Мечеть Нуруосмание — один из самых ярких образцов османского стиля барокко. Начиная со времени правления султана Ахмеда III, вошедшего в историю под названием Эпохи тюльпанов, в архитектуре летних вилл, павильонов и фонтанов, сооружаемых в Стамбуле, всё чаще стали встречаться элементы нового стиля барокко, завезенного из Европы. При султане Махмуде I влияние этого стиля уже стало заметно и в архитектуре мечетей, в частности мечети Нуруосмание.
1.
2.
Строительство мечети Нуруосмание по соседству с Гранд-Базаром было инициировано Махмудом I в январе 1749 года. Архитекторами были назначены Мустафа-ага и Фореман Симеон. Однако из-за внезапной смерти султана завершить строительство этого здания пришлось его брату Осману III. Церемония освящения мечети состоялась в декабре 1755 года, примерно через семь лет после начала проекта.
3.
По традиции, мечети надо было бы присвоить имя основателя, но султан Махмуд I умер, не дождавшись окончания строительства. Его преемник, Осман III, присвоил ей вычурное, в стиле барокко, название Нуруосмание (Священный свет Османа).
4.
Нуруосмание отличается от классических османских мечетей наличием украшений на внешних стенах здания, декорированными верхушками минаретов и большой нишей в центральном нефе с тремя входными дверями.
5.
Купол мечети высотой 26 м установлен на четырех громадных арках с многочисленными окнами. Дизайн, необычного для классической мечети, полукруглого внутреннего двора с колоннами и куполами, но без традиционного фонтана для омовений (шадирвана), подчёркивает стремление к величию и пышности, присущее стилю барокко.
6.
Султанский павильон
В прошлом некоторые мусульманские правители были убиты во время общей молитвы. По соображениям безопасности султанские ложи были построены с отдельными входами, позволяя султану, его министрам и свите принять участие в молитве, не опасаясь за свою жизнь. Вход в султанский павильон находится рядом с мечетью, где монарх проводил свои приемы, отдыхал или совершал омовения.
7.
В комплекс, помимо мечети, входят медресе, фонтан, стоящий прямо у входа в Капалы Чарши, тюрбе, имарет и библиотека.
Библиотека рукописей на османском, арабском и персидском языках включает личные книжные коллекции султанов Махмуда I и Османа III. Всего библиотека насчитывает 7600 томов, из которых 5052 — рукописи. Некоторые из этих книг были переданы в музеи, такие как музей дворца Топкапы или Музей турецкого и мусульманского искусства.
8.
Тюрбе матери Османа III — Валиде Султан Шехсувар-султан.
9.
Область для омовений находится у внешней стены здания.
10.
Медресе
Площадь квадратной школы имеет двенадцать классных комнат и аудиторию. В число обязательных предметов для изучения входят арабский язык, Коран и комментарии к нему, хадисы,
калам, шариат, история ислама и некоторые прикладные дисциплины. Классы каллиграфии обязательны в любой медресе. Этот учебный предмет преподается известными каллиграфами и практикуется в специальных помещениях, предназначенных для этой цели.
11.
Главная дверь молитвенного дома — это также вход для посетителей, где приготовлена специальная одежда, доступная для посетителей (шарфы и юбки). Там же за небольшое пожертвование можно взять с собой специальную брошюру о мечети.
12.
Центральный купол находится на высоте двадцати шести метров. В турецкой исламской архитектуре купол представляет небо; его полусферическая форма и огромное расстояние между землей и куполом способствуют такому восприятию архитектурного элемента. Купол окружен тридцатью двумя окнами. На центральной части купола, соответствуя названию мечети (Священный свет Османа), начертан стих из 24-й суры Корана, в которой говорится: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде».
13.
Мечеть освещена 174 окнами с витражами, расположенными в 5 рядов. Окна также декорированы в стиле барокко.
14.
15.
16.
Михраб: его можно охарактеризовать как изящную нишу, вырезанную в мраморной стене, структура которой отражает голос имама. Этот голос отражается в нише и распространяется назад к верующим. Михраб всегда ориентируют на Каабу, которая находится в Мекке является точкой отсчета для всех мусульман мира во время молитвы (кибла). На михрабе написан стих, в котором говорится о пророке Закарии, а также о Марьям — матери Иисуса.
