Базилика Санта-Мария-Новелла. Часть 2

Продолжение рассказа о базилике Санта-Мария-Новелла. Для лучшей ориентировки внутри повторяю ее план. По ходу описания я буду ссылаться на нумерацию объектов этого плана. Нумерация фотографии во всех постах сквозная.
0.
Plan_church

Левый трансепт [10]
В левом трансепте расположены ризница и несколько значимых капелл (перечислю по часовой стрелке): ризница, часовня кампаниллы, капелла Строцци ди Мантуя, капелла Гадди, Капелла Гонди. Рассказ о капеллах будет ниже. Слева устроен монументальный портал, ведущий в ризницу. Справа от лестницы небольшая дверь, ведущая напрямую в Клуатр усопших.
47.
DSC_0621

Слева от лестницы капеллы Строцци ди Мантуя, находится дверь, ведущая в капеллу кампаниллы. Над дверью фреска, изображающая Коронацию Богоматери в окружении святых, написанная художником флорентийской школы ок. 1335-1340 г. Рядом в стене установлена небольшая мраморная чаша для святой воды, созданная Джованни ди Пьетро дель Тиччиа в 1443-1448 гг.
48.
DSC_0619

Выше установлены часы, циферблат которых создан флорентийским мастером в XVIII в. Под циферблатом мраморная табличка, на которой высечены два дистиха, написанных Аньоло Полициано.
49.
DSC_0620

Справа от входа в часовню кампаниллы установлен погребальный памятник Сеттимии де Росси Мелоцци.
50.
DSC_0723

Ризница [11]
В ризницу Санта-Мария-Новелла можно попасть через монументальный портал XVII в., находящийся слева в левом трансепте. Портал был заказан Томмазо и Орацио Кавальканти в 1616 г. для размещения захоронения их предка фра Альдобрандино Кавальканти, но этого так и не произошло. Портал был выполнен Герардо Сильвани в 1629 г. по проекту Фабрицио Боски, разработанном в 1616 г. Гербы семьи Кавальканти датируются XIV в. и были размещены на портале только в XVIII в. Слева от портала в левом углу вы заметите египетскую вазу, поддерживаемую кариатидой из белого мрамора, изготовленную скульптором Джованни Баттиста Лоренци в период с 1550 по 1575 г.
51.
sagrestia

Ризница была заказана донной Андреола ди Якопо Аччиауоли как часовня Благовещения после смерти ее мужа Майнардо Кавальканти, великого сенешаля Неаполитанского королевства в 1380 г. От убранства XIV в. сохранились только большой крестовый свод и три окна. Многие изменения внесены в конце XVI, начале XVII и в первой половине XVIII в.
52*.
DSC_0627

В последней четверти XVI в. на дальней стене разместился гардероб реликвий. В 1733-1734 гг. фра Анджело Готти способствовал радикальному обновлению всех внутренних помещений, придав ризнице ее нынешний вид.
53.
DSC_0680

На задней стене ризницы напротив входа находится Кабинет реликвий, разработанный Бернардо Буонталенти и изготовленный в 1582-1584 гг. маестро Лессандро ди Лука ди Браччи из липы (нижняя часть кабинета, тем не менее, вырезана из ливанского кедра).
54*.
DSC_0659

В тот же период над кабинетом были размещены позолоченные фризы, а в 1625-1640 гг. были добавлены путти, сделанные неизвестным флорентийским скульптором.
55.
DSC_0667

В 1693 г. другой доминиканский монах, Ансельмо Бонини, духовник Великой герцогини Тосканы, поручил Джованну Баттисте Перини расписать панно с изображением св. Доминика, Благовещения и св. Фомы Аквинского.
56*.
DSC_0669

