Валлетта. Церковь св. Франциска Ассизского

Строительство первой церкви неподалеку от францисканского монастыря, построенного в 1598 г., постоялого двора рыцарского ланга Прованса и церкви св. Варвары началось в 1598 г. и было завершено в 1607 г. во время правления Великого Магистра Алофа де Виньякура. Через несколько десятилетий временное здание постепенно разрушилось. В 1681 г. старая церковь была снесена, а на ее месте благодаря щедрости Великого Магистра Грегорио Карафа и по проекту его личного архитектора Модерико Блонделя была построена новая, существующая по сей день [35.8973179N 14.5108178E]. Великий Магистр был покровителем францисканских монахов, и его герб украшает фасад церкви. Грегорио Карафа также поручил итальянскому художнику Матиа Прети изобразить цикл картин, посвященный св. Франциску Ассизскому и св. Антонию Падуанскому.
1.
DSC_3789
В 1920-х годах церковь была перестроена по проекту мальтийского архитектора Эмануэля Борга и расширена за счет добавления купола и помещения хора. В ходе реконструкции были частично уничтожены ценные фрески мальтийского художника Джузеппе Кали эпохи ренессанса. Новые фрески выполнил местный художник Джанни Велла.

Фасад церкви аккуратный и сухо классический, а дверной проем, благодаря своей грандиозности, обладает большой силой притяжения. В небольшой колокольне слева имеются 4 колокола: самый старый (большой) изготовлен в 1717 г., средние — в 1746 и 1829 гг., и малый — в 2014 г.

На углу церкви на пересечении улиц Республики и Мелита в богато украшенной нише установлена скульптура св. Франциска Ассизского, выполненная скульптором Винченцо де Кандия. Св. Франциск изображен в виде францисканского монаха с распятием в руках, стоящим на постаменте с рельефным гербом францисканского ордена. Эта статуя заменила первоначальную, воздвигнутую на этом же месте 2 декабря 1745 г. и в настоящее время являющуюся частью францисканской церкви в бухте Святого Павла.
2.
Statue

Церковь имеет первостепенное значение в истории мальтийской архитектуры, так как ее интерьер был одним из первых в стиле барокко. Простота плана и сводчатый потолок способствуют единству интерьера. Изнутри церковь однонефная, по бокам в неглубоких нишах установлены по три алтаря.
3*.
DSC_3707

Церковь украшают несколько важных картин. В их числе работы таких мастеров, как Филиппо Паладини (1544-1614); Маттиа Прети (1613-1699); Пьетро Гальярди (1809-1890); Джузеппе Кали (1864-1930) и Джанни Велла (1885-1977).
4*.
DSC_3749

На своде нефа находятся две картины, написанные Джузеппе Кали в 1917 г.
5. Смерть св. Франциска
DSC_3729

6*. Вознесение на небеса св. Франциска Ассизского (Слава св. Франциска)
DSC_3722

Совершим виртуальную прогулку по церкви по часовой стрелке, начиная от входа. Сразу возле входа в нише установлены небольшая очень красивая статуя Девы Марии и портрет францисканского монаха.
7.
DSC_3787

8. Проход во францисканский монастырь.
DSC_3786

Францисканский монастырь был реконструирован в 1731 г. благодаря поддержке Великого Магистра Антонио Мануэля де Вильена, о чем напоминает барельеф Великого Магистра.
9.
DSC_3785\

Хоть мы и посетили церковь в середине ноября, но рождественский вертеп уже был выставлен. Жаль, что фотографированию сильно мешали блики от стекла.
10.
DSC_3783

Первый слева алтарь посвящен свв. Косме и Дамиану, врачам по профессии. Считается, что они не принимали за свои услуги никакой платы, за что назывались бессребрениками. Также указывается, что являясь христианами, они многих обращали к вере во Христа. Одно из самых известных деяний святых — операция по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов, ногой недавно умершего мавра. Этот сюжет нашёл своё отражение во многих произведениях средневекового искусства.
11.
DSC_3717

Второй алтарь слева — алтарь Порциункулы (Алтарь Девы Марии Ангелов). Два года провёл св. Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы под названием Порциункула. Починив её, св. Франциск устроил для себя шалаш возле неё. В Порциункуле был произведен постриг в монахини св. Клары, выполненный св. Франциском. Здесь находится прекрасная картина Маттиа Прети — изображение Девы Марии, пожертвовавшей веревку для хабита св. Франциска. Во францисканский хабит входит пояс из верёвки с тремя узлами, к которому привязывали чётки.
Перед алтарной картиной можно увидеть изображение св. Максимилиана Кольбе — польского священника-францисканца, который погиб в концлагере Освенцим в 1941 г., добровольно пойдя на смерть ради незнакомого ему человека.
12.
DSC_3727

