Церковь св. Роха в Лиссабоне — одна из старейших иезуитских церквей мира и самая древняя иезуитская церковь в португалоязычных странах [38.7136268N 9.1434789W]. В 1505 г. Лиссабон был разорен чумой, которая привезли на корабле из Италии. Король и двор были даже вынуждены на некоторое время бежать из Лиссабона. Место Сан-Роке, за пределами городских стен (ныне район, известный как Байрру-Альту), стало кладбищем для жертв чумы. В 1485 г. король Мануэл I отправил из Венеции реликвию св. Роха, покровителя жертв чумы. Жители Лиссабона решили возвести на этом месте храм для размещения реликвии. Святыня была открыта 24 марта 1506 г. и освящена 25 февраля 1515 г.
1. Изображение церкви на большой панораме Лиссабона
В 1540 г., вскоре после основания Общества Иисуса, король Жуан III пригласил иезуитов в Лиссабон, которые прибыли в столицу в том же году. Они выбрали церковь св. Роха в качестве своего главного места. После продолжительных переговоров Жуан III организовал передачу святыни иезуитам. Соглашение с Братством, однако, включало в себя создание часовни св. Роха в новом здании и сохранение святого в качестве покровителя новой церкви. Общество Иисуса вступило во владение святыней 1 октября 1553 г. на церемонии, на которой проповедовал св. Франсиско де Боржа. Король хотел построить новое монументальное здание с тремя нефами, но иезуиты предпочли план, более соответствующий принципам, провозглашенным Тридентским собором, с упором на простоту и функциональность. Первый камень был заложен в 1555 г., но здание было перепроектировано и расширено (до его нынешнего вида) в 1565 г. Королевский архитектор Алфонсу Альвареш руководил работами с 1566 по 1575 г. до уровня карниза интерьера. Работа была продолжена его племянником, Бальтазаром Альваресом, также королевским архитектором. Строительство было завершено Филипе Терзи, королевским архитектором короля Испании Филиппа II. Терци внес изменения в наружный фасад, потолок и крышу, а также внутреннюю отделку.
2.
В 1759 г. иезуиты, вовлеченные в восстание дворянства против короля Жозе I и его премьер-министра маркиза де Помбала, были изгнаны из Португалии, а церковь св. Роха была конфискована вместе со всеми зданиями и резиденцией Общества Иисуса. Девять лет спустя, согласно Королевской хартии от 8 февраля 1768 г., вся собственность ордена была передана лиссабонскому Священному дому милосердия, чьи церкви и административные здания были разрушены в результате землетрясения 1755 г.
3.
Святой Дом Милосердия владеет и управляет храмом по сей день. Церковь продолжает действовать, а часть резиденции иезуитов в конце XIX в. была преобразована в музей св. Роха. Другие части комплекса и более поздние здания, возведенные рядом с ним, все еще функционируют как штаб-квартира Святого дома Милосердия.
4.
Возле входа в музей св. Роха установлен памятник Антониу Виейра — миссионеру-иезуиту, проповеднику, дипломату, философу и писателю, считавшемуся одним из самых выдающихся миссионеров-проповедников своего времени.
5.
Посреди площади перед церковью стоит бронзовый человечек с пачкой лотерейных билетов. Говорят, что этот памятник появился благодаря нежной любви португальцев к национальным лотереям, которую они пронесли через века и сохранили как национальное развлечение.
6.
В то время, как ранняя святыня по средневековой традиции была ориентирована с запада на восток, новая церковь была ориентирована с юга на север, пересекая старое здание. План церкви прост и просторен — широкий одиночный неф, неглубокая квадратная апсида, практически без трансепта и возвышающиеся кафедры между утопленными галереями над боковыми часовнями. Этот стиль «церковь-аудитория», идеальный для проповеди, стал широко известен как «стиль иезуитов» и широко копировался орденом по всей Португалии и в португальских колониальных городах в Бразилии и на Дальнем Востоке. Скромная внешность церкви, характерная для португальского «простого стиля», контрастирует с богато декорированным интерьером в стиле барокко с его глазурованной плиткой, позолоченной деревянной мебелью, разноцветными статуями и картинами маслом.
