Лиссабон. Монастырь св. Петра Алькантрийского

Францисканский женский монастырь св. Петра Алькантрийского был построен в честь одноименного святого кастильца в 1670 г. во время войны за восстановление независимости, по повелению Антониу Луиса де Менесеса, 3-го графа Кантанхеде и 1-го маркиза Мариальва [38.7151839N 9.1449702W]. В XVIII и XIX вв. при восстановлении монастыря комплекс зданий претерпел некоторые изменения.
1.
DSC_8228

Эта церковь до 2014 г. лишь изредка открывалась только для организованных групп, и только после переезда монахинь Святой Дом Милосердия впервые решил открыть его для широкой публики. Вход в церковь дает одновременный доступ к домам монастыря и часовне Ленкастра, построенной позднее в этом комплексе. Церковь и часовня свободны для посещения, в то время как другие части здания (ризница и верхний хор) можно увидеть во время изредка проводимых платных экскурсий (на португальском языке по субботам в 15:00 и 16:30; на французском — по пятницам в 11:30; на английском — по пятницам в 15:00).
2.
p1432

Во время землетрясения 1755 г. монастырь был почти полностью разрушен; его реконструкция была начата в 1783 г. Церковь, встроенная между двумя крыльями монастыря, была повреждена в меньшей степени, поэтому алтарь датируется 1758 г. Церковь, представляющая собой единственный неф и в основном освещенный большими окнами, в основном выполнена в стиле барокко, в результате чего мы видим гармоничный симбиоз между позолоченной резьбой по дереву и монохромной плиткой азулежу XVIII в. Потолок церкви расписан в технике гризайль. Освещение в основном естественное через окна под потолком.
3*.
p1424

Коллекция картин в стиле барокко в церкви написана незадолго до лиссабонского землетрясения и происходит из монастыря Мафры, в том числе оригинальное полотно французского художника Пьера-Антуана Куиллара, представляющего «Коронацию Богоматери Святой Троицей».
4.
DSC_8186

«Проповедь Иоанна Крестителя» (Педро Александрино де Карвальо)
5.
DSC_8184

6.
DSC_8198

Во всем пространстве монастыря, включая церковь, установлены сине-белые панели азулежу XVIII в., рассказывающие о жизни св. Петра Алькантрийского.
7.
DSC_8169

8.
DSC_8182

9.
DSC_8183

10.
DSC_8189

11.
DSC_8197

12.
DSC_8199

13.
DSC_8222

14.
DSC_8223

15.
DSC_8225

16.
p1423

17.
p1425

18.
p1428

В центре, вероятно, находится захоронение первого патриарха Лиссабона Томаша де Альмейда.
19.
p1426

Небольшой резной балкон на левой стене нефа.
20.
DSC_8185

В церкви вдоль боковых стен нефа имеется два небольших алтаря со схожим оформлением.
21.
p1430

22.
p1429

Главный алтарь выделяется прекрасной позолоченной резьбой по дереву, францисканской иконографией, потолком, расписанным в стиле гризайль, и мраморной росписью стен.
23.
DSC_8224

Главный алтарь включает в себя живопись Бенту Коэльо да Сильвейры и Андре Гонсалвеша, дополненную позднее работой Лучано Фрейре.
24*.
p1431

Заалтарный образ — «Экстаз св. Петра Алькантрийского» (Бенту Коэльо да Сильвейра, 1690).
25.
DSC_8220

26.
DSC_8221

По бокам от триумфальной арки устроены два небольших алтаря.
27*.
p1427

Внутри монастыря расположена часовня Ленкастра, построенная в 1686-1692 гг. в память о архиепископе Браги, кардинале и великом инквизиторе Португалии Вериссимо де Ленкастре, монахами Жозе де Ленкастром и Луисом де Ленкастром — братом и племянником кардинала. Стены часовни покрыты инкрустацией из полихромного мрамора, с орнаментальными мотивами под влиянием итальянского церковного зодчества, во многом соответствуя вкусу португальского архитектора Жуана Антунеса, которому приписывается проект. Расписанный потолок отражает художественный вкус эпохи короля Жуана V.
28.
p1422

Алтарь, первоначально посвященный святым мученикам Лиссабона Вериссимо, Максиме и Юлии, богато украшен инкрустированной мраморной каменной кладкой, где фасад алтаря выделяется стилизованными растительными мотивами и гербом кардинала. Останки нескольких маркизов рода Мариальва покоятся под погребальной часовней кардинала Вериссимо де Ленкастре.
29.
DSC_8168

Видеозарисовка, дополняющая мой рассказ о монастыре.

Смотровая площадка св. Петра Алькантрийского
Miradouro de São Pedro de Alcantara — это сад ландшафтная терраса с бюстами исторических личностей, фонтаном и киосками, где можно посидеть и полюбоваться панорамным видом на город, замок св. Георгия и центральный Лиссабон. Телескоп позволяет более детально рассмотреть определенное здание или деталь. Во время нашего осмотра почти вся площадка подвергалась благоустройству, поэтому пришлось позаимствовать несколько фотографий из Википедии.
30**.
Panorama

На панорамной карте из плиток, выполненной в 1952 г. Фредом Крадольфером, отмечены все характерные здания и достопримечательности. Заметим, что аналогичная панорамная карта в замке св. Георгия, выполнена тем же автором. Нижний геометрический сад содержит бюсты героев и богов из греко-римской мифологии, таких как Минерва и Улисс. Заметим, что
31*.
Azuleju

Фонтан в саду.
32.
Fontaine

Памятник Эдуардо Коэльо
В центре сада св. Петра Алькантрийского установлен монумент основателю португальской газеты новостей Diario de Noticias Эдуардо Коэльо [38.7148784N 9.144254W]. Газета издается с 29 декабря 1864 г. Эдуардо Коэльо был директором газеты вплоть до своей смерти в 1889 г.
33.
p1433

34.
DSC_8236

Барельеф сооснователя газеты Томаса Квинтино Антунеша.
35.
DSC_8237

Памятник продавцу лотерей
Посреди площади стоит бронзовый босоногий мальчишка в обносках с пачкой лотерейных билетов [38.713179N 9.1431597W]. Говорят, что этот памятник появился благодаря нежной любви португальцев к национальным лотереям, которую они пронесли через века и сохранили как национальное развлечение.
36.
DSC_8235

Подъемник Глория
Глория — один из трёх оставшихся в строю фуникулеров в Лиссабоне [38.7142296N 9.1439617W], функционирующий с 1885 г. Он расположен практически в центре, точнее на площади Restauradores. Верхняя остановка — Bairro Alto. Протяженность маршрута 265 метров. В нескольких шагах от верхней остановки раскинулась одна из интересных и красивых смотровых площадок Лиссабона — Sao Pedro de Alcantara, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город. Нам не повезло: во время нашего осмотра Лиссабона не работал ни один фуникулер, так что прокатиться на нем не удалось.
37.
DSC_8163

Возможно, что это автопортрет одного из вандалов, расписавших Глорию.
38.
DSC_8162

Небольшое видео о саде и смотровой площадке.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.