В этой части отчета будет рассказ о небольшой пешей прогулке вокруг Палатина от Колизея до Капитолийского холма.
Палатин — центральный из семи главных холмов Рима высотой 40 м, одно из самых древнезаселенных мест в Риме. Вполне очевидно, что на холме и вокруг него расположены весьма древние сооружения и памятники. Попасть на сам холм можно, только купив билет на Римский форум.
Колизей в Риме — это самый крупный амфитеатр древнего мира, грандиозное сооружение и выдающийся памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. В 2007 году Колизей вошел в число семи Новых чудес света. Также как Эйфелева башня для Парижа или Биг-Бен для Лондона, он является символом столицы Италии.
Так выглядел Колизей в XVIII в. на гравюре Джованни Пиранези.
1*.
После смерти римского правителя Нерона и окончания 18-месячной гражданской войны к власти в 69 году пришел деятельный император Веспасиан, который хотел уничтожить все следы правления своего предшественника. Веспасиан разместил во дворце Нерона имперские учреждения, а на месте пруда с лебедями, находившимся рядом с Золотым дворцом, построил огромный цирк. Это было продуманное решение, в соответствии с которым на земле жестокого и деспотичного Нерона был построен громадный амфитеатр для всего народа.
2.
Арка Константина
Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
3.
Вход на Палатин
Один из входов на холм Палатин, а также и на Римский форум.
4.
Аква Клавдия — древнеримский акведук I века н.э.
Строительство акведука было начато при императоре Калигуле в 38 году, а завершено при императоре Клавдии в 52 году. 10 лет спустя его перестали использовать, через 9 лет при императоре Веспасиане в 71 году работа заброшенного акведука была восстановлена, ещё через 10 лет по приказу императора Тита его также отреставрировали.
5.
Большой цирк
Большой цирк — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц, обычно запряженных четверками лошадей. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царём Тарквинием Приском (ок. 500 до н.э.). Долина между Палатином и Авентином, длиною в 600 и шириной около 150 м, издревле, благодаря своему положению у самой древней части города и чрезвычайно удобной конфигурации местности, служила местом конных ристаний, связанных с древнейшими играми Рима. Юлий Цезарь расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей (ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя).
По центру арена была разделена на две части длинной низкой стеной, которую в течение столетий украшали все новые и новые произведения искусства и памятники. В 10 г. до н.э. сюда был доставлен из Гелиополя обелиск Рамзесу II (в настоящее время находится на пьяцца дель Пополо), а в IV в. н.э. — обелиск Тутмосу III из Фив (сейчас его можно увидеть на пьяцца ди Сан-Джованни в Латеране). В настоящее время на месте цирка осталась широкая поляна с четкими очертаниями цирка, остатками закруглений дорожки и карцеров.
Название башни Молетта восходит к тому времени, когда внутри Цирка была построена мельница, использующая воду так называемого Fosso di San Giovanni — водного пути, который римляне называли именами Aqua Julia (из-за прохождения через Палатин, где стояли императорские дворцы) или, чаще, Aqua Circuli применительно к цирку. Вода после мельницы попадала в ров, вырытый для безопасности зрителей при имитации сражений и погонь. После распада Римской империи и на протяжении всего Средневековья территория цирка была использована в качестве виноградников и фруктовых садов. В этот период и была построена мельница для переработки сельскохозяйственной продукции с оборонительной башней, предназначенной для защиты территории, имеющей большое значение для снабжения продовольствием Рима.
6.
7.
Домус Севериана
Этот дворец был воздвигнут императором Септимием Севером в юго-восточной части Палатина рядом с дворцом Августов (Domus Augustana) и известен как Домус Севериана. Дворец был расширен и перестроен несколькими императорами. Здание большей части дворца видно с территории Цирка.
8.
9.
Памятник Мадзини
Памятник Джузеппе Мадзини — итальянскому политику, патриоту, писателю и философу, сыгравшему важную роль в ходе первого этапа движения за национальное освобождение и либеральные реформы в XIX веке. Открыт в 1949 г., автор — скульптор Этторе Феррари.
