Рим. Трастевере

Небольшая прогулка по римскому району Трастевере, главной целью которой было посещение базилики Санта-Мария-ин-Трастевере.
1. Герб района
%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1


Фонтан Джузеппе Белли [41.8900424N 12.4745008E]
Фонтан и памятник, посвященные итальянскому поэту Джузеппе Джоакино Белли, прославившегося своими сонетами на римском наречии.
2.
DSC_8079

Фонтан расположен неподалеку от старейшего сохранившегося моста Фабричио (мост виден на заднем плане слева).
3.
DSC_8080

Фонтан на площади Мастаи (Фонтан табачной мануфактуры) [41.8872589N 12.4735218E]
В 1860 году папа Пий IX (в миру — граф Мастаи де Ферретти) поручил архитектору Антонио Сарти строительство большого дворца для производства табака, который должен был быть построен в районе Трастевере. Проект также включал в себя строительство площади перед дворцом, которую должен был подчеркнуть внушительный орнаментальный фонтан из травертина, окруженный зеленой зоной. Он стал первым монументальным фонтаном, построенный в районе Трастевере с начала XVII века. Главная восьмиугольная чаша расположена на восьмиугольном же пьедестале. Стороны чаши украшены геральдическим гербом понтифика, чередующимся с декоративной резьбой с именем папы и датой 1865 года, годом завершения работы. В центре на основании их четырех дельфиньих хвостов закреплен круговой и неглубокий бассейн, из которого вода вырывается из уст четырех львов, вылепленных по периметру верхней чаши. На колонне из четырех путти держится маленькая перевернутая чаша с расплющенным верхом, очень похожая на вершину фонтанов на площади Святого Петра.
4.
DSC_8081

Церковь святых сорока мучеников и св. Паскуале Байлона [41.887834N 12.471714E]
Церковь посвящена 40 римским солдатам, которые во время преследования императора Лициния в 320 г. не отреклись от христианской веры и были погружены в замерзающее озеро в Севастии. Паскуаль Байон был испанским священником, канонизированным в 1690 году, который в народе считается защитником молодых незамужних девушек.
5.
Vasi1

В народе церковь называют Санти Куаранта. Центральный портал церкви украшен геральдическим гербом испанского короля Филиппа V, по бокам закреплены гербы францисканского ордена. На верхнем уровне превалирует внушительный овал, изображающий св. Паскуале.
6.
p1042

Церковь находилась под покровительством Королевства Испании, начиная с 1738 года во время правления Филиппа V и вплоть до времен правления Изабеллы II в 1856 году. Церковь по-прежнему поддерживается испанским орденом францисканцев Алькантара.
7*.
p1033

На фреске плафона главного нефа кисти Маттео Панариа изображена «Слава св. Петра из Алькантары».
8*.
p1041

9*.
DSC_8109

Купол на пересечении нефа и трансепта украшен фреской «Св. Паскуале во славе» также принадлежащей Маттео Панариа. В окулюсе изображены ангелы и Голубь Святого Духа.
10.
DSC_8105

Запрестольный образ главного алтаря — «Мученичество сорока мучеников» кисти Артуро Този.
11*.
p1036

12*.
p1038

Шесть боковых капелл имеют внешне аналогичный дизайн. Часовни описаны против часовой стрелки, начиная с правой стороны входа.

Первая часовня справа посвящена Святым Антонию Падуанскому и Диего из Алькалы. Алтарь выполнен Джованни Сорби из Сиены. Картина на самом алтаре — копия иконы Богоматери из Помпеи.

Вторая капелла справа посвящена св. Петру Алькантрийскому. Алтарь, вероятно, написал Ламберт Крае.

Третья часовня справа посвящена св. Паскуалю Байлону (так как главный алтарь посвящен сорока мученикам), а его алтарь написан художником Сальваторе Моносило.
13.
p1040

Четвертая часовня справа, в конце трансепта, посвящена благословенному Иоанну Прадо, который был миссионером-францисканцем, замученным в Марокко в 1636 году.
14.
p1039

Четвертая часовня слева, в конце трансепта, посвящена Иоанну Крестителю. Алтарь представляет собой копию произведения испанского художника Джоаккино Дюрана.
15.
p1037

Третья часовня слева посвящена Святому семейству и имеет алтарь кисти Франческо Презиадо.

