Стамбул. Голубая мечеть

Голубая мечеть, или Мечеть Султанахмет, — первая по значению мечеть Стамбула. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, напротив музея Ая-София. Мечеть является одним из символов города и включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Стамбула.
1.
DSC_0287

2.
DSC_0273

Так Голубая мечеть выглядит в парке Миниатюрк.
3.
DSC_3367

В начале правления султана Ахмеда I Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы.
4*.
DSC_0210

Место было выбрано поблизости от дворца Топкапы. С целью постройки мечети на площади Ипподрома были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. Среди них были византийский Большой дворец, остатки зрительских мест Ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежавших высшей знати.
5.
DSC_0218-1

Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.
6.
DSC_0208

Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана в возрасте 27 лет.
7.
pan075

8.
pan051

9.
pan074

10.
pan052

11.
DSC_0041

Двор Голубой мечети имеет такой же размер, как и сама мечеть. Стены двора украшены аркадами. Перед зданием находится большой внутренний двор, окруженный 26 колоннами. В самом центре двора находится традиционный фонтан для омовений перед молитвой.
12.
pan053

13*.
pan072

14.
DSC_0219

15.
pan068

16.
pan071

17.
DSC_0194

18.
DSC_0201

Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский.
19.
pan055

20.
pan056

21.
pan057

22.
pan059

Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 21 тысячи) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок.
23.
pan063

24.
pan065

25.
DSC_0121

26.
DSC_0122

Центральный зал размером 53×51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра.
27.
DSC_0052

28.
DSC_0123

Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра.
29*.
pan061

30.
pan062

31.
DSC_0124

32.
DSC_0136

33.
DSC_0119

Купол опирается на четыре огромные колонны диаметром 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариаций изображений тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Направление узора на коврах указывает на Мекку.
34*.
pan064

35.
DSC_0066

36.
DSC_0118

Одним из поразительных элементов мечети является михраб — молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки.
37.
pan060

Рядом с михрабом находится минбар — место имама для чтения проповедей.
38*.
DSC_0137

Стена в направлении Киблы украшена окнами (в форме 5 рядов) витражами из цветного стекла. Свет, излучающийся из этих оконных витражей из цветного стекла, таинственным образом подчёркивая красоту и изящества убранства, выдвигает его на первый план.
39.
DSC_0061

Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены. Не повторяйте мою оплошность — с самого утра фотографировать внутри мечети придется против Солнца, так что лучше отложить визит на полдень или еще позже.
40.
DSC_0102

41.
DSC_0068

Место для молитв женщин.
42.
DSC_0103

Фонтаны в несущих колоннах
43.
DSC_0104

44.
DSC_0129

Cтраница священного Корана.
45.
DSC_0142

Макет мечети Масджид ан-Набави в Медине (подарок Реджепа Эрдогана)
46.
DSC_0139

По легенде, которую любят расказывать экскурсоводы, султан приказал построить стандартные четыре золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Так что всего насчитывается шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов — предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавили ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I.
47*. Второй балкон находится на уровне 136-й ступеньки внутренней винтовой лестницы, третий балкон — на уровне 170-й.
DSC_0220

48. Вход в минарет
DSC_0230

49.
DSC_0233

50.
DSC_0232

Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира — мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов с мечетью султана Ахмета. Это было признано святотатством и было принято решение пристроить к мечети аль-Харам ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие сооружения.
51*.
pan080

История полумесяца в Исламе имеет несколько версий. По одной из них полумесяц являлся символом Константинополя, впоследствии ставшего Стамбулом — столицей Османской империи, которую завоевали турки-османы, оставившие полумесяц как символ своей победы. Есть также предание, что правитель небольшого азиатского княжества — Осман увидел полумесяц во сне и, посчитав это добрым знаком, сделал его символом своей династии, которая впоследствии стала править мусульманами на протяжении нескольких веков. Обе этих версии не исключают друг друга, но могут дополнять.
52.
DSC_0192

Место для омовения ног
53.
DSC_0071

Сад при мечети
54.
pan077

55.
pan067

56.
pan078

57.
%D0%93%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C%20(%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8)

58.
pan067

59.
DSC_0254

Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I, его жена и сыновья.
60.
DSC_0277

61.
DSC_0266

62.
DSC_0235

С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом.
63.
pan079

Напоследок можно посмотреть на мечеть с высоты полета квадрокоптера.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.