10.
Церковь Сант-Анастазия
Сант-Анастазия — титулярная (c 1 марта 499 г.) базилика на Палатине. Церковь была построена в конце III — начале IV веков, возможно римской женщиной по имени Анастасия. Позднее церковь посвятили мученице Анастасии Сирмийской. Церковь была несколько раз отреставрирована, сегодняшний вид приобрела после реставрации XVII века.
11.
Бычий форум
Бычий форум находится на левом берегу Тибра в ложбине, окружённой Капитолийским, Палатинским и Авентинским холмами. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом. От форума сохранились храмы Геркулеса (ок. 120 г. до н.э.) и Портуна (ок. 80 г. до н.э.), которые долгое время действовали в качестве церквей. В VI веке над руинами большого алтаря Геркулеса была возведена базилика Санта-Мария-ин-Космедин.
12.
Храм Портуна
Храм Портуна — древнеримский храм на Бычьем форуме, посвящённый богу портов Портуну. Храм прямоугольной формы с эпохи Возрождения ошибочно считался храмом Фортуны Верилис. Первоначальная постройка была возведена уже в IV или III веке до н.э. (развалины фундамента были обнаружены при раскопках в XX веке). Храм, сохранившийся до наших дней, был построен около 100 года до н.э. Храм состоит из целлы, портика с колоннами ионического ордера. Все несущие части храма сделаны из травертина, остальные части из туфа, подиум заполнен римским бетоном. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года был превращён в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис.
13.
14.
Храм Геркулеса Победителя (Temple of Hercules Victor)
Храм Геркулеса Виктора — это древнее величественное здание на Бычьем Форуме. Это круглый храм, выполненный в классическом греческом периптерическом стиле. Этот храм был построен во втором веке и состоит из целлы, находящейся в концентрическом кругу из двадцати коринфских колонн. Колонны поддерживали древний архитрав (верхнюю часть, соединяющую колонны) и крышу. К сожалению, и архитрава и крыши уже нет, но стены целы и 19 из 20 изначальных колонн сохранились до сегодняшнего дня. Специфическое здание обладает очень важным историческим значением, так как оно является самым древним зданием, построенным из мрамора во всём Риме, сохранившемся до наших дней. Точных источников для определения того, кому был посвящён этот храм и как он изначально назывался, не осталось, но считается, что он связан с легендой о Геркулесе и Какусе. Именно из-за этой связи с легендой, сегодня этот храм носит название храма Геркулеса Победителя.
15.
Фонтан Тритонов
Фонтан тритонов расположен на Piazza Bocca della Verita напротив базилики Санта-Мария-ин-Космедин. Этот фонтан следует отличать от одноименного Фонтан тритонов работы Бернини на площади Барберини. Строительство фонтана началось по инициативе папы Климента XI по проекту архитектора Карло Франческо Биззаччери. Фонтан был завершен в 1715 году. Основная чаша фонтана сделана их травертина и разделена 16 маленькими колоннами, соединенными решеткой. Конструкция основного бассейна представляет собой восьмиугольник с вогнутыми сторонами, точнее восьмилучевую звезду, которая была геральдическим символом папской семьи Альбани. В центре есть группа камней, символизирующая скалы (элемент, который стал популярным после успеха Фонтана четырёх рек), на которых стоят на коленях два тритона, сцепившиеся хвостами. Поднятыми руками тритоны поддерживают держащуюся на их плечах большую раковину в форме устрицы, выступающей в качестве верхней части бассейна. Между двумя тритонами можно увидеть герб понтифика Климента XI.
16.
Церковь Санта Мария ин Космедин
Базилика Санта Мария ин Космедин построена в VI в. В VIII в. здесь служили византийские монахи, бежавшие от иконоборцев. Название произошло от лат. «cosmedin» — искаженного греческого эпитета «прекрасный». Папа Николай I построил здесь свой дворец, в котором проходили выборы Геласия II, Целестина III и Бенедикта XIII. Церковь основательно обновляли в 1118-24 гг., затем после долгого периода запустения в 1718 г. и наконец в 1894-99 гг. Храм выделяется средневековым убранством и драгоценной утварью (особенно примечательна мозаика VIII в. из старого собора св. Петра).
