Греция. Крит. Кносский дворец

Вот они — те развалины, которыми так гордился Артур Эванс, осуществивший раскопки минойских артефактов. Вот колодцы, в которых держали зерно, огромные кувшины, камень для жертвоприношений, первая в мире система водопровода, купальня Царицы, первый в мире трон, охраняемый грифонами, красные иррациональные колонны, расширяющиеся к верху, каменные бычьи рога и лабиринт — сложная система комнат и коридоров дворца. Согласно мифу, жена Миноса родила от быка — Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка, которого Минос поместил в лабиринт, выстроенным Дедалом. В лабиринт можно было зайти, но невозможно выйти. Минотавру ежегодно поставляли 7 девушек и 7 юношей на растерзание. Убил чудовище Тесей, которому помогла дочь Миноса — Ариадна, придумавшая хитрость с клубком ниток, благодаря которому Тесей выбрался из лабиринта целым и невредимым. Вероятно, миф о Минотавре связан с человеческими жертвоприношениями, ведь в фундаменте северного крыла Кносского дворцового комплекса были обнаружены человеческие костей с отметинами, сделанными острым клинком. Специалисты утверждают, что следы оставлены при отделении плоти от кости.
Тем же, кто будет «крутить носом», утверждая, что в развалинах Кносса нет ничего интересного и смотреть там нечего, хочется сказать только одно: эти развалины (естественно, огромный дворцовый комплекс, а не его развалины), на минуточку, были построены около четырех тысяч лет тому назад!!! Для сравнения: римский Колизей, афинский Парфенон, равно как и древний город Иераполис, аж чуть ли не в два раза моложе, а пирамида Хеопса старше всего-то на пять-шесть веков. И не прикоснуться к таким древностям прямо-таки нельзя! А для начала надо глянуть, как, по мнению археологов, выглядел Кносский дворец во времена своего расцвета (фотография позаимствована из недр Википедии).
1.
%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0

Кносс — древний город на острове Крит, расположен около современного Ираклиона, в 4 км от моря. Главный город острова во времена минойской цивилизации (в греческой мифологии связывается с именем легендарного критского царя Миноса), затем бывший под властью ахейских греков во времена микенской цивилизации. В эпоху классической античности — средоточие культа критского Зевса. По легенде, в окрестностях Кносса находился лабиринт Дедала, где был заключён Минотавр (по другим данным, лабиринтом Дедала являлся сам дворец, в котором было легко заблудиться).
Первым, кто определил местонахождение Кносского дворца и начал раскопки, был грек Минос Калокеринос, среди прочего обративший внимание на холм характерной формы с сельскохозяйственными угодьями, а также находки различных предметов местными жителями. Работы начались в 1878 году, однако вскоре были остановлены турками, под чьей властью находился Крит в то время.
В наши дни с Кносским дворцом неразрывно связано имя сэра Артура Эванса В 1900 г. он организовал масштабные раскопки Кносского дворца на Крите. Выделил на найденных источниках несколько типов критской письменности, которым дал названия «критские иероглифы», «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б». Надеясь самостоятельно дешифровать критское письмо, долгое время задерживал публикацию критских надписей. Придерживался неверной (как оказалось впоследствии) гипотезы, что ни одна из этих письменностей не могла служить для передачи греческого языка. Раскопки Кносса продолжались до 1931 года, в то время как раскопки самого дворцового комплекса завершились через 5 лет — срок, который является невероятным по сегодняшним меркам. За свои заслуги в области археологии в 1911 г. Эванс был посвящён в рыцари. Тем не менее, предпринятое им «воссоздание» дворца в Кноссе в соответствии с собственными, зачастую неверными представлениями о его первоначальном облике, вызывает критику со стороны современных учёных.
Бюст сэра Артура Эванса [35.2979907N 25.1623929E]
2.
DSC_0661

Тем не менее, в том числе и благодаря методам реставрации сэра Артура Эванса (пусть даже и спорным), сейчас легче представить облик дворца в древние времена, когда минойская цивилизация была в зените своей славы.

