Церковь Иль-Джезу (церковь святого имени Иисуса) — соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен его основатель — Игнатий Лойола. Одна из самых известных церквей Рима, она находится на небольшой одноимённой площади в центре города.
1.
Родоначальником храма была небольшая церковь Санта-Мария-делла-Страда X века, построенная неподалеку, в которой, согласно преданию, св. Игнатий Лойола совершил молитву перед образом Божьей Матери. Знаменитая фреска иконы Мадонна делла Страда первоначально являлась уличной иконой, для которой семья Асталлы построила церковь. Когда старая церковь была разрушена в 1561 году, икону временно была доставлена в Сан-Марко. Окончательно икону перенесли в Иль-Джезу в 1575 году. Первая попытка строительства церкви началась в конце 1550 года назначением архитектором Нанни ди Баччо Биджио и закладкой первого камня в фундамент, но из-за нехватки средств работа была остановлена уже в следующем году. Под патронажем и при финансовой поддержке кардинала Алессандро Фарнезе проект был продолжен в 1554 году. Знаменитый Микеланджело предлагал работать над ним безвозмездно. Но, несмотря на это, строительство снова было остановлено.
2. Чертеж фасада по одному из проектов.
Церковь создана в 1568-1584 годах в духе маньеризма, довольно близко предвещавшем эстетику барокко. Фасад разработали архитекторы Джакомо Виньола и Джакомо делла Порта (ученик Виньолы и Микеланджело). Аскетичный фасад и минимальное количество архитектурных украшений полностью соответствует строгим требованиям Ордена иезуитов. Церковь была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе (особенно в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины), а также в Латинской Америке.
3.
Картуш (Бартоломео Амманнати, 1576) над главным входом украшен монограммой Иисуса, а в двух боковых нишах расположены статуи св. Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, установленные в XVII веке. Слева изображен св. Игнатий Лойола, попирающий фигуру, изображающую ересь, а справа — св. Франциск Ксаверий, наступивший на язычество. Муниципалитет Рима является особым покровителем церкви. Об этом свидетельствует присутствие герба города над главной дверью с надписью SPQR.
4.
5.
Церковь является однонефной, поэтому верующие могут полностью сосредоточиться на богослужениях, проводящихся у большого алтаря. Боковые нефы заменяют одинаковые сообщающиеся между собой капеллы, расположенные за арками. Вход в них замаскирован балюстрадами.
6*.
Гораздо проще ориентироваться в церкви, используя прилагаемый план. «Обход» церкви пойдет от входной двери по часовой стрелке. Описываемые объекты будут сопровождаться цифрами в квадратных скобках.
7.
Неф
В нефе справа и слева устроены по четыре отсека с аркадами, ведущими в часовни и вестибюли. Арки в них разделены широкими опорами, каждая из которых имеет пару ребристых композитных пилястров с позолоченными ребрами и капителями. Они поддерживают глубокий антаблемент с карнизом, который проходит вокруг всей церкви.
8*.
Полихромная мраморная работа на пилястрах импоста и архивольтах арки — это XIX век. Над каждой аркой находится панель с позолоченными алебастровыми узорами, над которыми проходит галерея с балюстрадой и неприметным ограждением. Она выглядит как кантория, предназначенная для музыкантов. Дело в том, что музыканты только обеспечивали музыкальное сопровождение литургии, но не выступали персонально, поэтому их личная идентификация не имела значения. Есть мнение, что галерея также использовались иезуитами для скрытого контроля за публикой при литургиях.
9*.
Особо можно отметить декоративную кафедру на кронштейнах, прикрепленных к пилястрам между второй и третьей часовнями слева, с монограммой IHS.
10.
Иль-Джезу — это вторая увиденная мной церковь, где для посетителей установлено специальное наклонное зеркало, облегчающее осмотр потолка в нефе. Простое решение, но как помогает!
11.
Потолок
Неф сводчатый, с двумя люнетными окнами в каждом отсеке и широкими тройными ребрами, отделяющими отсеки. Эти ребра украшены двумя рядами квадратов с розетками и прерываются центральной панелью.
12*.
Главным шедевром потолка является центральная фреска Джованни Баттиста Гаулли по прозвищу Иль Бачичча, изображенная в период между 1672 и 1683 годами. На фреске изображен триумф имени Иисуса с монограммой IHS во славе, окруженной небесным хозяином. Кажется, что эти фигуры пробиваются сквозь потолок, когда они выходят из центральной панели и наплывают на окружающие его позолоченные штукатурные украшения.
13*.
