Францисканский женский монастырь св. Петра Алькантрийского был построен в честь одноименного святого кастильца в 1670 г. во время войны за восстановление независимости, по повелению Антониу Луиса де Менесеса, 3-го графа Кантанхеде и 1-го маркиза Мариальва [38.7151839N 9.1449702W]. В XVIII и XIX вв. при восстановлении монастыря комплекс зданий претерпел некоторые изменения.
1.
Эта церковь до 2014 г. лишь изредка открывалась только для организованных групп, и только после переезда монахинь Святой Дом Милосердия впервые решил открыть его для широкой публики. Вход в церковь дает одновременный доступ к домам монастыря и часовне Ленкастра, построенной позднее в этом комплексе. Церковь и часовня свободны для посещения, в то время как другие части здания (ризница и верхний хор) можно увидеть во время изредка проводимых платных экскурсий (на португальском языке по субботам в 15:00 и 16:30; на французском — по пятницам в 11:30; на английском — по пятницам в 15:00).
2.
Во время землетрясения 1755 г. монастырь был почти полностью разрушен; его реконструкция была начата в 1783 г. Церковь, встроенная между двумя крыльями монастыря, была повреждена в меньшей степени, поэтому алтарь датируется 1758 г. Церковь, представляющая собой единственный неф и в основном освещенный большими окнами, в основном выполнена в стиле барокко, в результате чего мы видим гармоничный симбиоз между позолоченной резьбой по дереву и монохромной плиткой азулежу XVIII в. Потолок церкви расписан в технике гризайль. Освещение в основном естественное через окна под потолком.
3*.
Коллекция картин в стиле барокко в церкви написана незадолго до лиссабонского землетрясения и происходит из монастыря Мафры, в том числе оригинальное полотно французского художника Пьера-Антуана Куиллара, представляющего «Коронацию Богоматери Святой Троицей».
4.
«Проповедь Иоанна Крестителя» (Педро Александрино де Карвальо)
5.
6.
Во всем пространстве монастыря, включая церковь, установлены сине-белые панели азулежу XVIII в., рассказывающие о жизни св. Петра Алькантрийского.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
В центре, вероятно, находится захоронение первого патриарха Лиссабона Томаша де Альмейда.
19.
Небольшой резной балкон на левой стене нефа.
20.
В церкви вдоль боковых стен нефа имеется два небольших алтаря со схожим оформлением.
21.
22.
Главный алтарь выделяется прекрасной позолоченной резьбой по дереву, францисканской иконографией, потолком, расписанным в стиле гризайль, и мраморной росписью стен.
23.
Главный алтарь включает в себя живопись Бенту Коэльо да Сильвейры и Андре Гонсалвеша, дополненную позднее работой Лучано Фрейре.
24*.
Заалтарный образ — «Экстаз св. Петра Алькантрийского» (Бенту Коэльо да Сильвейра, 1690).
25.
26.
По бокам от триумфальной арки устроены два небольших алтаря.
27*.
Внутри монастыря расположена часовня Ленкастра, построенная в 1686-1692 гг. в память о архиепископе Браги, кардинале и великом инквизиторе Португалии Вериссимо де Ленкастре, монахами Жозе де Ленкастром и Луисом де Ленкастром — братом и племянником кардинала. Стены часовни покрыты инкрустацией из полихромного мрамора, с орнаментальными мотивами под влиянием итальянского церковного зодчества, во многом соответствуя вкусу португальского архитектора Жуана Антунеса, которому приписывается проект. Расписанный потолок отражает художественный вкус эпохи короля Жуана V.
28.
Алтарь, первоначально посвященный святым мученикам Лиссабона Вериссимо, Максиме и Юлии, богато украшен инкрустированной мраморной каменной кладкой, где фасад алтаря выделяется стилизованными растительными мотивами и гербом кардинала. Останки нескольких маркизов рода Мариальва покоятся под погребальной часовней кардинала Вериссимо де Ленкастре.
29.
Видеозарисовка, дополняющая мой рассказ о монастыре.
Смотровая площадка св. Петра Алькантрийского
Miradouro de São Pedro de Alcantara — это сад ландшафтная терраса с бюстами исторических личностей, фонтаном и киосками, где можно посидеть и полюбоваться панорамным видом на город, замок св. Георгия и центральный Лиссабон. Телескоп позволяет более детально рассмотреть определенное здание или деталь. Во время нашего осмотра почти вся площадка подвергалась благоустройству, поэтому пришлось позаимствовать несколько фотографий из Википедии.
30**.
На панорамной карте из плиток, выполненной в 1952 г. Фредом Крадольфером, отмечены все характерные здания и достопримечательности. Заметим, что аналогичная панорамная карта в замке св. Георгия, выполнена тем же автором. Нижний геометрический сад содержит бюсты героев и богов из греко-римской мифологии, таких как Минерва и Улисс. Заметим, что
31*.
Фонтан в саду.
32.
Памятник Эдуардо Коэльо
В центре сада св. Петра Алькантрийского установлен монумент основателю португальской газеты новостей Diario de Noticias Эдуардо Коэльо [38.7148784N 9.144254W]. Газета издается с 29 декабря 1864 г. Эдуардо Коэльо был директором газеты вплоть до своей смерти в 1889 г.
33.
34.
Барельеф сооснователя газеты Томаса Квинтино Антунеша.
35.
Памятник продавцу лотерей
Посреди площади стоит бронзовый босоногий мальчишка в обносках с пачкой лотерейных билетов [38.713179N 9.1431597W]. Говорят, что этот памятник появился благодаря нежной любви португальцев к национальным лотереям, которую они пронесли через века и сохранили как национальное развлечение.
36.
Подъемник Глория
Глория — один из трёх оставшихся в строю фуникулеров в Лиссабоне [38.7142296N 9.1439617W], функционирующий с 1885 г. Он расположен практически в центре, точнее на площади Restauradores. Верхняя остановка — Bairro Alto. Протяженность маршрута 265 метров. В нескольких шагах от верхней остановки раскинулась одна из интересных и красивых смотровых площадок Лиссабона — Sao Pedro de Alcantara, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город. Нам не повезло: во время нашего осмотра Лиссабона не работал ни один фуникулер, так что прокатиться на нем не удалось.
37.
Возможно, что это автопортрет одного из вандалов, расписавших Глорию.
38.
Небольшое видео о саде и смотровой площадке.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.