Внутри кабинета находятся реликварии различного происхождения и разной формы. В этих прекрасных сосудах сохраняются небольшие части органических тканей, костей и даже волос. Как правило, они сопровождаются небольшой этикеткой с указанием имени почитаемого святого. Среди этих реликвий — мумифицированный палец св. Фомы Аквинского и св. Петра мученика, пастырский жезл св. Винсента Феррера и митра св. Антония.
57. Фото позаимствовано с официального сайта базилики.
reliquiea

Шкафы, расположенные на двух боковых стенах, выделяются панелями из грецкого ореха с рамками из эбенового дерева, выполнены Геррино Венециани в 1734 г. Сегодня в них хранятся церковное полотно и священные облачения.
58.
DSC_0652

Шкафы слева и справа выглядят практически одинаково и отличаются только гербами наверху.
59.
DSC_0656

Два полотна, размещенные на левой стене, изображают «Св. Викентий Феррер воскрешает человека в Саламанке» (Пьетро Дандини, начало 1700-х гг.) и «Распятие» (Джорджо Вазари, 1567).
60.
DSC_0643

Две картины, размещенные на правой стене, изображают «Крещение Иисуса» (Ян ванн дер Страт, 1572) и «Обращение св. Павла» (Себастьяно ди Джованни ди Пьеро Вини, 1575).
61.
DSC_0645

Над входом в ризницу со стороны контрфасада находится мемориальная доска в память о Майнардо Кавальканти, созданная в 1734 г. Над ней распятие работы Мазо ди Бартоломео, выполненное в 1425-1450 гг. на кресте флорентийской мастерской 1773 г. Распятие было частью знаменитого алтаря Троицы Мазаччо [6], расположенного в левом проходе базилики, и было перенесено сюда позже.
62.
DSC_0647

Два овальных полотна, размещенных на контрфасаде, изображают слева и справа соответственно: св. Франциска вместе со св. Домиником и св. Бонавентуру вместе с св. Фомой Аквинским. Обе картины написаны Якопо Виньяли в 1621-1622 гг.
63.
DSC_0644

Слева на контрфасаде находится раковина из мрамора и глазурованной терракоты, изготовленная Джованни делла Роббиа в 1498-1499 гг. Мраморный пилястр в умывальнике выполнен неизвестным скульптором второй половины XV в., а два херувима и мыльница над раковиной — другим неизвестным скульптором первой половины XVI в.
64.
DSC_0641

С противоположной стороны контрфасада, справа от входа, установлена раковина из многоцветного мрамора, изготовленная Джиоваччино Фортини в 1733-1734 гг.
65.
DSC_0651

Часовня кампаниллы [12]
Небольшая дверь слева от лестницы, ведущая в капеллу Строцци ди Мантова, скрывает небольшую часовню кампаниллы (колокольни) с остатками фресок XIV в. Дверь в часовню по какой-то причине была закрыта, поэтому я вынужден воспользоваться фотографиями из Википедии.
66. Отсюда по винтовой лестнице монахи поднимались на колокольню.
Campanile1

Колокольню лучше всего видно с вокзальной площади. Она была построена между 1332 и 1333 гг. монахом-доминиканцем Якопо Таленти, но с использованием старого фундамента середины XIII в. Стиль кампаниллы высотой более 68 м романский, с круглыми трехстрельчатыми окнами и свисающими арками. Однако очень крутая крыша шпиля относится к готическому стилю.
67.
Campanile3

68. Фреска, изображающая св. Христофора.
Campanile2

Капелла Строцци ди Мантуя [13]
Капелла Строцци ди Мантуя приподнята и размещена в торце левого трансепта. Положение часовни смещено вправо из-за наличия колокольни за левой частью задней стены того же трансепта. Капелла принадлежала семье Строцци, а точнее ветви Россо ди Джери Строцци, потомки которого в XV в. были сосланы в Мантую. По этой причине часовня носит это название и сегодня. Строительство часовни было завершено около 1335 г. Россо ди Джери Строцци или его сыном Якопо ди Россо Строцци. Только позже, в 1351-1357 гг., капелла была расписана фресками с изображением Страшного суда, ада, чистилища и рая флорентийским художником Нардо ди Чоне с некоторым участием Никколо ди Томмазо и Джованни дель Бьондо. С момента основания часовня была посвящена св. Фоме Аквинскому.
69*.
DSC_0687

