менгини или Бернини. Так или иначе, атрибуция остаётся спорной. Хотя некоторые черты объекта соответствуют другим работам мастера, определенная несоразмерность ног Христа, например, по сравнению с остальной фигурой, предполагает принадлежность к неопознанному ученику или подражателю. Присутствует необычная мягкость лепки и тонкий рельеф.
20.
DSC_2232

Венера и Купидон (Якопо Карруччи, также известный как Понтормо, ок. 1533). Как рассказывает Джорджо Вазари, около 1533 г. Бартоломео Беттини поручил Микеланджело нарисовать для своего дворца во Флоренции предварительный эскиз (картон), изображающий «обнаженную Венеру с целующим ее Купидоном».
21.
cartoon

Картина была частью сложной декоративной программы о любви и поэзии. Понтормо изобразил заказ в строгом соответствии с картоном, но чувственное обнаженное тело Венеры вскоре после этого было закрыто драпировкой. Отношения двух фигур, по-видимому, воплощают ренессансную теорию любви: земная любовь, движимая чувствами (Купидон), и небесная любовь (Венера), обращенная к божественному.
22.
DSC_2236

Идеальная голова (Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо, ок. 1560-1570). Эта картина может считаться дополнением к другой овальной картине, выставленной рядом с ней. Женщина, изображенная здесь, кажется изящной редакцией «идеальной головы», многочисленные вариации которой существуют в рисунках Микеланджело. Замысловатые косы, жемчуг, украшающий волосы, серьга, кольцо и золотое ожерелье придают этому образу более светлый, более декоративный оттенок, чем тот, который встречается в микеланджеловских прототипах.
23.
DSC_2239

Идеальная голова (Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо, ок. 1560-1570). Эта картина может считаться дополнением к другой овальной картине, выставленной рядом с ней. Женщина, изображенная здесь, кажется изящной редакцией «идеальной головы», многочисленные вариации которой существуют в рисунках Микеланджело. В частности, этот овал изображает женщину в профиль, идентифицированную как древняя королева Пальмиры Зенобия, бесстрашный воин и сильная, добродетельная и красивая женщина.
24.
DSC_2241

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.