На центральной площади старинного города мальтийского Рабат находится несколько достойных упоминания объектов.
Капелла св. Катальда
Нынешняя церковь в стиле барокко была построена в 1745 г. и заменила более раннюю средневековую часовню, посвященную тому же святому — св. Катальду. Церковь построена над склепом, который был переделан в часовню, и несколькими катакомбами [35.8817593N 14.3981087E]. Внутрь можно попасть через небольшую прямоугольную паперть, огороженную железными воротами. Фасад церкви характеризуется прямоугольным дверным проемом, установленным в каменной кладке и возглавляемым сегментным карнизом. Пространство между дверью и карнизом украшает крест.
Перед входом в капеллу установлена статуя архиепископа Сицилии — св. Катальда [35.8817093N 14.3981691E]. Скульптура из известняка установлена на массивном прямоугольном пьедестале. Святой изображен в епископских одеждах, с посохом и в митре, держащий открытую книгу в левой руке. Между цоколем и пьедесталом установлена каменная табличка, датированная 1865 г.
1.
Церковь расписана в греческом стиле в 1739 г. Слева от алтаря находится вход в небольшие катакомбы. Судя по фотографиям на стенде, ничего особо интересного (по сравнению с катакомбами св. Павла) в подземельях нет.
2.
Коллегиальная Церковь св. Павла
Церковь св. Павла расположена на главной площади Рабата. Под ней находится грот, где проповедовал Апостол Павел.
3.
На месте нынешней церкви было построено несколько церквей, датируемых XVII в. В 1336 г. епископ Иларий называет церковь экклезией Санкти Паули де крипта, а также упоминает кладбище и римский ров. Нынешняя церковь была построена в 1575-1578 гг. на месте старинной часовни. Новая церковь была построена на средства, предоставленные проживающей по соседству аристократкой Гузманой Наваррой по чертежам, подготовленным архитектором Франческо Буонамичи.
4.
5.
Перестройка церкви, начатая в 1653 г., была завершена Лоренцо Гафа в 1683 г.
6.
7.
Перед церковью установлены две большие статуи апостолов Петра и Павла.
8.
9.
В нижних нишах фасада установлены статуи первого епископа Мальты св. Публия и св. Агаты, созданные в 1852 г.
10.
В верхних нишах над боковыми входами в церковь помещены скульптуры, изображающие св. Петра и св. Павла. Ниша со св. Павлом увенчана мальтийским крестом.
11.
В верхней части фасада находится прекрасная мозаика, изображающая Христа, созданная итальянским художником Элиодоро Кокколи в период между 1932 и 1952 гг.
12.
Герб действующего архиепископа Мальты Чарльза Счиклуны. Счиклуна при его назначении архиепископом Мальты стал также великим настоятелем Конного ордена Гроба Господня Иерусалима и лейтенантом Мальты. На гербе изображен девиз архиепископа «Верный и истинный».
13.
Самым ценным художественным произведением церкви является картина Стефано Эрарди «Кораблекрушение святого Павла». Эта знаменитая картина изображает св. Павла, стряхивающего гадюку перед варварами и римлянами, когда его корабль был затоплен во время шторма. Осмотреть церковь изнутри традиционно для Мальты оказалось невозможным, поэтому привожу пару фотографий интерьера, найденных в недрах Интернета.
14.
15.
Пара кадров, сделанная поблизости от церкви.
16.
17.
Церковь св. Публия
К церкви св. Павла пристроена небольшая церковь, посвященная св. Публию. Также церковь называют святилищем св. Публия. Первая церковь над гротом св. Павла была построена и освящена в 1629 г. В 1692 г. после реконструкции под руководством Лоренцо Гафа церковь была присоединена к церкви св. Павла. В 1726 г. святилище еще раз перестроили под руководством архитектора Сальву Борга.
18. Хорошо видна лестница, ведущая в грот св. Павла.
В главном проходе церкви выставлены четыре полотна, изображающие крещение св. Публия и освящение св. Публия первым епископом Мальты. Два других полотна являются портретом Алофа де Виньякур, французского Великого мастера ордена, который усердно трудился, чтобы усилить преданность культу св. Павла; и портретом папы Павла V, великого благодетеля Грота св. Павла и святилища.