Вторая часовня слева посвящена св. Франциску Ассизскому, учредителю ордена францисканцев. На алтарном образе изображен св. Франциск, который дарованы стигматы кисти Джованни Сорби.

Первая часовня слева посвящена Непорочному Зачатию. Алтарь выполнен Луиджи Тусси из Генуи.
16.
DSC_8123

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере [41.8894394N 12.469756E]
Санта-Мария ин Трастевере первоначально была одной из титульных приходских церквей палеохристианского Рима. По легенде, это была первая церковь в Риме, где открыто праздновали мессу. Вероятно, она была построена папой Юлием I. Последние археологические исследования выявили, что более вероятной датой основания церкви надо считать середину IV века, хотя по некоторым легендам она могла быть построена ранее, возможно, уже вскоре после смерти папы Каликста в 222 году. Последний папа был замучен рядом с этим местом, где сейчас стоит церковь Сан-Каллисто, и предполагалось, что базилика стоит на месте его домашней церкви. Раньше считалось, что это первая церковь в Риме, посвященная Пресвятой Богородице, но теперь ученые определили, что она была посвящена ей папой Адрианом I в конце VIII века, когда он заказал реставрацию.
17.
%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4

Папа Григорий IV совершил крупное переупорядочение Трастевере сразу после 790 года. В этот период сельская местность вокруг Рима была захвачена различными группами мародеров (в том числе мусульманскими), и город больше не мог гарантировать безопасность паломников, посещающих катакомбы. В результате большинство катакомб были заброшены и забыты, а почитаемые реликвии мучеников, принесенные в город, были заново закреплены в его церквях. Это часто включало создание поддельных катакомб под святилищем, либо выкапывание подземной камеры, либо поднятие пола святилища. Папа Григорий сделал последнее и закрепил реликвии святых Каликста, Корнелия, папы Юлия I и Калеподия. Церковь — исторический свидетель отказа от катакомб св. Калеподия и базилики, которую там построил папа Юлий I.
18.
Vasi3

Церковь была перестроена в 1140 году во время папы Иннокентия II. Он сохранил основной план и, видимо, разграбил руины терм Каракаллы для использования древних каменных блоков. Теперь нелегко наверняка определить, что было убрано тогда, а что было сохранено из более раннего здания; эта головоломка особенно касается колонн. В течение некоторых святых лет в средние века, когда чума или наводнения препятствовали использованию церквей за стенами Рима, эта церковь была включена в список семи паломнических церквей.
19.
Vasi2

У церкви классический базилический план с нефом, проходами и внешними часовнями. Крыша нефа снаружи выложена плиткой, а отдельная крыша такого же типа проходит поперек трансепта. Это придает основным крышам форму буквы T. Неф заканчивается сегментная апсидой, по обе стороны от апсиды находятся большие прямоугольные часовни, которые являются отдельными архитектурными элементами. Средневековая колокольня стоит над ближним краем правого прохода, а навходный фасад занимает барочный нартекс. Ряд внешних капелл, не являясь частью структуры базилики, ведут с каждого бокового прохода. Их пять с правой стороны прохода, и шесть — с левой стороны, а также ризница и ее прихожая. Все они имеют разные формы, размеры и стили.
20.
Plan3

Нартекс был перестроен Карло Фонтана в 1702 году. Он имеет пять арок одинакового размера, окруженный парой ионических пилястр и с глубокой антаблементацией выше. Середина трех арок обрамлена четырьмя ионическими колоннами из сине-серого мрамора, поддерживающих секцию антаблемента, выдвинутую вперед. В четырех барочных статуях над этой секцией изображены святые Каликст, Корнелий, Юлий и Калеподий, чьи останки покоятся в церкви. Справа от фасада поставлена средневековая колокольня, построенная в первой половине XII века. В верхней части, под небольшим треугольным балдахином, находится мозаика «Мадонна с Младенцем» XVII века.
21.
p1043