Приехать в Кносский дворец самостоятельно можно либо на автомобиле, либо на автобусе из Ираклиона с автовокзала А [35.341109N 25.1393205E]. Большие бесплатные парковки со свободными местами находятся недалеко от входа [35.2993873N 25.1615828E, 35.298481N 25.1611644E]. Имейте в виду, что билеты продаются только за наличный расчет (6 евро). В жаркую погоду не забудьте запастись водой, так как внутри дворцовой территории она не продается. Головной убор может спасти Вас от перегрева.

Когда-то впечатляющий и величественный, Кносский дворец представлял собой грандиозное сложное многоэтажное строение с более чем 1300 помещениями разнообразного назначения. Чёткого и единственно верного плана дворца не было: строения и расположенные на разных уровнях помещения достраивались с ходом времени, не всегда очевидно соединяясь хитросплетениями коридоров и лестниц; во дворце было легко запутаться и потеряться, так как в нём было множество потайных комнат, залов, коридоров и тупиков. Бессистемно и хаотично — элементы появлялись там, где они были нужны, не заботясь о гармоничном виде и «картине в целом». Вместе с тем, дворец был не только масштабным и роскошным, но также и высокотехнологичным строением, обладал серьёзной системой водоснабжения и канализации: отдельный трубопровод доставлял воду во дворец, другой отвечал за наполнение ванн и бассейнов, третий предназначался для отвода использованной воды.
Более 24000 квадратных метров площади вместили в себя даже театр и складские помещения, не говоря о разнообразных дворах, мастерских, залах, святилищах и, конечно, царских покоях. Обилие фресок и широта цветовой гаммы во внутренних убранствах впечатляет: использовались голубая, бирюзовая, оранжевая краска, но в основном ярко-красная в сочетании с черной.
Археологи и историки говорят о двух различных периодах существования дворца: первый дворец был возведен в конце 2000 годов до н.э., просуществовал до 1700 года до н.э. и был разрушен землетрясением. Позднее, в период от 1700 до 1400 годов до н.э., на пике минойской цивилизации дворец был отстроен заново, но пострадал от пожаров и снова был разрушен. То, что можно наблюдать в наши дни, представляет собой руины и частично восстановленные объекты в основном именно второго строения из «новодворцового» периода.
Расположение основных достопримечательностей дворца нанесено на спутниковый снимок.
3.
knoss

Западный двор [35.2980651N 25.162468E]
Западная часть дворца была церемониальной. Три каменных колодца служили ритуальным целям; в тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, стоит перед входом большая порфировая чаша.
4*.
pan02

5.
pan01

Ямы-хранилища, или «бублики» [35.2980958N 25.1622534E]
По одной из версий в эти ямы сбрасывали сосуды после священнодействий. Сторонники рационального метода утверждают, что сюда ссыпали зерно, собранное горожанами с окрестных полей. Поэтому «бублики» иногда называют зернохранилищами.
6.
DSC_0659

Алтарь [35.2982008N 25.1624733E]
Одной из самых почитаемых богинь на древнем Крите была богиня змей, и в одном из домов были найдены сосуды, предназначенные для хранения священных змей.
7.
DSC_0660

Западные хранилища [35.2981133N 25.1626825E]
С главного этажа открывается вид на целый комплекс продолговатых помещений. Это Западные кладовые дворца. Пифосы, установленные вдоль стен, датируются различными временными периодами. Здесь же находятся подземные помещения, предположительно, служившие для хранения драгоценных предметов. Впрочем, иные источники утверждают, что здесь же хранилось зерно, шерсть, ткани и прочие вещи, ценившиеся в те времена. Но, безусловно, основным продуктом, хранившимся в западных кладовых, было оливковое масло, на что косвенно указывают стены кладовых, почерневшие от пожара, который здесь бушевал гораздо сильнее, чем в остальных помещениях дворца.
8.
DSC_0687

9.
DSC_0692

10.
DSC_0686

11.
DSC_0689

12.
DSC_0690

13.
DSC_0730

Южный дом (вилла) [35.297404N 25.1624089E]
Южная часть дворца не сохранилась. Через нее сейчас проходит пешеходная дорожка, с которой посетители могут рассмотреть частично восстановленную Южный дом (виллу). Она была построена примерно в 1600 г. до н.э. и принадлежала какому-то знатному и богатому человеку либо верховному жрецу.
14.
DSC_0679