7.
Художественное оформление церкви св. Роха является результатом нескольких этапов деятельности на протяжении XVII и XVIII вв., отражая идеалы либо Общества Иисуса, либо, как в случае с часовнями, соответствующих братств. Оно было создано католической Реформацией и отражает усилия Церкви по привлечению верующих. Основными декоративными стилями являются маньеризм (часовни св. Франциска Ксаверия, Святого Семейства и главного алтаря); раннее барокко (Часовня Святого Причастия); позднее барокко (часовни Богоматери Доктрины и Богоматери Благочестия) и римское барокко 1740-х годов (часовня Иоанна Крестителя). Реконструкция XIX в. включает в себя строительство верхнего хора над главной дверью, где был установлен орган; реконструкция экрана часовни Святого Причастия и установка позолоченных железных решеток, а также замена входных дверей.
8*.
Различные части церкви (например, стены под верхней галереей и в трансепте) украшены «алмазной» плиткой из района Триана в Севилье и датируются ориентировочно 1596 г. В других местах отделка кафелем включает растительные элементы, улитки, путти, символы Страстей и монограмму Общества Иисуса («IHS»).
9.
10.
В нишах над двумя кафедрами находятся белые мраморные статуи четырех Евангелистов. Вокруг верхнего этажа нефа находится цикл картин, изображающих жизнь основателя Общества Иисуса св. Игнатия де Лойолы, приписываемый Доминго да Кунье, иезуитскому художнику начала XVII в.
11*.
Расписанный потолок нефа в технике тромплёй создает иллюзию цилиндрического свода, поддерживаемого четырьмя большими арками, покрытыми завитками и другими декоративными элементами. Между арками написаны квадратные балконы, а «над» этими балконами — три огромных купола, поднимающихся на кольцах с открытыми арками и колоннами. Большая часть росписи была написана между 1584 и 1586 гг. Франциско Венегасом, королевским художником короля Филиппа II. Иезуиты добавили большой центральный медальон, изображающий «Прославление Креста», а также 8 больших картин и 12 монохромных панно, изображающих библейские события. Потолок около фасада церкви пострадал в результате землетрясения 1755 г. и был перестроен и перерисован. Весь потолок был восстановлен в 2001 году, а краска очищена или отреставрирована.
12*.
Барочный орган с 1694 трубами в верхнем хоре был построен в 1784 г. Антонио Ксавье Мачадо и Сервейра и первоначально смонтирован в церкви монастыря св. Петра Алькантрийского. В 1840-х гг. он был перенесен в церковь св. Роха, где был установлен в восточном трансепте, полностью скрывая алтарь Благовещения. В 1890-х годах он был перенесен в галерею верхнего хора.
13.
Обойдем же церковь по часовой стрелке, начиная от входа.
Капелла Святого Семейства [9]
Эта часовня, начатая в 1634 г., принадлежала братству дворян. Классический стиль часовни похож на стиль главного алтаря.
14.
Считается, что часовню создал архитектор Жеронимо де Корнейро. Написание алтарного образа «Иисус среди Учителей» приписывается королевскому художнику при дворе Жуана IV Жозе де Авелару Ребело. Скульптуры изображают Иисуса, Деву Марию и св. Иосифа.
15.
Две картины в стиле раннего барокко на боковых стенах — «Поклонение волхвов» и «Поклонение пастухов», вероятно, написаны художником Андре Рейносо.
16.
Капелла св. Антония Падуанского [8]
Вторая часовня слева, посвященная св. Антонию Падуанскому, была основана Педру Мачадо де Брито, который в своем завещании в пользу Общества Иисуса попросил похоронить здесь и его и его потомков.
17.
Часовня была построена в 1635 г., но частично разрушена в результате землетрясения 1755 г. Убранство капеллы отражает ранний классический и геометрический стиль алтаря, элементы барокко XVIII в. и реставрационные работы XIX в. Потолок украшен неоклассическими фресками XIX в.
18.
