Сады Национального дворца Келуш занимают площадь в 16 гектар в бывшем поместье Келуш. Используемое королевской семьей как привилегированное место для организации празднеств и торжеств, особенно в период с 1752 по 1786 годы, сады представляют собой ценное национальное наследие и отличаются особым ландшафтом, считаясь одним из самых важных исторических садов Португалии.
1*. Очень похожая схема напечатана в буклете, выдаваемом вместе с билетами в кассе Дворца.
Лестница Робийона
Выйдя из Дворца, спускаемся по лестнице, называемой по имени архитектора, руководившего строительством дворца, — Жан-Батиста Робийона.
Дизайн лестницы создает иллюзию оптического удлинения за счет эффекта принудительной перспективы, лучше всего видного с угла террасы и разделенной в середине пролета, чтобы не перегружать зрение внутренним углом колоннады за ее пределами.
2.
Из-за реконструкции Зала послов часть фасада была закрыта строительными лесами. Но мне повезло, и я в недрах интернета нашел аналогичную фотографию, полностью открывающую здание.
3.
Также лестницу называют Лестницей львов по «охраняющим» вход во дворец скульптурам этих кошек.
4.
Спустившись с балюстрады по лестнице, осматриваем фасад павильона Робийона. лучше всего иллюстрирующий излишества стилей барокко и рококо. Западное крыло было добавлено к первоначальному плану дворца Жаном-Батистом Робийоном, заменившим архитектора Матеуша Висенте ди Оливейра, когда маркиз Помбал поручил последнему провести реконструкцию Лиссабона после страшного землетрясения 1755 года. Павильон, который с тех пор носит имя архитектора, был построен после брака короля Педру III и королевы Марии I.
5.
Наряду с центральным Каскадом раковин, под террасой павильона Робийона в 1822 году были построены клетки, где в неволе содержались дикие экзотические животные, такие как львы, тигры и обезьяны.
6*.
Завершенный в 1779 году, павильон имеет дорическую колоннаду, которая проходит по всей длине своих западных и южных фасадов, крыша которых одновременно является балконом с балюстрадой.
7.
8.
Изразцовый канал
Река Жамор (другое название — река Келуш), протекающая по всему парку Келуш с севера на юг, имеет участок, который убран в канал, украшенный многочисленными изразцами в стиле азулежу вдоль его 115-метровой длины.
9.
12.
На протяжении более 100 метров стены канала украшены изразцовыми панелями с изображением морских пейзажей и связанных с ними сцен. Это самый большой из каналов в садах Португалии, отделанных плиткой азулежу в стиле шинуазри.
13*.
14.
15*. Азулежу в левом крыле канала.
16*. Азулежу в правом крыле канала.
18*. Азулежу в центральной части канала
Как правило, поток воды перекрыт шлюзовыми воротами, которые открывают в мае (хотя во время нашего посещения в середине мая в канале воды практически не было).
19.
Весь район вокруг лестницы Робийона и Изразцового канала был важным центром отдыха, где были созданы пространства, специально предназначенные для отдыха и развлечений Королевской семьи. В течение XVIII века канал был местом для загородных праздников Fête champêtre, очень популярных в XVIII в., в ходе которых проплывала процессия корабликов с фигурами в аллегорических костюмах на борту.
20.
В центральной части канала находился Дом у озера — летний дом, украшенный в популярном в те годы стиле шинуазри. Также домик был известен как Китайский дом или Дом музыки, так как именно здесь камерный оркестр королевы играл в летнее время, а королевская семья в это время каталась на лодках по сверкающей воде, в которой отражались рисунки, узоры и цвета изразцов, которыми были облицованы стены. Когда наступала ночь, факелы в виде резных позолоченных рогов изобилия освещали окрестности канала. Китайский дом был построен в 1757 году, но позже оказался полностью разрушен.
21*.
22.
23.
Скульптуры Джона Чира
Сады дворца Келуз содержат самую важную коллекцию статуй британского скульптора XVIII в. Джона Чира за пределами Англии. Между 1755 и 1756 годами принц Педру, будущий король Педру III, заказал серию свинцовых статуй, чтобы украсить дворцовые сады творениями этого лондонского художника. Первый заказ был сделан в 1755 г. при посредничестве посла Португалии в Лондоне Луиса да Кунья Мануэля при содействии Себастьяна Хосе де Карвалью и Мело, будущего маркиза Помбала. Наряду с доставкой этого первого заказа, Джон Чир отправил список своих других работ, доступных для продажи. Второй заказ в 1756 г., больший, чем первый, была основан на этом списке скульптур.
По краям стелы в центре изразцового канала установлены две скульптурных группы Джона Чира: Венера и Адонис, чья любовь описана как в «Метаморфозах» Овидия, так и в поэме Шекспира «Венера и Адонис» (слева), и Бахус и Ариадна (справа). Раньше эти скульптуры были установлены вдоль фасада здания, в котором находились апартаменты принцессы Марии Франсишки Бенедиты, с видом на Мальтийский сад.