Каждый из окон имеет пару гипсовых статуй с ангелами в люнетах, а также по центральной фреске. Эти фигуры были вылеплены Антонио Раджи и Леонардо Ретти по эскизам, предоставленным Гаулли (картоны с эскизами, выполненные последним, хранятся в галерее Спада).
15*.
16.
Капелла св. Франциска Борджиа [1]
Часовня посвящена св. Франсиско Борджиа, третьему генералу ордена иезуитов, который руководил строительством церкви. Первоначально капелла была посвящена Двенадцати Апостолам, и называлась Капелла Феррари. Алтарь «Святой Франческо Борджиа в молитве» изобразил Андреа Поццо, но был переделан Гальярди в начале XIX века, когда были канонизированы некоторые иезуитские мученики. Картины на боковых стенах написал Пьер Франческо Мола в 1600 году. Слева «Крещение свв. Процесса и Мартиниана апостолом Петром в Мамертинской тюрьме», а справа — «Обращение святого Павла». Сбоку от входа расположены четыре мраморных надгробия, установленных в 1870 и 1877 годах и принадлежащих семье маркиза Феррари — покровителя часовни.
17.
Фрески на своде потолка написаны Помаранчио. Центральная фреска показывает Пятидесятницу, люнеты изображают Мученичество св. Петра и Мученичество св. Павла, а в парусах — аллегории Веры, Надежды, Милосердия и Религии.
18.
Капелла святого Семейства [2]
Часовня посвящена Святому семейству. В честь покровительствующего семейства Черри капеллу часто именуют по фамилии семьи. Алтарный образ написал Джованни Гальярди — римский художник XIX века, специализирующийся на религиозных темах, который посвятил его Рождеству. Остальные образы были созданы в XVI веке. Фрески работы Никколо Чириньяни и Помаранчио. На боковых стенах картины «Поклонение волхвов» и «Сретение Господне». По углам часовни установлены четыре статуи аллегорических фигур добродетелей: слева Стойкость (Джакомо Антонио Фанчелли) и Справедливость (Козимо Фанчелли), а Целомудрие и Благоразумие — справа (обе Доменико Гуиди). В капелле имеются четыре мемориала — кардинала Карло Серри (1690), Антонио Серри (1642), еще одного Карло Серри (1696) и Розы Бьянки Мартинетти (1838).
19*.
Центральное изображение на куполе — «Радость на Небесах при рождении Христа». В люнетах изображены «Благовещение пастухам» и «Избиение младенцев». В парусах — пророки Давид, Исайя, Барух и Захарий.
20.
Капелла св. Троицы [3]
Часовня посвящена Святой Троице. Алтарный образ изображает Святую Троицу Франческо Бассано мл.. Под алтарем хранятся мощи св. Андрея Боболя. В реликварии на алтаре хранится правая рука святого.
21.
На боковых стенах картины «Преображение» Дуранте Альберти (слева), справа — «Крещение Христа» Вентуре Салимбени.
22*.
Фрески на куполе изобразил Дуранте Альберти. Центральный образ — «Бог-Творец». ангелы в парусах
В тонди написаны «Ангелы, любящие Бога-Творца» и «Авраам встречает трех Ангелов». Ангелы на пилястрах считаются работой Шипьоне Пульцоне.
23.
Капелла Распятия [4]
Эта часовня раньше была боковым входом в церковь. Теперь это часовня, посвященная Распятию, и содержащая большое, натуралистически окрашенное распятие начала XVII века. Считается, что распятие изначально было установлено в часовне св. Игнатия, потом его переместили на главный алтарь, когда часовня была переоборудована. После этого его установили в прихожей ризницы в 1840 году, и только потом в конце XX века распятие оказалось в том месте, где и находится сейчас.
24.
Капелла святого Игнатия [5]
Часовня св. Игнатия в левом трансепте первоначально была посвящена Распятию и находилась под покровительством кардинала Джакомо Савелли, который намеревался сделать ее своей погребальной часовней и нанял Джакомо делла Порта для разработки проекта и руководства работами. Исходное деревянное распятие, которое теперь находится в соседней часовне, было заменено бронзовым, спроектированным Просперо Античи. Бронзовое распятие было утеряно в конце XVIII века. В 1637 году Пьетро да Кортона завершил работу над алтарем.
25*.
В конце XVII века было решено полностью перестроить часовню. Проект реконструкции был создан Андреа Поццо и был исполнен с 1695 по 1699 год. Часовня, над которой трудились более ста художников и мастеров, считается одним из самых важных шедевров искусства барокко. Капелла была восстановлена в 2006 году.
26.
