Стамбул. Дворец Топкапы. Бирун

Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века, расположенный в историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море.
1.
%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D1%8B

На протяжении около 400 лет дворец оставался главным дворцом Османской империи — в нём жили и правили 25 султанов. Это один из исторических районов Стамбула, включённых в 1985 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2.
%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C2

Дворец Топкапы устроен по принципу четырех дворов, окруженных стеной и разделённых между собой. В первый и второй дворы (бирун) мог попасть любой правоверный подданный Султанской империи. Третий и четвертый дворы (эндерун) — личные апартаменты султана, куда вход был строго ограничен.
3.
%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Неплохой план Топкапы, специально подготовленный для использования аудиогида. Заодно на плане изображен оптимальный путь при посещении Топкапы.
4.
%D0%90%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

Алай Мейданы (Первый двор дворца Топкапы)
Главные ворота (Ворота Повелителя, Имперские ворота) или Баб-ы Хюмаюн ведут в первый двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, а также древняя церковь Святой Ирины.
5.
DSC_0699

6.
DSC_1104

Часовые на посту у ворот отличаются повышенной брутальностью, фотогеничностью и доброжелательностью. Они часто сами приглашают дамам встать рядом и сфотографироваться на пару. В 2012 году часовых еще не было.
7.
DSC_0701

С каждой стороны массивного двухарочного портала сделаны ниши в форме митры, а над внутренней аркой клеймо строителя и позолоченное изречение — «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты».
8.
DSC_0687

Тугра султана над воротами. Опознаны тугры султанов Мехмеда II и Абдул-Азиза I.
9.
DSC_0702\

10.
DSC_0688

Нынешний относительно скромный вид «Имперских ворот» скрашивает великолепный фонтан султана Ахмеда, расположенный перед ними еще в городской черте, по соседству со Святой Софией. По одной из версий, здесь раньше официальные палачи султанского двора омывали свои мечи после казней, но официальные турецкие источники об этом ничего не пишут. По состоянию на январь 2018 года фонтан был огорожен с целью его реставрации. Впрочем, реставрировались многие части Топкапы и, следовательно, были недоступны для осмотра. Из-за этого, а аткже по причине запрета на фотографирование в некоторых местах, пришлось позаимствовать несколько фотографий из Википедии.
11.
DSC_0238

Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов был доступным для всех, а очень важные персоны могли даже въезжать в него верхом. Двор частенько использовался для проведения торжественных дворцовых церемоний.
12.
DSC_0254

13.
DSC_0261

14.
DSC_1100

Айя-Ирина
Слева от Имперских ворот находится церковь св. Ирины. Подробный отчет о соборе читать здесь.
15.
DSC_1101

16.
DSC_1103

За Ириной стоит монетный двор, далее — огромный дровяной склад и жилые помещения для работников внешних служб дворца.
17.
%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80

18.
DSC_0755

Фонтан палача
В самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор дворца Топкапы лежали два «камня назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джельлят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки.
19.
DSC_1098

Неподалеку от Фонтана палача рос огромный платан (знаменитое «дерево янычар»), под которым янычары переворачивали свои котлы в знак начала восстания, и на ветвях которого кое-кто из них был повешен.
20.
DSC_0769

Многие строения первого двора не сохранились до наших дней. Нельзя увидеть Башню правильных бумаг, в которой ежедневно один из везиров султанского государственного совета принимал петиции просителей, ищущих справедливости и правосудия. Не сохранился и фонтан в центре двора, из которого посетители двора поили своих лошадей. На месте больницы для пажей и янычар, а также пекарни султана находятся кассы музея и магазин сувениров.