Разноцветная статуя св. Антония в центральной нише из мягкой древесины изготовлена в период расцвета маньеризма (XVII в.).
19.
На боковых стенах две картины XVIII в. «Проповедь святого Антония рыбе» и «Искушение св. Антония и его видение Богородицы» принадлежат кисти Виейры Лузитано, королевского художника короля Жуана V.
20.
Капелла Богоматери Благочестия [7]
Третья часовня слева также является местом захоронения ее основателя, Мартима Гонсалвеша да Камары, королевского чиновника короля Себастьяна I. Фактическое строительство и отделка этой часовни, начатое в 1686 г. и законченное в 1711 г., велось под контролем Братства Богоматери Благочестия. Под западной кафедрой, расположенной между часовней св. Антония и часовней Богоматери Благочестия, находится могила Фрэнсиса Трежиана ст., известного английского католического рекузанта.
21.
Алтарная часть датируется 1708 г. и является работой мастера-резчика Бенто да Фонсека де Азеведо. Основной сюжет сфокусирован вокруг центрального изображения Голгофы, окруженной «кружевом» ангелов из мягкой древесины на барельефном фоне из гипса, окрашенного темперой и позолотой, которое, вероятно, представляет Иерусалим. Красивая скульптура Пьеты XVII в. из мягкой древесины дополняет трибуну. Центральная часть алтарной части расположена между двумя парами витых колонн с декоративными панелями между ними.
22.
По сторонам от входной арки находятся ниши с созданными в XVIII в. цветными скульптурами св. Вероники, держащей в руках плат Вероники (слева) и св. Лонгина, держащего в руках копье Лонгина (справа). На боковых стенах расположены несколько ниш, в которых хранятся реликварии из коллекции Жуана де Борха, обрамленные и окруженные двумя парами кариатид, аллегорических и театральных фигур, характерных для вкуса начала XVIII в.
23.
24.
Это был новый аспект, способствующий возникновению театрального вкуса в оформлении церквей в Португалии. Статуи святых действуют как зрители центральной сцены: Голгофа и Пьета на фоне живописного фона, нарисованного на панели, закрывающей часть алтаря. Монументальный табернакль с картиной Богоматери Боли и «кружево» ангелов, окружающих лучи распятия, являются типичными элементами лиссабонской школы декора.
25.
В витрине под алтарем находится скульптура Девы Марии Счастливой Смерти, созданная в XIX в.
26.
Капелла св. Иоанна Крестителя [6]
В XVIII в. при короле Жуане V из Рима была перевезена и собрана внутри церкви капелла св. Иоанна Крестителя, которую в 1742-1747 гг. создавала большая группа итальянских мастеров под руководством знаменитых римских архитекторов Никола Сальви и Луиджи Ванвителли. Луиджи Ванвителли скорректировал свой оригинальный проект в соответствии с чертежами, присланными в Италию архитектором Жуаном Фредерико Людовиче. В то время это была самая дорогая часовня в Европе. В сентябре 1747 г. Мануэль Перейра де Сампайо, посол Португалии при Святом Престоле, позаботился о демонтаже часовни и ее транспортировке на трех кораблях в Лиссабон, где через два года она была вновь собрана в церкви св. Роха в бывшей часовне Святого Духа XVII в.
27.
Этот шедевр итальянского искусства — единственный в мире, состоящий из мозаичных картин, выполненных мастером Маттиа Моретти по эскизам итальянского художника Агостино Масуччи и представляющих Крещение Христа, Пятидесятницу и Благовещение. Сборка мозаичных панно с изображением Крещения Христова и Пятидесятницы не была завершена до августа 1752 г., через два года после смерти Жуана V.
28.
Часовня ввела в Португалию тогда новый стиль рококо. Декоративные элементы вдохновения — фестоны, гирлянды, ангелы — в сочетании с классической строгостью структурной композиции — основа развивающегося вкуса, который определит будущие тенденции португальской позолоченной резьбы по дереву. Использование колонн с прямыми направленными колоннами с позолоченными багетом на фоне лазурита, строгость геометрических линий, усиленная использованием драгоценных мраморов и мозаик, а также украшение рококо иллюстрируют сочетание инноваций, введенных этой часовней в португальскую традицию декоративного искусства.
