Центр музейного комплекса в Фигерасе составляет здание старого городского театра, где 1918 году в возрасте 14 лет Дали впервые выставил свои работы на коллективной выставке вместе с Жозепом Бонатеррой Грасом и Жозепом Монтурьолем Пучем [42.2681111N 2.9595833E]. Как-то летним вечером Дали обратил внимание на щербатую кирпичную кладку театра. В сопровождении художника Жоакима Бека де Кареды он осмотрел руины, конструкция постройки его поразила, он предложил это место для музыкальных спектаклей. Его предложение не встретило отклика, к тому времени от здания, построенного в 1849 году архитектором Жозепом Рока-и-Бросом, оставались одни развалины, шаткий обгорелый скелет. В феврале 1939 года здание было подожжено солдатами национальной гвардии.
Поворотный момент наступил в мае 1961 года, когда Дали рассказал Рамону Гуардьоле, мэру Фигераса, и Мелито Казальсу, своему доверенному фотографу, о намерении построить здесь необычный музей. Несмотря на рвение гениального художника, ему пришлось ждать целое десятилетие, пока его мечта не начала воплощаться в жизнь. 13 октября 1970 года начались работы по реконструкции здания театра. Силуэт Театра-Музея стал символом международного поп-арта. Его геодезический купол не спутать ни с чем, строительство крыши над сценой музея было поручено Эмилио Пересу Пиньейро и начались в январе 1973 года. Для этого архитектор использовал конструкцию из стекла и стали, вдохновившись работами американского дизайнера Ричерда Фуллера. Для завершения оформления экстерьера художник отобрал несколько гигантских яиц, похожих на те, что украшают дом Порт-Ллигате. Выбор был вполне закономерным: Дали использовал яйца во многих своих картинах, перформансах, акциях и скульптурах.
Руины театра, которые муниципалитет передал Дали для обустройства музея, представляли собой останки фундамента, кое-где возвышающиеся стены и чудом сохранившиеся проходы в ложи и портальная арка сцены. С момента начала строительных работ до их окончания прошло 14 лет. Дали был воодушевлен идеей собрать все свои необыкновенные творения под одной крышей, объединив их в единый мистический ансамбль. Он лично контролировал каждый участок работ, отшлифовывая образ будущего «лабиринта сюрреализма» до мельчайших деталей. Это был самый крупный и самый затратный проект художника: на создание театра-музея ушли почти все личные сбережения Дали, правительственные субсидии и многочисленные пожертвования горожан и друзей.
Сегодня театр-музей Дали имеет репутацию самого посещаемого музейного комплекса Испании. Ежегодно погрузиться в мир грез и символов Сальвадора Дали приезжают более 1 000 000 человек. Обратная сторона высокой посещаемости – мягко говоря большое количество туристов внутри музея, что создает сложности при осмотре экспозиции.
Возле входа в музей находится старинная церковь св. Петра XIV века [42.2678611N 2.9602222E].
1.
Перед входом в музей расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс. На пьедестале памятника можно прочитать высказывание философа. Композиция монумента отличается неординарностью, как и все творения Дали. Она представляет собой фигуру, растущую из корневища старого оливкового дерева, сидящую в позе «Мыслителя» Родена, одетую в римскую белую тогу. Голова ее ничто иное, как золотое яйцо. На теле изваяния можно увидеть мраморный бюст римского патриция с бронзовой головой Пужольса, барельефы из серии «Искусство и ремесла» и много других затейливых изображений.
2.
На ступеньках неподалеку от входа гостей встречает, раскинув руки, «старина» Ньютон с продырявленной головой.
3.
А чуть выше на пьедестале из автомобильных шин расположился великий живописец Менсонье, вызывавший искреннее восхищение Сальвадора. Причем скульптура выставлена в двух очень похожих вариантах, если я ничего не перепутал. Основное отличие – в левой руке одного памятника палитра для красок. Ну и количество шин в подставке разное.
4.
5.
6.
7.
Вход в музей-театр. Рассчитывайте, что придется постоять в очереди, чтобы попасть внутрь.
8.
