Фасад Страстей Христовых
В 1911 г. Антонио Гауди создал проект второго фасада — фасада Страстей, хотя окончательное архитектурное решение нефов и сводов появилось только в 1923 году, а строительство этого фасада было начато уже после смерти Гауди в 1954 г.
1*.
Гауди опасался отпугнуть жителей города реализацией замысла фасада Страстей, откровенно и жёстко рассказывающего о распятии Христа. В итоге строительства барселонцы этот фасад недолюбливают и «ласково» называют «Звездными войнами».
2.
3.
Главные врата фасада Страстей украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский.
4.
Скульптуры противоположного относительно фасада Рождества Христова фасада Страстей Господних созданы уже в наше время (1987-2009) по проекту современного каталонского архитектора Жузепа Мария Субиракса.
5.
6.
7.
8.
Фасад Славы
На месте жилого квартала на улице Майорка со временем будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия — фасад Воскресения Христова.
9.
10.
Создание набросков третьего фасада также датируется началом 1910-х годов. К сожалению, от этой работы до нас дошли только структурно-объёмные анализы и наброски символико-иконографического характера.
11.
12. Апсида храма
13. Ризница
14.
Интерьер церкви Святого Семейства
Понимая, что при его жизни работа над храмом не будет завершена, Гауди спланировал многие внутренние детали. Желание избежать прямых линий вместе со стремлением упростить конструкцию привели к появлению принципиального решения об использовании геометрических фигур с линейчатой поверхностью, таких как гиперболоид, гиперболический параболоид, геликоид и коноид. Все эти поверхности могут быть получены движением прямой, поэтому и их пересечение является прямой линией, что значительно облегчает сочленение различных деталей конструкции. В оформлении использована ещё одна геометрическая фигура — эллипсоид. О способах создания таких сложных фигур без использования современной вычислительной техники очень подробно рассказано в музее Гауди в г. Реусе. Настоятельно рекомендую ознакомиться.
15.
Геометрические формы появились в проекте примерно после 1914 г. Более ранние эксперименты мастера с формой колонн и других деталей интерьера ещё не содержат вышеупомянутых строгих геометрических поверхностей, но указывают на стремление архитектора найти определённые, одному ему известные пространственные решения.
16.
При оформлении внутренней части фасада Рождества Гауди использовал колонны круглого сечения с геликоидальным или двойным геликоидальным рисунком в верхней части ствола.
17*.
Главным несущим элементом в конструкции основного объёма церкви являются колонны, распределяющие вес башен и сводов. В зависимости от величины нагрузки колонны различаются толщиной сечения и высотой. Сечения базы колонн имеют форму звёзд с разным числом вершин (от 4 до 12, что определяется приходящейся на колонну нагрузкой) с небольшим параболическим скруглением лучей на внутреннем и внешнем диаметрах.
18.
С высотой форма сечения колонн постепенно превращается из звезды в круг, что происходит за счёт увеличения числа жёлобов, достигаемого одновременным поворотом влево и вправо исходного шаблона-звезды.
19.
По мере приближения к сводам, колонны разветвляются, создавая невиданную доселе конструкцию в виде леса. Это необычное архитектурное решение изначально было продиктовано конструкционной необходимостью: поиском центра тяжести опирающейся на колонну части свода.
20.
Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Круглые и эллиптические окна и витражи, гиперболические своды, геликоидальные лестницы, многочисленные звёзды, возникающие в местах пересечения различных линейчатых поверхностей и украшающие колонны эллипсоиды — вот неполный перечень геометрических деталей декорации Храма.
21.
В оформлении неповторимых потолков нефов можно увидеть самые различные геометрические фигуры с линейчатой поверхностью.
22.
По винтовой лестнице можно подняться к вершине башни.
24.
В Святом Семействе в огромные окна вставлены совершенно особые витражи. Окна застеклены частично цветными витражами, а частично оставлены полностью прозрачными. Возможно, что в ходе строительства этот казус будет устранен.
25.
26.
27.
28.
Внутрь церкви посетители попадают через главные врата центрального портала фасада Страстей. Они украшены цитатами из Библии на нескольких языках, включая каталанский.
29.
Портал Розария
Этот портал расположен на пересечении клуатра с фасадом Рождества Христова и стал единственным, который Гауди сделал за свою жизнь. Здесь применяются витые колонны с каннелюрами, закрученными в форме одного или нескольких геликоидов.
30.
31. Купол портала
Пресвитерий с главным алтарем и органом. Необычайно большая по размеру апсида, под которой расположена крипта, включает семь часовен и обходную галерею за хором.
32.
Балдахин главного алтаря с находящимся под ним Распятием.
33.
Отдельные элементы интерьера.
34.
35.
36.
37.
Напоследок настоятельно рекомендую посмотреть небольшое видео, наглядно показывающее, как будет достраиваться церковь Святого Семейства и как она будет выглядеть по замыслам архитекторов.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.
grigova says:
Поздравляю всех читателей с Новым Годом!
Пожелания всем известные стандартные, но от этого не становящиеся ненужными: счастья, здоровья и побольше положительных эмоций!
Первый пост в наступающем году планирую опубликовать только в конце января, так как надо успеть подготовиться к новой поездке и привезти побольше новых интересных фотографий.