15.
pan20

16.
DSC_0850

17.
DSC_0849

Южные пропилеи [35.2976623N 25.1626664E]
Пропилеи — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами. На стене Южных пропилей в Кноссе изображена копия фрески «Носитель ритона» — юноша, держащий сосуд конической формы для возлияний. Подобными фресками был расписан длинный коридор, ведущий от Западного двора к Южным пропилеям, а через них — к святилищу Богини. На особом постаменте пропилеи стоят огромные двойные рога из паролита (рога посвящения) — священный символ минойской религии, который украшал открытое пространство в стене Коридора процессий.
18*.
pan03

19.
DSC_0857

20.
DSC_0837

21.
pan04

22.
DSC_0836

23.
DSC_0684

Южные границы дворца, «Рога посвящения»
Величественная панорама южного фасада дворца, который венчают священные рога…
24*.
pan19

Коридор с рельефом «Царь-жрец» («Принц с лилиями») [35.2976098N 25.1629239E]
Посетители дворца попадали на центральный двор через южный вход, являющийся частью «Дороги процессий», о чем свидетельствует схожая с началом коридора структура пола и знаменитая фреска «Принц с лилиями». «Царь-жрец» — сезонный супруг жрицы Великой богини. По одной из трактовок сюжета он изображен идущим по зарослям садовых лилий с гиацинтами, цветущими на его головном уборе. Принц юн и прекрасен как цветок, который в конце года должен умереть, чтобы вновь вернуться. Сеет царь-жрец или жнет, своим жестом он несет смерть, в которой содержится зерно жизни. И лилия, и гиацинт в минойской культуре связывались с загробным миром и культом плодородия. Полет бабочки вокруг царя-жреца неразрывно связан с радостным проживанием самого момента обновления, непрерывностью метаморфоз в природе, связывающих воедино верхний и нижний миры. Ласточка в Древней Греции была посвящена Афродите, но одновременно существовало поверье, что если она залетает в дом, то это к смерти. Изображение «Царя-жреца» или «Принца с лилиями» датируется ок. 1500 г. до н.э.
25.
DSC_0732

26.
DSC_0848

Центральный двор
Пройдя параллельно южному входу, мы попадаем в самый центр Кносского дворца — центральный двор с полом, вымощенный плитами. Размеры двора весьма внушительны и составляют 50х25 м, благодаря чему на этом пространстве происходили все центральные и масштабные события дворца. А большое открытое пространство создавало дополнительную вентиляцию и освещение внутренним помещениям дворца. Кроме того, по одной из версий, на центральном дворе происходили различные ритуалы. Одна из самых узнаваемых достопримечательностей Кносского дворца — широко известные красные колонны, образ которых можно встретить едва ли не во всей туристической и сувенирной продукции, начиная с фотографий в путеводителях, книг, открыток, календарей и вплоть до магнитиков на холодильник. Кносские колонны интересны тем, что, в отличие от обычных колонн, они не строго прямые, не расширяющиеся книзу, а наоборот — сужающиеся, за что получили название «иррациональных».
27.
DSC_0688

28.
DSC_0744

Piano Nobile
Наконец, поднявшись по лестнице на верхний этаж, мы попадаем в прихожую. Из прихожей, пройдя на север, мы оказываемся перед Трехколонным (Трехчастным) святилищем, как назвал его Артур Эванс, сравнивая с аналогичным святилищем, изображенным на фресках, а также в результате находки трех колонн, пилястров и камня в форме головы львицы, рухнувших на первый этаж. Южнее в небольшом помещении располагалась сокровищница Святилища, в которой были найдены драгоценности, различные дары и большое количество культовой утвари.
29.
DSC_0694

30.
DSC_0693

Трехчастное Святилище
Южнее Тронного зала и лестницы находилось помещение, состоявшее из трех частей, отчего и произошло название «Трехчастное Святилище» (или Трехколонное святилище). Предполагается, что фасад помещения был украшен колоннами, поддерживающими карниз, увенчанный целым рядом двойных рогов. Центральный элемент Трехчастного святилища был самым высоким. Вывод о том, что же здесь все-таки находилось, Артур Эванс сделал, сопоставив найденное помещение с аналогичным помещением, изображенным на элементе настенной живописи, который в настоящее время хранится в музее Ираклиона. Внутри святилища были найдены глиняные таблички с Линейным письмом Б и глиняные оттиски печатей. Позади Святилища находятся два темных помещения с колоннами, известные как «Крипты с колоннами». В полу этих помещений сделаны углубления в виде ванн, по всей видимости, используемые для возлияний. В другой комнате были найдены два больших прямоугольных хранилища, встроенных в пол. Емкости были полны глиняных ваз и ценных предметов, среди которых были знаменитые статуэтки Богинь со змеями.
31*.
pan07

