Прогулка по холму Авентин как началась у подножия холма неподалеку от станции метро Piramide, так и закончилась у подножия, но с противоположной стороны возле цирка Массимо. Вначале прогулки были осмотрены ворота Сан Паоло и пирамида Цестия.
1.
Ворота Сан Паоло [41.8767189N 12.4814665E]
Ворота Сан Паоло — ворота в Риме, являвшиеся частью Аврелиановой стены. В античности ворота назывались Porta Ostiensis, так как от ворот начиналась Via Ostiensis, некогда дорога в порт Остию.
2.
Позднее ворота были переименованы в Сан Паоло (Porta San Paolo), так как через них можно было попасть к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. В 546 году из-за предательства гарнизона через эти ворота в город вошёл король остготов Тотила, осаждавший Рим.
3.
Пирамида Цестия [41.8764513N 12.4808711E]
Пирамида Цестия — древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды на Авентине, рядом с воротами Сан Паоло. Пирамида расположена на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Построена между 18 и 12 гг. до н.э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх великих римских жреческих коллегий. Пирамида представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (36,4 метра), длина основания — 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м.
4.
Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Ещё большее по размерам сооружение до XVI в. сохранялось в Ватикане. В Средние века считалось, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской пирамиде — его брат Ромул.
5.
6.
Далее были визиты к Магистральной вилле и базилике свв. Бонифация и Алексия. Церковь Санта Сабина расположена совсем рядом с базиликой свв. Бонифация и Алексия.
Церковь Санта Сабина [41.8845132N 12.4798679E]
Базилика Санта Сабина — главная церковь ордена доминиканцев. Изначально освящена в честь св. Сабины и св. Серапии. Расположена на вершине Авентина в Риме. Построена в 422-432 гг. и представляет классический тип позднеримской базилики. Убранство храма подчёркнуто непритязательно.
7.
Санта Сабина — старейшая сохранившаяся римская базилика в Риме, которая сохраняет свой первоначальный колониальный прямоугольный план и архитектурный стиль. Его оформление было восстановлено до первоначального сдержанного дизайна. Это главная церковь для отмечания Пепельной среды. Церковь была местом конклава в 1287 году, хотя прелаты покинули церковь после чумы, убившей шесть из них. Они вернулись в церковь только в феврале 1288 г., избрав папой Николая IV. В 1218 году церковь была предоставлена доминиканцам папой Гонорием III, который утвердил основание ордена. Монахи все еще служат церкви и живут в соседнем монастыре. В 1221 г., незадолго до смерти, св. Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины. Обитателями монастыря также были св. Фома Аквинский, будущий папа Пий V, благословенный Чеслав и св. Гиацинт.
8.
Санта-Сабина была построена далматинским священником Петром Иллирийским между 422 и 432 годами н.э. возле храма Юноны. Церковь была построена на месте домашней церкви древнеримского дома, владельцем которого была Сабина, римская матрона, вдова сенатора Валентина. Сабину обезглавили при императоре Адриане в 125 г. за то, что она была обращена в христианство ее слугой Серапией, которую забили камнями. Позднее Сабина и Серапия были причислены к лику святых.
9.
Привожу план церкви, с помощью которого будет несколько проще сориентироваться внутри базилики. Далее в квадратных скобках будет указываться номер, соответствующий плану.
10.
Слева от боковой входной двери установлена фреска [18] предположительно посвященная св. Доминику.
11.
Статуя св. Доминика [19] в нише напротив фрески.
12.
Для начала через решетчатые ворота [1] мы попадаем в атриум [3]. В атриуме собраны погребальные материалы церкви из раскопок, проведенных во время его реставрационных работ: имперские и христианские саркофаги и оригинальные фрески.
13.
Возле входа пробито весьма примечательное отверстие в монастырской стене [2], сделанное специально для лицезрения туристами первого апельсинового дерева в Италии. Это дерево в Италии посадил в монастырском дворе св. Доминик в 1221 году. Сейчас здесь произрастает первый потомок того дерева. Осмотр его возможен только через специально сделанное в монастырской стене отверстие.
14.
На правой стене атриума можно увидеть старинную фреску [4]. На ней изображены Богоматерь с младенцем в центре, заключенная в миндаль; справа и слева от нее свв. Петр и Павел, и свв. Сабина и Серапия. Две мужские фигуры слева от Богоматери — это, вероятно, архипресвитер Теодоро и пресвитер Георгий.