19.
В главной апсиде есть две боковые картины: на одной изображена проповедь св. Публия, а на другой — мученичество святого.
20.
Титульная картина, выполненная известным итальянским художником Маттиа Прети, изображает Деву Марию и Младенца с Иоанном Крестителем и св. Публием. В руке Младенца Иисуса хорошо виден восьмиконечный мальтийский крест, из чего следует, что Орден св. Иоанна находится под божественной защитой.
21.
22.
В 1753 г. справа от главного алтаря была добавлена небольшая часовня, посвященная Святому Причастию.
23.
Алтарная картина, изображающая Тайную вечерю, принадлежит кисти мальтийского художника Франческо Захра. Боковая часовня украшена другими картинами и богатой каменной кладкой, типичной для барокко XVIII в.
24.
Грот св. Павла
Вход в грот осуществляется через церковь св. Публия или через катакомбы в музее Виньякура. По преданию, здесь жил и проповедовал св. Павел во время своего трехмесячного пребывания на Мальте в 60 г. н.э. В 1748 г. Великий магистр Мануэл Пинту да Фонсека пожертвовал для грота статую св. Павла.
25.
Грот является одним из самых почитаемых мест на Мальте и был посещен двумя папами: Иоанном Павлом II в 1990 и 2001 гг. и Бенедиктом XVI в 2010 г.
26. Мемориальная табличка в честь посещения грота папой Иоанном Павлом II.
Св. Павел потерпел кораблекрушение на Мальте, когда добирался с Крита в Рим, чтобы предстать перед судом Юлия Цезаря. Отсюда он, как полагают, он проповедовал и распространял слово Божье и, тем самым, дал нашему острову христианскую религию. В результате этого, пещера стала местом поклонения и паломничества. Пробуждение культа св. Павла началось с испанского отшельника Хуана Бенегуаса да Кордова, который в 1600 г. пришел в этот грот и приобрел землю над ним. Недвижимость он использовал для продвижения преданности св. Павлу. Грот изначально был приходской церковью Рабата под юрисдикцией кафедрального собора Мдины. Он был официально выделен из приходской церкви Рабата в 1610 г. и передан сначала Бенгуасу. В 1617 г. Хуан Бенегуас де Кордова передал грот рыцарям-госпитальерам.
27.
Статуя св. Павла была изготовлена известным мальтийским скульптором Мельхиоре Кафа, который за свою непродолжительную жизнь стал самым важным барочным скульптором в Риме в поколении, следующем за Джованни Лорензо Бернини. Короткое пребывание Лоренцо Кафа на Мальте в 1666 г. оказало влияние на Мальтийскую культуру. Примерно в это же время Великим магистром Рафаэлем Котоне была заказана эта статуя для замены деревянной статуи, которую привез на Мальту испанский отшельник Хуан Бенегуас де Кордова.
28.
В результате трагической смерти художника в Риме в 1667 г., статуя св. Павла не была завершена великим скульптором. Завершил изготовление статуи итальянский скульптор Эрколе Феррата, в процветающей римской мастерской которого Кафа обучался в первые годы своей карьеры.
29.
Хотя отделка статуи была полностью завершена в мастерской Ферратты, рука Кафа все же заметна. Очевидное чувство движения, создаваемое асимметричной позой, а также «восходящим» потоком складок драпировки, скорее всего, принадлежит Кафе. Сбор драпировки на бедре святого также очень характерен для Кафа. Святой представлен с поднятой рукой, которая захватывает его в процессе проповеди. Это придает статуе динамическое ощущение, а также привлекает зрителя.
30.
Также в гроте вы также можете увидеть серебряный сосуд, который был изготовлен в 1960 г. к 1900-й годовщине с момента кораблекрушения св. Павла на Мальте. Он также был пожертвован рыцарями-иоаннитами.
31.
Боковые капеллы в гроте. С опознанием скульптур в капеллах почти что ничего вразумительного и однозначного не получилось, а вносить возможную путаницу не хочется.
32.
33.
34.
35.
На выходе из грота в церковь св. Публия установлен памятник в честь основателя музея великого магистра Алофа де Виньякура, правившего Мальтийскими островами в период с 1601 по 1622 г.
36.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.