Тронный зал [35.2981089N 25.1629454E]
Тронный зал считается старейшим тронным залом в Европе. Он находится в северо-западной части Центральной площади. От кладовых он отделен коридором, который во времена царя Миноса строго охранялся. Перед входом в зал расположена прихожая, которая одной стороной выводит на Центральную площадь, другой в Тронный зал, третьей во внутреннее святилище. В Тронный зал ведет довольно широкий дверной проем. Во время раскопок Эванс нашел здесь останки деревянного кресла, которое назвал троном. Он частично встроен в северную стену, украшенную изображениями грифонов на фоне растущего папируса. Эти мифические животные, как правило, относились к культу богинь-жен. Поэтому некоторые исследователи древностей утверждают, что трон предназначался жрице, а не царю или жрецу-мужчине. Справа и слева от трона находятся скамьи, на которых, возможно, сидели жрецы. Здесь все говорит о том, что Тронный зал обладал культовым характером, здесь явно проходили важные обряды… В углу помещения обнаружилась большая чаша, которую археолог поставил в центр, посчитав, что эту каменную ванну наполняли водой и использовали для ритуальных очищений. Однако большинство современных ученых считают, что у этого предмета были другие ритуальные функции, возможно связанные с миром. У дверей в прихожую Эванс обнаружил приземистые плоскодонные сосуды, предназначавшиеся для ароматического масла, которое могло использоваться в сакральных целях. Неподалеку лежали черепки пифосов — больших сосудов для хранения продуктов. По находкам археолог предположил, что потолок тронного зала рухнул во время землетрясения в то время, когда прислуга наполняла сосуды.
32.
pan10

33.
pan09

34.
DSC_0751

35.
DSC_0745

Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии таких фресок, как «Игры с быками», «Дамы в голубом», «Собиратель шафрана», «Голубая птица», «Голубая обезьяна» и других, не менее известных находок. Интересно понимать, по каким фрагментам фресок воссоздавалась целостная картина.
36.
DSC_0706

37.
DSC_0703

38.
DSC_0704

39.
DSC_0705

40.
DSC_0710

Северный зал с пилонами [35.2982709N 25.1631922E]
Сегодня эта территория дворца называется «зал с пилонами» или «гипостильный зал». Размер зала был около 10*22 метра. Артур Эванс, размышляя более ста лет тому назад, что же могло быть на месте 11 кубических столбов (5 с одной стороны и 6 с другой), решил, что это «таможня», предполагая, что здесь проводился досмотр товаров и вещей, попадавших во дворец. Кроме столбов здесь нашли основания двух колонн. Возможно, вся эта конструкция поддерживала верхний этаж. Некоторые историки, впрочем, уверены, что это была не таможня, а банкетный зал.
41*.
pan06

42.
DSC_0708

43*.
pan11

Северный Бассейн Омовений
Бассейн Омовений с двух сторон окружен колоннами и был облицован плитами. Здание Северного Бассейна Омовений было реконструировано Эвансом. Он считал, что данный бассейн предназначался для «омовений» посетителей, которые посещали Кносский Дворец через Северный Вход. Интересно, что подобные «бассейны» встречаются в нескольких местах этого дворца, да и вообще, были типичны для других построек Минойского периода. И до сих пор эти помещения вызывают массу споров о своем предназначении, так как нет уверенности в том, что емкости в так называемых бассейнах вообще были заполнены водой. Да и системы дренажа в этих «бассейнах» не было…
44.
DSC_0757

45.
DSC_0770

Служебные помещения [35.298411N 25.162881E]
Кносский дворец был не просто резиденцией правителя и местом деятельности администрации. Дворец являлся и хозяйственным центром, своеобразным складом разнообразных изделий и продуктов. В зоне служебных помещений сосредоточилась «деловая» жизнь минойского царства.
46.
pan05