На фасаде над нартексом есть ряд из трех одинаковых полукруглых окон в кирпичной стене с очень сильно поблекшими фресками XIX века. Между окнами находятся четыре финиковых пальмы, а на стенах, выходящих на проходы, изображены два города — Иерусалим и Вифлеем, которые теперь почти не рассмотреть. Над окнами средневековая мозаика, вероятно, XII века. Считается, что ее восстановил в XIII веке Пьетро Каваллини. Сюжет фрески основывается на притче о мудрых и глупых девицах, пришедших к Пресвятой Богородице в центре, кормящей ребенка. Две неразумные девицы на правой стороне не носят короны, и они погасили лампы. По другой версии, две женские фигуры с погасшими светильниками изображают вдов, а восемь фигур с горящими светильниками являются юными девами.
22*.
%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

В нартексе есть большая коллекция языческих и ранних христианских надписей III века, а также некоторые фрагменты скульптур IX века и средневековые фрески. Также выставлены фрагменты саркофагов и мемориальные напольные плиты эпохи Возрождения, которые сильно изношены. Надписи, или эпиграфы, на стенах особо интересны знатокам латыни. Многие из языческих надписей были собраны из гробниц на Аппиевой дороге в XVIII и начале XIX веков и помещены здесь во время реставрации 1860 года.
23.
%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81

На левом конце нартекса находится средневековый саркофаг с рельефом геральдического льва семьи Папарески, к которому принадлежал Папа Иннокентий. Саркофаг, вероятно, датируется XII веком. Над этими саркофагами находится фреска XV века «Благовещение». Стоящая фигура в левой части последней работы — неопознанный святой.
24.
%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%811

Соответствующая панель с правой стороны, показывающая Рождество, была перекрашена при реставрации XIX века.
25.
%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%812

Нижние части стен в нартексе украшены мраморными плитами (плутео), украшенными геометрическими узорами, а также растительным и животным мотивами. Возможно, они были вырезаны для первой базилики и повторно использованы при реконструкции. Три двери в церковь имеют дверные проемы, выполненные из каменных карнизов императорского периода, повторно использованных из древнего здания.
26.
%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%813

Центральная дверь [1] служила Святой дверью в 1625, 1700, 1825 и 1900 Юбилейные годы. Причина этого кроется в том, что базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была недоступной из-за наводнений или потому что (в 1825 году) она сгорела.
27.
Holy_Door

Неф отделен от боковых проходов античными гранитными колоннами различной ширины и с различными древними ионическими и коринфскими капителями. Нечетное количество колонн (21) связано с тем, что справа возле входа часть нефа занята входным вестибюлем [23] и колокольней. Считается, что колонны со своими капителями и основаниями заимствованы из Терм Каракаллы, но исходный материал колонн — серый гранит — был из карьера в Восточной пустыне Египта, а розовый гранит — из Асуана. Капители и основания сделаны из известняка. Некоторые капители были идентифицированы как языческие божества Исида, Серапис и Гарпократ.
28.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Столбы поддерживают горизонтальные антаблементы, а не арки, что визуально делает церковь намного старше, чем она есть. Такое архитектурное решение было архаичным даже в древнеримские времена. Причина проста: для создания аркад, использующих эти столбы, крыша должна была быть намного выше и была бы небезопасной, а также очень дорогой. Другими словами, церковь была разработана, чтобы соответствовать колоннам, а не наоборот. Пол в стиле косматеско был восстановлен и перестроен в XIX веке, но в целом он соответствует оригинальному дизайну.
29*.
p1045

На стенах нефа над колоннами находятся фрески святых. Эти шестнадцать картин были заказаны Папой Пием IX и исполнены в 1865-1866 годах тринадцатью итальянскими художниками. Фоны этих картин сделаны так, чтобы выглядеть, будто это мозаичная работа.
30.
DSC_8174

31.
DSC_8228

32.
DSC_8229

Три окна над входом имеют витражи XIX века, изображающие святых пап Юлия I, Каликста I и Корнелия.
33.
DSC_8195

