Храм VI в., расположенный между церквями Сан-Теодоро и Сорока мучеников, восходит к I веку н.э.
1.
Ораторий сорока мучеников
Ораторий сорока мучеников — церковь, построенная в VI веке, являющаяся одним из первых христианских свидетельств в Римском форуме. Он был оставлена в 847 н.э. из-за разрушений, полученных в результате землетрясения, а затем на его развалинах в 1617 году была построена новая церковь (св. Феодора). В 1900 году были проведены раскопки и реставрация, чтобы пролить свет на остатки поздней античной церкви. В настоящее время Ораторий сорока мучеников фактически является составной частью церкви Санта Мария Антиква.
2.
3. Фреска 40 мучеников (VIII-IX в.)
4. Рифленый саркофаг с греческой надписью (около 200-250 г. н.э.)
5.
В середине VI в. сооружение времён Домициана использовалось как своего рода сторожевая будка: здесь ночевала охрана византийских наместников Рима. Ближе к концу века оно было убрано коринфскими колоннами, украшено стенописью, к нему была пристроена полукруглая апсида — отныне это была церковь девы Марии. Под основанием одной из колонн археологи обнаружили клад монет с профилем Юстина II, из чего следует, что перестройка не могла быть осуществлена ранее его царствования (565-578 гг.) В папском инвентаре 635 г. здание упоминается уже как «Санта-Мария-Антиква», то есть «старая дева Мария», — свидетельство существования более нового храма с тем же посвящением.
6.
7.
Центральный неф
8.
9.
10.
11. Колонна в центральном нефе с фреской «Христос исцеляет человека, рожденного слепым» (VII в.)
Санта-Мария-Антиква известна своим ансамблем раннесредневековой стенописи, который не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О её существовании впервые стало известно в 1701 г., а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 г. под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.
12. Благовещение с архангелом Гавриилом (565-578 гг.)
13. Богоматерь с Младенцем на троне (565-578 гг.)
14. Фреска с изображением св. Аввакира
15. Богоматерь с Младенцем на троне (772-795)
16.
17.
18.
В центральном нефе, в нише, выдолбленной в северо-западном столбе, можно видеть фронтальное изображение Богородицы с Младенцем (около 590 г.). Оно соответствует древнему типу «Одигитрии», приписываемому апостолу Луке. Изначально ниша была облицована цветным мрамором, как это видно по небольшой сохранившейся пластинке серпентина в основании слева. В небольшом углублении, видимо, хранились какие-то реликвии, след от гвоздя вверху свидетельствует о существовавшем здесь некогда ex voto. Под нишей на стене сохранилось еще два фрагмента: нижняя часть фронтально стоящей фигуры епископа, возможно папы-заказчика, и Даниил во рву со львами, образ спасения и воскресения.
19.
20. Св. Михаил (705-707)
21. Соломон и Маккавеи (600-650)
Некоторые фрески «реставрированы» с помощью компьютеров и проекторов. Не уверен, что это безвредно для сохранности самих фресок.
22.
23.
24.
Квадратный атриум через коридор с тремя порталами вёл во внутренний дворик, соединённый переходом с императорским дворцом. Предположительно это был вход в палатинские палаты императора Домициана.
25.
26. Рампа, по которой осуществлялся переход на Палатин.
Несколько западнее стояло огромное здание, которое долгое время считалось храмом Божественного Августа. Поскольку план церкви Санта Мария Антиква имеет аналогии с библиотеками античности, высказывается предположение, что большое здание, к которому оно относилось, — это университет Адриана.
27. План церкви: 1. Центральный неф; 2. Пресвитерий; 3. Апсида; 4. Часовня Теодора; 5. Часовня святых врачей; 6. Рампа прохода к Палатину; 7. Храм Аугуста (двор палатинского дворца); 8. Ораторий 40 мучеников; 9. Атриум
В середине VII в., с ослаблением византийского господства на западе Италии, папы римские стали подумывать о переносе резиденции из окраинного Латерана на форум, где прежде обитали императорские наместники. Близость церкви девы Марии к новому папскому дворцу заставляет предположить, что одно время именно в ней находилась кафедра римского первосвященника. Работы по росписи храма начались при папе Мартине I (649-655) и достигли наибольшего размаха в краткий понтификат Иоанна VII (705-707).
Часовня святых врачей (705-707)
28.
29.
30. Ветхозаветная сцена битвы (705-707)
Левый придел и часовня были украшены стенописью на средства сенатора Теодотуса. На время проведения этих работ указывает тот факт, что портрет Григория III после его смерти в 741 г. был заменён изображением нового папы Захария.
31.
32.
33.
34. Распятие Иисуса Христа (741-752)
Роспись апсиды пришлась на понтификат Павла I (757-767), а фрески античного атриума могут быть отнесены к деятельности Адриана I (772-795). Этот атриум тогда был приспособлен для захоронения знатных горожан, нередко в позднеантичных саркофагах с рельефами на языческие темы. В тот же период, по-видимому, был построен внутренний нартекс.
35.
36.
Эпоха Павла, истории Ноя, Иосифа и Христа, восседающего между святыми отцами церкви (757-767)
37.
38.
39. Образ Божией Матери с Младенцем среди свв. Елизаветы и Анны с младенцами: Марией и Иоанном (757-767)
Во время землетрясения 847 года Санта Мария Антиква была погребена под слоем земли, после чего её владения, привилегии и имя были переданы близлежащей церкви Санта Мария Нова («новой Девы Марии»), а о существовании её предшественницы попросту забыли. При землетрясении остался незасыпанным только атриум, который оставался в употреблении под именем церкви Антония Великого по крайней мере до разорения Рима норманнами в 1081 г. В XVII в. над церковью была возведена часовня Санта Мария Либератрисе, которую пришлось разобрать при проведении археологических исследований в 1901 г.
Атриум
40.
Фрагменты фресок VIII-IX века в атриуме
41.
Традиционно предлагаю посмотреть небольшое видео, посвященное открытию после тридцатилетней реставрации церкви Санта Мария Антиква.