25*.
Сад Богатой палатки
Центральным элементом этого сада, ранее украшенного многочисленными свинцовыми статуями, изображающими фигуры из мифологии и пасторалей, была Богатая палатка, построенная в 1757 году и в настоящее время полностью утраченная. В ней было семь небольших комнат, облицованных дамасской сталью, зеркалами и позолоченной резьбой по дереву, выполненной мастером Сильвестром Фариа Лобо. Сегодня в саду находятся три из самых известных скульптурных групп работы Джона Чира.
Примечание. Внимательный и дотошный читатель обратит внимание, что один и тот же ныне отсутствующий домик с названием Barraca Rica будто бы раздвоился. К сожалению, заслуживающей доверия информации о садах Келуш в интернете мало. Официальный сайт утверждает, что домик находился около центра Изразцового канала, а если верить информационной табличке непосредственно в садах — правее канала (если смотреть от Дворца). Перевод на другие языки названия домика и его назначение также противоречивы. Название Сада богатой палатки также встречается совсем не совпадающее (Garden of the Rich Tent и Sycamore Square). Что из этого правильное, я определить не смог, поэтому оставил два варианта.
26.
27.
Фонтан Драконов
Во время нашего посещения фонтан не работал, а бассейн был осушен.
28.
Озеро логично получило название в честь двух симпатичных и совершенно не страшных дракончиков, из пасти которых вытекали струи воды.
30.
31.
Сразу за фонтаном внутри ограды установлена еще одна скульптурная группа работы Джона Чира — Каин и Авель. Ранее она была установлена на вершине фасада Тронного зала.
32.
Ограда фонтана украшена необычными двуликими бюстами.
33.
34.
35.
36.
Неподалеку от фонтана Драконов можно увидеть очередную скульптурную группу Джона Чира — Эней и Анхис. Предание гласит, что Анхис был вынесен из горящей Трои своим сыном Энеем, так как был стар и немощен.
37.
Совсем рядом стоит еще одна скульптурная группа опять-таки Джона Чира — «Похищение Прозерпины», созданная по мотивам известного древнегреческого мифа, популярного в искусстве.
38.
Завершается сквер небольшим фонтанчиком с драконом.
39.
40.
Новый сад
Сад построен между 1765 и 1775 гг. по проекту Королевского садовника Луиша Симоша Рессургидо. Деревья и растения для Нового сада были импортированы из Нидерландов в 1765 году. Сад отличает симметричная планировка, которая охватывала зону между Богатой палаткой и ареной для быков XVIII в. На двух платформах был декоративный сад с 13 озерами (сегодня удаленными), фруктовый сад и цветник на одном уровне и лес на другом. Вдоль главной оси выстроены Озеро медальона, Фонтан Нептуна и Танк Курро. Отсюда, как с высокой точки, запускали в воздух воздушные шары и смотрели на фейерверки во время придворных торжеств.
41.
Озеро медальона
Это самое большое озеро в садах имеет форму восьмиугольной звезды. Построенное по проекту Жана-Батиста Робийона в 1764 г., озеро имеет сложную систему фонтанов и водяных струй.
42*.
43.
Возле озера находятся две статуи Джона Чира: Аполлон и Диана. При моем посещении садов скульптура Дианы отсутствовала, поэтому пришлось найти аналогичную фотографию, где есть полный комплект статуй.
44*.
45.
Фонтан Нептуна
Впечатляющая скульптурная группа, вырезанная из камня в 1677 г. и изображающая Нептуна, окруженного тритонами.
46.
Нептун был высечен Эрколе Феррата, учеником и сотрудником Джованни Лоренцо Бернини, творчество которого хорошо отображено в Риме.
47*.
Нептун был заказан в 1677 г. Луишем де Менесесом, третьим графом Эрисейра, для своего лиссабонского дворца Анунсиада и перенесена в сады Келуш в 1945 г. Позднее вокруг скульптуры был создан фонтан, где установлены четыре скульптуры тритонов, трубящих в рог и держащих шиты с гербами.
48*.
В конце аллеи находится емкость для воды, называемая Танк Курро, — хранилище, в котором течет вода из дворцовых источников. Его название происходит от слова «curro» — места для быков до и после корриды. Вероятно, отсюда осуществляется подача воды в нижние фонтаны.
49.
Чайный павильон
Завершаем прогулку по нижним садам осмотром Чайного павильона в конце Изразцового канала. Любопытно, что в XIX в. в нем была устроена небольшая теплица.
50.
51.
Окончание рассказа о дворце и парках Келуш будет опубликовано через несколько дней.
Полностью пост читать здесь.