Португалия. Парк Келуш. Часть 1

Сады Национального дворца Келуш занимают площадь в 16 гектар в бывшем поместье Келуш. Используемое королевской семьей как привилегированное место для организации празднеств и торжеств, особенно в период с 1752 по 1786 годы, сады представляют собой ценное национальное наследие и отличаются особым ландшафтом, считаясь одним из самых важных исторических садов Португалии.
1*. Очень похожая схема напечатана в буклете, выдаваемом вместе с билетами в кассе Дворца.
Plan2

Лестница Робийона
Выйдя из Дворца, спускаемся по лестнице, называемой по имени архитектора, руководившего строительством дворца, — Жан-Батиста Робийона.
Дизайн лестницы создает иллюзию оптического удлинения за счет эффекта принудительной перспективы, лучше всего видного с угла террасы и разделенной в середине пролета, чтобы не перегружать зрение внутренним углом колоннады за ее пределами.
2.
DSC_0719

Из-за реконструкции Зала послов часть фасада была закрыта строительными лесами. Но мне повезло, и я в недрах интернета нашел аналогичную фотографию, полностью открывающую здание.
3.
Stair

Также лестницу называют Лестницей львов по «охраняющим» вход во дворец скульптурам этих кошек.
4.
DSC_0814

Спустившись с балюстрады по лестнице, осматриваем фасад павильона Робийона. лучше всего иллюстрирующий излишества стилей барокко и рококо. Западное крыло было добавлено к первоначальному плану дворца Жаном-Батистом Робийоном, заменившим архитектора Матеуша Висенте ди Оливейра, когда маркиз Помбал поручил последнему провести реконструкцию Лиссабона после страшного землетрясения 1755 года. Павильон, который с тех пор носит имя архитектора, был построен после брака короля Педру III и королевы Марии I.
5.
DSC_0789

Наряду с центральным Каскадом раковин, под террасой павильона Робийона в 1822 году были построены клетки, где в неволе содержались дикие экзотические животные, такие как львы, тигры и обезьяны.
6*.
p0114

Завершенный в 1779 году, павильон имеет дорическую колоннаду, которая проходит по всей длине своих западных и южных фасадов, крыша которых одновременно является балконом с балюстрадой.
7.
DSC_0807

8.
DSC_0829

Изразцовый канал
Река Жамор (другое название — река Келуш), протекающая по всему парку Келуш с севера на юг, имеет участок, который убран в канал, украшенный многочисленными изразцами в стиле азулежу вдоль его 115-метровой длины.
9.
p0081

10*.
p0097

11*.
p0096

12.
DSC_0805

На протяжении более 100 метров стены канала украшены изразцовыми панелями с изображением морских пейзажей и связанных с ними сцен. Это самый большой из каналов в садах Португалии, отделанных плиткой азулежу в стиле шинуазри.
13*.
p0083

14.
DSC_0693

15*. Азулежу в левом крыле канала.
p0087

16*. Азулежу в правом крыле канала.
p0098

17*.
p0099

18*. Азулежу в центральной части канала
p0100

Как правило, поток воды перекрыт шлюзовыми воротами, которые открывают в мае (хотя во время нашего посещения в середине мая в канале воды практически не было).
19.
p0103

Весь район вокруг лестницы Робийона и Изразцового канала был важным центром отдыха, где были созданы пространства, специально предназначенные для отдыха и развлечений Королевской семьи. В течение XVIII века канал был местом для загородных праздников Fête champêtre, очень популярных в XVIII в., в ходе которых проплывала процессия корабликов с фигурами в аллегорических костюмах на борту.
20.
p0104

В центральной части канала находился Дом у озера — летний дом, украшенный в популярном в те годы стиле шинуазри. Также домик был известен как Китайский дом или Дом музыки, так как именно здесь камерный оркестр королевы играл в летнее время, а королевская семья в это время каталась на лодках по сверкающей воде, в которой отражались рисунки, узоры и цвета изразцов, которыми были облицованы стены. Когда наступала ночь, факелы в виде резных позолоченных рогов изобилия освещали окрестности канала. Китайский дом был построен в 1757 году, но позже оказался полностью разрушен.
21*.
p0101

22.
DSC_0643

23.
DSC_0689

24*.
p0102

Скульптуры Джона Чира
Сады дворца Келуз содержат самую важную коллекцию статуй британского скульптора XVIII в. Джона Чира за пределами Англии. Между 1755 и 1756 годами принц Педру, будущий король Педру III, заказал серию свинцовых статуй, чтобы украсить дворцовые сады творениями этого лондонского художника. Первый заказ был сделан в 1755 г. при посредничестве посла Португалии в Лондоне Луиса да Кунья Мануэля при содействии Себастьяна Хосе де Карвалью и Мело, будущего маркиза Помбала. Наряду с доставкой этого первого заказа, Джон Чир отправил список своих других работ, доступных для продажи. Второй заказ в 1756 г., больший, чем первый, была основан на этом списке скульптур.

