Португалия. Мафра. Королевский дворец. Часть 2

Окончание рассказа. Начало читать здесь.

Комната Пиренейской войны
Комната Пиренейской войны, в которой участвовали как французские, так и британские войска, занимавшие здание дворца во время оккупации.
1*. Плафон комнаты
p819

Картины, что вполне очевидно, в основном на военную тематику.
2.
p818

3.
p817

4.
DSC_5424

Комната короля Жуана VI
Помещение названо так в честь картины с изображением аллегории короля Жуана VI, написанной, вероятно, Arcângelo Foschini в XIX в.
5.
p823

Комната камергеров
В комнате Чемберлена на потолке изображена аллегория Плодородия, в очередной раз работа Сирилло Воклмара Мачадо. По словам художника, это аллегория празднования потомками короля Жуана VI после 8 лет совместной жизни. Дворец Мафры был построен во исполнение обета правопреемства короля Жуана V. Любопытно, что почти сто лет спустя его праправнук заказал картину с тем же намерением.
6.
p822\

Южная башня
Здесь находились частные апартаменты королевы с ее собственной кухней в подвале, кладовыми на первом этаже, комнатами фрейлин на первом этаже, покоями королевы на втором этаже и помещениями горничных на чердаке. После смерти королевы Марии II в 1853 г. вся королевская семья переселилась в это крыло, оставив в северной башне апартаменты для важных гостей, посещавших Мафру. Коллекция живописи, заказанная в Италии королем Жуаном V для монастыря, была перенесена в Королевский дворец после запрета религиозных орденов в Португалии в 1834 г.
7.
p820

Коронация Богородицы. Святое семейство (Агостино Масуччи, 1721). На правом краю картины изображен Масуччи изобразил себя. Святое Семейство и Иоанн Креститель (Vieira Lusitano, XVIII в.)
8*.
p821

Распятие. Коронация Богородицы (Джованни Одацци)
9.
DSC_5439

Спальня
Это одна из самых исторических комнат во дворце, не столько потому, что это была спальня королевы Амелии Орлеанской, а потому, что именно в этом зале последний португальский монарх Мануэл II после провозглашения республики 5 октября 1910 г. провел ночь перед отплытием в изгнание из Португалии в Англию. Изгнанный монарх прожил остаток своих дней в Лондоне и умер в 1932 году. Прочная кровать XIX в. оформлена в романтическом стиле и сочетается с туалетным столиком конца из розового дерева и комодом из бакаута XVIII в.
10.
p824

Портрет печального короля Мануэла II стоит на мольберте у подножия кровати. По некоторым данным, портрета написал Жузе Мальоа в 1908 г.
11.
DSC_5448

Ванная комната
12.
p825

Гостиная
13.
p826

Часовня
В часовне на плафонной картине, опять-таки написанной Сириллом Волькмаром Мачадо, изображены св. Иоанн Креститель, св. Чарльз Борромео и св. Антоний перед св. Троицей, ходатайствующие о потомках будущего короля Жуана VI. Алтарный образ — св. Дева Мария Избавительница (приписывается Inácio de Oliveira Bernardes, 1730).
14.
p827

Южное крыло дворца
Это крыло дворца использовалось в XIX веке, так как было солнечно и тепло. Эти изменения соответствуют новой концепции конфиденциальности семьи и общественной жизни.
15.
DSC_5475

Неапольская комната
Комната названа Неапольской по картине на южной стене «Прибытие короля Педру V вместе со своим братом Луишем в Неаполь во время своего первого путешествия в Европу 4 июля 1855 г.» (Паскуале Маттей, 1859). Конный портрет на противоположной стене «Король Жуан VI верхом на португальском коне Альтере» написал придворный живописец Жозе да Кунья Таборда в XIX в.
16.
p828

Комната короля Педру V
Комната названа так из-за конного портрета короля (Генри Пети, 1855).
17.
DSC_5486

В то время эта комната была также известна как «Зал ожидания», потому что здесь посетители ждали, когда их примет королевская семья в Музыкальной комнате. Картины принадлежат частной коллекции короля Карла I.
Основные картины: «Водопад» (Абель Кардосо, 1901) и «Маленькие девочки собираются на причастие» (Карлос Рейс, 1893).
18.
p829

Музыкальная комната, или Зал приемов
Музыкальная комната, самая симпатичная и гармоничная из всех государственных комнат, названа в честь главных фигур — рояля, созданного Джозефом Киркманом из Лондона около 1860 г. и квадратного пианино у стены, созданного лондонской фирмой Коллард и Коллард в Лондоне около 1820 г. Освежающе светлый и просторный салон украшен гарнитуром стульев и шезлонгов, обтянутых тканью горчичного оттенка. Чувство элегантности усиливается серией картин и литографий XIX века, одна из которых принадлежит австрийцу Йозефу Антону Штрассгшвандтнеру. На дальней стене висит два портрета: Император Бразилии Педру II (Эмиль Вотье-Канне, 1890) и Императрица Бразилии Амелия де Богарне со своей дочерью Марией Амелией (Дюрк, 1839).
19.
p830

