Комплекс монастыря Санта-Мария де Алкобаса в городе Алкобаса является одним из самых заметных и лучших примеров цистерцианской архитектуры и пространственной философии.
1.
Алкобаса был последним аббатством, основанным при жизни св. Бернарда и первым полностью готическим зданием в Португалии. Аббатство было основано в 1153 году, когда король Афонсу I пожертвовал землю Бернарду Клервоскому. Строительные работы начались только в 1178 г. и продолжались несколько десятилетий, что вполне понятно, учитывая исключительные размеры проекта. Религиозное братство заняло уже завершенные здания в 1223 г. Церковь была освящена в 1252 г. Расцвет монастырского комплекса пришёлся на конец XIV — XVI вв., когда монастырь, будучи крупным феодальным собственником, стал центром ремёсел (обработка металла, ткачество, росписи).
2.
Монастырь был расширен при Мануэле I и обновлён в духе барокко в XVIII веке. Во время Наполеоновских войн монастырские сокровища были разграблены французами. В 1834 году монастырь был секуляризирован, монашеская жизнь в нём прекратилась. С 1989 года ансамбль монастырских зданий входит в перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Алкобаса спустя 800 лет после строительства так и остается самой большой церковью в Португалии.
3.
Для лучшей ориентации в этом немаленьком комплексе строений привожу план. Далее в квадратных скобках буду указывать номер по этому плану.
4.
На главном фасаде монастыря расположены главный фасад церкви (посередине) и два боковых крыла. Южное (на фото справа) крыло [14] было пристроено только в 1755 г., визуально уравновесив монастырский комплекс. В южном крыле размещались Колледж Богоматери Концепции и жилые помещения аббатов автономной конгрегации. Позже здесь размещалась муниципальная библиотека.
5*.
В северном (левом) крыле устроен сам монастырь.
6.
7.
8.
У внешней стены монастыря устроен фонтан, из которого горожане брали питьевую воду.
9.
В день моего посещения у стен монастыря работал блошиный рынок.
10.
Фасад церкви представляет собой смесь стилей: портал и роза над порталом были частью оригинальной церкви, а статуи и две башни, преобразовавшие фасад в стиль барокко, были добавлены в начале XVIII в.
11*.
Справа и слева от портала в нишах установлены две схожих скульптуры, левая — св. Бернарда, правая — св. Бенедикта.
13*.
Над порталом надо рассмотреть статуи, символизирующие кардинальные добродетели: Мужество, Благоразумие, Справедливость и Умеренность.
14*.
Выше розы, над королевским гербом, увенчанным короной, находится статуя (предположительно) св. Марии.
15.
Церковь [1]
Освященный в 1252 году, монастырский храм был первым португальским готическим религиозным зданием. Его большой масштаб и замечательная элегантность пропорций делают его непревзойденным примером контрастного эффекта камня и света. Известно, что строительные работы в церкви начались в 1178 году, но точная дата завершения не установлена. Длина церкви составляет 106 м, высота центрального прохода — 17 м, а боковых, как то ни странно, — 20 м.
16.
Столбы и стены лишены украшений, как это требуется в цистерцианских церквях, а интерьер очень ярко освещен рядами окон на стенах, на главном фасаде и трансепте. Неф разделен на три прохода: центральный проход и боковые проходы.
17. Боковой проход
Ближе к главному алтарю на службу собираются прихожане.
18.
19.
А вот и ответ на вопрос, что за служба: наиболее вероятно, что это Первое Причастие.
20.
21.
Оформление главного алтаря весьма скромное. В центре интерес представляет большое распятие.
22.
23.
Слева в главном алтаре установлена большая статуя девы Марии Алкобасы. Статуя, изображающая Богоматерь, в XVI-XVIII веках была частью алтаря, но в 1930 г. ее оттуда переместили. Цистерцианские монахи по вечерам во время комплетория возносили ей почести, исполняя песню «Славься, царица» (Salve Regina).
24.
25.
