Церковь Богоматери Вифлеемской — барочная церковь, боковым фасадом выходящая непосредственно на известнейший бульвар ла Рамбла [41.3830878N 2.1712482E].
1.
На месте старой церкви, построенной в 1553 г. и уничтоженной в 1671 г., в 1681 г. началось возведение нового храма по проекту архитектора Жосепа Жули. Строительство было завершено к 1732 г. Скульптурное оформление церкви выполнили Франсеск Сантакрус-и-Артигес и его ученик Андреу Сала. Первоначально церковь принадлежала ордену иезуитов (чем и объясняется наличие скульптурных изображений ключевых фигур ордена), однако после изгнания иезуитов из Испании в 1767 г. была передана другим конгрегациям. Внутреннее убранство церкви было целиком заменено в 1855 г.
2.
В 1936 г. церкви был нанесен серьезный ущерб во время гражданской войны: все предметы интерьера были сожжены, а своды рухнули. Были утеряны несколько картин художника Антони Виладомата и скульптуры у главного портала работы Андреу Сала. После войны его реконструировали архитекторы Франческ Фольгера Граси и Луис Бонет Гари. В период с 1991 по 1992 г. по заказу Главного управления культурного наследия Женералитета Каталонии фасады храма были восстановлены.
3.
Для лучшего ориентирования привожу план церкви, на котором обозначены основные достопримечательности церкви. В дальнейшем в квадратных скобках будет указываться номер в соответствии с этим планом.
4.
В дополнение к главному входу со стороны главного фасада, со стороны бульвара Рамбла имеются два небольших портала. Первой была построена и украшена дверь [1] ближе к фасаду.
5.
Она украшена барельефом с изображением младенца Иисуса (Франсеск Сантакрус, 1690). Посвящение под скульптурой «IN NOMINI IESU OMNE GENUFLECTATUR» можно перевести как «Во имя Иисуса все преклонят колени».
6.
4569
В начале XX в. симметрично относительно боковой стены была построена аналогичная дверь [2], украшенная изображением св. Иоанна Крестителя (Энрик Санье, 1906). В создании этого портала также приняли участие Джерони Марторелл и Джоан Амиго. Посвящение под скульптурой «INTER NATOS MULIERUM NON SURREXIT MAJOR JOANNE BAPTISTA» в гугловско-яндексовом переводе гласит: «Среди рожденных женщинами да не родились старше, чем Иоанн Креститель».
7.
8.
В углу в барочной нише установлена прекрасная скульптура св. Франциска Ксаверия (Франсеск Сантакрус, 1690) [3].
9.
Фасад церкви [4] создан по проекту Жосепа Жули под руководством двух иезуитов: архитектора Паре Торта и скульптора Пау Диего де Лакарре в 1690-1732 гг. В наружной стене хорошо виден самый типичный элемент памятника и самый заметный в Барселоне — орнаментальная полоса по периметру, созданная из специально встроенных камней, имеющих форму параллелограмма.
10.
В нижней части фасада прямоугольная дверь в окружении двух пар Соломоновых колонн. Между парами колонн установлены скульптуры двух известных иезуитов св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Борха. Авторство изваяний приписывается каталонскому скульптору Андреу Сала (1688).
11.
Над главным порталом между пилястрами и свитками находится барельеф, изображающий Рождество Иисуса (Франсеск Сантакрус). Над барельефом имеется надпись «Gloria in excelsis Deo» (Слава Богу на небесах).
12.
Еще выше мы видим большое окно-розу, в котором изображен Бог-отец. Витраж розы мы рассмотрим изнутри церкви.
13.
Некоторые авторы связывают архитектурное построение Вифлеемской Церкви с главной церковью иезуитов Иль-Джезу, построенной в Риме в 1568 г. Однако Церковь Богоматери Вифлеемской скорее следует традициям каталонской готики: неф с боковыми часовнями, построенными между контрфорсами. Боковые приделы накрыты овальными куполами с восьмиугольными фонарями, видимыми снаружи. Часовни сообщаются друг с другом через проходы.
14*.
На верхнем хоре установлен небольшой орган, построенный взамен утраченного в 1936 г.
15.
До 1936 г. интерьер храма был богато оформлен в стиле барокко. Часовни в стиле барокко были украшены алтарями XVII в. с фресками таких художников, как Антони Виладомат и Жозеп Флажье. Они были самой важной коллекцией барокко в Барселоне. В церкви также хранились многочисленные реликвии святых, в том числе урны с мощами св. Игнатия, св. Франциска Ксаверия и св. Франциска де Борха. Среди прочего в нефе выделялись фигуры двенадцати апостолов работы Доменика Таларна.
16.
Совершим обход церкви по часовой стрелке, начиная от входа.
