Базилика святых мученика Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия расположена на Авентинском холме [41.8837724N 12.4787199E] и сегодня предстает в стиле барокко, обретенном после кардинальной реконструкции, произведенной в середине XVIII века. Собор имеет старинное происхождение. Считается, что его первоначальная постройка восходит к концу V века, когда на Авентине в доме состоятельной семьи Евфимиана и Аглаиды — родителей святого Алексия — была сооружена часовня, в которой разместились его останки. Здесь прошли последние семнадцать лет жизни св. Алексия. Сведения о почитании святого мученика Вонифатия, чьи мощи сохранялись в этой часовне, относятся к началу VII века. В 977 году церковь св. Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII бежавшему от мусульманских притеснений митрополиту Сергию Дамасскому. Сергий основал здесь монастырь, в котором жили монахи греческого и латинского обряда. С прибытием на Авентинский холм греческих монахов связывается почитание святого Алексия, имя которого появляется в римских святцах в X веке. В 986 году монастырский храм был освящен уже в честь двух святых — Вонифатия и Алексия.
1.
В понтификат папы Гонория III церковь была перестроена в трехнефную базилику, боковые нефы которой были отделены от основного аркадами, опирающимися на восемь колонн с каждой стороны. При перестройке в 1216 году мощи св. Алексия были обретены и помещены под главным престолом базилики.
2.
При этом же папе пол базилики [22], сохранившийся и при последующих перестройках, был выполнен в стиле Космати. В пол вмонтировано некоторое количество захоронений. Напольное покрытие было отреставрировано де Маркисом в XVIII веке.
3.
4.
В 1426 году монастырь и базилика были переданы папой Мартином V ордену иеронимитов-обсервантов, которые владели ими в течение последующих четырёх веков. Иеронимиты внесли некоторые изменения в облик базилики в конце XVI — начале XVII веков. Свой нынешний вид базилика приобрела в результате значительной перестройки, начатой иеронимитами в преддверии юбилейного 1750 года и завершенной в 1755 году. Работы велись по проекту Джованни Баттиста Нолли, а после его смерти были завершены римским архитектором Томмазо де Марки. В результате перестройки базилика приобрела нынешний барочный вид и размеры: 50 метров в длину, 23 — в ширину и 19 — в высоту. Были сохранены крипта и колокольня XII-XIII веков, а также венчающий тимпан византийский крест X века. Романская кирпичная колокольня XII-XIII веков (подобная колокольням Санта-Мария-ин-Космедин, Санта-Сесилия-ин-Трастевере, Санта-Мария-Маджоре, Санта-Мария-ин-Трастевере) имеет высоту более 30 метров.
5.
В 1846 году базилика была передана папой Пием IX нынешним владельцам — Братству клириков Сомаски. При них были завершены работы по отделке главного нефа под руководством Микеле Оттавиани и апсиды под руководством Карло Гавардини (1811-1869) из Пезаро.
6.
Фасад XVIII века базилики [1] напоминает очертания церкви Святых Апостолов. Крест, венчающий тимпан, выполнен в X веке в византийском стиле и является одним из немногих свидетельств о храме, существовавшем до перестройки XII века.
7.
Для дальнейшего изучения интерьера церкви лучше воспользоваться планом, обозначения на котором будут соответствовать номерам в квадратных скобках в тексте поста.
8.
Гипсовая скульптура папы Бенедикта XIII [2] создана в 1752 году по заказу кардинала Анджело Марии Куэрини, который финансировал реконструкцию базилики в 1750-1755 годах.
9.
Слева на фото один из двух канделябров в форме дьякона [4, 5], которые по всей вероятности ранее украшали кенотаф папы Гонория IV. Их автором считается скульптор из школы Арнольфо ди Камбио.
10.
Главный (центральный) неф.
11.
Потолок главного нефа. Орнаментальное оформление свода центрального нефа выполнил мастер Микеле Оттавиани.
12.
13.
Левый неф.
14.
Правый неф
15.
Дальнейший «обход» осуществим от портала [3] по часовой стрелке.
Капелла святого Алексия [21] устроена в XVIII веке на месте, где находился кенотаф папы Гонория IV. Работа по обустройству барочной капеллы осуществлены римским декоратором и скульптором Андреа Бергонди.
16.
За алтарём капеллы находится гипсовая статуя святого Алексия, облечённого в одежду пилигрима со странническим посохом в руке, умирающего в каморке под лестницей. Позолоченная деревянная лестница, помещённая в стеклянный футляр, является, по местному преданию, подлинной лестницей из дома родителей святого Алексия.
17.
Картина Жана Франсуа де Труа «Святой Иероним Эмилиани препоручает осиротевших девочек Божией Матери» (1749) [19]. Иероним Эмилиани — священник, основатель монашеской конгрегации «Регулярные клирики Сомаски». Под картиной установлено захоронение Доменико Саваре, священника братства Клириков Сомаски, прославившегося делами милосердия.
18.
Колодец дома, считающегося домом святого Алексия [20]. Глубина колодца 5 метров.
19.
Капелла блаженного Иеронима и святой девы Марселлы [18]. Заалтарный образ титульных святых выполнен в середине XVIII века неизвестным мастером римской школы.
20.
Копия начала XX века картины Пьетро Гальярди «Святой Иероним, молящийся Богоматери» [17]. Оригинал находится в одном из приютов Клириков Сомаски.
21.