29.
Боковые панели (Благовещение и Пятидесятница) и центральная панель (Крещение Христа), а также пол с изображением армиллярной сферы представляют собой мозаики, отличающиеся своими нюансами и чувством перспективы. Тессеры (кусочки мозаики), использованные при создании панелей, имеют размер около 3 мм; у бороды Святого Иоанна — всего 2 мм; на полу — 5 мм.
30.
Мозаичное панно на полу представляет собой овальную армиллярную сферу в окружении цветочных гирлянд, созданную по рисункам австрийского художника Игнаца Штерна. Работы по выкладке мозаики начались с овального рисунка, содержащего армиллярную сферу и полосу извилистого аканта. Позже Игнацу Штерну было поручено изготовить гирлянду из цветов 15 июля 1745 г. Панно создали мастера-мозаики Гульельмо Палеат, Никола Онофри и Джузеппе Оттавиани под руководством Энрико Энуо.
31*.
В часовне можно полюбоваться выдающейся люстрой итальянского ювелирного искусства из латуни, подвешенной к сводчатому кессонному потолку в рамке из яшмы, обрамленной замечательным множеством мраморных статуй.
32.
Главный алтарь [5]
Построенная в конце XVI в. для захоронения Жуана де Борджа, она была оформлена в период с 1625 по 1628 г. Работы по вырезанию, золочению и обшивке алтаря была заказана в разное время тремя членами Общества Иисуса. Первоначальная резьба заняла три года (с 1625 по 1628 г.). Проект алтарной части приписывается Теодосио де Фриасу, а резьба — мастеру Херонимо Коррейо. Композиция алтаря с продолговатыми пропорциями и строгой декоративностью включает в себя наборы парных коринфских колонн, установленных на двух уровнях. Нижняя треть каждой колонны украшена акантусными гирляндами, завитками и висящими предметами. Полукруглая вершина включает в себя картину из дерева с темпера по дереву, изображающую Христа, Спасителя мира.
33*.
Алтарь является одним из наиболее важных в иезуитской традиции: основатель Общества Иисуса и его величайшие святые — св. Игнатий де Лойола, св. Франциск Ксаверий, св. Алоизий Гонзага и св. Франсиско Борджа — представлены в четырех нишах статуями, построенными в 1630 г., которые недавно признали работой португальского скульптора Мануэля Перейры.
34.
35.
В центральной нише нижней части алтарной части находится статуя Мадонны с Младенцем конца XVII в. из мягкой древесины. Перед стендом стоят посеребренные деревянные статуи четырех евангелистов.
36*.
В табернакле классической композиции имеется рамка для набора из семи картин, которые сменяются в соответствии с литургическим календарем: «Поклонение пастухов», «Обрезание», «Пятидесятница», «Успение Богородицы» и «Воскресение» неизвестного художника и «Благовещение» и «Голгофа» кисти Бенто Коэльо да Сильвейра, королевского художника короля Педро II.
37.
Во внутренней части арки в боковых нишах мы видим скульптуры Ecce homo, св. Бригитты, св. Григория Чудотворца и Непорочного Зачатия. Рядом со скульптурами представлены четыре картины маслом, на которых изображены св. Станислав Костка и три мученика Японии, погибшие в Нагасаки в 1597 г.: св. Диого из Алькалы, св. мученика Иоанна и св. Павла Мики.
38.
39.
Потолок капеллы
40.
Захоронение [15]
В центре платформы перед главным алтарем находится могила первого патриарха Лиссабона Томаша де Алмейды, который родился в Лиссабоне в 1670 г. и умер в 1754 г. Гробница состоит из свинцовой коробки, покрытой серым мраморным надгробием с медной инкрустацией, надписью и гербом Алмейды, увенчанным тиарой патриарха.
41.