Фрески, украшающие триумфальную арку, также были добавлены во время реставрации XIX века. На них изображены Пресвятая Дева с младенцем и ангелами и патриархами Моисеем и Ноем. Арка поддерживается еще двумя монолитными гранитными колоннами.
34*.
p1057

Позолоченный кессонный деревянный потолок нефа спроектировал Доменикино, он также изобразил Успение Пресвятой Богородицы (1617) в восьмиугольном углублении посередине. Считается, что геометрический рисунок потолка основан на гербе Альдобрандини, поскольку кардинал, принадлежащий к этому семейству, финансировал его создание.
35*.
p1046

36.
domenichino_02

В начале нефа справа находится изысканный шкаф XV века, иначе называемый священным масляным шкафом или табернаклем. Он выполнен из резного и позолоченного мрамора и имеет бирку Olea Sancta на маленькой латунной двери. Обратите внимание на маленькую фигурку Христа, держащую свой Крест на вершине, кровь льется с его стороны в чашу. Предположительно, табернакль создал в XV веке скульптор Мино дель Реньо. Этот шкаф раньше находился в ризнице, логическом для нее месте, но его выбросили в XIX веке при реставрации, но, к счастью, установили здесь вместо того, чтобы быть проданной.
37.
DSC_8230

Дальнейший обход церкви пойдет, как обычно, по часовой стрелке от входной двери.

Первая капелла с левой стороны — небольшой восьмиугольный баптистерий [2]. Раньше часовня была посвящена св. Михаилу Архангелу до перестройки кардиналом Альтемпсом в 1592 г. Первоначальная дата создания, ориентировочно, была в XIV веке. В 1920 году была проведена реставрация, заказанная папой Бенедиктом XV, герб которого находится над входом. На барельефе изображено «Крещение Христа». Теперь баптистерий не используется по назначению по причине слишком маленького размера. Немного правее перед баптистерием установлена скульптура св. Антония [3]. В дни больших религиозных праздников скульптура завалена записками с просьбами верующих.
38.
DSC_8155

Капелла мадонны Божественной любви [4]
Часовня Спинозы была построена в 1618 году и посвящена св. Мариусу и св. Калликсту. Посвящение Мариусу была выбрано, потому что заказчика капеллы звали Марио Спиноза. Алтарный образ изображает двух святых, автор Джулио Прокаччини. Слева в часовне выставлена копия чудотворного образа Богородицы Божественной любви, оригинал которого хранится в храме Божьей Матери Божественной Любви — одной из семи паломнических церквей Рима.
39.
p1047

Капелла св. Франциска Ассизского [5]
Часовня Ардизе датируется 1591 годом и посвящена св. Франциску Ассизскому. Алтарь его, боковые картины и фресковые работы выполнил Гидотти. На куполе свода Бог-Отец, которого обожает Небесное Воинство.
40.
p1048

Надгробие папы Иннокентия II [6]
В узком пространстве между двумя часовнями находится гробница папы Иннокентия II, который был похоронен здесь, поскольку был родом из семьи Папарески, которая в то время была одной из самых влиятельных семей в Трастевере. Первоначально папа был похоронен в Латеранском соборе, но перенесен сюда после того, как базилика была повреждена пожаром в 1308 году. Существующую гробницу по заказу папы Пия IX построил архитектор Вирджинио Веспиньяни только во время реконструкции 1860 года. Это довольно академическая неоклассическая работа с изображением саркофага с узором, напоминающим стригили.
41.
Tomb_of_Innocentius_II

Капелла св. Сердца [7]
Эта часовня не относится к числу самых известных в церкви. Раньше она была посвящена св. Иоанну Крестителю, но после посвящения Священному Сердцу Иисуса, алтарь был перемещен в Зимний хор. В настоящем алтаре изображено Святое Сердце, на левой стене находится картина Богоматери Священного Сердца, а на куполе свода находится фреска с Христом-Ребенком работы Никола Трометта.
42*.
p1049

Капелла св. Иеронима [8]
Часовня также носит название Капелла Авила, которая была спроектирована Антонио Герарди около 1686 года, закончена строительством в 1686 году, и заменила более раннюю 1592 года. Капелла имеет превосходный барочный купол, в котором окулу поддерживают четыре гипсовых ангела. Мы видим необычный алтарь с забавным перспективным устройством, как будто алтарь находится в конце короткого прохода в окружении пилястров из мрамора. Алтарный образ представляет собой картину св. Иеронима кисти Антонио Герарди.
43.
p1050