Сохранились документальные свидетельства, согласно которым флорентийский банкир Томмазо ди Росселло Строцци в 1354 году заказал Андреа Орканье изготовление алтаря. Некоторые учёные считают, что автором иконографической программы фресок и алтаря был родственник заказчика — Пьетро Строцци, учёный и богослов, служивший приором монастыря Санта Мария Новелла. На алтаре не самых крупных размеров (190×296 см) художник изобразил Иисуса Христа в мандорле, в окружении серафимов и ангелов, одной рукой вручающего св. Фоме Аквинскому книгу «Summa Theologiae», а другой рукой протягивающего ключи от церкви св. апостолу Петру. Исследователи обращают внимание на то, что оба святые изображены коленопреклонёнными, как изображали донаторов, и предполагают, что св. Фома (Томмазо) олицетворяет заказчика Томмазо Строцци, а св. Пётр (Пьетро) олицетворяет Пьетро Строцци. За св. Фомой стоит Дева Мария, за апостолом Петром — Иоанн Креститель. Слева изображены архангел Михаил с мечом и св. Екатерина Александрийская, покровительница Екатерины Строцци, жены заказчика, с колесом мученичества. Справа — апостол Павел и св. Лаврентий. На картинах пределлы размещены «Экстаз св. Фомы Аквинского во время служения мессы»; «Навичелла» — корабль с апостолами, попавший в бурное море, Иисус спасает апостола Петра; «Смерть императора Генриха II» — душу умершего императора спасает св. Лаврентий, в честь которого Генрих II когда-то повелел изготовить кубок. В нижней части под изображением Христа можно прочитать надпись ANNO DNI NCCCLVII ANDREAS CIONIS DE FLORENTIA ME PINXIT (В 1357 году от Р.Х. написал Андреа Чоне из Флоренции). Это единственная станковая работа Андреа Орканьи, имеющая подпись. Стиль её живописи стал определяющим для атрибуции неподписанных произведений художника. Полиптих стал поразительным примером того, как во второй половине XIV в. живопись была направлена на более догматические, архаические и статические предметы, в отличие от целей реализма и повествования, которые были за пятьдесят лет до Джотто и его школы. Панель также запомнилась тем, что была первым примером полиптиха, в котором полностью удалены границы между отсеками, чтобы придать сценическое единство всему изображению.
70.
DSC_0699

Живопись трёх стен капеллы представляет собой, по сути, огромный триптих, в котором левая и правая стены расписаны картинами Рая и Ада, и главная, алтарная стена, — сценой Страшного суда. Живописное пространство алтарной стены сильно нарушено большим окном. Сверху на облаке виднеется полуфигура Христа, правой рукой он благословляет праведников, левой указует на грешников (именно в их сторону направлен его взгляд). Перед Христом симметрично расположились ангелы, возвещающие о начале страшного суда. Ниже, как заступники за род человеческий, изображены Мадонна и Иоанн Предтеча. К Христу устремлены лики сидящих ещё ниже двенадцати апостолов. В самом нижнем ярусе показано всеобщее воскресение, мёртвые только начинают покидать свои зияющие тёмные могилы. Слева от окна находится сторона праведников, справа — грешников. Несмотря на напряжённый, эмоциональный пафос сцене присуща твёрдая композиционная упорядоченность. Средством передачи напряжения момента является выразительная мимика и жестикуляция персонажей. Изображены люди всех возрастов и званий, вместе с ними мастер стремится передать весь возможный спектр чувств и страданий. Исследователи обращают внимание на крайне разнообразную, подчас экзотическую одежду персонажей, особенно костюмы язычников и чернокнижников. Среди изображённых праведников специалисты достаточно легко определили целый ряд библейских и исторических фигур. В самом верхнем ряду слева направо — Моисей с двумя скрижалями, Ной с моделью ковчега в руке, Исаак (с барашком), далее его родители — Сара и Авраам. Ниже слева направо можно видеть Петрарку (в чёрном), Боккаччо (анфас), Данте (в белом) и профессора Пьетро Строцци (ум. 1353 г.), которому некоторые исследователи приписывают участие в составлении иконографической программы росписей. Разобраться с грешниками гораздо труднее, так как не существует устоявшейся иконографии конкретных грешников. Изображённые художником лица настолько индивидуальны, что у исследователей не остаётся сомнений в том, что это реальные исторические персонажи или жившие в ту эпоху люди.

