Лиссабон. Монастырь Сан-Висенте-де-Фора. Часть 1

Церковь и Монастырь Сан-Висенте-де-Фора (Монастырь св. Винсента за стенами) были возведены в 1582-1627 гг. на месте небольшого храма, построенного в 1173 г. и посвященного покровителю Лиссабона св. Винсенту из Сарагосы [38.7148114N 9.1280615W]. Этот храм является одним из самых замечательных архитектурных памятников Лиссабона, созданный в стиле маньеризм.
1.
Vicente_de_Fora

Первоначальный монастырь Сан-Висенте-де-Фора был основан около 1147 г. первым португальским королем Афонсу Энрикишем для августинского ордена. Монастырь, построенный в романском стиле за пределами городских стен, был одним из важнейших монашеских фондов средневековой Португалии. Он посвящен св. Винсенту Сарагосскому, покровителю Лиссабона, чьи мощи были перенесены из Алгарви в Лиссабон в XII в.
2.
View

Нынешние здания являются результатом реконструкции, выполненной по приказу испанского короля Филиппа II, который позднее стал королем Португалии (Филиппом I) после наследственного кризиса 1580 г. Церковь монастыря была построена между 1582 и 1629 гг., а другие монастырские здания были завершены только в XVIII в. Автором проекта церкви считается итальянский иезуит Филиппо Терци и/или испанец Хуан де Эррера. Планы исполняли на практике (с некоторыми модификациями) Леонардо Турриано, Балтазар Альварес, Педро Нуньес Тиноко и Жуан Нуньес Тиноко.
3. Монастырь на Большой панораме Лиссабона
azuleju

Цистерны
При входе посетители могут осмотреть два больших цистерны, в которых хранились запасы воды для нужд монастыря.
Большое водохранилище под западным клуатром было предназначено для сбора и хранения дождевой воды. Оно состоит из двух сводчатых крыльев, опирающихся на арки.
Часть этой конструкции восходит к временам правления первого короля Португалии, Афонсу I.
4.
DSC_6941

Справа виден отраженный в воде круглый Рот цистерны, открытый в монастыре.
5.
p1226

Часть новой цистерны, расположенная под входом в монастырь, восходит к эпохе правления короля Жуана III. Руины дают точное представление о первоначальном размере: они включают часть стен с оригинальной облицовкой, и кирпичный свод, усиленный арками.
6.
p1227

Терракотовая статуя св. Антония (копия с оригинала из церкви в Мошкавиде, покровителем которого является св. Антоний) (Лагоа Хенрик, 1958).
7.
DSC_6940

Вероятно, что статуя изображает св. Павла.
8.
DSC_7035

В здания монастыря можно попасть через великолепный барочный портал, расположенный рядом с фасадом церкви.
9*.
p1229

Входной зал
Внутри вход украшен сине-белой азулежу XVIII в., рассказывающей об истории монастыря, включая сцены осады Лиссабона в 1147 г.
10.
DSC_6974

Ларец с реликвиями
Изготовлен из полихромного дерева во II половине XVIII в. В ларце хранятся останки семи португальских и испанских миссионеров, которые были замучены в Маракеше (Марокко) в 1585 г. Останки были доставлены в Португалию по приказу короля Испании Филиппа II. На крышке можно увидеть сцену мученичества, на которой изображены семь миссионеров, которым помогали тринитарии и францисканцы.
11.
DSC_6963

«Аллегория Мальтийского ордена» (копия) (Маттиа Прети, XVII-XVIII в.)
Остров Мальта благодарен за защиту св. Иоанна Крестителя в борьбе с турками. Это полотно, вероятно, имеет неаполитанское происхождение и представляет собой аллегорию Мальтийского ордена. В центре картины женская фигура, представляющая остров Мальта, опускается на колени перед ее покровителем, св. Иоанном Крестителем, опознанным по его одежде и ягненку. Эта картина, вероятно, принадлежала одному из монастырей Мальтийского ордена.
12.
DSC_6964

Потолок «Триумф св. Августина над ересью» (Виченцо Баккарелли, 1710)
Сводчатый потолок расписанный в стиле Тромплёй флорентийским художником Виченцо Баккарелли, который ввел в моду этот стиль украшения в Португалии. Роспись создает иллюзию, визуально значительно увеличивающую помещение с низким потолком. Восстановленный Мануэлем да Коста в 1796 г., он является единственным сохранившимся потолком мастера.
13*.
p1231

Центральная композиция представляет триумф учения о благодати, защищенного святым Августином, во славу вздымающегося на облаках ангелами, который поднял свою митру и открыл книги, символизируя доброе учение этого святого и Учителя Церкви. Внизу, слева, на кресте епископа находится копье, пронзившее еретика, чьи книги уничтожены в огне.
14*.
p1230

Клуатры
Два клуатра весьма схожи между собой и не украшены изысканной резьбой по камню, как, например, в монастыре иеронимитов в Белене.
15.
Cloisters

16.
DSC_7277

17.
p1267

Но в то же время здесь можно потратить много времени, чтобы рассмотреть многочисленные азулежу, на которых изображены различные сценки из жизни португальцев. Подсчитано, что всего установлено 81 панно, на создание которых в 1737 г. потребовался 14521 изразец.
18.
p1237

19.
p1245

Изразцовых панно на самом деле очень много, приводить каждое из них по отдельности — значит утяжелить пост. Поэтому пришлось сделать коллажи, на которых на большом экране можно увидеть практически все детали.
20*.
p1232