44.
Capilla%20Avila

Слева от входа в ризницу находятся две аналогично сконструированные гробницы [9], обрамленных желтым мрамором на черных мраморных плинтусах и увенчанных обелисковидными зелеными мраморными табличками, несущими рельефные портреты покойных. Единственное отличие в дизайне между двумя памятниками заключается в том, что у одного черная табличка с эпитафией, а у другого — белая. Обелиски покоятся на бронзовых львах. Памятник слева принадлежит филологу, теологу, библиотекарю и эрудиту Джованни Боттари и датируется 1775 годом, а парный монумент — канонику Алессандро Лазарини — 1820 годом, хотя умер он только в 1836 году.
45.
p1055

Левый трансепт [10]
На левом трансепте находятся два интересных памятника, примыкающих к алтарю. Захоронение справа принадлежит кардиналу Пьетро Стефанески и было создано Паоло да Гуальдо Каттанео. Мы это знаем, потому что он включил свою подпись в эпитафию. Эпитафия окружена щитами с гербом его семьи.
46.
Pietro%20Stefaneschi

В гробнице с левой стороны захоронен кардинал Филипп д’Аленсон, гробница скульптора Джованни д’Амброджио. На мраморном рельефе внизу изображено Успение Богоматери.
47.
Philippe%20Alencon

Алтарь между двумя гробницами посвящен апостолам св. Филиппу и св. Иакову, созданный по заказу кардинала Аленсона. Он создан в готическом стиле, с двумя спиральными ребристыми коринфскими колоннами, украшенными работой Косматеско, поддерживающими остроконечный навес с заостренной аркой. Над колонной стоят четыре маленьких фигуры святых; четверо других были удалены и теперь находятся над боковыми дверями у входа в церковь. Алтарь — это живопись XVI века, показывающая мученичество св. Филиппа и Иакова (вероятно, автором является Джакопо Пальма). В тимпане выше — барельеф «Успение».
48.
p1052

Капелла Альтемпс [11]
Соответствующая часовня в конце левого прохода известна как Часовня Альтемпс. Она была заказана кардиналом Марко Альтемпсом и построена Мартино Лонги ст., который завершил работу в 1587 году. Как и погребальную часовню для себя (его мемориальная плита сразу же около входа), кардинал намеревался сделать эту капеллу в память о Тридентском соборе и кампании против протестантизма его дяди папы Пия IV, о чем свидетельствуют впечатляющие фрески. Гербы кардинала Альтемпса и папы Пия IV находятся над входом, а их портреты — в нише высоко над алтарем.
49*.
p1053

Фрески на боковых стенах «Тридентский собор» и «Папа Пий IV провозглашает буллу Benedictus Deus», а также лепные изображения выполнил Паскуале Кати в 1588 году.
50.
p1053-2

51.
p1053-3

Фрески на потолке включает «Успение» в центральном овальном тондо, на других панелях показаны сцены из жизни Богоматери с вкраплениями четырех меньших овальных тондо, изображающих евангелистов.
52*.
p1054

Часовня Альтемпс некоторое время была более известна, как дом иконы Мадонны делла Клеменца (Богоматери Милосердия), которая, возможно, является самым ценным сокровищем в церкви. По данным различных исследователей, икону датируют от VI до VIII веком. Это одна из старейших икон Богородицы в мире и, возможно, именно в честь этой иконы названа вся церковь. Икона представляет собой панель из трех кипарисовых досок, на которой закреплена белая подложка. На ней техникой энкаустики изображены Мадонна с младенцем, возведенные на престол между двумя ангелами. Стиль иконы представляет собой интересную комбинацию между византийской иконографией и определенным натурализмом. Богоматерь изображена как коронованная римская императрица, одетая в фиолетовый халат, инкрустированный жемчугом и драгоценностями, и сидящая на алой подушке. Два ангела одеты в форму судебных чиновников, произносящих аккламацию. Христос-ребенок изображен как миниатюрный взрослый, стоящий на коленях Богородицы, и держащий свернутый свиток. В нижнем правом углу есть проситель, стоящий на коленях, по-видимому, папа, хотя из-за повреждений краски точно утверждать это сложно.
53.
p1053-1

