Считается, что ранее на месте современного собора стоял римский храм, в IV-V вв. превращённый вестготами в христианскую церковь. После завоевания арабами Пиренейского полуострова на её месте построена мечеть. После осады 1147 г. мечеть была разрушена христианами, и на её месте стал возводиться новый собор, здание которого было построено уже в 1150 г. [38.7098428N 9.1332006W].
1.
Лиссабонское землетрясение 1755 г. серьёзно повредило собор, но он был отреставрирован. До этого в городе произошло несколько землетрясений, но ущерб был незначителен. После этого в собор были внесены элементы барокко, рококо и неоклассицизма.
2.
В начале XX в. экстерьер и интерьер церкви были очищены от неоклассических наслоений, чтобы придать собору более «средневековый», готический, вид. От первого периода своего существования (середина XII — первая четверть XIII в.) собор сохранил западный фасад с розеточным окном (воссозданным из фрагментов в XX веке), главный портал, северный боковой портал и центральный неф.
3.
Главный фасад собора выглядит как крепость, с двумя башнями, примыкающими к входу, и зубцами над стенами.
4. Фотографировать фасад, конечно, надо во второй половине дня. Иначе сильно мешается Солнце навстречу. Зато я потратил много времени, чтобы очистить снимок от визуального мусора типа висящих проводов.
Главный портал собора [A] не такой монументальный, как в монастыре Жеронимуш или в монастыре в Баталье.
5.
6.
Лиссабонский собор (иначе называемый Santa Maria Maior de Lisboa) — здание в плане латинского креста с тремя нефами, трансептом и главной часовней, окруженной деамбулаторием. Собор соединён с клуатром на своей восточной стороне. Вероятно, осмотреть клуатр было бы очень интересно, но доступ в него был закрыт, вероятно, из-за проведенных в последние годы археологических раскопок, которые обнажили постройки древнеримского, арабского и средневекового периодов. Для облечения виртуальной экскурсии привожу план собора.
7.
Интерьеры кафедрального собора достаточно аскетичны, их специально возвращали к оригинальному виду уже в 20 веке. Неф [B] покрыт цилиндрическим сводом и имеет верхнюю арочную галерею (трифорий). Свет проникает сквозь розеточные окна западного фасада и трансепта, через узкие окна боковых проходов нефа (клересторий), а также через окна башни фонаря трансепта.
8.
9.
Правый неф
10.
11.
В торце правого нефа со стороны входа выставлена картина «Спаситель мира», написанная португальским художником Педру Александрино Карвальо в 1778 г.
12.
Со стороны главного алтаря скульптура Богоматери с младенцем.
13.
Левый неф
14.
В торце правого нефа со стороны входа выставлена картина «Сошествие Святого Духа», написанная португальским художником Педру Александрино Карвальо в 1780 г.
15.
Неплохая по исполнению скульптура традиционного в католичестве сюжета — Пьета. Авторство и год создания определить не удалось.
16.
Баптистерий [13]
Обратите внимание на крестильную купель, расположенную слева от входа. Считается, что в 1195 г. здесь крестили св. Антония. Изнутри баптистерий украшен множеством азулежу первой трети XVIII в., в основном с сюжетами из жизни Христа и религиозных аллегорий.
17.
Особый интерес представляет азулежу, изображающее св. Антония, проповедующего рыбам.
18.
Капелла Бартоломеу Жоанеса [1]
У входа в собор богатый торговец, один из основателей храма, Бартоломеу Жоанес в начале XIV в. построил погребальную часовню, позже названную в его честь. Во времена короля Жуана III переоборудование в часовню Бартоломеу Жоанеса было заказано в 1537 г. архитектору Педру Фернандесу де Серпа. Восемь панно представляют мученика св. Варфоломея, а также сцены из жизни Девы Марии и страсти Христа. Ретабло было написано Кристофором де Фигейреду, Гарсиа Фернандесом и Диого де Контрейрасом.
19.
Захоронение Бартоломеу Жоанеса, выполненное в готическом стиле.
20.
Ларь с различной церковной утварью изготовил Мачадо де Кастро в 1766 г.
21.
Патриаршая ризница [2]
Персональная гардеробная Патриарха была построена в XVIII в. и восстановлена только в XX в., когда был установлен великолепный алтарь св. Анны, ранее принадлежавший часовне св. Анны, расположенной в деамбулатории. Изображение святой в стиле барокко выполнено из резного позолоченного дерева, инкрустированного мрамором, между двумя картинами Фернана Гомиша: «Встреча св. Иоахима и св. Анны у Золотых ворот» и «Рождение Богородицы». В экспозиции представлено несколько литургических предметов, а именно генуфлекторий, прекрасная вышитая золотом риза XVIII в., епископский посох, патриарший крест и семь канделябров для религиозных процессий.
22.
Коллекция драгоценных епархиальных митр.
23.
Ларь для хранения патриарших одеяний
24.
Левый (северный) трансепт
Трансепт до сих пор хранит свидетельства первоначального плана апсиды и вход в деамбулаторий. Северный трансепт выглядит несколько скромно, в основном соответствуя готическому стилю. В настоящее время здесь выставлена картина Причастия апостолов кисти Жозе де Авелара Ребело (XVII в.).
25.
26.
Окна-роза в трансепте были вновь введены во время реставрации в XX в.
27.