Комната для игр
Бильярдная лампа из железа и бронзы изготовлена во Франции во второй половине XIX в. Столы для русского бильярда и для французского бильярда, XIX в.
20.
p831

Китайский бильярдный стол также изготовлен во Франции в XIX в.
21.
DSC_5504

Музыкальная комната для струнных инструментов
Справа на стене надо обратить внимание на морской пейзаж, написанный королем Карлушем I.
22.
p832

Коллекция музыкальных инструментов, изготовленных Аугусто Мерсеано да Коста из Мадейры, приобретенная королем Карлушем I и королевой Амелией во время посещения острова в 1901 г.
23.
DSC_5515

Еще один зал, примыкающий к Музыкальной комнате.
24.
DSC_5514

Зал охотничьих трофеев
Королевская семья часто устраивала охоту в близлежащих обширных охотничьих угодьях дворца. Зал трофеев, или Сала да Кака, была устроена для демонстрации охотничьих трофеев и представляет собой гротескную коллекцию из почти ста наборов рогов и нескольких голов кабанов на настенных подставках.
25*.
p833

26.
DSC_5530

Но что действительно шокирует борцов за права животных, так это мебель, сделанная из пантов и обитая оленьими шкурами.
27.
p834

28.
DSC_5529

Наибольший интерес может представлять люстра, сделанная из оленьих и лосиных рогов и выделанных голов животных.
29.
DSC_5522

Помещение за этим экстравагантным залом предназначалось для наставника принца или знати на королевской службе.
30.
p836

31.
p835

Обеденный зал
Шкафы в стиле королевы Марии, с китайским, французским и португальским фарфором XVIII века. Коллекция хрусталя и стекла XVI-XVIII веков и португальское серебро XVIII-XIX веков.
32.
p837

Стол и стулья изготовлены в конце XIX в. в Лиссабонской тюрьме и подарены королю Карлосу I.
33.
DSC_5535

Подсобное помещение для поваров и официантов, украшенное охотничьими трофеями.
34.
p838

Коридор с машиной для очистки ножей
Запатентованная 12 июня 1844 г. машина для чистки ножей Кента была невероятно популярной в середине XIX и начале XX вв. вплоть до изобретения нержавеющей стали. Поскольку ножи подвергались воздействию кислых продуктов, их нужно было ежедневно чистить и полировать, чтобы они не ржавели и не тускнели. Слуга вставлял ножи в пазы в верхней части деревянного барабана, засыпал наждачный порошок Кента, продаваемый вместе с машиной, в желоб барабана и крутил чугунную рукоять привода. Внутри машины деревянные диски, покрытые чередующимися рядами щетинок и полосок кожи, проворачивались и терлись об обе стороны ножей. Наждачный порошок прилипал к щетинкам и полоскам и полировал стальные столовые приборы.
35.
DSC_5542

Футляр с бархатной укладкой для чего-то ценного.
36.
DSC_5539

Галерея
Путь к, пожалуй, самому значимому помещению в Королевском дворце, проходит по галерее, в которой можно ознакомиться с некоторыми документами и справочными материалами.
37.
DSC_5545

Там же есть и несколько интересных объектов. Например, гипсовый бюст короля Жуана V (Алессандро Джусти, 1748-1749).
38.
DSC_5543

Рельеф, изображающий Богоматерь с ребенком и (возможно) со св. Франциском Ассизским в окружении херувимов.
39.
DSC_5546

Библиотека
Великолепная библиотека — несомненная изюминка дворца Мафры и одно из самых знаменитых книжных хранилищ в Европе. Построенная Мануэлем Гаетано де Соуса, это самая большая и благородная из комнат дворца. Его мраморный пол, выполненный в виде креста, имеет длину 90 м и ширину 9,5 м. Высота потолка библиотеки 13 м.
40*.
p839

Деревянные книжные шкафы в стиле рококо содержат бесценную коллекцию из более чем 40000 книг в кожаных переплетах с золотым тиснением. Среди наиболее заметных томов, размещенных здесь, — «Нюрнбергская хроника», датированная 1493 г., и копия «Театрум Орбис Террарум» 1595 г. Абрахама Ортелиуса, который считается первым настоящим современным атласом.
41*.
DSC_5555

Здесь также хранится трехъязычная копия Библии 1514 года, в то время как ценное первое издание Лузиады (1572) португальского поэта Луиса де Камоэса считается национальным достоянием. Неудивительно, что публика не имеет права просматривать какие-либо книги и может пройти только короткий путь от входа в библиотеку. Но этого достаточно, чтобы восхититься роскошным интерьером и размышлять над тем фактом, что ценное содержимое защищено от заражения насекомыми колонией летучих мышей, живущих в карнизе.
42*.
p840

43.
DSC_5561

Завершается осмотр Королевского дворца Мафры монастырским клуатром [26].
44.
p844

45.
p842

46.
p843

Напоследок, завершая рассказ о Дворцово-монастырском комплексе Мафры, предлагаю взглянуть на него с высоты птичьего полета.

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.