Черногория. Старый город Котора. Часть 3

Этой частью будет завершен рассказ о старом городе Котор. В основном речь будет идти о достопримечательностях, расположенных вдоль холма св. Иоанна, откуда и сделан кадр.
1. Литография 1840 года.
pan167

Для упрощения ориентировки на местности еще раз выкладываю схему города.
2.
DSC_0901-1

Церковь св. Анны [42.4252246N 18.7718287E]
Церковь св. Анны ориентировочно появилась в конце XII — начале XIII веков и представляла собой типичную романскую постройку — однонефное здание с восьмиугольным куполом, внутри которого располагались колонны и поперечные арки {33}. Позже, в западной части храма был достроен каменный придел, исполненный уже в готическом стиле.
3.
pan077

После землетрясения 1979 года, когда пришлось восстанавливать почти весь Старый Котор, властями города было принято решение вернуть церкви св. Анны ее изначальный внешний вид. В ходе масштабной реконструкции внутри храма, в северной часовне и на западном фасаде самой церкви обнаружили остатки древней фресковой росписи, относящейся к XV веку и, по всей видимости, авторства известного мастера Ловро Маринова Добричевича. Реконструкция затронула купол церкви — он был восстановлен в первоначальных размерах, правда, из современных строительных материалов, а также обе удаленные в прошлом восточные апсиды.
4.
DSC_0298

Музейная площадь [42.4249038N 18.7713271E]
Название площадь получила в честь расположенного здесь Морского музея. Здесь в 1806-1810 гг. размещалось консульство Российской империи (на фото по центру). Интерес представляет дворец Драго, построенный в стиле итальянских палаццо (на фото слева).
5.
pan078

Морской музей [42.4250504N 18.7713647E]
Морской музей Черногории расположен в здании дворца знатной семьи Грегурина, построенном в начале XVIII века {60}. Экспозиция музея рассказывает о развитии мореплавания в Боке Которской на всем протяжении её истории. Здесь можно увидеть портреты мореплавателей и модели кораблей, предметы интерьера из капитанских домов и коллекцию трофейного оружия, захваченного в морских битвах, старинные карты Адриатического моря и гербы знатных капитанских родов города и его окрестностей.
6.
pan079

Старинный фонтан Карампана [42.4248246N 18.7713593E]
Фонтан Карампана долгие годы являлся единственным источником пресной воды в Старом Которе, благодаря этому возле него находился своеобразный центр городской жизни. Здесь встречались все местные жители, обменивались новостями и сплетнями, когда приходили, чтобы пополнить запасы питьевой воды. Хотя сам фонтан появился в городе еще в Средние века, его нынешний внешний вид — это наследие эпохи барокко, конца XVII — начала XVIII вв. Именно к этому времени относятся красивое кованое ограждение и сам механизм фонтана, изготовленные неизвестным, но искусным мастером кузнечного дела.
7.
98_1280

Небольшое симпатичное здание на площади, при первом взгляде похожее на церковь, но это только при беглом осмотре.
8.
pan080

Церковь св. Иосифа [42.4248365N 18.7720969E]
Пройти мимо этой церкви проще простого {36}. Она выходит на улицу ничем не примечательной боковой стеной, а вход расположен сбоку в узкой своего рода нише, да еще занятой сувенирной точкой. Единственное, что выдает в этом здании церковь — декоративная решетка.
9.
DSC_0606

Австрийская тюрьма середины XIX в. {53} Ныне здание фактически заброшено, но решетки на окнах выглядят вполне рабочими.
10.
pan112

Судя по мемориальной табличке в честь революционеров, проведших в заключении последние дни перед казнью, тюрьма функционировала минимум до 1918 года.
11.
DSC_0623

На площади перед тюрьмой можно напиться из симпатичного фонтанчика. Рядом находится приют для подкидышей.
12.
pan111

