Черногория. Город Доброта

Доброта — город на берегу Бока-Которской бухты, расположенный прямо возле Котора. И хотя с административной точки зрения — это самостоятельный населенный пункт, на самом деле между ними нет четкой границы, поэтому иногда Доброту называют пригородной частью Котора. Город тянется на 7 км вдоль восточного побережья Которского залива, примыкая с северной стороны к столице муниципалитета.
1*.
pan021


Доброта впервые упоминается в которских архивах в 1260 году под именем Dabrathum, которое затем трансформировалось в современное Dobrota.
2.
pan020

В 1717 году Доброта получила статус приморского поселения, в это время город переживал наивысшую фазу своего расцвета. Здесь селились самые известные бокельские моряки, которым принадлежали самые крупные суда во всей бухте. Разбогатевшие на мореплавании капитаны местных судов строили здесь красивые дворцы в стиле барокко, обставляя их ценной мебелью, украшая живописными полотнами и экзотическими растениями, наполняя старинными книгами в библиотеках.
3*.
pan101

Доброта считается одним из самых красивых мест в Которском заливе. Обилие солнца, живописные горные склоны, рощи из цитрусовых и оливковых деревьев — все это превращает ее в идеальное место для семейного отдыха с уютными пляжами, набережной для прогулок и многочисленными кафе и ресторанчиками вдоль побережья.
4.
DSC_0019

5.
DSC_0020

6*.
pan169

Совершим прогулку в основном по набережной Доброты в направлении от Котора.
Морской факультет Университета Черногории [42.432627N 18.7680548E]
Морской факультет — один из факультетов Университета Черногории, единственного государственного высшего учебного заведения Черногории. Неофициально считается, что Высшая морская школа является прямой наследницей мореходной школы, открытой мореплавателем Марко Мартиновичем в Перасте в 1697 году (среди её известных выпускников можно упомянуть графа П.А. Толстого и адмирала российского флота М.Х. Змаевича). В 1981 году Высшая морская школа была преобразована в Морской факультет Университета Черногории.
7.
pan022

Симпатичный домик напротив главной набережной Доброты [42.4330546N 18.7676847E]
8.
DSC_0543

Институт биологии моря [42.4360398N 18.7637043E]
Институт биологии моря — одно из научно-исследовательских учреждений Университета Черногории. Расположен в здании дворца знатной семьи Радоничич начала XIX века.
9.
DSC_0012

Церковь св. Ильи [42.4360319N 18.7637043E]
Церковь св. Ильи на мысе Плагенти возле Института биологии моря имеет довольно скромные внешние размеры и не отличается пышным или особенно богатым внутренним оформлением. Она является классическим примером местной архитектуры XI-XII вв., и, что особенно важно, несмотря на многовековую историю, этому культурному памятнику удалось неплохо сохраниться до наших дней. Посмотреть на церковь можно только издали, потому что находится она на территории Института биологии моря, а значит доступ туда разрешен лишь сотрудникам данного учреждения.
10.
DSC_0533

Церковь св. Матфея [42.4420099N 18.7625456E]
Архитектурная доминанта Доброты — высокая колокольня церкви св. Матфея. Храм был построен в конце XVII века на месте более ранней церкви, которая также была посвящена св. Матфею. В результате землетрясения 1667 г. первая церковь была разрушена, а на ее месте построили новый красивый храм.
11.
DSC_0927

12.
pan192

Строительство главного здания обновленного храма св. Матфея было закончено к 1670 г.; остальные постройки, включая высокую колокольню, возвели позже — после 1770 года. Основные деньги на церковь выделили богатые добротские капитаны.
13.
pan183

14.
DSC_1129

15.
DSC_1128

Изображение церкви св. Матфея на акварели (Рудольф фон Альт, 1841).
16.
Rudolf_von_Alt_1841

В результате пышность барочных внешних форм церкви была дополнена богатством внутреннего убранства: мраморным алтарем, многочисленными картинами и скульптурами, искусными церемониальными изделиями из серебра и текстиля.
17*.
pan200

18*.
pan198

19.
DSC_1256

Наиболее важные скульптуры — статуя святого семейства и композиция укладки Христа во гроб работы венецианского скульптора Джованни Боназза (XVIII век), они сделаны из каррарского мрамора. Самые ценные иконы, до сих пор хранящиеся при храме: «Добротская Мадонна с младенцем» (Джованни Беллини, вторая половина XV в.), «Святой Николай» (Пьетро Трантония Новелли, вторая половина XVIII в.), «Снятие с креста» (крито-венецианская школа XVI-XVII вв.).
20*.
DSC_1257

21.
pan199

Помимо главного алтаря, в церкви имеется еще две капеллы, расположенные слева и справа.
Справа находится капелла св. Антония
22.
pan194