21*.
p1233

22*.
p1234

23*.
p1235

24*.
p1236

25*.
p1244

Ризница
Здесь каноники готовились к мессе и облачались в церковные одеяния, а затем пересекали часть клуатра по пути к церкви. Строительство ризницы велось с начала XVIII в. по 1716 г. по проекту архитектора Жуана Нуньеса Тиноко. Входная дверь школы маньеризма имеет великолепную скульптурную композицию более позднего времени, с фигурой Веры, держащей чашу, и с Надеждой, держащей якорь; обе по бокам от королевского герба Португалии.
26. К сожалению, я умудрился не сделать свою фотографию портала, а в интернете нашлось только такое по качеству изображение. Если кто-то поможет в поисках — буду очень благодарен.
IMG_20190423_121908

Внутренние стены полностью покрыты полихромными мраморными вставками, что дает необычайный декоративный эффект. Под полом находятся антропоморфные гробницы XII в., обнаруженные во время недавних археологических работ. Это гробницы тевтонских крестоносцев, которые помогли первому королю Афонсу I завоевать Лиссабон. Мебель состоит из двух деревянных сундуков из бразильской жакаранды, более известной как палисандровое дерево, с замечательными металлическими петлями. Они были в основном предназначены для хранения священных облачений.
27*.
p1238

Французский скульптор Клод Лапрад внес весомый вклад в создание некоторых скульптур.
28.
DSC_7033

Потолок, восстановленный после землетрясения 1755 г., представляет собой роспись маслом на холсте, приклеенном к дереву. В центре изображен Агнец Божий. Обильное цветочное и растительное украшение окружает медальоны с аллегориями регулярных каноников св. Августина и города Лиссабона.
29*.
p1239

Ретабло алтаря «Богоматерь и дитя со святыми» написал Андре Гонсалвес в середине XVIII в.
30.
p1240

Капелла Мальчиков из Палхавы
Каменная часовня, где захоронены дон Антоний и дон Хосе, сыновья короля Жуана V, рожденные вне брака. Вместе с доном Гаспаром они были известны как «Менинос» (маленькие мальчики) из Палхавы, так как они жили во дворце Палхавы в Лиссабоне (сегодня там находится испанское посольство). Под полом захоронены сердца и внутренности некоторых из португальских королей четвертой династии. Их могилы находятся в пантеоне дома Браганса, о котором речь пойдет немного позже.
31.
p1241

32.
DSC_7047

33. Захоронения Антония и Хосе.
p1242

34.
p1243

Капелла св. Антония
Предание гласит, что здесь находилась келья св. Антония в те годы, когда он был регулярным каноником ордена св. Августина. Капелла была построена в 1740-х гг. по проекту архитектора родом Карлоса Мардела по заказу кардинала Мота. Отдельного внимания заслуживает оформление капеллы полихромным мрамором.
35.
p1253

Здесь находится надгробие, которое называют местом захоронения Терезы Тавейры, матери св. Антония.
36.
DSC_7118

Пантеон лиссабонских патриархов
В 1834 году, после роспуска монастырей в Португалии, монастырь был преобразован во дворец для архиепископов Лиссабона. В бывшем зале капитула, где периодически проводились собрания каноников, был устроен пантеон с захоронениями лиссабонских патриархов, начиная с Карлуша да Кунья-и-Менезеша, умершего в 1825 г.
37.
p1247

38.
DSC_7091

Первоначально зал капитула был украшен панелями из изразцов азулежу.
39.
p1246

Титул лиссабонского патриарха был создан в 1716 г. папой римским Климентом XI по просьбе короля Жуана V (1689-1750).
40. Судя по сюжету, изображена «Тайная вечеря».
DSC_7092

Пантеон королевской династии Браганса
В 1855 г. король Фернанду II превратил старую трапезную монахов в пантеон для королей династии Браганса. В это помещение были перенесены захоронения из небольшой пристройки рядом с главным алтарем церкви. Пантеон был реконструирован до своего нынешнего состояния Генеральным управлением национальных памятников и зданий.
41.
p1249

Большинство гробниц расположены вдоль стен пантеона и представляют собой простые мраморные коробки с местом для четырех гробниц. Если гробница принадлежит монарху, на ее стороне выгравирована золотая корона и корона, помещенная поверх всего множества гробниц.
42*.
p1252

В пантеоне также установлено сдвоенное захоронение двух мучеников лиссабонского цареубийства: короля Карлуша I и инфанта Португалии герцога Луиша Филипе, построенное архитектором Раулем Лино.
43.
DSC_7106

44.
DSC_7107

45.
p1251

В центральном проходе пантеона также находится могила последнего короля Португалии Мануэла II.
46.
DSC_7110

С противоположной стороны пантеона можно увидеть захоронение последней королевы Португалии Амели Орлеанской.
47.
DSC_7105

48.
DSC_7115

Заслуживает внимания мраморная могила короля Жуана IV.
49.
p1250

В коридоре по особому королевскому разрешению находятся гробницы герцога и герцогини Терсейры и герцога Салданьи.
50.
DSC_7095

51.
p1248

Хотите первыми узнавать о новых постах — подписывайтесь на уведомления в телеграм @vgrigorievbot.

One thought on “Лиссабон. Монастырь Сан-Висенте-де-Фора. Часть 1”

  • grigova says:

    Отдельную благодарность за оперативную помощь в предоставлении недостающей информации и полезные уточнения в тексте хочу выразить сотрудникам монастыря São Vicente de Fora, в первую очередь Joana Santos.

Leave a Reply

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.