Вокруг главного алтаря устроен деамбулаторий. В деамбулатории имеется восемь идентичных апсидных часовен, а также устроен проход к ризнице. Обойдем главный алтарь слева направо. Статуи в часовнях изготовлены в XVIII в. из мягкой древесины.
26. Капелла св. Анны
27. Капелла Иисуса
28.
29. Капелла св. Иосифа
30. Капелла св. Иоакима
31.
32. Капелла блаженной Умбелины, сестры св. Бернарда Клервоского.
33. Капелла св. Стефана Хардинга, одного из основателей ордена цистерианцев.
Из деамбулатория имеется проход к ризнице [17], в первую очередь знаменитой своим порталом в стиле мануэлино. Портал оформлен переплетенными растительными ветвями, которые поддерживают герб Португалии.
34.
Центральное место в ризнице занимает Часовня реликварий. Эта часовня высшей красоты и духовности была построена между 1669 и 1672 гг. под руководством аббата Константино де Сампайо. Баптистский полиптих из позолоченного и полихромного резного дерева включает 89 скульптур реликвария, размещенных в нишах, размещенных на шести уровнях. Самому зайти внутрь ризницы не удалось по простой причине: там находились священники, готовившиеся к службе. Поэтому выкладываю пару фотографий ризницы из Википедии.
35.
36.
Часовня св. Бернарда, расположенная на южной стороне трансепта, имеет скульптурную группу, изображающую «Смерть св. Бернарда». Это одна из лучших работ, созданных монахами Алкобасы в XVII в. Справа и слева от ретабло захоронены короли Афонсу II и Афонсу III.
37.
По обеим сторонам трансепта находятся надгробия португальского короля Педру I и его супруги Инес де Кастро.
Захоронение короля Педру I
Украшение на гробнице Педру I состоит в основном из готической рельефной скульптуры, изображающей сцены из жизни св. Варфоломея, покровителя португальских королей, а также сцены из жизни Педро и Инес де Кастро.
38.
39.
40.
Лежащая фигура Педру, держащего в левой руке меч, увенчана короной. Он окружен четырьмя ангелами, поддерживающими голову и плечи и еще двумя ангелами с фимиамом.
41.
У ног короля поперек лежит собака. Верхняя часть гробницы, которая покоится на шести каменных львах, также украшена гербом Португалии.
42.
Захоронение Инес де Кастро
Инес де Кастро — фаворитка португальского короля Педру I, после смерти (казни по приказу Афонсу IV) признанная его женой. История их любви считается одной из самых ярких в португальской истории.
43.
Гробница Инес де Кастро опирается на шесть фигур с человеческими лицами и телами зверей.
44.
Стороны гробницы украшены скульптурными рельефными сценами из Нового Завета, включая Распятие и Страшный суд.
45.
Лежащая фигура Инес де Кастро носит корону, а ее голова и мантия поддерживаются четырьмя ангелами в сопровождении двух ангелов с благовониями.
46.
47.
Верхняя часть гробницы окаймлена португальским гербом и гербом Кастро.
48.
Королевский пантеон [15]
С правой стороны трансепта находится Королевский Пантеон, построенный в 1782 г. в неоготическом стиле и являющийся самым ранним неоготическим архитектурным объектом в Португалии. Автором пантеона считается инженер Вильям Элсден.
49.
В Королевском пантеоне находятся захоронения королев Португалии XIII в. Урраки Кастильской и Беатрисы Кастильской, жен соответственно королей Афонсу II и Афонсу III. Напомню, что мужья захоронены в часовне св. Бернарда. Кроме того, в пантеоне также есть небольшие могилы неопознанных князей.
50.
Самая замечательная гробница — королевы Урраки, погребенной в богато украшенной позднероманской гробнице. В верхней части могилы виден рельеф, изображающий королеву, а боковые стороны украшены изображениями Апостолов. Другие рельефы показывают короля и их детей, оплакивающих покойную королеву, а также Христа, окруженного мандорлой и символами четырех евангелистов. Другие гробницы богато украшены арабесками мудехаро-романского стиля, а также Апостолами.
51.
В углу церкви выставлены два колокола, ранее звонивших в церкви.
52.
Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.