Главный алтарь [12]
Балдахин над алтарем был добавлен во время реставрации XIX века архитектором Вирджинио Веспиньяни. Он создан в псевдо-средневековом стиле и имеет четыре коринфские колонны с позолоченными капителями. Камень, безусловно, не является подлинным имперским порфиром, который происходит из карьера в восточной пустыне Египта и не был добыт в IV веке. Сам алтарь является оригинальным XII века и состоит из древних мраморных плит. Перед алтарем установлена современная икона Спаса Нерукотворного, выполненная в очень древней византийской традиции. Под алтарем находится конфессио — подземная камера, где погребены мощи святых Калликста, Корнелия, Юлия и Калеподия. Они были перенесены сюда с кладбища Калеподиуса примерно в 790 году. В отличие от некоторых других церквей в Риме, конфессио здесь не открыта для публики, потому что иначе вам придется ползти под алтарем, чтобы попасть в нее. Иначе конфессио называют криптой.
54*.
p1056

Апсида [13]
Епископальный трон XII века в апсиде изготовлен из серо-полосатого мрамора с острова Эвбея в Греции с круглой спинкой и парой грифонов в качестве подлокотников. Он размещен на блоке разноцветного мрамора павоназетт, месторождение которого находится на территории современной Турции. Трон окружен деревянными сидениями для священников, которые были установлены при реставрации XIX века.
55.
Tron

В промежутке между апсидой и балдахином можно увидеть «Фонс олей» («источник масла» или «источник елея»). Согласно легенде, около 38 года до н.э. (по другим сведениям, в год Рождества Христова) из-под земли вдруг вырвался диковинный фонтан черного масла (вероятно, нефти). Легенда гласит, что фонтан был настолько велик, что поток дошел до Тибра. Еврейская община в Трастевере интерпретировала это как явление как знак того, что Божья благодать скоро прольется в мир. В действительности, вокруг Рима имеется несколько небольших мелководных месторождений нефти, самый большой из которых находится примерно в 70 км от Рима, поэтому действительность Фонс олей представляется вполне вероятной.
56.
Fonsolei

Мозаики апсиды
Одной из главных достопримечательностей базилики Санта-Мария-ин-Трастевере являются замечательно сохранившиеся мозаики апсиды, часть которых создана в середине XII века, а часть — несколько позднее, в конце XIII века.
57*.
p1051

Мозаики XII века
Наиболее древние мозаики XII века покрывают конху, а также поверхность арки апсиды. Эти мозаики были выполнены при кардинальной перестройке церкви в середине 1140-х годов. На центральной мозаичной композиции представлен восседающий на престоле Христос с Богоматерью в окружении святых. Рука Всевышнего тянется из облаков, указывая на Христа и коронуя его венком. Богоматерь, облаченная в корону и роскошные одежды, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями, представлена в образе юной царицы, а также невесты Христовой. Богоматерь и Христос сидят на одном троне так близко, что их тела соприкасаются, и Христос обнимает ее за плечи правой рукой. В левой руке Спаситель держит раскрытую книгу. Изображение Христа и Марии на одном троне в виде жениха и невесты — в то время подобная композиция не имела прецедентов в римском искусстве.
58*.
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%85%D0%B04

Мозаики XIII века
На полукруглой стене апсиды, ниже фриза с изображением агнцев, расположен прерываемый полукруглыми окнами мозаичный цикл «История Богоматери». Эти мозаичные панно создал в 1290-х годах известный итальянский художник Пьетро Каваллини. Традиционно датой создания цикла считается 1291 год, но некоторые исследователи указывают более позднее время, около 1296 года. Слева направо представлены следующие шесть эпизодов из жизни Девы: «Рождество Богоматери», «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне» и «Успение Богоматери». Под центральным окном апсиды, ниже мозаичного цикла из шести панно, находится еще одна мозаичная композиция Пьетро Каваллини. Она изображает святых Петра и Павла, представляющих Мадонне с Младенцем заказчика мозаик, Бертольдо Стефанески.
59*.
%D0%A4%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B81