13.
pan070

Часовня св. Петра Цетинского [42.4246801N 18.7716839E]
Маленький храм-часовня св. Петра Цетинского, находящийся в ведении неканонической Черногорской православной церкви. Пётр I Петрович Негош — митрополит и правитель Черногории. Канонизирован Сербской православной церковью в лике святителя под именем Пётр Цетинский.
14.
DSC_0607

15.
DSC_0608

Если вы увидите эту деревянную табличку, — значит, часовня открыта для посещения.
16.
DSC_0276

17.
DSC_0277

Поднявшись по лестнице и зайдя внутрь, понимаешь, что весьма скромная часовня не рассчитана на большое число прихожан.
18.
DSC_0278

19.
pan071

20.
DSC_0281

Церковь св. Павла [42.4242584N 18.7719414E]
Церковь св. Павла была построена в 1263 году в романском стиле на деньги которского жителя Павла Бари и его жены Добры. Три года спустя ее передали под нужды доминиканских монахов, приехавших из Дубровника, которые владели храмом до XIV века, пока не построили собственный монастырь в северной части Котора {32}. Одно время в этом монастыре пребывала известная которская святая «Блаженная Осанна», здесь после смерти долгое время хранились ее мощи, пока не были переданы в церковь св. Марии. В первой половине XVI в. церковь была разрушена, а на ее месте построили новую, более просторную. Причем, западный фасад и часть пола сохранились от прежней романской постройки. Новое однонефное здание с полукруглой апсидой сориентировали с севера на юг (первый храм был вытянут в северо-восточном направлении), на главном фасаде остались стрельчатые арки от первого храма, а также часть стены с фамильным гербом первого основателя церкви.
21.
Pavel

Работы по реконструкции этого древнейшего памятника которской архитектуры были запланированы еще в 1986 году, но начались только в 2008 году. В планах реставраторов — вернуть церкви первоначальный романский стиль, удалив мезонин, полы и прочие изменения снаружи и внутри здания, которые были сделаны в XIX веке французскими и австрийскими властями. Проведенные работы уже позволили обнаружить стены первой церкви XIII века, оконные проемы постройки XVI века, а также часовню на восточной стороне храма. Фрагменты фресок датируются XV веком.
22.
pan113

23.
DSC_0626

24.
DSC_0635

Также под лестницей удалось найти захоронение самого Павла Бари.
25.
pan114

Кафедральный собор св. Трифона [42.4241772N 18.7714076E]
Виртуальная прогулка по площади Трифона была во второй части повествования, поэтому здесь будет рассказ только об интерьере храма {28}. Здание было освящено 19 июля 1166 года во имя св. Трифона, которого считают покровителем Котора. Как то ни странно, но вход в собор св. Трифона платный, мол, это музей. И тут я сильно оплошал: бесплатно прорвался в главный неф, но не осмотрел второй этаж и еще много чего интересного. В итоге пришлось использовать несколько фотографий из Википедии.
26.
pan081

Деревянная резьба портала XIX в.
27*.
pan068

Позолоченная статуя св. Трифона, держащего в руках город Котор, включая крепость св. Иоанна.
28.
DSC_0265

Главный неф
29*.
pan067

Кафедра св. Франциска изготовлена в Венеции приблизительно в 1650-1700 гг.
30.
DSC_0235

Главный алтарь изготовлен из серебра ориентировочно в 1300-1450 гг. Один из наиболее примечательных элементов внутреннего убранства храма — балдахин над дарохранительницей, шедевр готики. Четыре колонны из красного мрамора, добытого в Каменари, городке неподалёку от Котора, поддерживают восьмиугольную трехъярусную конструкцию, увенчанную фигуркой ангела. На каждом из трёх ярусов резьбой по камню запечатлены сцены из жизни св. Трифона.
31.
DSC_0234

32.
0001

33.
DSC_0260

34.
DSC_0259

Осмотрим собор по часовой стрелке, начиная от входа. Модель неопознанного храма.
35.
DSC_0238