Выпуклая эдикула работы Андреа Бертони включает в себя четыре ребристые композитные колонны из позолоченной бронзы с канавками, заполненными ляпис-лазурью. Драгоценный синий камень был импортирован на верблюдах из Бадахшана (Афганистан). Эти колонны стоят на двухэтажном цоколе, первый этаж сделан из красного мрамора с желтой отделкой, а второй — из зеленого мрамора, на котором установлены шесть барельефов из позолоченной бронзы, изображающие сцены из жизни святого. Столбы поддерживают разделенную сегментарную антаблементацию зеленого мрамора, содержащую изображение Троицы, а над алтарем — пара ангелов работы Пьера Этьенна Монно, поддерживающие эмблему из лазурита с монограммой IHS. На окружающей часовню балюстраде установлены бронзовые подсвечники, считающиеся одним из немногих проявлений стиля рококо в Риме.
27.
Мощи св. Игнатия находятся в позолоченной бронзовой урне, созданной Алессандро Альгарди в 1637 году и помещенной под алтарем. Это единственная сохранившаяся часть первоначальной часовни раннего XVII века, хотя некоторые исследователи ставят этот факт под сомнение.
28.
Джузеппе Рускони изготовил позолоченный бронзовый алтарь с парой путти, а также позолотил урну. Тем не менее, некоторые декоративные детали не выглядят, как изготовленные в начале XVII века.
29.
Столбы обрамляют полукруглый алтарь, изображающий св. Игнатия, получающего от воскресшего Иисуса знамя с монограммой его имени. Алтарный образ можно было опустить с помощью старинного механизма, и в богато украшенной нише открывался статуя святого. Оригинальная скульптура была изготовлена Пьером ле Гро мл. в 1698 г. из серебра и позолоченной меди. Однако по приказу Папы Пия VI в 1798 году статуя была переплавлена в слитки для оплаты репараций, требуемых французами по договору Толентино. Существует и другая версия, что статуя была разграблена французскими оккупационными силами. В 1804 году была создана новая статуя из посеребренного алебастра, предположительно включающая сохранившуюся казулу от оригинальной работы. Восстановление выполнил Луиджи Аккисти, работающий в студии Антонио Канова.
30.
Механизм опускания был заброшен в XIX веке, пока его обломки не были обнаружены в 2006 году вместе со скрытым и гниющим алтарем. В настоящее время он восстановлен и используется для обнародования статуи ежедневно в 17:30.
31.
Сопровождающий св. Игнатия ангел и путти также были серебряными, и также были разграблены, а потом восстановлены из алебастра.
32.
На нижнем торце находятся две группы статуй, олицетворяющих Религию, которая побеждает Ересь (справа) и Веру, одолевающую Идолопоклонство (слева).
33.
34.
На потолке над капеллой необходимо обратить внимание на фреску XVII века «Апофеоз святого Игнатия» кисти Джованни Гаулли, сопровождаемая аллегорическими сценами в лепных барельефных панелях работы Раджи и Рети.
35*.
36.
Капелла Мадонны [6]
Часовня слева от главного алтаря посвящена Богоматери. Там хранится икона, известная как Мадонна делла Страда — Богоматерь Дороги. Эта фреска XV века известна в ранней истории ордена иезуитов и была объектом преданности всех святых ордена, которые были в Риме.
37.
Икона была восстановлена и очищена в 2006 году и теперь отнесена к концу XIII или началу XIV века. При этом драгоценные короны, которые были прикреплены к ней, были удалены.
38.
Украшение часовни очень богато. Пол состоит из полихромного мрамора, инкрустированного бронзовыми звездами. Всего в капелле выставлено семь картин художника Джузеппе Валериано со сценами из жизни Богоматери: Рождение, Презентация, Брак, Благовещение, Посещение, Успение и Небеса. Каждое изображение сопровождается пояснительными библейскими текстами на черном мраморе.
39.
Купол капеллы расписан фресками Андреа Поццо с ангелами, играющими на трубах. Особо можно отметить небольшой красивый витраж.
40.
41.
Главный алтарь [7]
Святилище было перестроено Антонио Сарти в проекте, который длился с 1834 по 1843 год. Новый главный алтарь был предоставлен им в неоклассическом стиле, далеком от барочного богатства остальной церкви. Эдикула находится напротив дальней стены апсиды и имеет четыре композитных колонны из желтого мрамора. Они поддерживают антаблемент с эпиграфом «SS Nomini Iesu sacrum». В треугольном фронтоне находится треугольный символ Троицы, а выше — монограмма IHS в богато украшенной позолоченной славе, которую держат ангелы, работы Ринальдо Ринальди. Пару ангелов на концах фронтона, обожающих Иисуса, сваяли Франческо Беналья и Филиппо Гнаккарини.
