Рим. Церковь Санта Мария Антиква

Храм VI в., расположенный между церквями Сан-Теодоро и Сорока мучеников, восходит к I веку н.э.
1.
sma01

Ораторий сорока мучеников
Ораторий сорока мучеников — церковь, построенная в VI веке, являющаяся одним из первых христианских свидетельств в Римском форуме. Он был оставлена в 847 н.э. из-за разрушений, полученных в результате землетрясения, а затем на его развалинах в 1617 году была построена новая церковь (св. Феодора). В 1900 году были проведены раскопки и реставрация, чтобы пролить свет на остатки поздней античной церкви. В настоящее время Ораторий сорока мучеников фактически является составной частью церкви Санта Мария Антиква.
2.
p327

3. Фреска 40 мучеников (VIII-IX в.)
DSC_4575

4. Рифленый саркофаг с греческой надписью (около 200-250 г. н.э.)
DSC_4576

5.
p329

В середине VI в. сооружение времён Домициана использовалось как своего рода сторожевая будка: здесь ночевала охрана византийских наместников Рима. Ближе к концу века оно было убрано коринфскими колоннами, украшено стенописью, к нему была пристроена полукруглая апсида — отныне это была церковь девы Марии. Под основанием одной из колонн археологи обнаружили клад монет с профилем Юстина II, из чего следует, что перестройка не могла быть осуществлена ранее его царствования (565-578 гг.) В папском инвентаре 635 г. здание упоминается уже как «Санта-Мария-Антиква», то есть «старая дева Мария», — свидетельство существования более нового храма с тем же посвящением.
6.
sma03

7.
sma04

Центральный неф
8.
p331

9.
DSC_4590

10.
DSC_4589

11. Колонна в центральном нефе с фреской «Христос исцеляет человека, рожденного слепым» (VII в.)
sma05

Санта-Мария-Антиква известна своим ансамблем раннесредневековой стенописи, который не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О её существовании впервые стало известно в 1701 г., а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 г. под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.
12. Благовещение с архангелом Гавриилом (565-578 гг.)
DSC_4588

13. Богоматерь с Младенцем на троне (565-578 гг.)
sma06

14. Фреска с изображением св. Аввакира
sma07

15. Богоматерь с Младенцем на троне (772-795)
DSC_4593

16.
DSC_4595

17.
DSC_4609

18.
DSC_4614

В центральном нефе, в нише, выдолбленной в северо-западном столбе, можно видеть фронтальное изображение Богородицы с Младенцем (около 590 г.). Оно соответствует древнему типу «Одигитрии», приписываемому апостолу Луке. Изначально ниша была облицована цветным мрамором, как это видно по небольшой сохранившейся пластинке серпентина в основании слева. В небольшом углублении, видимо, хранились какие-то реликвии, след от гвоздя вверху свидетельствует о существовавшем здесь некогда ex voto. Под нишей на стене сохранилось еще два фрагмента: нижняя часть фронтально стоящей фигуры епископа, возможно папы-заказчика, и Даниил во рву со львами, образ спасения и воскресения.
19.
sma08

20. Св. Михаил (705-707)
sma09

21. Соломон и Маккавеи (600-650)
sma10

Некоторые фрески «реставрированы» с помощью компьютеров и проекторов. Не уверен, что это безвредно для сохранности самих фресок.
22.
sma13

23.
DSC_4596

24.
DSC_4597

Квадратный атриум через коридор с тремя порталами вёл во внутренний дворик, соединённый переходом с императорским дворцом. Предположительно это был вход в палатинские палаты императора Домициана.
25.
DSC_4579

26. Рампа, по которой осуществлялся переход на Палатин.
sma11

Несколько западнее стояло огромное здание, которое долгое время считалось храмом Божественного Августа. Поскольку план церкви Санта Мария Антиква имеет аналогии с библиотеками античности, высказывается предположение, что большое здание, к которому оно относилось, — это университет Адриана.
27. План церкви: 1. Центральный неф; 2. Пресвитерий; 3. Апсида; 4. Часовня Теодора; 5. Часовня святых врачей; 6. Рампа прохода к Палатину; 7. Храм Аугуста (двор палатинского дворца); 8. Ораторий 40 мучеников; 9. Атриум
sma12

В середине VII в., с ослаблением византийского господства на западе Италии, папы римские стали подумывать о переносе резиденции из окраинного Латерана на форум, где прежде обитали императорские наместники. Близость церкви девы Марии к новому папскому дворцу заставляет предположить, что одно время именно в ней находилась кафедра римского первосвященника. Работы по росписи храма начались при папе Мартине I (649-655) и достигли наибольшего размаха в краткий понтификат Иоанна VII (705-707).
Часовня святых врачей (705-707)
28.
p333

29.
4597-1

30. Ветхозаветная сцена битвы (705-707)
DSC_4580

Левый придел и часовня были украшены стенописью на средства сенатора Теодотуса. На время проведения этих работ указывает тот факт, что портрет Григория III после его смерти в 741 г. был заменён изображением нового папы Захария.
31.
p332

32.
4613-1

33.
DSC_4612

34. Распятие Иисуса Христа (741-752)
4612-1

Роспись апсиды пришлась на понтификат Павла I (757-767), а фрески античного атриума могут быть отнесены к деятельности Адриана I (772-795). Этот атриум тогда был приспособлен для захоронения знатных горожан, нередко в позднеантичных саркофагах с рельефами на языческие темы. В тот же период, по-видимому, был построен внутренний нартекс.
35.
DSC_4622

36.
DSC_4623

Эпоха Павла, истории Ноя, Иосифа и Христа, восседающего между святыми отцами церкви (757-767)
37.
p334

38.
p335

39. Образ Божией Матери с Младенцем среди свв. Елизаветы и Анны с младенцами: Марией и Иоанном (757-767)
DSC_4594

Во время землетрясения 847 года Санта Мария Антиква была погребена под слоем земли, после чего её владения, привилегии и имя были переданы близлежащей церкви Санта Мария Нова («новой Девы Марии»), а о существовании её предшественницы попросту забыли. При землетрясении остался незасыпанным только атриум, который оставался в употреблении под именем церкви Антония Великого по крайней мере до разорения Рима норманнами в 1081 г. В XVII в. над церковью была возведена часовня Санта Мария Либератрисе, которую пришлось разобрать при проведении археологических исследований в 1901 г.
Атриум
40.
p336

Фрагменты фресок VIII-IX века в атриуме
41.
DSC_4631

Традиционно предлагаю посмотреть небольшое видео, посвященное открытию после тридцатилетней реставрации церкви Санта Мария Антиква.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.