17*. Так выглядела церковь на гравюре Джованни Пиранези.
18.
19.
20. Главный неф. Пол работы Коматеско.
21. Боковой неф
22. Алтарь
23.
24. Киворий
25. Левая капелла
26. Правая капелла
27.
В церкви хранятся мощи св. Валентина
28.
29.
30.
Уста истины
Уста истины — античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона (по другим данным — Океана), датируемая I веком н.э. и расположенная с XVII века в портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин. Маска достигает 1,75 м в диаметре, возможно, служила люком Большой Клоаки или частью фонтана. В Средние века уста считались своего рода детектором лжи: если лжец положит руку в приоткрытый рот, божество откусит её. Уста истины стали широко известны после фильма «Римские каникулы» с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.
31.
Арка Януса
В античном Риме 16-метровое строение располагалось в северной оконечности Бычьего форума. Прежде предполагалось, что арка Януса была построена в IV в. в честь императора Константина, однако точное время постройки и её назначение остаётся неясным. Возможно, арка была посвящена военному триумфу поздней античности, или же просто оформляла перекрёсток дорог. Арка украшена сполиями, в 12 нишах первоначально стояли статуи. Верхняя часть сооружения утрачена.
32.
Архелогические раскопки
33.
Храм Януса
Храм Януса (260 г. до н.э.) построен в честь первой морской победы Рима над Карфагеном. Сохранились фундамент и часть ионической колоннады. Подиум и стены сделаны из туфа, колонны и антаблемент — из травертина.
34.
Церковь Сан-Грегорио делла Пьета Дивина
Сан-Грегорио делла Пьета Дивина — небольшая церковь в Риме, расположенная в районе Сант-Анджело недалеко от Большой синагоги Рима. Она также известна как San Gregorio a Ponte Quattro Capi из-за своей близости к одноименному мосту или San Gregorietto из-за его небольшого размера.
35.
Большая синагога
Большая синагога Рима (Tempio Maggiore di Roma) — самая большая синагога в Риме. Внешний вид здания разработан архитекторами Винченцо Коста и Освальдо Арманни; здание было построено с 1901 по 1904 годы на берегах Тибра, с видом на старое гетто. Благодаря эклектичному стилю синагога выделяется даже в городе известным достопримечательностями и сооружениями. Алюминиевый купол синагоги является единственным квадратным куполом у зданий в Риме и легко идентифицирует культовое сооружение даже на расстоянии. 13 апреля 1986 года Папа Иоанн Павел II посетил Большую синагогу. Это событие стало первым известным визитом Папы в синагогу с начала истории Римско-католической церкви. В 2010 году в синагогу состоялся визит Папы Римского Бенедикта XVI.
36.
37.
38.
39.
Портик Октавии
Район к востоку от цирка Фламиния изначально выделялся несколькими портиками: Октавиана, Филиппа и Октавии. Здание портика Октавии было воздвигнуто Августом в период с 27 по 23 г. до н.э. на месте прежнего портика Метеллы, построенного цензором Цецилием Метеллом Македонским около 146 г. до н.э. Новый портик, посвященный сестре императора Октавии, имел прямоугольную площадь, окруженную двойной колоннадой, стоявшей на низком подиуме. Главный вход располагался на короткой стороне и выходил на Тибр. Вход напоминал большие вытянутые пропилеи с двумя одинаковыми фасадами и четырьмя коринфскими колоннами.
40. Макет древнего Рима. Остров Тиберина, Портик Октавии, театр Марцелла
41.
42.
43. Чертеж Портика Октавии на гравюре Джованни Пиранези (XVIII в.)
43a. Чертеж Портика (реконструкция археологов).