Капелла Святого Христа [6]
Оформление этой часовни датируется 1954 г. Фрески написал Джоан Монкада-и-Планас. Рельефы с традиционным изображением Богородицы и св. Иоанна рядом с крестом выполнил Томас Бель и Сабатес. Скульптуру Христа на распятии создал Джозеп Серра, позже ее раскрасил Мануэль Сантс.
17.
Капелла Святого Причастия [7]
Табернакль создал ювелир Рамон Суньер в 1953 г. Настенные росписи выполнила группа Флама (Альберт Гарсия, Джоан Ллео и Доменек Фита). Купол украсил Льюсия Наварро в сотрудничестве с Джоан Монткада.
18.
Капелла св. Антония Падуанского [8]
По центру капеллы установлена статуя св. Антония. Слева от него — св. Панкратий Римский, справа — св. Рита Кашийская. На левой стене — св. Луция Сиракузская.
19.
Часовня Черной Девы Монтсерратской [9]
Черная Дева Монтсеррата), широко известная как Ла Моренета, является покровителем Каталонии. Алебастровый фасад, представляющий сцены из жизни Иисуса, создал Хоаким Рос в 1964 г.: «Принесение Иисуса в храм», «Распятие Иисуса» и «Диспут Иисуса с Учителями церкви».
20.
Часовня Непорочного Зачатия [10]
Скульптуру Непорочной Девы создал Томас Бел в 1954 г. Фрески с изображением библейских сюжетов на стенах написаны Льюсия Наварро-и-Родон в 1954 г. Слева от девы изображены св. Раймунд де Пеньяфорт и папа Пий IX; справа — св. Антоний Мария Кларет и папа Пий XII.
21.
Пресвитерий. Главный алтарь [11]
Созданный архитектором Францеском Фольгуера в 1964 г. (взамен уничтоженного в 1936 г.) главный алтарь возглавляет прекрасный образ Богоматери и Младенца (Джоан Ребулл).
22.
В работах по постройке балдахина приняли участие: Манель Андреу (мраморная скульптура), Люсия Наварро (роспись купола), Сантьяго Падро (мозаика купола) и Манель Санс (фрески).
23.
Капелла поклонения волхвов [12]
Скульптурный ансамбль в часовне представляет библейский сюжет поклонения волхвов. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января). Особенно он пышен в испаноязычных странах и выливается в массовые шествия 5 января — Кавалькады царей-волхвов, инсценирующие прибытие трёх волхвов. В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей.
24.
Капелла Святого Сердца Иисуса [13]
В 1921 г. во время детальной инвентаризации была описана часовня, посвященная Святому Сердцу Иисуса, с изображениями св. Алоизия Гонзага, св. Станислава Костки, св. Карло Борромео и св. Франциска Сальского. На стенах часовни висели картины, изображающие св. Маргариту и первое причастие св. Алоизия Гонзага.
25*.
Разрушенная во время гражданской войны в Испании часовня была полностью восстановлена Энриком Сагнером, который также был занят восстановлением капеллы Святого Причастия.
26.
Капелла Богоматери Кармельской [14]
В современной часовне Дева Кармельская, коронованная как Царица и держащая Младенца на руках, представлена как заступник душ чистилища.
27.
28.
29.
В нижней части алтарного образа рельефы кающихся оплакивают свою судьбу, ожидая спасения от заступничества покровительницы кармелитов.
30.
Капелла Богоматери отрекшихся [15]
Две картины маслом украшают боковые стены: «Корабли Барселоны» справа и «Мученичество св. Викентия» слева, написанные валенсийским художником Висенсом Наварро в 1955 г. Реставрация этой часовни была закончена в 1959 г., когда была установлена железная решетка.
31.
Алтарь с изображением Богоматери, покровительницы Барселоны и Валенсии, представляет собой позолоченную резьбу по дереву, выполненную в 1952 г. Мариано Бенлюре.
32.
Традиционно Богоматерь отрекшихся изображается в конусовидном одеянии с лилиями в одной руке и младенцем Иисусом, держащим крест, в другой. У ног Богоматери видит пара младенцев. Изображение характеризуется небольшим наклоном вперед, по этой причине оно ласково известно среди валенсийцев как La Geperudeta (вольный перевод — сгорбленная).
33.
Капелла Баптистерия [16]
Баптистерий — это маленькая церковь или часовня, предназначенная для проведения обряда крещения. На картине, написанной группой Флама (Альберт Гарсия, Хуан Ллео и Доменек Фита) в 1954 г., изображено Крещение Иисуса на реке Иордан св. Иоанном Крестителем, в присутствии нескольких учеников и пары ангелов, которые предлагают холст, чтобы высушить Господа. Святой Дух в виде голубя восседает на вершине.
34.
На куполе баптистерия имеется посвящение «Hic est filius meus dilectu» (Это мой любимый сын).
35.
Больше информации можно найти на официальном сайте церкви. Но, справедливости ради, там иногда мне попадались досадные ошибки и неточности.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.
Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.