В витраже оконном проёме изображены фигуры Мадонны и св. Фомы Аквинского.
71*.
DSC_0700

Большое впечатление производит композиция «Рай», расположенная на южной стене. Она носит характер того же иератического церемониала, что и в «блаженном граде» у Данте. В композиции фрески художник стремится соединить Божественный Престол и Небесный Град, стараясь, однако, избегать однообразия и схематичности. Трудно сказать, насколько выполнима такая задача — ряды святых стоят ровными, словно разлинованными колоннами, регулярность которых нарушена только внизу центральной части, где можно видеть супружескую чету рядом с Архангелом Михаилом. Многие исследователи считают, что это портреты заказчиков капеллы, хотя их расположение здесь выглядит несколько странным для того времени.
72*.
DSC_0708

Основной достопримечательностью капеллы является с поразительной достоверностью переданное изображение зловещего ада, воспетого Данте Алигьери в «Божественной комедии», из-за которого она получает другое своё название — «капелла ада». Ад, воспетый выдающимся поэтом, оказывал сильное влияние на воображение художников. С другой стороны, некоторые авторы считают, что сам Данте написал поэму под впечатлением от фрески с изображением Страшного суда, созданной ок. 1300 г. Пьетро Каваллини в базилике Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Нардо ди Чоне изобразил ад в виде продольного среза гигантской трубы; сверху вниз к самому центру ада спускаются шесть кругов. Круги поделены на сектора, в которых показаны разные наказания, которым подвергаются грешники. Исследователи отмечают, что такая структура изображения ада является прямым визуальным переложением текста Данте. Однако, несмотря на тесное взаимодействие с текстом «Божественной комедии», Нардо не ставит себе задачу с дословной точностью воспроизвести текст. Он не стал изображать воронку, по которой постепенно спускаются вниз Данте и Вергилий.