Часовня Пресвятого Причастия [3]
Часовня Пресвятого Причастия занимает место, где ранее стояла старая готическая часовня и часть деамбулатория. Маньеристский портал огорожен позолоченной решеткой, а на стенах изображены четыре Учителя Церкви и Евхаристия, написанные Педру Александрино де Карвальо. Алтарь изготовлен из позолоченного и полихромного резного дерева с росписью Тайной вечери, также кисти Педру Александрино. Скиния выполнена в форме церкви. По бокам от скинии находятся скульптурные изображения св. Иосифа с младенцем Христом и Богоматери Непорочного Зачатия.
28*.
Купол средокрестия [C]
В восьмиугольной башне есть центральная розетка и окна в куполе, которые освещают главный алтарь.
29.
30.
Главный алтарь [D]
Главная часовня была построена во времена короля Афонсу IV и подверглась значительной реконструкции и переоборудованию в XVIII в.
31.
Все пространство часовни освещается через девять окон, которые подчеркивают многоцветную известняковую отделку стен и пола.
32.
На табернакле стоит рассмотреть копию картины Жозе Инасиу де Сампайо «Успение Марии», обрамленную черным мрамором.
33.
34. Кафедра епископа Лиссабона
На боковых стенах находятся захоронения короля Афонсу IV и королевы Беатриче, созданные Жоакимом Машадо де Кастро. Они заменили оригинальные, разрушенные землетрясением 1755 г.
35.
В часовне установлено два органа, причем правый, голландский, установлен в храме в XX в.
36.
37.
38.
На лепном потолке изображены фрески Святой Троицы, а в стеклянной люстре — символы Девы Марии и Христа.
39.
Правый (южный) трансепт
Правый трансепт является ярким воплощением готического стиля.
40.
В табернакле находится необычная скульптура Богоматери с младенцем работы Аньоса Тейксейры.
41.
На южной оконечности трансепта выделяются витражи, изображающие св. Антония и св. Винсента.
42.
В витражах окна-розы правого трансепта, вероятно, изображены двенадцать апостолов.
43.
Деамбулаторий [E]
Деамбулаторий в Лиссабонском соборе является одним из самых красивых произведений готического искусства в стране. Построенные в XIV в., девять часовен с ребристыми сводами (одна из них — часовня св. Причастия) имеют четырехугольную форму с многоугольными апсидами. Следует отметить капители с растительными и фигурными узорами. Часовни были украшены резьбой по дереву и плиткой в XVIII в. Эти украшения были удалены, однако, во время реставрационных работ XIX и XX вв. Второй этаж имеет серию окон (клеристорий), которые освещают интерьер обильным светом. Высокий, просторный и светлый, он завершается ребристым сводчатым потолком с резными розетками. Здесь сохранилось несколько красивых готических гробниц XIV в., вероятно, из одной мастерской в Лиссабоне. Осмотр деамбулатория можно осуществить только за плату.
44.
Капелла св. Винсента [12]
В часовне св. Винсента, расположенной симметрично часовне Святого Причастия, вывешены картины «Прославление св. Винсента» (Педру Александрино), а также «Освобождение монаха Санчо» и «Поклонение св. Винсенту» (Амаро ду Вале), которые до 1755 г. висели в главной часовне.
45.
Капелла св. Себастьяна [11]
В часовне св. Себастьяна находится погребальная урна первого архиепископа Лиссабона Жуана Анеса.
46.
Капелла Непорочного Зачатия Пресвятой Девы [10]
В этой часовне имеется дверь, ведущая в клуатр.
47.
48.
Капелла св. Космы и Дамиана [9]
В часовне свв. Космы и Дамиана стоят захоронения, на крышках которых изображены фигуры соратника короля Афонсу IV Лопо Фернандеса Пачеко и его жены Нарии Вила Лобос, которые являются одними из самых красивых и интересных образцов погребального мастерства в соборе, а то и во всей Португалии.
49.
50.
51.
Капелла св. Ильдефонса [8]
Часовня св. Ильдефонсо славится замечательным произведением искусства барокко — вертепом с изящными фигурами из обожженной глины. Это произведение приписывается художнику Жоакиму Мачадо де Кастро. Два полотна на боковых стенах изображают «Представление Иисуса в храме» и «Поклонение волхвов».
52.
53.
54.
55.
Капелла св. Марии [7]
Часовня св. Марии выделяется средневековой решеткой из кованого железа в романском стиле, возможно, сделанной в XIII в. со стилизованными зооморфными и фитоморфными мотивами, а также скульптурой св. Марии, созданной в XV в.
56.
57.
Капелла св. Анна [6]
В часовне св. Анны находится небольшая гробница с изображением лежащей фигуры принцессы Королевского Дома с книгой в руках и гербом на боковой стенке, возможно, Констансы Мануэль, и изображение Святой Анны и Богоматери из полихромного дерева.
58.
59.
Капелла Пресвятой Богородицы Пенья де Франка [5]
В капелле можно увидеть скульптуру Богоматери и макет клуатра.
60.
61.
Капелла Святого Духа [4]
В этой часовне имеется дверь, ведущая в клуатр.
62.
Последняя часовня деамбулатория, ранее часовня Богоматери Света, была присоединена к часовне Святого Причастия в XVIII в. Табличка с гербом на передней стене утверждает, что капелла была основана Катариной да Кунья.
Небольшое видео о соборе стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть клуатр.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.