Капелла зимнего хора [14]
Справа от апсиды находится часовня Зимнего хора. Такое название дано потому, что именно здесь проходили богослужения в холодное зимой, когда в главной церкви становилось слишком холодно (особенно утром). Часовня предназначена для личной молитвы, а потому случайных посетителей просят не входить. Комната раньше была пристройкой к ризнице. Тем не менее, она был впервые преобразована в часовню по приказу папы Урбана VIII после 1624 года, чтобы разместить популярную икону Богоматери, известную как Мадонна ди Страда Купа. В 1627 году часовня была продана под частный семейный погребальный мавзолей и оставалась таковой вплоть до перестройки в качестве часовни Генриха Бенедикта Стюарта, герцога Йоркского (последнего якобитского претендента на английский престол), когда он был кардиналом в 1759 году. Вот почему британский королевский герб находится над дверью. Оригинальный дизайн интерьера приписывается Доменикино, но его вклад прекратился, когда он переехал в Неаполь в 1629 году. Многоцветный мраморный алтарь является частью реставрации Стюарта и имеет икону, закрепленную в обстановке, в которой изображены гипсовые ангелы, приписываемые Алессандро Альгарди. Картина на левой стене изображает «Полет в Египет» и представляет собой произведение XVIII века школы Маратты. На правой стене картина с Иоанном Крестителем XVI века, авторство приписывается Антонио Карраччи.
60.
%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%B0

Правый трансепт [15]
Правая стена трансепта полностью занята огромным мраморным памятником Армеллини, изготовленным в 1524 году скульпторами школы Андреа Сансовино. Памятник был заказан кардиналом Франческо Армеллини Панталасси де Медичи для себя и своего отца Бенвенуто. Сам Франческо покоится слева, а его отец — справа, оба лежат на своих саркофагах в симметричных позах. Над саркофагами в овалах установлены барельефы с изображением Богоматери. Между ними находятся скульптуры святых Лаврентия и Франциска и Бога-Отца над ними. Хотя памятник Армеллини и считается работой школы Сансовино, по некоторым данным его проект разработал сам кардинал.
61.
%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82

Над памятником находится орган, подаренный кардиналом Альтемпсом в конце XVI века. Он богато украшен фресками и позолотой и по-прежнему в хорошем рабочем состоянии.
62.
AKYUEg

На ступенях в конце правого прохода есть зарешеченная ниша [16]. В ней можно увидеть цепи, мраморный шар и черные и красные мраморные камни. Последние являются древними стандартами веса, которые римляне сначала держали в своих храмах, а затем в церквях. Считается, что цепи использовались для истязания мучеников, которых вели на казнь. Шар, как говорят, был обвязан вокруг шеи св. Калликта, когда он был замучен, будучи брошенным в колодец. Этот колодец находится у южной стороны близлежащей церкви Сан-Каллисто [41.8889801N 12.4703139E], но вы сможете увидеть его только в том случае, если попадете на близлежащую частную парковку.
63.
%D0%9D%D0%B8%D1%88%D0%B01

Далее вдоль правого прохода находится большой, очень впечатляющий позднебарочный памятник из полихромного мрамора кардиналу Пьеру Марчеллино Коррадини, выполненный в 1745 г. Портрет-камея в овальном тодоне весьма реалистичен и показывает кардинала как очень полного лысого мужчину с большим римским носом. Цветовая комбинация мраморов довольно жесткая, но создатели полихромных погребальных памятников в стиле барокко часто намеренно допускали такое сочетание, чтобы немного расстроить зрителя.
64. Слева частично «выглядывает» ниша с цепями.
DSC_8206

Капелла святых Петра и Павла [18]
Часовня была возведена в конце XVI века, но теперь практически не используется в богослужениях. На алтаре картина Джузеппе Васконио, на которой изображен Христос, вручающий ключи святому Петру.
65.
p1058