Фреска сильно утратила красочный слой, поэтому разглядывание деталей композиции крайне затруднено. В левой части первого регистра находится преддверие ада, где изображены грешники, готовящиеся к переправе. Дальше идёт первый круг, «Лимбо» — замок, «семь раз обвитый стройными стенами». Это удел тех, кто не знал Бога. Слева — второй круг ада. Души грешников стекаются к нему, и получают разные наказания. Дальше в третьем круге (справа) можно видеть ужасного цербера (под ним надпись — CERBERO), мучающего души. В третьем регистре художник изобразил четвёртый круг ада. Здесь обречены на вечные муки скупцы и расточители, охраняемые Плутосом: «Их множество казалось бесконечным; два сонмища шагали рать на рать, толкая грудью грузы с воплем вечным; потом они сшибались и опять с трудом брели назад, крича друг другу: «Чего копить?» или «Чего швырять?». Далее направо расположился пятый круг, где в Стиксе томятся души гневливых, вспыльчивых грешников. В четвёртом регистре изображена обширная внутренняя стена, проходящая между верхними и нижними кругами Ада — город Дит. Его охраняют демоны и фурии, а за его стенами и башнями открывается горящий вечным пламенем нижний ад. Под ним изображена панорама шестого круга Ада — объятая огнём земля и горящие саркофаги ересиархов. В пятом регистре расположился седьмой круг, где терпят мучения насильники, за которыми следят Кентавры. Слева — лес из самоубийц и расточителей, охраняемых гарпиями, а с правой стороны — охраняемое Герионом место вечных мучений богохульников, содомитов и ростовщиков. Здесь постоянно идёт огненный дождь. В шестом регистре размещены восьмой и девятый круги ада. Художник, в соответствии с названием этого места в преисподней («злые щели»), делит картинную плоскость несколькими спускающимися траншеями, превращая эту часть композиции в сложную разветвлённую систему. Это место вечных мучений колдунов, чародеев, взяточников, лжецов, а в центре, между «злыми щелями», находится последний, девятый круг Ада, который стерегут Нимврод, Антей, и Эфиальт. Именно здесь находится трёхликий Люцифер. «Страдающий всех хуже» — Иуда, затем Брут и Кассий. Такая картина ада описана у Данте. Живопись капеллы Строцци ди Мантуя придаёт ей монументальный размах и наглядный характер, когда одним взглядом можно охватить разверзающуюся пропасть адских мучений.
73*.
DSC_0714

Части свода украшены четырьмя медальонами, в которых между персонификациями Главных и Теологических добродетелей располагается св. Фома Аквинский на троне (Джованни дель Бьондо, 1350-1360). На входной арке изображены Учителя церкви, а также св. Доминик и св. Пётр.
74.
DSC_0703

Под входной лестницей капеллы Строцци ди Мантуя находится древняя погребальная часовня, в которой с 1350 г. были захоронены члены мантуйской ветви семьи Строцци. Здесь также покоится тело блаженного Алессио, доминиканца и настоятеля базилики, сына Якопо ди Россо Строцци, умершего в 1383 г. Тело блаженного Алессио фактически покоилось внутри часовни до прошлого века. После обследования в 1942 г. тело было признано нетленным, а затем помещено в хрустальную урну и перенесено в погребальную часовню под лестницей. Внутри находится фреска Оплакивания Христа в окружении святых, выполненная Арнольдом Гадди в 1375-1395 гг. Арка украшена двумя скульптурными изображениями пророков, созданных неизвестным флорентийским скульптором ок. 1350 г.
75.
DSC_0625

Капелла Гадди [14]
В отличие от многих других часовен церкви Санта-Мария-Новелла, капелла Гадди выглядит как шкатулка, собранная за относительно короткий период времени, и поэтому имеет стилистическое единство. Архитектура часовни и все ее шедевры скульптуры и живописи были созданы всего за 7 лет, с 1570 по 1577 г., благодаря щедрости коллекционера произведений искусства Никколо ди Синибальдо Гадди, который хотел назвать часовню в честь св. Иеронима, покровителя своей семьи.
76.
DSC_0720

Вся архитектура часовни была построена в 1575-1577 гг. Джованни Антонио Дозио. Современники признали в часовне первую флорентийскую архитектуру в римском стиле, инкрустированную мрамором и полудрагоценными камнями. Джованни Антонио Дозио также приписывают украшение лепного свода, алтаря, помоста внизу, пола и боковых гробниц.
77.
DSC_0725

Запрестольный образ — последняя работа Бронзино, написанная в 1570-1572 гг. Созданный до того, как было смонтировано убранство часовни, образ был перенесен сюда позднее. На нем изображено одно из Чудес Иисуса Христа «Воскрешение дочери Иаира». В гробнице на задней стене покоится фра Ремиджо де Джиролами, теоретик-доминиканец, от которого Данте Алигьери узнал об учении св. Фомы Аквинского.
78.
DSC_0732