Алтарь Успения Пресвятой Богородицы
36.
0002

Икона Непорочного зачатия (XVII в.)
37.
0003

Алтарь св. Николая (XVIII в.)
38.
pan065

Статуя Пьеты (XVI в.)
39.
pan063

Святые Варфоломей, Георгий и Антоний (Джироламо да Сантакроче, 1550-1580).
40.
0004

Серебряная скиния (Вентурино Занфранчи, 1618)
41.
pan064

42.
DSC_0239

43.
0005

Алтарь св. Распятия (Пьетро Антонио Новелли, XVIII в.)
44.
pan066

Алтарь св. Роха (XVIII в.)
45.
DSC_0246

В древности все стены храма были расписаны фресками, которые практически не сохранились до настоящего времени. Недавно на апсидах и сводах нефов были обнаружены остатки росписи, выполненные в византийском стиле. Доказано, что создание этих фресок датируется XIV веком, однако точно неизвестно, кто написал их — греки или сербы.
46*.
pan168

В часовне реликвий на втором этаже собора, построенной в XIV веке, покоятся мощи св. Трифона. Мраморный алтарь создал венецианский скульптор Франческо Пенсо Кабианка.
47.
0006

48.
0007

Иконы в часовне реликвий
49.
0008

Серебряный саркофаг XV в.
50.
0009

Площадь салата (Салатная площадь). Да, именно так площадь и называется — Trg od Salate. На этой площади в старину торговали зеленью и овощами.
На площади выходит фасад дворца Вракиен {69}. Хотя временем постройки дворца считается вторая половина XVIII века, архивные документы свидетельствуют, то еще в XIV веке на этом месте располагался дом семейства Вракиен, в котором проживала вдова Катена Вракиен и ее сын Марин [42.4238743N 18.7713379E]. Барочный дворец был возведен из кирпича и сверху покрыт штукатуркой красного цвета, дополнительно, по всему фасаду была сделана декоративная имитация карниза.
51.
pan116

Над главным входом в здание помещен фамильный герб — два ангела, выполненные из штукатурки, держат выступающий резной щит с рисунком и рыцарским шлемом.
52.
DSC_0649

Поперек площади можно увидеть один из специфических символов Котора — развешенное для просушки бельё. Чтобы было прикольнее, белье какого-то трехзначного размера.
53.
DSC_0650

Также на площади находится один иp двух официальных входов для подъема на холм для посещения крепости св. Иоанна [42.4238109N 18.7715766E].
54.
DSC_0658

Лестниц для доступа к зданиям, вплотную примыкающим к холму, несколько. Вот некоторые из них.
55.
pan120

56.
pan075

Венецианский военный госпиталь [42.4230863N 18.7714612E]
Военный госпиталь {45} был построен венецианцами в 1769 г. Сейчас в его помещениях сейчас располагается культурный центр Котора.
57.
pan118

В культурном центре организован круглосуточный бесплатный пункт проката особых транспортных средств. Учитывая, что прокат особой популярностью не пользуется, можно сделать вывод, что Котор не входит в приоритеты у ведьм.
58.
DSC_0663

59.
DSC_0662

Монастырь св. Франциска [42.4229239N 18.7718126E]
Монастырь {52} был основан в середине XVII века францисканскими монахами и пережил много событий, являвшихся знаковыми и поворотными в судьбе Черногории. Еще три года назад монастырь стоял наполовину разрушенным после землетрясения, но уже в 2018 году выглядел вполне достойно, по крайней мере внешне.
60.
pan121

61.
pan119

62.
pan076

Завершаем прогулку у тройного шлюза Южных ворот (ворот Гурдича) {9}.
63.
DSC_0677

Напоследок в виде бонуса выкладываю несколько фотографий узких улочек Котора без привязки к местности. Но привязка не так важна — главное проникнуться особой атмосферой старого Котора.
64.
DSC_0069

65.
DSC_0173

66.
DSC_0174

67.
pan073

68.
pan074

69.
pan110

70.
pan117

При создании этого поста частично были использованы материалы сайта www.travel-mne.ru.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.