Капелла Богоматери Скорбящей [19]
Часовня посвящена Пресвятой Богородице. На алтаре школы Бернини есть небольшая скульптура, а над ней — деревянное распятие XV века. Однако, когда часовня была заказана кардиналом Франческо Корнаро в 1652 году, она была посвящена св. Фредерику из Льежа и имела алтарь, который был копией произведения Джачинто Бранди, показывающего, как святого подвергают нападению злодеев. Оригинальная картина хранилась в ризнице до конца XIX века. Изначально распятие находилось у входа в главный неф, где теперь находится алтарь. В 2015 году крест был восстановлен по инициативе кардинала Джеймса Стаффорда как жест солидарности с бедными и безработными в Риме.
66.
p1059

Капелла яслей [20]
Эта крошечная часовня, как утверждается, является самой старой в церкви с момента ее восстановления папой Григорием IV. В таком случае она старше главной церкви. На рождество алтарный образ заменяют изображением рождественского вертепа.
67.
p1060

Настоящий алтарный образ Рождества Христова принадлежит кисти Этьена Парроселя.
68.
%D0%AF%D1%81%D0%BB%D0%B8

Капелла св. Франциски Римской [21]
Часовня посвящена св. Франциске Римской. Она была построена как погребальная часовня семьи Буси в 1727 году. Алтарь изготовил Джакомо Зоболи, на котором изображено Причастие святой во время мессы. На левой стене находится мемориал кардинала Джованни Баттиста Бусси 1726 года, а справа — кардинала Пьетро Франческо Бусси 1765 года. Оба были спроектированы Франческо Феррари (не путать с художником, который к тому времени уже скончался), а скульптурные детали разработал Джованни Баттиста де Росси.
69*.
p1061

В капелле очень красивые фрески на куполе.
70.
%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB

Магазин [22]
Справа возле входа в церковь находится магазин. Здесь вы можете купить путеводители, открытки и сувениры. Над дверью магазина находится изображение Мадонны с младенцем в позолоченной раме XVIII века. Это помещение раньше было портарием, или штаб-квартирой, хранителей церкви. Их работа заключалась в том, чтобы следить за убранством церкви, а также изгонять нежелательных людей — не только потенциальных воров и нарушителей спокойствия, но и бродячих собак и свиней, которые раньше спокойно ходили на улицам Рима вплоть до XIX века.
71.
%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BD

Фонтан на площади Санта-Мария ин Трастевере [41.8895312N 12.4702871E]
Фонтан на площади Санта-Мария ин Трастевере находится напротив одноименной базилики. Фонтан — это творение Донато Браманте с последующими обновлениями Джованни Лоренцо Бернини и Карло Фонтана на ранее существовавшей, возможно, имперской основе. Считается, что это самый старый работающий фонтан в Риме. Первое свидетельство источника в этом месте можно проследить до эпохи императора Августа, хотя абсолютной уверенности в этом нет.
72.
p1062

Фонтан был перестроен в1450 году по указанию папы Николая V. Между 1496 и 1501 годами была первая реставрация, выполненная, возможно, Браманте, которая добавила в сохранившийся бассейн бронзовые волчьи маски, из уст которых вода попала в бассейн. В конце XVI века последовало радикальное вмешательство Джованни Фонтана. Квадратную чашу Фонтана заменил на восьмиугольную.
73.
%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD1

В середине XVII века потребовалось переместить фонтан на другое место на площади. Эту работу возложили на Бернини, который в 1658 году завершил работу, подняв фонтан на ступеньки, поставив на боковые стороны восьмиугольной ванны памятный эпиграф и эмблемы папы Александра VII и добавив четыре раковины на противоположных сторонах бассейна. Последующее вмешательство, датированное 1694 годом, выполнил Карло Фонтана, который увеличил емкость ванны, сделав ее из травертина и украсив новыми большими раковинами.
74.
%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD

Очень жалею, что не успел осмотреть базилику Санта-Чечилия-ин-Трастевере [41.88779N 12.4764562E]. Банально не хватило времени. Но в сети нашел прекраснейший обзор этой церкви, который и рекомендую всем читателям.

Короткое видео по теме:

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.