В левой части трансепта находится капелла святого Иеронима Эмилиани [15] — основателя ордена Клириков Сомаски. Первоначально на этом месте находилась частная капелла семьи Гвиди ди Баньо. Клирики Сомаски, получив базилику от папы Пия IX в 1846 году, посвятили капеллу своему основателю. Работы по перестройке капеллы были осуществлены под руководством Микеле Оттавиани. За алтарем находится картина Карло Гавардини «Святой Иероним с сиротой перед Мадонной».
22.
23.
На пересечении осей главного нефа и трансепта находится главный престол базилики [14]. Под престолом в мраморном саркофаге почивают мощи святых Вонифатия и Алексия, о чём свидетельствует надпись «S BONIFATI MART(yr) S ALEXII CONFE(ssor)». Богато украшенный киворий, осеняющий алтарь, сооружён в конце XVI века, а престол приобрёл современный вид в результате перестройки середины XVIII века.
24.
25.
26.
За главным престолом в полу имеется несколько захоронений [12]. По объективным причинам все их сфотографировать не удалось. Самое примечательное из них — могила Джана Винченцо Гонзага из Палермо [12b], первого (с 1587) кардинала — титулярного настоятеля базилики.
27.
Каменная плита [13а] с ранее существовавшего престола была сохранена и помещена вертикально в апсиде за горним местом. Эта плита обрамлена двумя изящными маленькими мраморными колоннами [13b] в стиле Космати (около 1180 г.). Эти две колонны ранее находились в базилике Сан-Бартоломео на Тибрском острове и были перемещены в Сант-Алессио в 1638 году. Семнадцать идентичных колонн, оставшихся в Сан-Бартоломео, исчезли в конце XVIII века из разграбленного французскими войсками храма.
28.
Оформление апсиды и антрвольтов крестовины выполнил художник из Пезаро Карло Гавардини.
29.
В правой части трансепта в 1674 году аббатом Анджело Порро была устроена капелла Святых Тайн (Святого Причастия) [11]. Капелла последовательно была реконструирована во время общей перестройки базилики в 1750-1755 годах, обновлена в 1814 году на средства бывшего испанского короля Карла IV, жившего в Риме в монастыре Сант-Алессио после своего удаления из Испании, и тщательно отреставрирована в 1935 году Антонио Муньосом. Дарохранительница относится к эпохе Возрождения.
30.
Над алтарём капеллы Святых Тайн находится почитаемая чудотворной икона Божией Матери «Мадонна ди Сант-Алессио». По местному преданию образ, написанный евангелистом Лукой, был привезён в Рим митрополитом Сергием Дамасским в 977 году, и это и есть Эдесская икона Божией Матери, от которой эдесскому церковному сторожу был глас Богородицы, назвавший Алексия человеком Божиим. Современные исследователи называют временем создания иконы XII-XIII века. На иконе Божия Матерь изображена без Богомладенца, немного склонённой в правую сторону, её правая рука обращена вверх, а левая простёрта к молящимся, что подчёркивает Её непрестанное ходатайство перед Сыном за всех христиан. В Риме помимо Мадонны-ди-Сант-Алессио существует ещё одна похожая икона — образ «Жертвенник Небесный» (Мадонна Арачели) в базилике Санта-Мария-ин-Арачели. В 1645 году Мадонна-ди-Сант-Алессио была коронована по папскому указанию.
31.
Памятник княгини Элеоноры Буонкомпаньи (Андреа Фучинья, 1704) [9] по эскизу Джованни Батиста Контини. Памятник был перенесен в базилику в 1936 году из разрушенной церкви Санта-Лючия-деи-Джиннази.
32.
Капелла Распятия с алтарным образом середины XVIII века [8].
33.
Кенотаф кардинала Метелло Бики [6], титулярного кардинала базилики, архиепископа Сиены.
34.
К правой стене церкви и монастыря Сант-Алессио примыкает небольшой апельсиновый сад, выходящий к набережной реки Тибр. Апельсины, говорят, очень кислые и невкусные. Рвать их по этой причине не рекомендуется.
35.
Небольшой старинный фонтан [41.8836706N 12.4790807E].
36.
Памятник Жанне д’Арк [41.8839391N 12.4788004E]
Статуя французского скульптора Массимо Реал дель Сарте изображает святую Жанну во время последних минут своей жизни, сжигаемую на костре, языки пламени которого лижут ее ноги. Скульптор пожертвовал статую Риму в 1935 году, но она была открыта и освящена позже из-за Второй Мировой войны.
37.
Еще один фонтан [41.8840899N 12.4788795E].
38.
С высокого берега Тибра открывает прекрасный вид на Рим.
Министерство культурного наследия [41.8851542N 12.4762952E]. Расположено в здании бывшего приюта Сан-Микеле, построенного в конце XVII века. На дальнем плане Собор Святого Петра в Ватикане.
39.
Вид на Капитолийский холм. Дистанция до Капитолийского холма около километра. Из наиболее выделяющихся объектов (слева направо): Витториано, Дворец сенаторов с колокольней, кусочек дворца Россиньоли-Паллавичини на Квиринале, Башня милиции и церковь св. Луки и Мартина.
40.
Честно признаюсь: первый раз встретил высококачественную видеосъемку, сделанную с использованием квадрокоптера внутри церкви, в том числе тех мест, куда обычным туристам доступа нет. Обязательно посмотрите на большом экране, получите большое удовольствие.