17*.
Михраб несколько отличается от классического, так как накрыт большим полукуполом, улучшающим эстетику и акустику в мечети.
18.
Минбар
Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня и используются для чтения хутбы. Они имеют вид высокого трона, на который ведет лестница с перилами, состоящая из пяти, семи, девяти и более ступенек. Хутбу читают каждую пятницу днем, а также в праздник Рамадан и в Праздник жертвоприношения. С высоты минбара имам может быть легко увиден и услышан всеми молящимися.
19*.
Курси (особый вид кресла) часто используется во время проповедей мусульманских ученых-богословов, когда число верующих в мечети бывает очень большим. В мечети Нуруосмание курси изготовлено из мрамора и находится у левой стены под султанской ложей.
20*. На фото — слева
Султанская ложа (Хункар Махфили). Когда султан, находясь в султанском павильоне, слышал призыв к молитве, он пересекал коридор и приходил в султанскую ложу, где принимал участие в молитве вместе со всем собранием.
21.
Единственный элемент, соответствующий старым традициям «мечетестроительства», — это широкий резной фриз внутри здания с прекрасным каллиграфическим изображением первой суры Корана.
22.
23.
24. По аналогии с Святой Софией, в этой ложе, возможно, молились жены султана.
Оригинальные каллиграфические изображения выполнялись самыми известными каллиграфами своего времени, такими как Расим Абдулхалим, Музахид Али и Мехмед Раф Эфенди. Каллиграфия внутри зданий содержит некоторые стихи из Корана, слова Аллаха и Пророка Мухаммеда и имена четырех халифов.
25.
26.
Имена четырех праведных халифов (Абу Бакр, Умар, Осман и Аль).
27*.
Небольшая фотозарисовка, сделанная у стен мечети.
28.
Колонна Константина
Площадь Чемберлиташ находится на месте древнего форума императора Константина, из всех сооружений которого частично уцелела только колонна Константина, построенная около 330 года. Изначально колонна была высотой 35 м и служила постаментом для статуи императора, но во время ураганов 1106 и 1150 года статуя была разрушена. Современное название Чемберлиташ означает опоясанную или обожжённую колонну; это связано с железными обручами, стягивающими колонну, и регулярными пожарами, от которых она пострадала. Первоначальное основание колонны сегодня находится на глубине 2,5 м под землёй.
29.
Мавзолей султанов Абдул-Хамида II и Махмуда II
Султан Махмуд II, правивший с 1808 г. по 1839 г., вошел в историю Османской империи как инициатор обширной программы реформ по западному образцу. Это и уничтожение янычар, сопровождавшееся запретом произносить их название, и запрещение ношения одежды старого образца (халатов и тюрбанов), и введение фесок, и реформирование армии, и многое другое, за что некоторые подданные стали даже называть его Гявур Султан (султан неверных). Поражения в войнах с Россией и египетским султаном Мухаммедом Али, приведшие к разрушению целостности империи, дискредитировали почти все его начинания. Кроме реформ, другой слабостью султана был выдержанный бренди, приведший его к преждевременной смерти от цирроза печени.
30.
Гробница Махмуда II стоит в большом мраморном мавзолее-тюрбе, построенном в 1840 г. архитектором Карапетом Бальяном. Восьмиугольный массивный мавзолей, спроектированный в стиле ампир, отражает влияние западной архитектуры. Рядом с мавзолеем стоит общественный мраморный фонтан, выполненный в классическом стиле и напоминающий старинный храм. В этом же тюрбе поставлены гробницы султанов Абдул-Азиза и Абдул-Хамида II — сына и внука Махмуда II.
31.
Около тюрбе за белой мраморной стеной находится небольшое ухоженное кладбище, на котором покоятся некоторые представители многочисленной семьи султана Махмуда II, имевшего 15 сыновей и 12 дочерей, а также несколько османских политиков, писателей и поэтов.
32.