По краям стелы в центре изразцового канала установлены две скульптурных группы Джона Чира: Венера и Адонис, чья любовь описана как в «Метаморфозах» Овидия, так и в поэме Шекспира «Венера и Адонис» (слева), и Бахус и Ариадна (справа). Раньше эти скульптуры были установлены вдоль фасада здания, в котором находились апартаменты принцессы Марии Франсишки Бенедиты, с видом на Мальтийский сад.
25*.
p0102-1

Сад Богатой палатки
Центральным элементом этого сада, ранее украшенного многочисленными свинцовыми статуями, изображающими фигуры из мифологии и пасторалей, была Богатая палатка, построенная в 1757 году и в настоящее время полностью утраченная. В ней было семь небольших комнат, облицованных дамасской сталью, зеркалами и позолоченной резьбой по дереву, выполненной мастером Сильвестром Фариа Лобо. Сегодня в саду находятся три из самых известных скульптурных групп работы Джона Чира.
Примечание. Внимательный и дотошный читатель обратит внимание, что один и тот же ныне отсутствующий домик с названием Barraca Rica будто бы раздвоился. К сожалению, заслуживающей доверия информации о садах Келуш в интернете мало. Официальный сайт утверждает, что домик находился около центра Изразцового канала, а если верить информационной табличке непосредственно в садах — правее канала (если смотреть от Дворца). Перевод на другие языки названия домика и его назначение также противоречивы. Название Сада богатой палатки также встречается совсем не совпадающее (Garden of the Rich Tent и Sycamore Square). Что из этого правильное, я определить не смог, поэтому оставил два варианта.
26.
p0086

27.
p0105

Фонтан Драконов
Во время нашего посещения фонтан не работал, а бассейн был осушен.
28.
DSC_0644

29*.
p0084

Озеро логично получило название в честь двух симпатичных и совершенно не страшных дракончиков, из пасти которых вытекали струи воды.
30.
DSC_0649

31.
DSC_0653

Сразу за фонтаном внутри ограды установлена еще одна скульптурная группа работы Джона Чира — Каин и Авель. Ранее она была установлена на вершине фасада Тронного зала.
32.
DSC_0650

Ограда фонтана украшена необычными двуликими бюстами.
33.
DSC_0654

34.
DSC_0652

35.
p0085

36.
DSC_0651

Неподалеку от фонтана Драконов можно увидеть очередную скульптурную группу Джона Чира — Эней и Анхис. Предание гласит, что Анхис был вынесен из горящей Трои своим сыном Энеем, так как был стар и немощен.
37.
DSC_0663

Совсем рядом стоит еще одна скульптурная группа опять-таки Джона Чира — «Похищение Прозерпины», созданная по мотивам известного древнегреческого мифа, популярного в искусстве.
38.
DSC_0666

Завершается сквер небольшим фонтанчиком с драконом.
39.
DSC_0671

40.
DSC_0672

Новый сад
Сад построен между 1765 и 1775 гг. по проекту Королевского садовника Луиша Симоша Рессургидо. Деревья и растения для Нового сада были импортированы из Нидерландов в 1765 году. Сад отличает симметричная планировка, которая охватывала зону между Богатой палаткой и ареной для быков XVIII в. На двух платформах был декоративный сад с 13 озерами (сегодня удаленными), фруктовый сад и цветник на одном уровне и лес на другом. Вдоль главной оси выстроены Озеро медальона, Фонтан Нептуна и Танк Курро. Отсюда, как с высокой точки, запускали в воздух воздушные шары и смотрели на фейерверки во время придворных торжеств.
41.
DSC_0739

Озеро медальона
Это самое большое озеро в садах имеет форму восьмиугольной звезды. Построенное по проекту Жана-Батиста Робийона в 1764 г., озеро имеет сложную систему фонтанов и водяных струй.
42*.
p0106

43.
DSC_0743

Возле озера находятся две статуи Джона Чира: Аполлон и Диана. При моем посещении садов скульптура Дианы отсутствовала, поэтому пришлось найти аналогичную фотографию, где есть полный комплект статуй.
44*.
Medallions

45.
DSC_0749

Фонтан Нептуна
Впечатляющая скульптурная группа, вырезанная из камня в 1677 г. и изображающая Нептуна, окруженного тритонами.
46.
DSC_0751

Нептун был высечен Эрколе Феррата, учеником и сотрудником Джованни Лоренцо Бернини, творчество которого хорошо отображено в Риме.
47*.
p0108

Нептун был заказан в 1677 г. Луишем де Менесесом, третьим графом Эрисейра, для своего лиссабонского дворца Анунсиада и перенесена в сады Келуш в 1945 г. Позднее вокруг скульптуры был создан фонтан, где установлены четыре скульптуры тритонов, трубящих в рог и держащих шиты с гербами.
48*.
p0109

В конце аллеи находится емкость для воды, называемая Танк Курро, — хранилище, в котором течет вода из дворцовых источников. Его название происходит от слова «curro» — места для быков до и после корриды. Вероятно, отсюда осуществляется подача воды в нижние фонтаны.
49.
p0111

Чайный павильон
Завершаем прогулку по нижним садам осмотром Чайного павильона в конце Изразцового канала. Любопытно, что в XIX в. в нем была устроена небольшая теплица.
50.
p0112

51.
DSC_0804

Окончание рассказа о дворце и парках Келуш будет опубликовано через несколько дней.

Полностью пост читать здесь.

Queluz3

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.