Большая лестница (Парадная лестница)
Впечатляющая Большая лестница соединяла помещения восточного крыла, раскинувшаяся на четыре этажа, два из которых были ниже уровня центрального двора. Имея по два пролета на каждом этаже, лестница была достаточно плавной, что делало подъем по ней достаточно необременительным. Большая лестница хорошо освещалась благодаря световому колодцу с деревянными колонами, украшенному красочными фресками.
47.
DSC_0734

Коридор Северного входа
Как понятно из названия, коридор соединял Северный вход в Кносский дворец с Центральным Двором. Изображение Западного бастиона с копией фрески «Бык» настолько популярно, что стало своего рода символом острова Крит. Возможно, экспонирующаяся фреска — это часть сцены охоты на диких быков, известной, например, по изображениям на кубках из Вафио.
48.
DSC_0778

Восточное крыло дворца
Руководствуясь предположением, что Кносский дворец был резиденцией царя Кносса, Артур Эванс считал, что жилые помещения царской семьи находились именно в восточном крыле дворца. Тут были и просторные залы, и маленькие комнаты, соединенные комплексом коридоров. Хотя, стоит отметить, что со временем мнение археологов разделились, родив новые предположения о том, что в восточной части дворца в Кноссе находились вовсе не жилые помещения, а, возможно, святилища.
49*.
pan08

50*.
pan16

Коридор шашечной доски (Шахматный Коридор, Коридор Затрикия)
Коридор, находящийся северо-западнее Кладовой Гигантских Пифосов, носит несколько названий, которые произошли благодаря найденной здесь игре, похожей на нарды или шашки, выполненной из слоновой кости, горного хрусталя, золота и серебра.
51.
pan13

В соответствия со своими фантазиями о Кносском комплексе как царском дворце, Артур Эванс «выделил» предполагаемой царской чете «апартаменты» в восточной части «дворца». Они, по мнению Эванса, состояли из мужской половины и женской. Мужская часть включала в себя один лишь Зал двойных секир, разделенный многопроемными дверями на несколько секций. Царице повезло гораздо больше, ибо в ее покои входили мегарон, ванная, косметический кабинет/сокровищница и Двор Прялок.

Зал Двойных секир или Мегарон царя
Нижний уровень лестницы коридором соединен с Залом Двойных Секир, где, как предполагалось, находился Мегарон царя с красивым угловым портиком из колонн. Мегарон являлся не центральным помещением дворца, а, скорее, парадным залом частных покоев. Хотя, как и в Тронном зале, в мегароне тоже присутствовал трон. Зал двойных секир имеет только одну стену. С остальных трех сторон её ограничивают многопроемные двери, в пазах которой находились полотна дверей. Открывая и закрывая в различных вариациях эти 11 дверей, владельцы апартаментов могли изменять источники света помещения, сохранять летнюю прохладу или зимнее тепло внутри дома, изолировать внутреннюю секцию от соседних и т.п. В то же время пилоны выполняли роль столбов, которые поддерживали всю конструкцию. Верхние проемы являлись аналогами современных форточек и, по сути, были единственной возможностью доступа света и воздуха при всех закрытых дверях во внутренние покои. Очага в кносском мегароне не было, вероятно, хозяева пользовались, передвижной жаровней.
52.
pan14

53.
DSC_0812

54.
DSC_0795

Покои (мегарон) царицы [35.2976623N 25.1633558E]
Мы видим три двери — две на северной стене и одну на восточной. Одна ведет в «мужские» покои, вторая — на внутреннюю лестницу и далее на второй этаж «женской части», третья — в портик перед световым колодцем. Именно здесь мы видим копии знаменитых фресок «Дельфины» и «Танцующая девушка». В этом помещении пол мостили три раза. В первый раз покрытие состояло из подобранных необработанных камней, во второй раз камни (от 6 до 12 см толщиной) обрабатывали, но не придали им правильной формы, и в третий — последний — раз пол был покрыт отлично отделанными квадратными гипсовыми плитами толщиной 4-5 см.
55.
pan15

А чуть западнее находится Ванная комната царицы, отделенной от основного помещения мегарона стеной с окном. Далее находилась Косметическая комната, граничащая со световым колодцем, носящим название «Двор прялки». В косметической комнате есть ванна, водопровод, сложная канализационная система и унитаз с деревянным стульчаком, оборудованный смывом.
56.
DSC_0808