15.
Со св. Домеником также связана история круглого черного камня на спиральной колонне [5] слева от входной двери: она называется «Ляпис диаболи» или «Камень дьявола», потому что, согласно легенде, камень был брошен дьяволом против Доменика во время молитвы на мраморной плите, покрывающей кости некоторых мучеников, разбив ее на куски. На самом деле надгробие было разрушено архитектором Доменико Фонтана во время реставрации 1527 года, чтобы переместить захоронение.
16.
Деревянная дверь базилики [6] считается оригинальной дверью 430-432 годов, хотя она, видимо, изначально не была построена для этого дверного проема. Сохранились восемнадцать деревянных панелей — все, кроме одного, изображающие сцены из Библии.
17.
18.
Наиболее известной среди панелей является одно из самых ранних изображений казни Христовой (слева вверху), хотя другие группы также были предметом многочисленных исследований из-за их важности для изучения христианской иконографии.
19.
16. В конце атриума есть ниша со скульптурой св. Розы Лимской (1668 г.) [7]
20.
Интерьер церкви был полностью восстановлен Доменико Фонтана в 1587 году и Франческо Борромини в 1643 году. Итальянский архитектор и историк искусства Антонио Муньос восстановил оригинальный средневековый вид церкви, которая с 1870 года использовалась в качестве госпиталя.
21*.
Внутренний размер церкви составляет 56*25 м и имеет три нефа, разделенных двадцатью четырьмя колоннами с пазами коринфского ордера. Арки покрыты полосой из полихромных мраморов V века. Над каждым столбом находятся военные знаки отличия, увенчанные крестами. Над колоннами находятся двадцать два ранних христианских окна. Окна изготовлены из селенита, а не из стекла.
22.
Мозаика с посвящением [8] на контрфасаде. Надпись золотыми буквами на синем фоне охватывает длинное письмо латинским гекзаметром. В тексте говорится (адаптированный перевод Гугла и Яндекса): «Когда Целестин получил самую высшую степень апостольского достоинства и сиял во всем мире, как первый из епископов, это чудо создал римский священник родом из Иллирии, Петр, — человек, который также достойно нес это имя, потому что человек питается от рождения во Христе, богатый для бедных, бедняк для себя, который избавившись от имущества в настоящей жизни, заслуживает надежду на получение будущей жизни». Здесь Целестин — это папа Целестин I. На двух концах этой мозаичной надписи изображены две благородные женщины, держащие открытые книги. Правая женщина одета в пурпурно-белую тунику и держит в руке открытый Новый Завет. Женщина слева одета в пурпурную тунику с Ветхим Заветом в руках.
23.
Весьма нетривиальная скульптура [9]. С первого взгляда показалась обычной не самой удачной копией «Лаокоона с сыновьями». Со второго взгляда начал ощущать, что тут что-то не так. И потом оп-па! А где же змеи, с которыми борются Лаокоон с детьми? А нету их!
24.
Вот для сравнения фотография оригинала скульптуры из музеев Ватикана.
25.
Пол в церкви покрыт многочисленными надгробиями. В центре главного нефа находится погребение отца Муньоса-де-Замора [10], генерала доминиканцев, сделанное в 1300 году и украшенное мозаикой.
26.
Перед пресвитерием находится Schola Cantorum [11], перестроенная в 1936 году по мотивам первоначальной ранней христианской церкви IX века. Schola cantorum- это школа церковного пения при папском дворе в средневековом Риме, традиционно считающаяся первой в Европе профессиональной музыкальной школой. Здесь повторно использованы остатки древних плутео. Боковые мраморные плиты украшены растительными, животными и другими мотивами космогонического символизма. В центре Schola Cantorum есть плита, собранная из обломков мраморной крышки захоронения мощей св. Сабины и других мучеников.
27*.
Пресвитерий [12] увенчан триумфальной аркой с изображениями некоторых святых, восстановленными в XX веке на основе копий семнадцатого века Джованни Джустино Чампини. Конха украшена фреской Таддео Цуккаро, изображающей Иисуса, Апостолов и Святых, погребенных в Базилике. Главный алтарь, расположенный на фальшполе, характеризуется красной порфировой палубой.
28.
Капелла св. Екатерины Сиенской [13]
Часовня св. Екатерины Сиенской находится в середине левого нефа. Это роскошная и богато украшенная барочная работа, посвященная знаменитой терциарке доминиканского ордена св. Екатерине Сиенской, имеет восьмиугольную форму. Строительство капеллы выполнялось под управлением архитектора Джованни Баттиста Контини в 1671 году.