Право быть похороненным в могиле, построенной под Главным алтарем, о чем свидетельствует каменная надпись, было предоставлено Жуану де Боржа и его семье. Жуан де Боржа, умерший 3 сентября 1606 г. в Эскориале в Испании, сыграл важную роль в истории церкви св. Роха, создав коллекцию реликвий, которые он в конечном счете передал церкви, некоторые из которых выставлены в реликвариях алтарей.
Алтари Святых мучеников [10]
Коллекция церкви св. Роха с реликвиями XVI и XVII вв. в настоящее время выставлена в двух алтарных реликвариях: Святых мучеников (слева) и Святых мучениц (справа). Они находятся по бокам главного алтаря, а также частично интегрированы в оформление соседних часовен. Большинство из реликвий — дары Жуана де Боржа (1533-1606), второго сына св. Франсиска Борджа. Он был направлен служить послом короля Филиппа II при Императорском дворе короля Рудольфа II в Праге, а затем в Рим. Жуан Борджа смог собрать первоклассную коллекцию реликвий, в том числе из Рима, Венгрии, Богемии и Кельна, которые он привез с собой в Эскориал, где в 1588 г. подарил их церкви св. Роха. В свою очередь благодарные иезуиты позволили жертвователю и его жене, а также их потомкам, быть похороненными в главной часовне храма.
42.
Реликвии имеют различную форму, обычно в зависимости от того, в каком реликварии они хранятся: руки, торсы мужчин и женщин, урны, предметы обихода, сундуки. Большинство с их папскими грамотами и письмами имеют большую историческую и художественную ценность. Стеклянные витрины с реликвариями были созданы в 1898 г. во время празднования четвертого столетия создания Святого дома Милосердия. Самые ценные реликвии можно увидеть в музее св. Роха.
43.
Алтарь Пресвятой Троицы [12]
Этот алтарь в левом трансепте, согласно надписи на каменной ступени, был заказан в 1622 г. Гонсалу Пирес де Карвальо, смотрителем королевских (то есть общественных) работ, и его женой, Камилой де Норонья, в качестве места захоронения их семьи. Он был построен в стиле маньеризма, похожего на бесчисленные столы, сохранившиеся в римских церквях, таких как церковь св. Петра и церковь Иль-Джезу. Это самая старая сохранившаяся алтарная часть в иезуитской церкви, отличающаяся широким использованием мрамора из Италии, инкрустированного цветными вставками. В центре алтарной части находится драматичная резная скульптура с характерными чертами барокко Богоматери Милосердия (Пьеты) из разноцветной мягкой древесины XVIII в.
44.
Алтарь Благовещения [11]
Маленький алтарь Благовещения (бывшая Часовня Богоматери Изгнания) в правом трансепте назван так потому, что в нем хранится картина в стиле маньеризм королевского художника при дворе короля Себастьяна I Гаспара Диаса «Благовещение архангелом Гавриилом Деве Марии». Разрушенная в XVIII в., а затем закрытая барочным органом Антонио Мачадо, капелла была восстановлена в 1890-х гг. Антонио де Кастро, священник церкви св. Роха, попросил, чтобы этот алтарь был построен для захоронения его семьи и его бывшего учителя из колледжа Коимбры, известный иезуитский философ Франсиско Суареса. Суарес известен как предшественник современных теорий международного права.
45.
Часовня Святого Причастия [4]
Четвертая часовня справа была основана в 1636 г. Первоначально она была посвящена Успению Девы Марии, а затем Богоматери Зачатия и Помощи для тех, кто находится в агонии. Решетка из кованого железа была установлена в 1894 г., когда Святое Причастие было перенесено с Главного алтаря в эту часовню.
46.
Настоящее оформление часовни датируется концом XVII и началом XVIII вв. Алтарь был вырезан мастером из Лиссабона Матиасом Родригесом де Карвалью. Португальское резное кружево в стиле барокко и корона из голов ангелов, обрамляющая центральную скульптуру Успения Богоматери, датируются XVIII в. В алтарной части также есть несколько реликвийных бюстов, многие из которых связаны с Обществом Иисуса.
47.
Картины с эпизодами из жизни Девы Марии написаны королевским художником двора при короле Педру II Бенто Коэльо да Сильвейра в конце XVII — начале XVIII в.