Водовод [35.2980213N 25.1634094E]
В восточной части сохранились следы сложной системы водоснабжения и канализации. Канализация дворцов и по сей день вызывает восхищение инженеров: целая сеть каменных труб с проточной водой помогала выводу нечистот из туалетов, расположенных в многочисленных комнатах.
57.
DSC_0806

Мастерская ремесленника и Школа
От северной части Большой лестницы на восток устремляется коридор, заканчивающийся дверью в Прихожую Деревянных Балок. Севернее Прихожей находилась Мастерская Ремесленника. Во время раскопок здесь был найден инструмент для обработки камня, а также незаконченные изделия. Севернее находилась так называемая Школа, где, как полагал Эванс, учились писать на глиняных табличках, а глину замешивали в ступке, стоящей рядом со скамьей. Вполне вероятно, что здесь находилась не Школа, а гончарная мастерская.
58*.
pan17

59.
DSC_0830

60.
DSC_0829

Хранилище гигантских сосудов (пифосов) [35.2980476N 25.1635167E]
Один такой огромный глиняный кувшин вмещал в среднем 586 литров. Только в мастерской Кносского дворца было найдено 420 кувшинов, общая емкость которых составляла 226 000 литров. В пифосы, предположительно, убирали зерно, прежде всего ячмень, для хранения в подземных кладовых. Профессор д-р X. Г. Вундерлих так описывал открывшееся ему зрелище: «При виде сосудов высотой в человеческий рост удивленно спрашиваешь себя, а как, собственно говоря, из них брали припасы и время от времени чистили? Ведь и очень длинным черпаком не достанешь до дна, даже если станешь на табуретку. Великаны-питои [глиняные сосуды] вообще кажутся неразрешимой загадкой: их нельзя наклонять… Эти сосуды для хранения запасов нужно было доставлять в недостроенное хранилище, устанавливать и только затем возводить стену. После этого не было уже никакой возможности заменять их новыми. Заполнять и опустошать их возможно только с помощью шлангов, по принципу сообщающихся сосудов. Как это непрактично! Нельзя объяснить все это…». Пифосом был злополучный ящик Пандоры. В соответствии с легендой, именно в пифосе жил Диоген.
61.
DSC_0788

62.
DSC_0786

63.
DSC_0789

Дом священного алтаря (The House of the Chancel Screen)
Другое название — Святилище двойных секир. За реставрированным портиком с двумя колоннами опять же на скамье расположены предметы для богослужений, возможно, проводившихся здесь.
64.
pan18

«Театральная площадка» дворца [35.2986343N 25.1626584E]
Площадь, мощенная плитами и ограниченная лестницей в восточной и южной своей части, действительно, по форме напоминала театр. В юго-восточной части площади, словно врезанное в лестницу, находится возвышение, которое, согласно Эвансу, служило ложей, откуда царская семья наблюдала за действами, которые здесь происходили. Согласно расчетам Артура Эванса, «театральная площадка» должна была вмещать около пятисот человек. Она использовалась для разнообразных обрядовых действий и праздничных церемоний, для «встреч» минойской знати со своим народом. Основное ее значение — быть «зоной контактов» между представителями аристократической дворцовой элиты и массой «городского» населения.
65.
DSC_0773

Царская дорога [35.2985839N 25.1624814E]
Древнейшая мощёная дорога Европы. Существует предположение, что через «Театр» еще проходила дорога Процессий, ведущая к северо-западной части дворца, а затем уходящая на юг вдоль западного фасада в сторону Западного Преддверия. К сожалению, пройтись по этой дороге сейчас не разрешается.
66.
DSC_0772

Благодарности
При подготовке этого фотоотчета использовались материалы сайтов www.tocrete.com и www.heraklion.ru, за что им большое спасибо. Отдельно хочется отметить титанический труд пользователя жж , опубликовавшей целую подборку по минойской цивилизации. Именно там можно почерпнуть гораздо больше информации о Кносском дворце.

Рекомендую посмотреть очень интересную трехмерную реконструкцию дворца.

Традицию нарушать не буду. Вашему вниманию видеоэкскурсия по Кносскому дворцу.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.