12 октября 1983 года к театру был присоединен соседний дом Горгот, в ансамбль входила башня «сейчас известная как башня Галатея» и часть средневековых стен города. Позднее башня Галатея стала последней резиденцией художника.
Попавшему в фигерасский театр-музей впервые, может показаться, что он очутился в фантастическом месте, где есть загадка и нет системы, а грани реальности стерты. Но уже спустя некоторое время станет понятно, что первое впечатление ошибочно: хоть все экспонаты музея имеют собственный характер, они объединены общей идеей в единое целое.
Как Микеланджело, задумывая свой собор Святого Петра, более всего заботился о куполе, так и Дали решил, что купол станет главным элементом необычного строения. Великий Сальвадор ошибся совсем немного: купол стал больше, чем значимым элементом музея, он превратился в символ города Фигерас. Под куполом расположена бывшая сцена, а на ней — несколько гениальных творений художника. Вот, например, одна из величайших иллюзий Сальвадора — «Обнаженная Гала, смотрящая на море». При создании этой картины впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод. На расстоянии 20 метров картина «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна.
9*.
Согласно распоряжению художника, он был погребен здесь со всеми почестями 25 января 1989 года. Предсмертное желание гения — слиться с этим скроенным по собственным меркам музеем было полностью в его характере. Забальзамированное тело Сальвадора Дали покоится в склепе под куполом по пожеланию самого художника. Среди экспонатов музея есть надгробная плита с простой надписью: Сальвадор Дали-и-Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989.
12.
В партере музея — сад под открытым небом. Здесь стоит любимая инсталляция Сальвадора, названная самим автором величайшим сюрреалистическим памятником в мире. Необыкновенное сочетание символов: «Великая Эсфирь», тянущая за собой троянскую колонну из автошин. На вершине — лодка Галы с каплями из окрашенных презервативов. На ней возлюбленная художника выезжала поохотиться на молодых мужчин. Центральный элемент композиции — черный «дождливый» Кадиллак. Если опустить в слот монетку, то на манекенов, сидящих внутри Кадиллака, прольются «капли дождя». Стены партера испещрены иероглифами, а в углублениях оконных проемов расположились символы современности: манекены, притворяющиеся жрецами из Древнего Египта, скелеты животных, фонари и даже флуоресцентные умывальники. Золотые манекены только напоминают жрецов, а на самом деле это — любимая муза художника, Гала.
13*.
16.
17.
В музее находится самая крупная и разнообразная коллекция произведений великого сюрреалиста, основу которой составляет его собственная коллекция, отражающая весь творческий путь художника, от первых работ-исканий в стиле кубизма, футуризма, импрессионизма, до творений, рожденных в последние года жизни.
18. Атомная Леда (1949)
19. Гала, созерцающая Corpus hupercubus (1954)
20.
21. Венера Милосская с ящиками (1936)
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
В музее экспонируется комната-иллюзия с лицом Мэй Уэст. Между 1934 и 1935 годом художник превратил лицо американской актрисы с отретушированной фотографии в жилую комнату. В своем замысле художник пошел дальше обычного: он соорудил комнату-лицо в трех измерениях, потрясающая комбинация из гигантских париков, пуантилистских картин, ноздрей с горящими дровами и дивана-губ. Самая известная деталь интерьера, придуманная сюрреалистом — диван в форме губ. Очередь в эту комнату может отнять очень большое время.
30.
31.
32.
В центре Фигераса припарковаться оказалось весьма затруднительно. Спасла большая подземная парковка на площади Каталонии [42.2660315N 2.9641896E]. Недешево, но достаточно близко к главной цели — театру-музею Дали (около 400 метров по прямой).
Фонтан на площади доктора Эрнеста Вилья Морено.
33.
Рядом — памятник основателю города, королю Jaume I.
34.
Мэрия Фигераса [42.2672502N 2.9603916E]
35.
Мультфильм Destino студии Уолта Диснея и Сальвадора Дали.
Использовались материалы сайта http://www.dali-genius.ru. Мне кажется, что на этом сайте собрана наиболее полная информация о великом художнике Сальвадоре Дали. Обязательно почитайте, найдете много интересного, познавательного и удивительного.