Театр Марцелла
Театр Марцелла — театр близ правого берега Тибра в Риме, строительство которого было задумано Юлием Цезарем, а осуществлено Октавианом Августом, который в 12 г до н. э. посвятил его памяти своего покойного племянника Марка Клавдия Марцелла. При диаметре в 111 метров театр мог вместить 11 тысяч зрителей. В Средние века здание было перестроено в крепость, над которой архитектором Бальдассаре Перуцци был надстроен дворец знатного семейства Орсини.
44. Фундамент Театра Марцелла на гравюре Джованни Пиранези.
45.
45a.
Храм Аполлона Сосиана
Храм Аполлона Сосиана был построен примерно в 431 г. до н.э., возможно, Тарквиниями и, наверное, стоял на месте алтаря Аполлона Алексикакоса. Известно, что алтарь был посвящен Аполлону Врачевателю во время вспышки чумы. Однако храм совершенно перестроил Г. Сосий (отсюда и второе название храма), один из военачальников Цезаря. В 34 г. до н.э. он передвинул его к северу, ближе к портику Октавии, поскольку здесь велось строительство театра. Именно тогда вместо центральной появились боковые лестницы, ведущие к подиуму. Храм имел коринфские колонны (шесть по фасаду и три по бокам) с чередовавшимися широкими и узкими каннелюрами. Внутри вдоль стен располагались семь полуколонн. В целле хранились многочисленные произведения искусства известных греческих художников, например, Аполлон с лирой, Артемида, Латона и девять Муз. Хорошо сохранились три угловых колонны.
46.
47.
48.
Храм Беллоны
Храм Беллоны — руины древнеримского храма, посвящённого богине Беллоне рядом с театром Марцелла и храмом Аполлона Врачевателя в Риме. Аппий Клавдий Цек пообещал построить храм в честь победы над этрусками в 296 г. до н.э. Через 5 лет храм был освящён на Марсовом поле. Перед сооружением находилась «колонна войны»; от неё в древние времена в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. В храме иногда собирался сенат, принимались иностранные послы, полководцы, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.
49.
Monastero delle Oblate fondate da Santa Francesca
Женская монашеская община облатов св. Францески Римской основана в 1425 году, чтобы обеспечить жизнь в молитвах и церковных службах богатых женщин города. Община облатов быстро развивалась без пострига в монахи, ее члены стремятся к молитве и служению бедным горожанам. Монастырь Tor de’ Specchi (буквально «Башня Зеркал») является местом проживания для общины облатов. Расположенный в самом центре города, он был создан 25 марта 1433 года, в праздник Благовещения, по решению основательницы общины св. Францески Римской.
50.
Колизей | 41.89025N 12.4922812E |
Арка Константина | 41.8897948N 12.4906611E |
Вход на Палатин | 41.8878779N 12.4896741E |
Аква Клавдия | 41.8870952N 12.4895346E |
Цирк Максимус | 41.8848228N 12.4886173E |
Башня Молетта | 41.884675N 12.4882954E |
Домус Севериана | 41.8865281N 12.4876034E |
Памятник Мадзини | 41.8852101N 12.4843311E |
Церковь Сант-Анастазия | 41.8881814N 12.4841166E |
Бычий форум | 41.889036N 12.4811661E |
Храм Портуна | 41.8892517N 12.4809086E |
Храм Геркулеса Победителя | 41.8887285N 12.4807692E |
Церковь Санта Мария ин Космедин | 41.8881495N 12.4814826E |
Уста истины | 41.8882333N 12.4815148E |
Арка Януса | 41.8893555N 12.4827808E |
Архелогические раскопки | 41.8912364N 12.4792993E |
Храм Януса | 41.8912803N 12.4799591E |
Сан-Грегорио делла Пьета Дивина | 41.8914001N 12.4787629E |
Большая синагога | 41.8919692N 12.4780306E |
Портик Октавии | 41.8925402N 12.4785671E |
Театр Марцелла | 41.892057N 12.4794415E |
Храм Аполлона Сосиана | 41.8923286N 12.4796695E |
Храм Беллоны | 41.8924244N 12.4798921E |
Monastero delle Oblate fondate da Santa Francesca | 41.8933129N 12.4812546E |