23.
DSC_1269

24.
DSC_1267

25.
DSC_1268

Слева симметрично расположена капелла, название которой уточнить не удалось. Кроме картин известных художников, представляют интерес работы местного мастера-любителя — моряка Марка Радоничича, который в начале XIX века написал несколько своих произведений для церкви.
26.
pan197

27.
pan202

28.
DSC_1258

29.
pan203

Попасть внутрь церкви нетривиально. Практически единственное время, когда туда можно войти, это сразу после службы, проводимой по воскресеньям с 9:00 до примерно 9:30. Если прийти заранее и успеть зайти внутрь, то выгонять уже не будут и запрещать фотографировать — тоже. Однако никаких других фотографий интерьера церкви я в интернете так и не нашел.
30. Макет церкви св. Матфея
DSC_1262

Церковь Рождества Богородицы в Прчани
С противоположной стороны Которского залива раскинулся городок Прчань.
31*.
pan170

Архитектурная доминанта Прчани — католический храм Рождества Богородицы, который строили в течение 120 лет, начиная с XVIII века. Церковь была спроектирована венецианским архитектором Бернардино Макаруццио, а в ее отделке принимали участие такие художники и скульпторы, как Джованни Пьяцетта, Джованни Тьеполо, Антонио Балестра, Иван Мештрович и многие другие.
32.
DSC_1278

Туда я так и не добрался, но с удовольствием посмотрел сам и предлагаю вам посмотреть небольшое видео о церкви.

Церковь св. Василия Острожского [42.4461664N 18.7667298E]
Православная церковь св. Василия Острожского построена в стороне от набережной, но с прогулочной зоны к ней есть указатель. Дойти до храма можно за несколько минут по замощенной камнем дорожке, ведущей вверх от побережья. Церковь св. Василия Острожского в общем-то новая — ее строительство начали в 1963 г., а закончили в 1971 г.. Здание довольно значительно пострадало во время землетрясения 1979 года, но в наше время оно уже полностью восстановлено. Со всех сторон церковь окружает большое добротское кладбище.
33.
pan182

Здание имеет один неф и полукруглую апсиду, два церковных колокола расположены на звоннице над входом. От прочих церквей ее отличает интересное оформление камнем.
Другая необычная для черногорских храмов деталь — мозаика над входом, дар которской семьи Лазаревич. Она изображает святого сербской православной церкви, в честь коего освящено данное сооружение, и его монастырь Острог, который в настоящее время является одной из самых известных достопримечательностей Черногории и местом паломничества верующих.
34.
pan181

Сфотографировать интерьер церкви с разрешения священника мне удалось за 10 минут до начала службы, пока все прихожане ставили свечки в примыкающей часовенке.
35*.
pan185

36*.
pan186

37.
pan187

38.
pan189

39.
DSC_1167

40.
DSC_1162

41.
pan188

Слева от храма находится часовенка — небольшое оштукатуренное строение со звонницей на один колокол. Если в церковь можно попасть только во время богослужения, которое проводится каждую неделю в воскресенье в 8 утра, то часовня открыта практически постоянно.
42.
pan190

43.
pan193

Церковь св. Иоанна [42.4535604N 18.7651688E]
Здание на первый взгляд кажется полуразрушенным. Но на самом деле храм не был поврежден во время землетрясения или заброшен, он просто не завершен.
Церковь, которую предполагалось освятить в честь св. Иоанна, начали строить в конце XVIII века. Здание должно было заменить небольшую старую церковь св. Иоанна, стоящую выше. Но денег закончить строительство огромного и величественного католического храма на берегу моря у семейства Каменаровичей, как это ни прискорбно, не хватило из-за наступившей тяжелой экономической ситуации, пришедший на смену процветанию периода Венецианской республики. Так, недостроенной, церковь стоит и по сей день.
44.
pan173

Церковь св. Михаила [42.4579457N 18.7649998E]
Братство Радимиров в свое время затеяло постройку церкви св. Михаила. Она входила в комплекс домов, воздвигнутых представителями этого рода, и изначально была семейным храмом. В нем хоронили всех членов данного братства. В настоящее время небольшая однонефная церковь, приютившаяся на морском берегу, по назначению не используется. Пишут, что уже несколько лет во время наплыва туристов здесь открывается этнографическая выставка, посвященная роду Радимиров. Однако в конце августа 2018 г. церковь была закрыта.
45.
pan180

Любопытной деталью этой классической каменной церкви являются деревянные двери.
46.
DSC_1004

Памятник воинам, погибшим в 1944 г. при освобождении Доброты, находится немного дальше за церковью св. Михаила [42.4594239N 18.7646753E].
47.
DSC_0962

Дворец Дабиновичей [42.4612839N 18.7642837E]
Дворец знатного рода Дабиновичей также известен под именем «Башня Петуха» (Kokotova Kula), поскольку заказчиком дворца был Джуро Дабинович, который носил среди торговцев и моряков прозвище «Петух». Это один из самых красивых барочных домов в Доброте, и хотя он уступает в размерах прочим «капитанским дворцам» залива, именно этот дворец послужил в качестве базовой модели для более поздних добротских построек.
48.
pan175