Диван Мейданы (Второй двор дворца Топкапы)
Для входа в Диван Мейданы, отделенного от Алай Мейданы высокой стеной, служат Орта Капы (Средние ворота). Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности, помимо всего прочего, входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне.
21.
DSC_0760

22.
pan199

23.
pan198

24.
pan147

Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма — тугра султана Мехмеда Фатиха, а над ней золотой арабской вязью выведена шахада. Примерно с XVIII в. Орта Капы стали называть — Баб-юс Селам (Ворота приветствий).
25.
DSC_0262

Внутри ворот по обе стороны есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда они просиживали в них несколько дней, чтобы до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.
26.
DSC_0763

В султанском гареме, вход в который был со второго двора Топкапы, проживали мать (валиде-султан), сёстры, дочери и наследники (шахзаде) султана, его жёны (кадын-эфенди), фаворитки и наложницы (одалиски, рабыни — джарийе). В гареме могло одновременно проживать от 700 до 1200 женщин. Подробный отчет о гареме читать здесь.
27.
pan148

Диван Мейданы служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов — все это превращалось в многодневные торжества с замысловатой режиссурой. От Баб-юс Селам через двор веером расходятся мощеные дорожки. Из них самой главной считается Падишах Йолу (Дорога падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы. Вторая по важности — это Везир Йолу (Дорога везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана.
28.
pan199-1

29.
DSC_0268

Диван-ы Хюмайун
Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низкой кушетки — дивана, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает Площадь дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора и «нарушает» длинную колоннаду, охватывающую по периметру практически весь двор. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов.
30.
DSC_1084

31.
%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD2

Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира.
32.
%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD

33.
%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD1

34.
%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD3

Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов Дивана. Поэтому они никогда не могли быть уверены — видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили, как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком.
35.
%D0%9E%D0%BA%D0%BE%20%D0%A1%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Адалет Кулеси
Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II, она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило, потому что и второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости).
36.
DSC_1085

37.
DSC_0269

Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание из красного кирпича с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восьмью куполами, — одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.
38.
DSC_0274

Коллекция оружия
В наши дни в здании Внешней казны выставляется коллекция оружия — одно из самых богатых собраний исламского оружия в мире. Коллекция оружия и доспехов дворца состоит из предметов, изготовленных самими османами, из трофеев после иностранных завоеваний и подарков. Османское оружие составляет основную часть коллекции, но также включает в себя мечи Омейяда и Аббасида, а также мамлюков и персидских доспехов, шлемов, мечей и топоров. Меньшая часть коллекции включает европейское и азиатское оружие. В настоящее время на выставке представлено около 400 видов оружия, большинство из которых имеют надписи.
39.
Armory

40.
Armory1

41.
Armory2

42.
Armory3

Также во втором дворе находится выставка султанских карет. Многие из этих экипажей были подарены султанскому двору правителями европейских государств.
43.
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8E%D1%88%D0%BD%D1%8F

Сарай Мутфаклары
Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его длинном (170 м) дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят). Со стороны Диван Мейданы находились жилые и служебные помещения, а на противоположной стороне, обращенной к берегу моря Мраморного моря, огромные двойные кухни.
44.
pan198-1

Некоторые кухни сохранились почти в первозданном виде. В них можно увидеть огромные медные котлы, сковородки и кастрюли, а также блюда из луженой меди на которых подавали еду. Помещения, в которых жили повара и кондитеры, после реставрации используются как выставочные залы музея.
44.
%D0%9A%D1%83%D1%85%D0%BD%D1%8F1

В частности, в экспозиции представлены венецианское стекло, майсенский фарфор и богемский хрусталь, а также серебряные кофейные сервизы, канделябры и зеркала. А в кухонных помещениях, также используемых как выставочные залы, демонстрируется великолепная коллекция фарфора. Сейчас в ней более 10 тысяч предметов, причем не менее тысячи из них селадоны (китайский фарфор с бледной серо-зеленой глазурью). Выбор такого цвета совсем не случаен. По распространенному на Востоке мнению, только он может выявить наличие яда в еде. Большая часть коллекции представлена китайским фарфором эпохи династии Мин (1368-1643), но также есть и немало экспонатов времен династий Юань (1280-1368) и Сун (960-1279). Фотографировать в помещениях кухни запрещено, охрана бдит и еще раз бдит.
46.
%D0%9A%D1%83%D1%85%D0%BD%D1%8F2

Дополнительно о первом и втором дворах дворца Топкапы можно прочитать здесь, здесь и здесь.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.