42*.
Алтарный образ изображает «Обрезание Христа» (когда ему было дано имя Иисус). Картину написал Алессандро Капалти в 1840 году. По аналогии с капеллой св. Игнатия, в алтаре спрятан механизм, опускающий картину и открывающий доступ к маленькой апсиде с раковиной, в которой стоит ярко окрашенная статуя Священного Сердца.
43.
В раковине апсиды фреска «Поклонение Агнцу Божьему» кисти Галли.
44.
Перестройка включила в себя прорубание дверей в апсиде с каждой стороны алтаря и больших прямоугольных окон над ними. Над левой дверью мемориал св. Роберто Беллармину с бюстом святого работы Джованни Лоренцо Бернини. Над правой дверью установлен памятник св. Иосифу Пиньятелли испанского скульптора Антонио Сола, работавшего в Риме. Вероятно, он же является автором и памятника Беллармину.
46*.
Главный купол [8]
Купол был спроектирован Виньолой, а завершил проект делла Порта. В четырех сюжетах фресок кисти Джованни Батиста Гаулли изображаются пророки, евангелисты и учителя святой Церкви. Они предназначены для провозглашения реальности того, что изображено на центральной фреске, покрывающей всю внутреннюю поверхность купола.
47*.
Центральная фреска на куполе «Триумф имени Иисуса» считается уникальной из-за достигнутого визуального эффекта объёмности. Если смотреть на фреску, создаётся впечатление о ее трехмерности и объемности, хотя на самом деле все изображения плоские. Это один из лучших куполов в Риме, глядя на который, вы можете представить себе, что смотрите на небеса.
48.
В антаблементе, на котором расположен купол, на фризе которого есть латинская надпись: Donavit illi nomen quod est super omne nomen, ut in nomine Jesu omne genu flectatur, caelestium, terrestrium et infernorum. («Имя было дано ему, которое выше всякого имени, так что во имя Иисуса каждое колено должно согнуть, небесное, земное или адское»).
49.
Капелла Святого Сердца [9]
Капелла Святого Сердца — одна из двух маленьких круговых купольных часовен, примыкающих к святилищу, которые были добавлены к плану Виньолы архитектором Джакомо делла Порта. В настоящее время капелла посвящена Священному Сердцу Иисуса, хотя раньше часовня назвалась в честь св. Франциска Ассизского. Часовня была перестроена по заказу Аристида Леонори в 1920 году, когда изменилось ее назначение. Картина Священного Сердца Иисуса, известная по репродукциям во многих католических домах, была написана Помпео Батони в 1767 году и является одной из самых ранних на эту тему. Раньше эта картина находилась на алтаре св. Франциска Ксавьера, но было перенесена сюда в 1920 году. Она заменила картину св. Франциска, получающего стигматы. Фрески в куполе принадлежат кисти Балдассаре Кроче и написаны в 1599 году. Они изображают четырех евангелистов и четырех латинских докторов Церкви (святые Августин, Григорий, Амвросий и Иероним).
50.
Капелла св. Франциска Ксаверия [10]
В правом транспорте находится Капелла св. Франциска Ксаверия, которая была построена между 1674 и 1678 годами Джакомо Делла Порта. Современные исследователи считают, что проект капеллы был разработан Пьетро да Кортоной, а после смерти Кортоны в 1669 году Делла Порта завершил работу по оставшимся эскизам. Покровителем часовни выступил кардинал Джованни Франческо Негрони.
51.
Четыре огромных коринфских колонны в красно-белом мраморе с позолоченными капителями поддерживают сегментный фронтон, в который вставлен лепной рельеф Апофеоза св. Франциска Ксавьерия. На алтарном образе изображена смерть святого работы Карло Маратта, случившаяся на острове Шанчуань Дао, к западу от Гонконга.
52*.
Позолоченный бронзовый реликварий на алтаре содержит правую руку святого, привезенную в Рим в 1614 году. Остальные его мощи находятся в базилике Бон-Жезуш в Гоа, Индия.
53.
На потолке над капеллой находятся три фресковые панели Джованни Андреа Карлоне. В центре находится «Апофеоз святого Франциска Ксаверия» (повторение темы лепной скульптуры, расположенной немного ниже). Справа святой крестит индийскую леди высокого статуса, а слева он восстанавливает распятие у краба. История последнего заключается в том, что Франциск потерял распятие за борт во время шторма на пути в Малакку, и когда он высадился на берег по прибытии, его встретил краб на пляже, державший потерянный предмет.
54*.
55.