Третий слева алтарь посвящен Непорочному зачатию Девы Марии. Иконография Непорочного зачатия часто включает изображение Марии, молящейся со сложенными руками и парящей в небесах в окружении херувимов.
13.
DSC_3732

Ниже картины стоит статуя св. Иосифа, покровителя Ордена меньших братьев-францисканцев.
14.
DSC_3730

15.
DSC_3770

Сразу за третьим алтарем слева прекрасная каменная кафедра, украшенная барельефами со сценами из Библии.
16.
DSC_3737

17.
DSC_3772

18.
DSC_3771

Справа от кафедры под защитным стеклом хранится постамент, на котором, вероятно, во время больших церковных шествий носят статую Непорочного зачатия.
19.
DSC_3738

Купол в церкви был добавлен в 1920-х годах во время последней перестройки церкви по проекту мальтийского архитектора Эмануэля Борга. Новые фрески, на которых изображены различные сцены из жизни св. Франциска и монахов-францисканцев, выполнил местный художник Джанни Велла.
20.
DSC_3741

21. Фреска слева от главного алтаря
DSC_3744

22. Фреска над главным алтарем
DSC_3742

23. Фреска справа от главного алтаря
DSC_3743

Картина XVIII в. на главном алтаре в разных источниках называется немного по-разному. Наиболее вероятно, что корректный перевод на русский будет «Св. Франциск получает стигматы». Автором картины является Маттиа Прети (некоторые исследователи считают, что авторство следует отдать одному из его учеников).
24.
DSC_3745

Стигматы — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте. Принято считать, что впервые стигматы появились у св. Франциска Ассизского в 1224 г. Согласно биографам святого Франциска, стигматы были ему дарованы в день Воздвижения Святого Креста во время молитвы на горе Верне. Классическое изображение св. Франциска, получающего стигматы: святому явился серафим в виде распятого Христа (часто в окружении ангелов), раны которого излучают световые лучи, поражающие тело св. Франциска.
25.
DSC_3775

Алтарный образ увенчан гербом ордена францисканцев.
26.
DSC_3776

Кресло предстоятеля церкви (седилия). Седилия — совокупность сидений для священников в христианских церквах. Обычно состоит из трех отдельных каменных сидений — для священника, дьякона и подьячего и находится на южной стороне алтаря или хоров. Позднее сидения иногда стали изготавливать в виде обычных кресел и стульев.
27.
DSC_3755

Справа от главного алтаря в нише установлена статуя св. Франциска.
28.
DSC_3739

Икона Богоматери здоровья.
29.
DSC_3736

Третий алтаря справа посвящен св. Антонию Падуанскому. Алтарный образ «Чудо св. Антония, воскрешающего человека из мертвых». Статуя ниже также изображает св. Антония.
30.
DSC_3733

Второй алтарь справа посвящен св. Григорию Чудотворцу. На алтарном образе изображен святой, преклоняющийся перед Девой Марией с младенцем и св. Анной. Особенностью этого образа является портрет Великого Магистра Грегорио Карафа, написанный в знак признания его добродетельных поступков. Ниже находится статуя Священного сердца Иисуса, созданная скульптором из Гозо Вистином Камиллери ок. 1920 г.
31.
DSC_3725

Статуя Непорочного зачатия.
32.
DSC_3721

Первый справа алтарь посвящен св. евангелисту Луке. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. На алтарном образе св. Лука пишет икону Пресвятой Марии с Младенцем Иисусом. Это одна из немногих картин Маттиа Прети, датированных и подписанных автором латинской аббревиатурой F(ecit) M(atthia) P(reti) 1671.
Ниже установлен триптих трех мальтийских святых: св. Джордж Прека, бл. Назю Фальзон и бл. Мария Адеодата Пизани. Триптих создал священник Чарльз Велла в 2010 г.
33.
DSC_3719

Очень реалистичная статуя молодого монаха-францисканца в традиционном одеянии — хабите.
34.
DSC_3779

Деревянное распятие неизвестного автора было создано ок. 1400 г. Реставрация распятия была проведена в 2017 г.
35.
DSC_3777

В церкви св. Франциска над входной дверью установлен орган, построенный в 1932 г. итальянской фирмой Mascioni, основанной в 1829 г. В органе установлена система воспроизведения, позволяющая органисту предварительно записывать музыку наподобие перфорированных рулонов, используемым в пианоле, чтобы орган мог воспроизводить музыкальные произведения без участия органиста.
36.
DSC_3724

Небольшое видео, рассказывающее о церкви св. Франциска.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Обсуждение поста и вопросы — в аналогичном посте в Живом журнале.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.