48.
Нижняя треть капеллы из инкрустированного мрамора создана в соответствии с флорентийскими тенденциями того времени лиссабонскими мастерами-масонами Хосе Фрейре и Луишем душ Сантушем в 1715-1719 гг.
49.
Часовня св. Роха [3]
Эта часовня датируется второй половиной XVI в., временем строительства иезуитской церкви. Согласно источникам, алтарь стоит на месте апсиды первоначальной чумной святыни. Часовня до сих пор находится в ведении Братства св. Роха. Эта часовня отличается от других: она классическая по структуре и сочетает в себе геометрические архитектурные элементы, тип украшения, отражающий современный вкус и использующий элементы «национального стиля». Тип позолоченных изделий из дерева — золотые элементы на белом фоне — уникален в убранстве церкви. Часть алтаря была завершена в 1707 году, заменив более раннюю, пришедшую в упадок.
50.
Стены часовни, покрытые майоликовой плиткой мастера Франсиско де Матоса, датируются 1584 г. Они сочетают стилизованные натуралистические изображения с геометрическими узорами и иконографическими элементами, относящимися к св. Роху.
51.
В центральной нише находится резная статуя из мягкого дерева св. Роха, которая, согласно преданиям, в точности соответствует реальной высоте святого (140 см). Алтарь также включает в себя скульптуры св. Иакова и св. Себастьяна, а также шесть небольших статуэток четырех евангелистов и свв. Петра и Павла.
52.
Картина на левой боковой стене «Явление ангела св. Роху» (конец XVI в.) считается одной из лучших работ художника-маньериста Гаспара Диаса.
53.
Часовня св. Франциска Ксаверия [2]
Вторая часовня справа, посвященная иезуитскому миссионеру в Индии и на Дальнем Востоке св. Франциску Ксаверию, была создана в 1634 г. Ее классическое и сбалансированное оформление, относящееся к первой половине XVII в., типично для периода маньеризма.
54.
Часть алтаря считается работой мастера-резчика Херонимо Коррейи. Она содержит изображение святого XVII в., выполненное из мягкой древесины, окруженное парами рифленых коринфских колонн, нижние трети которых, а также фризы между колоннами, вырезаны и позолочены.
55.
Две картины маслом на боковых стенах, приписываемые Жозе де Авелару Ребело, изображают папу Римского Павла III, принимающего св. Франциска Ксаверия и его сподвижников, и св. Франциска Ксаверия, покидающего короля Жуана III, прежде чем отправиться в Индию в 1541 г.
56.
57.
Часовня Богоматери Доктрины [1]
Первая часовня справа, строительство которой было начато 1 апреля 1634 г., находилась под наблюдением Братства Богоматери Доктрины, состоящего в основном из ремесленников и мастеровых.
58.
Панели и алтарь из мрамора брекчия также демонстрируют растительные, зоологические, антропоморфные, геометрические и аллегорические мотивы. Они были завершены мастерами-масонами Мануэлем Антунесом и Жуаном Тейксейрой в 1690 г.
59.
Основное изображение в алтарном образе — это расписное деревянное изображение св. Анны конца XVI в. с Девой Марией на руках (изображение, известное как Богоматерь Доктрины). С левой и правой стороны находятся скульптуры св. Иоакима и св. Анны (родителей девы Марии), созданные в конце XVII в.
60.
Несмотря на то, что часовня была построена в XVII в., нынешнее оформление типично для португальского барокко (известного как «национальный стиль») первой половины XVIII в. Позолоченные изделия из дерева, приписываемые Хосе Родригесу Рамальо, покрывают всю внутреннюю поверхность, включая потолок. Характерны популярные португальские мотивы — гроздья винограда, виноградные листья, птицы и стоячие младенцы. Реликварии в углублениях боковые стен капеллы взяты из коллекции. Жуана Боржа.
61.
62.
Скульптура внутри витрины под алтарем называется «Христос во смерти» и датируется XVIII в.
63.
Часто встречаемая в португальских церквях Капелла шагов.
64.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.