Фрески, написанные в зеркалах свода и внутренней части входной арки, принадлежат Алессандро Аллори, ученику Бронзино, подписаны и датированы 1577 г. На них изображены сцены из жизни св. Иеронима, Добродетель и другие аллегорические фигуры.
79.
DSC_0731

В боковых гробницах захоронены два кардинала семьи Гадди (Никколо Гадди и Таддео Гадди), родственники одного и того же донатора. Мраморные барельефы над гробницами созданы Джованни Бандини в 1576-1577 гг. и представляют «Введение во храм Богородицы» (слева) и «Обручение Девы Марии» (справа).
80.
DSC_0733

Витражи с гербами семьи Гадди среди гротесков созданы фламандскими художниками и датируются 1578-1580 гг.
81.
DSC_0746

Капелла Гонди [15]
В этой часовне в 1279 г. провели церемонию «закладки первого камня» всей базилики Санта-Мария-Новелла, которую совершил доминиканский кардинал Латино Малабранка Орсини, который прибыл во Флоренцию для урегулирования разногласий между гвельфами и гибеллинами. С этого дня часовня посвящена св. Луке. В 1503 г. три брата из семьи Гонди, которые стали владельцами часовни, поручили Джулиано да Сангалло перестроить капеллу. Облицовка выполнена из белого, черного и красного порфирового мрамора со скульптурными геометрическими украшениями и горельефами. Однако в тот период была украшена только задняя стена.
82.
DSC_0737

Капелла Гонди широко известна из-за Распятия, выполненного Филиппо Брунеллески, одной из редких скульптурных работ архитектора купола базилики Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1572 г. монахи-доминиканцы, раздраженные незаконченным украшением часовни, передали известное деревянное распятие Филиппо Брунеллески семье Гонди в качестве стимула для завершения оформления капеллы. В результате боковые стены были оформлены в период конца XVI в. — начала XVIII в. по предыдущему проекту Бенедетто да Ровеццано. Они стилистически отличаются от задней стены Джулиано да Сангалло и не выдают композиционного единства и однородности.
83.
DSC_0735

Деревянное распятие Филиппо Брунеллески — это единственная деревянная работа великого флорентийского скульптора и архитектора и восходит к 1410-1415 гг. Джорджо Вазари утверждал, что распятие было создано в ответ на Распятие Донателло, находящееся в базилике Санта-Кроче, которое Брунеллески назвал слишком крестьянским для рассерженного натурализма. Достоверность данных Вазари неизвестна, но Брунеллески определенно не создавал свое распятие по особому заказу. Оно оставалось в доме или мастерской автора до тех пор, пока за год до смерти архитектор не решил подарить его доминиканским монахам Санта-Мария-Новелла. Они сначала поместили его на столб между капеллой Филиппо Строцци и капеллой Барди (следы гвоздей, которыми крепили распятие, видны и сейчас), а затем перенесли в 1572 г. в часовню Гонди.

Распятие характеризуется тщательной проработкой анатомии и пропорций, в результате чего отмечается существенный результат, вдохновленный древностью, усиливающий возвышенное достоинство и гармонию произведения. По сравнению с работами Донателло оно более идеализировано и размерено; математическое совершенство форм является отголоском божественного совершенства субъекта. Размах открытых рук не меньше, чем высота фигуры; линия носа на лице указывает на центр тяжести пупка и т.д. Тело было смоделировано по образцу обнаженной натуры, на самом деле на нем нет набедренной повязки, которую добавляли отдельно тканью. Таким образом, Брунеллески стал первым, кто определил эту практику во флорентийских мастерских XV в.
84.
DSC_0743

Сильно поврежденные фрески свода, изображающие четырех евангелистов, относятся к 70-80-м годам XIII в. Авторами фресок в греческой манере были флорентийские мастера до триумфа Чимабуэ и Джотто.
85.
DSC_0744

Ангелы в боковых нишах из крашеного камня более поздние. Витражи тоже относительно недавние и датируются XIX в.
86.
DSC_0745

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.