Дворец был возведен прямо на набережной без закрытого двора, а вокруг дома располагались садовые террасы. Трехэтажный корпус был выполнен из мелкого тесаного камня и увенчан барочным бельведером, фасад украсили балконом с пышной балюстрадой. Внутренняя часть дворца была разделена на три части, по центру располагалась лестница, а также главный холл, из которого можно было попасть в остальные комнаты.
49.
pan174

В результате землетрясения 1979 г. дворец Дабиновичей сильно пострадал и до сих пребывает в полуразрушенном состоянии.
50.
DSC_0959

Церковь св. Евстафия [42.4670161N 18.7636292E]
Церковь св. Евстафия находится в самом конце Доброты. Ранее приблизительно на том же месте был храм, посвященный Великомученику Евстафию. Точная дата его строительства неизвестна, а в письменных источниках он впервые упоминается в 1332 г. Несколько столетий спустя, в 1753 г., было принято решение о формировании нового прихода в северной части Доброты во главе с церковью св. Евстафия. В августе 1762 г. в новом месте, повыше первой церкви, началось строительство по проекту венецианского архитектора Бартоломео Ривьере. После окончания строительства в 1772 г. службы стали проводиться в новой церкви, а первый храм, освященный в честь св. Евстафия, был оставлен. Он перестал существовать около 1836 года.
51.
DSC_0967

Архитектурный стиль церкви — барокко. Ее длина 36 метров, ширина и высота равна одному и тому же значению — 16,5 метров. Здание построено как однонефный храм без апсиды.
52.
pan176

Квадратная колокольня — узкая, высокая, изящная, является главным украшением экстерьера церкви. Кампанила появилась уже после окончания строительства и освящения храма. Она отлично вписалась в ансамбль, несмотря на то, что оформили ее в другом стиле — неороманском. В 1795 году был заложен фундамент колокольни и заказан камень с острова Корчула. Однако настоящее строительство было начато только осенью 1824 года. На вершину колокольни ведет лестница из 97 ступеней, но доступ для простых посетителей на эту площадку закрыт. Внутри башни висят три колокола, отлитых в XIX в. в Падуе. Самый большой из них имеет диаметр 870 мм и вес 360 кг.
53.
pan179

Верхний уровень башни украшают бифоры и карнизы, завершает его пирамидальный шпиль со скульптурой Архангела Михаила, взирающего на окрестности с высоты 37 м. Снизу Архангел кажется не слишком-то большим, однако на самом деле высота белокаменной статуи составляет 2,5 м.
54.
DSC_0968

Потолок церкви декорирован картинами, появившимися в 1932 г. На них хорватский художник Йозо Клякович изобразил жизнь и мученичество св. Евстафия, а также его семьи — жены и двоих сыновей. Центральное изображение имеет длину 7 м и ширину 2,5 м. Оно показывает сцену обращения в христианство Евстафия. По преданию, однажды на охоте он увидел меж рогов оленя образ распятого Иисуса и услышал божий глас, говоривший с ним. После этого Евстафий уверовал и, вернувшись домой вместе со своей семьей, принял христианство.
55*.
pan178

Центральный алтарь выполнен из зеленого, белого и красного мрамора, датируется 1772 г. Слева на нем установлена скульптура св. Евстафия, справа — мраморная статуя св. Елены с крестом. Скульптуры выполнены венецианским мастером Джузеппе Бернадия.
56.
DSC_0987

Пресвитерий имеет довольно необычный для местных храмов вид — он украшен мозаикой. Эта работа была выполнена в 1990 г. популярным хорватским художником (и, между прочим, атеистом) Эдо Муртичем. Композиция занимает общую площадь 300 кв.м. Над алтарем на латинском выведен девиз «Gratias ago tibi domine quia fui hoc mundo» — «Спасибо Тебе, Боже, что я был в этом мире».
57.
pan177

Католическая церковь св. Евстафия является действующей. Мессы проводятся по воскресеньям и праздничным дням в 10:00, а также по четвергам в 19:00. В остальное время храм, как правило, закрыт, однако если повезет и внутри окажется кто-то из служителей — для вас вполне могут открыть двери. Мне повезло частично: несмотря на то, что храм был закрыт, его можно было осмотреть через стекло внутренней входной двери. Пришлось прилично потрудиться при съемке, но оно того стоит. Очень подробно о церкви св. Евстафия можно прочесть здесь.

Напоследок еще раз взглянем на Которский залив. Все-таки очень красивое место, глаз радуется.
58*.
pan172

59.
DSC_0015

При создании этого поста частично были использованы материалы сайтов www.travel-mne.ru и https://www.balkanstravel.ru .

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.