29.
Алтарь представляет собой картину Пресвятой Девы Марии Розарии кисти Джованни Баттисты Сальви, на которой она показана в окружении св. Доминика и св. Екатерины. У алтаря четыре коринфские колонны в красной, желтой и белой брекчии.
30.
Фрески в спранделях кисти Джованни Одацци созданы в начале XVIII века и представляют собой сцены из жизни св. Екатерины Сиенской. Купол освещен восемью окнами в позолоченном обрамлении. На куполе изображена Слава Святых в Раю того же художника.
31.
Покровителем капеллы была семья тосканских дворян по фамилии Эльчи. Герб семьи с двуглавым орлом эффектно изображен на полу капеллы.
32.
33. Кенотаф епископов Игнация и Йозефа Кьянти [14].
Кенотаф кардинала Auxia di Poggio [15].
34.
35.
Капелла св. Гиацинта [16]
В середине правого нефа находится часовня св. Гиацинта. Она расположена в квадратной пристройке и была добавлен в 1600 году после того, как святой был канонизирован в 1594 году.
36.
Алтарную картину со святым Гиацинтом, поклоняющимся Мадонне, в начале XVII века создала Лавиния Фонтана. Кстати, это весьма редкий случай росписи церкви художником-женщиной. Фрески на стенах с эпизодами из жизни святого в реалистичной манере изобразил Федерико Цуккаро, изображая людей, одетых в моды того времени и предположительно на основе реальных людей. Фреска на своде часовни с изображением триумфа святого также написана Федерико Цуккаро.
37.
Еще один примечательный кенотаф. Кому конкретно он посвящен, определить не удалось.
38.
В церкви возле входа в ризницу я разглядел еще один интересный объект, представляющий красиво оформленную металлическую дверцу с замком [20]. Скорее всего это табернакль — сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное (резьбой, скульптурными изображениями). Рядом установлен небольшой колокол, в который теоретически можно позвонить, хотя никто этого, естественно, не делает.
39.
40.
Фонтана дель Маскероне (фонтан Маскарада) [41.8844593N 12.480171E]
Строительство фонтана было поручено в 1593 году скульптору Пьетро Гуччи по проекту Джакомо делла Порта, который использовал прекрасный гранитный бассейн, обнаруженный возле арки Септимия Севера. Первоначально фонтан был установлен на рынке крупного рогатого скота Campo Vaccino. В дальнейшем фонтан размещали в самых различных местах: на Квиринале, возле церкви Сан Джованни дей Фиорентини и в порту Леонино. В 1890 году фонтан был демонтирован и сдан на муниципальный склад. В 1936 году было решено дать новый блеск старому Маскараду и его разместили на Авентине. Монтаж фонтана осуществили на кирпичной стене парка Савелло. Вода собирается в древней гранитной ванне с очаровательными ручками-барельефами. Отсюда, переполняясь, вода выливается в бассейн на земле. Маскарад наконец нашел желаемый мир и продолжает играть свою древнюю функцию в тишине Авентино.
41.
Парк Савелло (апельсиновый сад)
В 1287 году на холме Авентин было завершено строительство крепостного замка семейства Савелло. Активно используемая во время междоусобных войн крепость к 18 веку пришла в негодность. А в 1932 году архитектор Рафаэль де Вико по заданию муниципалитета взялся за строительство городского парка. С этой целью были упразднены остатки замка, а община монахов-доминиканцев отдала часть своих земель для общественного пользования. Таким образом, на вершине Авентина появилась новая обзорная площадка, получившая имя Нино Манфреди [41.8854158N 12.4799564E], позволяющая насладиться панорамой города. Римляне, которые к апельсинам привыкли, приходят сюда главным образом из-за видов — целоваться на закате и фотографироваться в свадебных нарядах.
42*.
На этом моя небольшая прогулка по Авентинскому холму заканчивалась. Спуститься вниз можно по довольно крутой дорожке, называемой подъёмом Рокка Савелла.
Спуск начинается от Парка Савелло [41.8850664N 12.4811232E] и заканчивается внизу возле цирка Максимуса [41.8868795N 12.4805599E]. Напоследок делаю еще одну панораму цирка с той стороны, где не ходил до этого дня.
44*.
Небольшое видео по теме поста.