Орган
На боковых стенах левого и правого трансепта, прилегающих к святилищу, установлены две половины основного органа. Напротив органов есть пара очень красивых балконов для музыкантов, поддерживаемых ангелами. Левый балкон создал Франческо Маратти, а правый — Оттони.
56.
57.
Ризница [11]
Вход в ризницу осуществляется через боковую дверь справа, прямо перед трансептом. Сначала посетитель попадает в круглый вестибюль, в котором хранятся мемориалы XIX века. У входа в вестибюль на синем фоне потолка можно увидеть символ иезуитов — позолоченную монограмму «IHS», аббревиатуру имени Иисуса, которая включена в светлое солнце. В центре находится фреска флорентийского мастера Агостино Чампелли «Поклонение Блаженного», а немного выше — роспись со сценами из «Страстей Христовых», предположительно работы Джованни Ланфранко Пармы. Сама ризница — это большая прямоугольная сводчатая комната, спроектированная Джироламо Райнальди и завершенная в 1620 году. Шкафы для одежды из грецкого ореха, с оригинальными деревянными статуями двенадцати апостолов. Фреска хранилища, изображающая «Поклонение святым причастию», принадлежат Агостино Чампелли. В настоящее время ризница предоставляется для использования в качестве часовни для мессы.
58. Вестибюль ризницы
Капелла Ангелов [12]
Часовня посвящена Святым Ангелам и известна как капелла Веттори, названная так в честь патронирующего семейства. Основные картины написал Федерико Цуккаро, в том числе алтарный образ, изображающий «Ангелов, воспевающих Святую Троицу». Некоторые следователи считают, что архивольт, паруса и люнеты были украшены Вентурой Салимбени, а не Цуккаро. На стене слева «Падение Ангелов Повстанцев» и люнет «Ангелы, молящиеся верности Небесам». Справа — «Ангелы, доставляющие души из чистилища» и люнет «Покаяние блудного сына». Авторство скульптур ангелов в нишах приписываются Силла Лонги и Фламино Вакка. Серафимы вылепил Камилло Мариани.
59.
В потолке изображена «Коронация Богоматери на небесах». Паруса показывают «Мечту Иакова в Силоме», «Доставку ангелами Аввакума в Вавилон, чтобы накормить Даниила в день льва», «Три молодых человека в печи» и «Архангел Рафаэль с Тобиасом и Рыбой».
60.
Капелла Страстей Христовых [13]
Часовня посвящена Страстям Господа нашего Иисуса Христа. Она была спроектирована Джузеппе Валериани. Полностью оформил часовню Гаспаре Целио, за исключением алтаря. Справочники утверждают, что алтарь принадлежит кисти Джованни Гальярди и изображает «Богоматерь, почитаемую иезуитскими святыми». В то же время на информационной табличке в капелле написано, что в алтаре выставлено «Снятие Христа с креста» кисти современного художника Сафета Зека, написанное в 2014 году (возможно, что это временное решение). В любом случае алтарный образ не вписывается в образ капеллы, а первоначальный алтарный образ «Положение во гроб» кисти Шипьоне Пульцоне сейчас выставлен в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Под алтарем находится реликварий из зеленого мрамора с бронзовыми фитингами, содержащий мощи св. Иосифа Пиньятелли, чей мемориал находится в апсиде, и который был установлен здесь после канонизации святого в 1954 году.
61.
На куполе капеллы мы видим «Апофеоз инструментов страсти», а паруса изображают евангелистов. Два люнета показывают Христа в Гефсимании и «Поцелуй Иуды», затем на пилястрах изображены «Флагелляция», «Христос перед Пилатом», «Христос перед Иродом» и «Ecce Homo». На люнетах написаны «Христовые водопады под крестом» и «Распятие», а на арке — пророки Ветхого Завета.
62.
Капелла св. Андрея [14]
Часовня посвящена св. Апостолу Андрею, в память о старой приходской церкви, разрушенной, чтобы освободить место для монастыря. Первоначальная капелла была посвящена мученикам, что отражено в художественном оформлении, выполненном Агостино Чампелли в конце XVI века, включая алтарь, изображающий «Мученичество Святого Андрея».
63.
На куполе изображена коллекция мучеников, включая центральный образ «Богоматерь во Славе, почитаемая мучениками». Дверь справа скрывает доступ к винтовой лестнице, ведущей на верхнюю частную ораторию Рождества Богородицы (теперь музей), являющуюся прекрасным образцом столярной работы XVII века.
64.
Те, кому повезет, могут посетить официальный сайт церкви. У меня это не получилось с разных компьютеров из разных сетей.
3D-тур по церкви можно посмотреть здесь.
И напоследок небольшое видео, рассказывающее о церкви.