Расположенные в Рабате, эти древние туннели и подземные помещения использовались для христианских церемониальных захоронений. Катакомбы св. Павла являются одними из наиболее выдающихся памятников археологии раннего христианства Мальты [35.880714N 14.3976876E].
1.
Археологические раскопки выявили обширную систему подземных галерей и гробниц, датируемых III-VIII вв. н.э. Связь со апостолом проистекает из легенды о том, что это скопление катакомб когда-то было связано с гротом св. Павла (об этом гроте будет рассказано в следующем посте).
2.
Впервые полностью это место было исследовано в 1894 г. мальтийским археологом доктором Антонио Аннетто Каруана. В настоящее время памятником управляет национальное агентство «Наследие Мальты».
3.
Сначала эта территория использовалась как обычный открытый карьер. Из породы вырезались крупные глыбы камня с помощью больших кирпичей, молотков и металлических клиньев. Вероятно, такие камни далее использовались в строительстве в близлежащем городе Мелите. Эти открытые каменоломни создавали ряд террас и постоянно формировали окружающий ландшафт.
4*.
После того, как каменоломни забросили, вся территория была превращена в большое кладбище, расположенное поблизости от старых городских стен. На этом кладбище были найдены сотни шахтных и камерных гробниц, использовавшихся в поздне-финикийский и римский периоды (около IV в. до н.э. — II в. н.э.), а также участок для кремационных урн и захоронений в амфорах.
5*.
Примерно во II веке н.э. или немного позднее в этом районе была проведена вторая стадия разработки карьера. Это привело к понижению уровня подстилающей породы в отдельных частях участка, в результате чего обрушились крыши некоторых шахтных и камерных гробниц. Одновременно остальные старые каменоломни также постепенно заполнялись породой, таким образом, скрыв погребения внутри них.
6*.
Во всем комплексе св. Павла и св. Агаты насчитывается более 30 гипогеев, более 20 из которых открыты для посещения. Общая площадь подземелий составила около 2200 кв.м. Входы в гипогеи оформлены в виде стилизованных под небольшие здания древности.
7.
8.
9.
Катакомбы св. Павла являются частью большого кладбища, когда-то расположенного за стенами древнегреческого города Мелите (ныне территория Мдины и Рабата).
10.
В комплекс кладбищ также входят катакомбы св. Агаты, св. Катальда, св. Августина и многие другие.
11.
Сначала все посетители попадают в современно оформленный зал, где рассказывается история катакомб и о древних традициях и способах захоронения.
12.
13.
14.
15.
Ранние гробницы состояли из глубокого прямоугольного ствола с одной или двумя камерами, вырытыми по сторонам. Этот тип захоронений часто использовался во время римского захвата островов, но со временем эти камеры стали больше и правильнее по форме. Вероятно, такое расширение соединило соседние гробницы и привело к созданию небольших катакомб, которые стали нормой к IV веку н.э. Катакомбы использовались до VII, возможно VIII в. Некоторые из катакомб были вновь использованы во времена рехристианизации острова примерно в XIII в.
16.
Посетители могут получить доступ к более чем 20 отдельным катакомбам в кластере св. Павла. Главный комплекс, занимающий площадь более 2000 кв.м., на сегодняшний день является крупнейшими катакомбами, когда-либо существовавшими на острове. Они достаточно велики, чтобы служить общим местом захоронения на всех этапах истории Мальты.
17.
Вход в главный комплекс катакомб св. Павла ведет в два весьма больших зала, украшенных колоннами, напоминающими дорийские, и расписанными фресками, большинство из которых в настоящее время исчезло.
18.
Перемещение туристов внутри катакомб ведется по металлическим помостам и трапам.
19.
20.
21.
Проходы местами достаточно узкие.
22.
23.
В двух залах в нижней части входной лестницы находятся два агаповых стола (круглые каменные столы, выточенные из цельной скалы).
24.
Главные залы по форме напоминают лежащий диван на низкой платформе (триклиний) с наклонными сторонами, ачсто встречаемый в римских домах. Эти триклинии, вероятно, использовались для проведения памятных трапез во время ежегодного праздника мертвых, когда проводились обряды захоронения. Термин восходит к древнегреческому слову «Агапэ», переводимому на русский язык как «любовь».
25.
26.
27.
28.
Несмотря на то, что комплекс содержит почти все типы захоронений, найденные на Мальте, лучше всего представлены так называемые балдахинные гробницы. Эти свободно стоящие, навесные захоронения доминируют в главных коридорах комплекса; их элегантные арки и опорные колонны являются образцом для подражания.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Другие украшения этих катакомб включают в себя иллюстрации и письменные послания красной краской.
35.
Остальные катакомбы намного меньше первой. Хирургические инструменты, вырезанные в рельефе на одном из трех блокирующих камней во внутренней камере, позволяют предположить, что это было место захоронения определенной семьи или группы хирургов.
36.
В катакомбах видны следы христианских, языческих и еврейских захоронений бок о бок, без видимого разделения по религиям.
37.
38.
39.
Большое круглое помещение, скорее всего использовавшееся для поминальных пиршеств.
40.
41.
42.
Отдельные захоронения, встреченные в катакомбах.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Напоследок предлагаю посмотреть небольшое видео о катакомбах св. Павла.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.